Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 15:56, контрольная работа
Логика относится к числу древнейших наук, первые учения которой о формах и способах рассуждений возникли еще в цивилизациях Древнего Востока (Китай, Индия). В западную культуру принципы и методы логики вошли главным образом благодаря усилиям античных греков. Логика – наука об общезначимых формах и средствах мысли, необходимых для рационального познания в любой области знания. К общезначимым формам мысли относятся понятия, суждения, умозаключения, а к общезначимым средствам мысли – определения, правила (принципы) образования понятий, суждений и умозаключений.
Введение 3
1. Научная индукция. Принципы отбора (селекции) и исключения (элиминации), ограничивающие возможность случайных обобщений. Индуктивные методы установления причинных связей. Метод единственного сходства. Метод единственного различия. Соединенный метод сходства и различия. Метод сопутствующих изменений. Метод остатков. 4
2. Обобщение и ограничение понятий. Правила обобщения и
ограничения понятий. Пределы ограничения и обобщения понятий…………..10
3.Атрибутивным является суждение:
а) Москва основана раньше Петербурга;
б) человек – это разумное живое существо;
в) чудес не бывает;
г) скорость звука примерно в миллион раз меньше скорости света……………..13
.Заключение 14
Список используемой литературы 15
Федеральное государственное
образовательное бюджетное
высшего профессионального образования
ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Кафедра философии и социологии
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине Логика
Вариант 18
Студентка Макурова К.С.
Факультет:Финансово-кредитный
(бакалавр экономики)
Курс 3
Личное дело № 11 флд 41009
Преподаватель Башаримов Ю.П.
Липецк – 2013
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. Научная индукция. Принципы отбора (селекции) и исключения (элиминации), ограничивающие возможность случайных обобщений. Индуктивные методы установления причинных связей. Метод единственного сходства. Метод единственного различия. Соединенный метод сходства и различия. Метод сопутствующих изменений. Метод остатков. 4
2. Обобщение и ограничение понятий. Правила обобщения и
ограничения понятий. Пределы
ограничения и обобщения
3.Атрибутивным является суждение:
а) Москва основана раньше Петербурга;
б) человек – это разумное живое существо;
в) чудес не бывает;
г) скорость звука примерно в миллион раз меньше скорости света……………..13
.Заключение 14
Список используемой литературы 15
ВВЕДЕНИЕ
Логика относится к числу древнейших наук, первые учения которой о формах и способах рассуждений возникли еще в цивилизациях Древнего Востока (Китай, Индия). В западную культуру принципы и методы логики вошли главным образом благодаря усилиям античных греков. Логика – наука об общезначимых формах и средствах мысли, необходимых для рационального познания в любой области знания. К общезначимым формам мысли относятся понятия, суждения, умозаключения, а к общезначимым средствам мысли – определения, правила (принципы) образования понятий, суждений и умозаключений. Правила перехода от одних суждений или умозаключений к другим как следствиям из первых (правила рассуждений), законы мысли, оправдывающие такие правила связи законов мысли и умозаключений в системы, способы формализации таких систем и т.п.Логику можно определить как науку о рациональных методах рассуждений, которые охватывают как анализ правил дедукции (вывода заключений из посылок), так и исследование степени подтверждения вероятностных или правдоподобных заключений (гипотез, обобщений, предположений и т.д.).Традиционная логика сформировалась на основе логического учения Аристотеля. Затем она дополнилась методами индуктивной логики. Именно эта логика в течение долгого времени преподавалась в школах и университетах под именем формальной логики. Основным компонентом логики является понятие - мысль, которая выделяет из некоторой предметной области и собирает в класс (обобщает) объекты посредством указания на их общий и отличительный признак. Понятие (наряду с суждением и научной теорией) - одна из основных форм отражения мира на рациональной, логической ступени познания. Понятия представляют собой идеальные сущности, продукты мыслительной деятельности человека, их функция состоит в мысленном объединении разнородных объектов в единый класс и реализуется за счет выделения признака, присущего каждому из обобщаемых в понятии объектов и не присущего никакому другому объектуисходной предметной области, которая называется универсумом или родом понятия.
1. Научная индукция. Принципы отбора (селекции) и исключе
ния (элиминации), ограничивающие возможность случайных обоб
щений. Индуктивные методы установления причинных связей. Ме
тод единственного сходства. Метод единственного различия. Соеди
ненный метод сходства и различия. Метод сопутствующих измене
ний. Метод остатков.
Познание в любой области науки и практики начинается с эмпирического
познания. В процессе наблюдения однотипных природных и социальных явлений фиксируется внимание на повторяемости у них определенных признаков.Устойчивая повторяемость наводит на мысль (индуцирует), что каждый из такихпризнаков является не индивидуальным, а общим, присущим всем явлениямопределенного класса. Логический переход от знания об отдельных явлениях кзнанию общему совершается в этом случае в форме индуктивного умозаключения,или индукции (от латинского inductio — «наведение»).
