Контрольная работа по "Логике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 15:56, контрольная работа

Краткое описание

Логика относится к числу древнейших наук, первые учения которой о формах и способах рассуждений возникли еще в цивилизациях Древнего Востока (Китай, Индия). В западную культуру принципы и методы логики вошли главным образом благодаря усилиям античных греков. Логика – наука об общезначимых формах и средствах мысли, необходимых для рационального познания в любой области знания. К общезначимым формам мысли относятся понятия, суждения, умозаключения, а к общезначимым средствам мысли – определения, правила (принципы) образования понятий, суждений и умозаключений.

Оглавление

Введение 3
1. Научная индукция. Принципы отбора (селекции) и исключения (элиминации), ограничивающие возможность случайных обобщений. Индуктивные методы установления причинных связей. Метод единственного сходства. Метод единственного различия. Соединенный метод сходства и различия. Метод сопутствующих изменений. Метод остатков. 4
2. Обобщение и ограничение понятий. Правила обобщения и
ограничения понятий. Пределы ограничения и обобщения понятий…………..10
3.Атрибутивным является суждение:
а) Москва основана раньше Петербурга;
б) человек – это разумное живое существо;
в) чудес не бывает;
г) скорость звука примерно в миллион раз меньше скорости света……………..13
.Заключение 14
Список используемой литературы 15

Файлы: 1 файл

МОЯ КНТР.РАБОТА ЛОГИКА.docx

— 41.11 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Обобщение и ограничение понятий. Правила обобщения и

ограничения понятий. Пределы ограничения и обобщения  понятий.

 

Обобщение понятия — это  совершение перехода от понятия с  меньшим объемом, но большим содержанием  к понятию с большим объемом  и меньшим содержанием. При обобщении  осуществляется переход от видового понятия к родовому.

Цель обобщения — максимальное отстранение от характерных признаков. При этом желательно, чтобы такое  отстранение происходило как  можно более постепенно, т. е. переход от рода должен происходить к самому близкому виду (с наиболее широким содержанием).

Обобщение понятий не безгранично, и пределом обобщения являются философские  категории, например «бытие» и «сознание», «материя» и «идея». Поскольку категории лишены родового понятия, обобщение их невозможно.

Ограничение понятия —  это логическая операция, противоположная  обобщению. Если обобщение идет по пути постепенного отстранения от признаков  предмета, ограничение, напротив, обогащает  совокупность признаков понятия. Таким  образом, осуществляется переход от общего к частному, от вида к роду, от единичных понятий к общим.

Операция ограничения  не может продолжаться дальше, когда  в его процессе достигается единичное  понятие. Оно характеризуется максимально  полным содержанием и объемом, в  котором мыслится лишь один объект.

2. Слово «определение»  произошло от латинского слова  definition.

Определение понятия —  это логическая операция, направленная на выявление правильного значения термина или содержания понятия.

Определить понятие —  значит полно раскрыть его содержание и отличить объем данного понятия  от объемов иных понятий (т. е. определить предметы, входящие в понятие, и отделить их от других предметов).

Понятие, содержание которого требуется раскрыть, называют определяемым понятием и обозначают Dfd (definiendum). Для раскрытия содержания этого понятия используется определяющее понятие, обозначаемое Dfn (definence). Целью человека, раскрывающего содержание Dfd, применяя Dfn, является достижение эквивалентности (равенства) обеих сторон определения, т. е. определяемого и определяющего понятия.

Определение понятия как  логическая операция играет важнейшую  роль в деятельности человека, чем бы он не занимался. На первый взгляд, знание содержания того или иного понятия не является необходимостью для людей, не занимающихся наукой. Однако это не так, ведь точное знание признаков понятия не только увеличивает массу знаний человека, но и помогает избежать недоразумений, казусов, ошибок. Определение понятия может быть явным и неявным.

Разновидностью определения  через род и видовое отличие  является генетическое (от греч. genesis — «происхождение») определение. В нем указывается только способ образования данного предмета, его происхождение. Определение через род и видовое отличие производится в два шага. Первый шаг такого определения — это отношение (подведение) определяемого понятия под родовое понятие, характеризующееся большей степенью обобщения. Вторым шагом определяемое понятие отделяется от других, входящих в тот же род, при помощи видовых отличий. Признаки и рода, и вида, на основании которых происходит определение понятия, содержатся в определяющем понятии.

Определение через род  и видовое отличие называют также  классическим. Оно наиболее распространено и широко используется в различных  отраслях научного знания.

 

Неявные определения. Определение  через род и видовое отличие  — это очень удобный и эффективный  инструмент раскрытия содержания понятий. Однако, как и любое другое орудие, этот вид определения имеет ограничения. Так, нельзя определить при помощи обращения  к роду и виду понятия, вообще не имеющие рода, какими являются общефилософские  категории.

