Логически правильные (корректные) и логически неправильные (некорректные) вопросы

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 12:35, контрольная работа

Краткое описание

Различают логически корректные и логически некорректные вопросы. Вопрос является логически корректным, если на него можно дать истинный ответ, снижающий познавательную неопределенность. На логически некорректные вопросы такого ответа дать нельзя. Вопросы некорректны:
1) когда в их формулировке содержатся выражения, смыслы, значения которых неизвестны;
2) когда все выражения, входящие в формулировку вопроса, имеют определенные смыслы или значения, однако между этими выражениями нет согласования (“Будете ли Вы проживать в Республике последние десять лет?”);
3) когда содержание вопроса недоопределенно (“Автомобиль проехал по первой полосе или по крайней?”);

Файлы: 1 файл

Логически правильные.docx

— 57.59 Кб (Скачать)

 

    1. Логически правильные (корректные) и логически неправильные (некорректные) вопросы.

 

 

ВОПРОС —  мысль, побуждающая к ответу, в  которой выражается просьба дополнить  имеющуюся информацию с целью  устранения или уменьшения познавательной неопределенности. Имеющаяся информация, явно или неявно содержащаяся в вопросе  и выраженная в виде суждения или  системы суждений, называется предпосылкой вопроса. Благодаря предпосылкам вопросы  могут использоваться для передачи информации.    

Различают логически  корректные и логически некорректные вопросы. Вопрос является логически  корректным, если на него можно дать истинный ответ, снижающий познавательную неопределенность. На логически некорректные вопросы такого ответа дать нельзя. Вопросы некорректны:

1) когда  в их формулировке содержатся  выражения, смыслы, значения которых  неизвестны;

2) когда все  выражения, входящие в формулировку  вопроса, имеют определенные смыслы  или значения, однако между этими  выражениями нет согласования (“Будете  ли Вы проживать в Республике  последние десять лет?”);

3) когда  содержание вопроса недоопределенно (“Автомобиль проехал по первой полосе или по крайней?”);

4) когда  предпосылкой вопроса является  ложное суждение. На такие вопросы  нельзя дать истинного ответа. Они называются провокационными  (“Перестала ли ты бить своего  мужа?”);

5) когда  на вопрос нельзя дать ответа, снижающего познавательную неопределенность, поскольку ее нет.

 Такие  вопросы называются тавтологичными — логически тавтологичными, если запрашиваемая информация выражается его логической формой (“Является ли Иванов тем человеком, которым он является?”), или фактически тавтологичными, если запрашиваемая информация выражается всеми терминами, входящими в его формулировку, а не только логической формой (“Между кем была русскояпонская война?”).    

По степени  неопределенности, которую требуется  устранить, вопросы делятся на трудные  и легкие. Вопросы, на которые не существует определенного числа  ответов, называются открытыми. Закрытые вопросы требуют определенного  числа ответов.    

Среди истинных ответов различают правильные и неправильные. Правильными являются ответы, полностью или частично устраняющие познавательную неопределенность. Ответ, полностью устраняющий познавательную неопределенность, называется сильным, не полностью — слабым. Из двух слабых ответов один может быть более сильным, чем другой.    

Правильные  ответы могут быть также полными  и неполными. Последние иногда даются на сложные вопросы, т. е. на вопросы, в которых можно выделить правильную часть, в свою очередь являющуюся вопросом. Ответ на сложный вопрос является полным, если в нем содержатся ответы на все подвопросы этого сложного вопроса. Неправильными являются ответы, не снижающие познавательной неопределенности. Это тавтологичные и нерелевантные ответы.

 Тавтологичные ответы могут быть истинными в силу логической формы (логически тавтологичные). Тогда они не несут фактической информации и в силу этого не могут снижать познавательную неопределенность. Фактически тавтологичные ответы истинны в силу того, что выражают информацию, содержащуюся в вопросе (полностью или частично повторяют предпосылку вопроса), или общеизвестную информацию. Нерелевантными являются ответы на незаданные вопросы.

 

 

    1. Виды ответов.

 

 

Среди ответов  различают:

- истинные  и ложные;

- прямые  и косвенные;

- позитивные  и негативные;

- краткие  и развернутые;

- полные  и неполные и избыточные.

По содержанию ответы делятся на истинные и ложные. Ответ является правильным в том случае, если выраженное в нем суждение истинно и логически связано с поставленным вопросом. Неправильными будут ложные ответы (суждения, неверно отражающие действительность) и "ответы не по существу", т. е. нерелевантные ответы. "Ответ не по существу" может быть и истинным, но он дается не на тот вопрос, который поставлен. Так, на вопрос: "В каком городе родился А. С. Пушкин?" нерелевантным ответом будет: А. С. Пушкин родился в 1799 году.

По способу  выражения информации ответы делятся  на прямые и косвенные. Прямым называется ответ, взятый непосредственно из области поиска ответов, при конструировании которого не прибегают к дополнительным сведениям и рассуждениям. Например, прямым ответом на восполняющий вопрос  “Есть ли жизнь на планете Венера?" прямым ответом будет "На Венере нет жизни”. Прямым ответом на уточняющий вопрос - “Является ли дельфин рыбой?” будет суждение: “Нет, дельфин не является рыбой”.

 

Косвенным называется ответ, который берут из более широкой области, нежели область поиска ответа, и из которого лишь выводным путем можно получить прямой ответ. Так, для вопроса “ Есть ли жизнь на планете Венера? косвенным ответом будет Температура атмосферы этой планеты равна приблизительно 485 градусам по Цельсию, а при такой температуре все живое гибнет”. На вопрос  “Является ли дельфин рыбой?” косвенным будет ответ: “Дельфин относится к млекопитающим животным”.

При реконструировании косвенного ответа на первый вопрос отвечающий располагал не только информацией о том, что на ней не может существовать жизнь, но и тем что, температура атмосферы планеты Венера равна приблизительно 485 градусам по Цельсию. Во втором случае отвечающий располагал дополнительной информацией, о том, что дельфин - это млекопитающее животное и что млекопитающие и рыбы образуют два непересекающихся класса.

По намерениям отвечающего различают позитивные и негативные ответы. Стремление разобраться в вопросе приводит к позитивному ответу, прямой или косвенный отказ отвечать на него - к негативному ответу.

По грамматической форме ответы могут быть краткими и развернутыми.

Краткие - это односложные - утвердительный и отрицательный ответы: “да” или “нет”. Развернутые - это ответы, в каждом из которых повторяются все элементы вопроса. Например, на вопрос “Был ли Карл Маркс атеистом?” могут быть получены утвердительные ответы: краткий - “Да”;  развернутый  -  “Да, Карл Маркс был атеистом. ”; отрицательные ответы: краткий - “Нет”; развернутый  -  “Нет, Карл Маркс  не был атеистом. ”

Краткие ответы наиболее подходящие для простых  вопросов; при сложных вопросах целесообразно  пользоваться развернутыми ответами, поскольку односложные ответы в  этом случае нередко оказываются  двусмысленными.

По объему представленной в ответе информации они могут быть полными или неполными. Проблема полноты чаще всего возникает при ответах на сложные вопросы.

Полный ответ включает информацию по всем элементам или составным частям вопроса. Например, на сложный уточняющий вопрос: “Верно ли, что подлежащее, сказуемое и дополнение являются второстепенными членами предложения?” полным будет следующий ответ: “Подлежащее и сказуемое являются главными членами предложения, дополнение - второстепенным членом”. На сложный восполняющий вопрос: “Где, когда и в честь какого события был установлен памятник князю Владимиру?” полным будет следующий ответ: “Памятник великому князю киевскому Владимиру Святославовичу установлен в 1853 году в Киеве в честь 770-летия крещения Руси ”. 

Неполный ответ включает информацию относительно лишь отдельных элементов или составных частей вопроса. Так, на приведенный выше вопрос -  “Верно ли, что подлежащее, сказуемое и дополнение являются второстепенными членами предложения?” - неполным будет ответ: “Нет, неверно, подлежащее является главным членом предложения”. На вопрос “Где, когда и в честь какого события был установлен памятник князю Владимиру?” - неполным будет ответ: “Памятник князю Владимиру Святославовичу установлен в честь 770-летия крещения Руси”.

Неполный  ответ на первый вопрос не содержит информации о роли сказуемого в предложении, а второй ответ не указывает время  и место установления памятника.

 Избыточный ответ дает кроме требуемой, еще и дополнительную информацию. Так, на вопрос, "В каком городе родился А. С. Пушкин?" избыточным ответом мог быть такой: "А. С. Пушкин родился в Москве в семье штабс-капитана С. Л. Пушкина в 1799".

 

Логическая  зависимость между вопросом и  ответом означает, что качество ответа во многом определяется качеством вопроса. Не случайно в полемике и в процессе допроса, действует правило: каков  вопрос, таков ответ. Это значит, что на расплывчатый и двусмысленный  вопрос трудно получить ясный ответ; если хочешь получить точный и определенный ответ, то сформулируй точный и определенный вопрос.

Под точностью  и определенностью в данном случае имеется в виду логическая, т.е. понятийно-структурная  характеристика вопроса. Она выражается в точности употребляемых понятий  и вопросительных слов, а также  в рациональном использовании сложных  вопросов.