Контекстуальное (от лат. contextus — «соединение», «связь») определение характеризуется тем, что оно позволяет выяснить суть, значение слова, смысла которого мы не знаем, через контекст, т. е. через относительно законченный отрывок информации, которая сопровождает данное слово, относится к нему и содержит его признаки.

Иногда для характеристики понятий используются приемы, заменяющие определения.

Аксиома — это положение, которое принимается без логического доказательства в силу непосредственной убедительности.

Определение через аксиомы  основано на этом их качестве. Характеристика через аксиомы широко применяется  в математике.

Сравнение — это прием, позволяющий достаточно четко охарактеризовать предмет за счет сопоставления его  характерных признаков и черт с другим, однородным предметом.

Характеристика — это  создание представления о предмете посредством указания на какую-либо его характерную черту.

3. Правила определения.

Истинность определения  зависит не только от правильности подачи его содержания, но и от того, насколько стройно и последовательно  будет выстроена его форма.

Соразмерность. Определение  должно быть соразмерным. Это значит, что определенное понятие должно быть равно определяемому.

Тавтология — это более  простое, с точки зрения структуры  и построения, ошибочное определение. Оно характеризуется абсолютной бесполезностью, так как не выполняет  главной функции определения  — раскрытия содержания понятия.С логической позиции некорректными являются выражения «заданная задача» или, например, «порученное поручение».

Это правило связано с  тем, что отрицательное определение  не раскрывает содержание определяемого  понятия.

 

3. Атрибутивным является суждение:

а) Москва основана раньше Петербурга;

б) человек – это разумное живое существо;

в) чудес не бывает;

г) скорость звука примерно в миллион раз меньше скорости света.

Правильный ответ: в

Суждение как форма  мышления единственное целое. Каждая из частей суждения (субъект, предикат и  связка) отдельно не может составить  суждения. Одну часть суждения нельзя отрывать от второй и абсолютизировать. Субъект в суждении не может быть субъектом без предиката, а предикат – без субъекта.

Атрибутивным является суждение. Москва основана раньше Петербурга. Человек  – это разумное живое существо. Чудес не бывает. Скорость звука  примерно в миллион раз меньше скорости света.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В результате проведенной  работы, можно, выделив основные моменты, сформулировать следующее заключение. Сущность деления состоит в том, что предметы, входящие в объем делимого понятия, распределяются по группам. Объем делимого понятия при этом разделяется на соподчиненные виды. Основанием деления является признак, при изменении которого образуются видовые понятия, входящие в объем делимого (родового) понятия. Деление понятия помогает правильно распределить предметы по группам, изучить их, а, следовательно, глубже познать весь класс в целом. Знание видов и правил деления имеет большое значение не только в науке, но и в повседневной жизни, на практике - например, в работе юриста, особенно в следственной практике; планирование расследования преступлений, составление схем в процессе планирования, классификация следственных версий и ряд других следственных действий имеют своей основой логическую операцию деления понятий. Классификация представляет собой распределение предметов по группам (классам), при котором каждый класс имеет свое постоянное, определенное место. Классификация состоит в распределении предметов данного множества на точно охарактеризованные с точки зрения интересующих нас признаков классы. Целью классификации является систематизация знаний, поэтому от деления она отличается относительно устойчивым характером и сохраняется более или менее длительное время. Познавая объективный мир, человек раскрывает связи между предметами и их признаками, устанавливает отношения между предметами, утверждает или отрицает факт существования предмета. Эти связи и отношения отражаются в мышлении в форме суждений, представляющих собой связь понятий. Категорические суждения - это множественные атрибутивные суждения; субъекты в них - всегда общее имя, таковым же - в стандартной форме выражения этих суждений — является и предикат. Более того, в такой же форме представления предикат, как правило, является описательным общим именем, то есть представляет собой знаковую форму, выражающую понятие.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Логика. К. - Хатнюк В.С. 2005 г.

2.  Логика – исскуство мышления. Тимирязев А.К.– К. 2000 г.

3.   Философия и жизнь – журнал- К. 2004 г.

4. История логики и мышления – Касинов В.И. 1999.

5.  Логика и человек – М. 2000.

6. Философия жизни. Матюшенко В.М. – Москва – 2003 г.

7. Философия бытия. Марикова А.В. – К. 2000 г.

8. Батурин В.К. Логика: учебное пособие.- М.: КУРС.: ИНФРАМ,

2012.

9. Бочаров В.А., Маркин В.И. Введение в логику: учебник. – М.:

ФОРУМ : ИНФРАМ, 2008.

10. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика: учебник. – М.:

Юристъ, 2008.

11. Грядовой Д.И., Стрелкова Н.В. Логика. Задачи и упражнения. – М.: ЮНИТИДАНА, 2010.

 


Информация о работе Контрольная работа по "Логике"