Двусмысленные понятия нередко используются в  улавливающих или “провокационных” вопросах, в которых содержится скрытая  информация. К таким вопросам прибегали  древнегреческие софисты, т.е. люди, прибегающие к логическим уловкам. Один из них - софизм “рогатый”, когда  предлагают ответить  на вопрос: “Продолжаешь ли ты носить рога?” В другой уловке софист спрашивает: “Продолжаешь ли ты бить своего отца?”

Скрытые в этих вопросах утверждения приводят к тому, что независимо от характера  ответа на них - “да” или “нет”, отвечающий в обоих случаях неявно признает, что у него есть или были раньше рога, или же, что он бил раньше или бьет сейчас своего отца.

Неопределенность  в ответах может быть результатом  неясности используемых при постановке вопроса понятий. Примером может  служить известный еще древним грекам софизм “куча”. Софист задает  вопрос: ”Если из кучи песка удалить одну из песчинок, останется ли куча?” На вопрос отвечают: “Да”. Софист продолжает: ” А если  удалить еще одну  песчинку, останется ли куча?” Снова ответ: “да”. Утвердительные ответы продолжаются до того момента, когда от кучи песка уже ничего не осталось.

Эта уловка строится на неопределенности понятия  “куча”. Софист предлагает удалять  из кучи по одной песчинке, но понятие  “куча” не определяется через их количество, а через такие качественные характеристики, как форма и относительная  величина объекта.

Точность  ответа на восполняющий вопрос зависит  от степени определенности вопросительных слов - кто? что? где? когда? как? и т.п., которые сами по себе не отличаются достаточной точностью.

В вопросе  “Кто изобрел телефон?” под словом “кто” имеется в виду  личность, но неясно, по какому признаку она должна быть выделена: по национальной принадлежности, по профессии, по возрасту, по имени  и т.д. Требуются уточнения и  для слов: “когда” - эпоха, век, год, месяц, число; “где” - континент, страна, область, город, географические координаты и т.д.

Особые  трудности могут возникать при  ответах на сложные вопросы. Например, на конъюнктивный вопрос - “Является  ли Рихард Вагнер французским композитором и автором оперы “Лоэнгрин?” краткий отрицательный ответ будет неопределенным. Он подразумевает, по меньшей мере, три возможных ответа:

1) “Рихард Вагнер является французским композитором и автором оперы “Лоэнгрин”;

2) “Рихард Вагнер  не является французским композитором и автором оперы “Лоэнгрин”;

3) “Рихард Вагнер не является французским композитором, но является автором оперы “Лоэнгрин”.

Неопределенность  в ответе возникает в случае краткого утверждения на дизъюнктивный вопрос. Например, если на вопрос “Курение вредно или аморально?” ответить “Да”, то не ясно, что имеется в виду:

- Курение   и вредно и аморально;

- Курение  вредно, но не аморально;

- Курение  не вредно, но аморально.

Неопределенность  кратких ответов снимается в  первом случае - развернутым отрицательным, а во втором - развернутым утвердительным ответами.

Знание логического  механизма постановки вопросов и  конструирования ответов на них  играет важную роль уголовном процессе, служит рациональной основой успешного  проведения допросов, свидетельствований, опознания и других судебно-следственных действий, а также продуктивных социологических  опросов путем анкетирования.

Познавательная  функция вопроса реализуется  в форме вновь полученного  суждения - ответа на поставленный вопрос. При этом по  содержанию и структуре  ответ должен строиться в соответствии с поставленным вопросом. Лишь в  этом случае ответ расценивается  как релевантный, т.е. как ответ  по существу поставленного вопроса, выполняющий свое основное назначение - уточнить неясную или неопределенную и доставить новую информацию.

Если  в качестве ответа приводят хотя и  истинные, но содержательно не связанные  с вопросом суждения, то их расценивают  как ответы не по существу вопроса  и обычно исключают из рассмотрения. Появление таких вопросов в дискуссии  или в процессе допроса - либо результат  заблуждения, когда отвечающий не уловил смысл вопроса, но пытается отвечать на него, либо сознательное стремление уйти от невыгодного ответа на поставленный вопрос.

 

 

3.  Прагматический аспект вопросов.

 

Для юристов кроме логического  аспекта вопросов важно учитывать  их прагматический аспект, т. е. оценивать  вопросы и ответы с точки зрения полезности. Например, задавая вопрос в суде, адвокат не должен требовать  устранения неопределенности, если это  устранение усугубляет виновность подсудимого.

Информация о работе Логически правильные (корректные) и логически неправильные (некорректные) вопросы