Индуктивным называется умозаключение, в котором на основании принадлежностипризнака отдельным предметам или частям некоторого класса делают вывод оего принадлежности классу в целом.
В истории денежной единице США, например, было установлено, что доллар
неплохо обращается, а Америке, Европе, Азии и Австралии. Учитывая
принадлежность этих частей света можно сделать индуктивное умозаключение,что доллар – он и в Африке доллар.
В основе логического перехода от посылок к заключению в индуктивном выводе лежит подтверждаемое тысячелетней практикой положение о закономерном развитии мира, всеобщем характере причинной связи, проявлении необходимых признаков явлений через их всеобщность и устойчивую повторяемость. Именно эти методологические положения оправдывают логическую состоятельность и эффективность индуктивных выводов.
Основная функция индуктивных выводов в процессе познания —генерализация,т.е. получение общих суждений. По своему содержанию и познавательномузначению эти обобщения могут носить различный характер — от простейших обобщений повседневной практики до эмпирических обобщений в науке или универсальных суждений, выражающих всеобщие законы.
История науки показывает, что многие открытия в микроэкономике были сделаны на основе индуктивного обобщения эмпирических данных. Индуктивная обработка результатов наблюдений предшествовала классификации спроса и предложения.
Индуктивным обобщениям обязаны многие гипотезы в современной науке.
Полнота и законченность опыта влияют на строгость логического следования в
индукции, предопределяя, в конечном счете, демонстративность или
недемонстративность этих умозаключений.
В зависимости от полноты и законченности эмпирического исследования
различают два вида индуктивных умозаключений: полную индукцию и неполнуюиндукцию.
I. Полная индукция
Полная индукция — это умозаключение, в котором на основе принадлежности каждому элементу или каждой части класса определенного признака делают вывод о его принадлежности классу в целом.
Индуктивные умозаключения такого типа применяются лишь в тех случаях, когда имеют дело с закрытыми классами, число элементов, в которых является конечным и легко обозримым. Например, число государств в Европе, количество промышленных предприятий в данном регионе, число нормальных предметов в этом семестре и т.п.
В одних случаях полная индукция дает утвердительные заключения, если в
посылках фиксируется наличие определенного признака у каждого элемента иличасти класса.
Познавательная роль умозаключения полной индукции проявляется в
формировании нового знания о классе или роде явлений. Логический перенос
признака с отдельных предметов на класс в целом не является простым
суммированием. Знание о классе или роде — это обобщение, представляющее
собой новую ступень по сравнению с единичными посылк.
Если невозможно охватить весь класс предметов, то обобщение строится в
форме неполной индукции.
II. Неполная индукция. Популярная индукция
Неполная индукция — это умозаключение, в котором на основе принадлежности
признака некоторым элементам или частям класса делают вывод о его
принадлежности классу в целом.
Неполнота индуктивного обобщения выражается в том, что исследуют не все, а
лишь некоторые элементы или части класса. Логический переход в неполной
индукции от некоторых ко всем элементам или частям класса не является
произвольным. Он оправдывается эмпирическими основаниями — объективной зависимостью между всеобщим характером признаков и устойчивой их повторяемостью в опыте для определенного рода явлений. Отсюда широкое использование неполной индукции в практике. Так, например, во время реализации определенного товара заключают о спросе, рыночной цене и других характеристиках большой партии этого товара на основе первых выборочных поставок. В производственных условиях по выборочным образцам заключают о качестве той или иной массовой продукции, например, нефти, металлического листа, проволоки, молока, круп, муки — в пищевой промышленности .Популярной индукцией называют обобщение, в котором путем перечисления устанавливают принадлежность признака некоторым предметам или частям класса и на этой основе проблематично заключают о его принадлежности всему класТакого рода обобщения бывают связаны с наблюдениями над погодой,
влиянием цены на качество, спроса на предложение. Логический механизм
большинства таких обобщений — популярная индукция.
Популярная индукция определяет первые шаги и в развитии научных знаний.
Любая наука начинает с эмпирического исследования — наблюдения над
соответствующими объектами с целью их описания, классификации, выявления устойчивых связей, отношений и зависимостей.
III. Научная индукция
Научной индукцией называют умозаключение, в котором обобщение строится
путем отбора необходимых и исключения случайных обстоятельств.
В зависимости от способов исследования различают: (1) индукцию методом
отбора (селекции) и (2) индукцию методом исключения (элиминации).
IV. Индукция методом отбора
Индукция методом отбора, или селективная индукция, — это умозаключение, в котором вывод о принадлежности признака классу (множеству) основывается на знании об образце (подмножестве), полученном методичным отбором явлений из различных частей этого класса.
Понятие разнообразие условий наблюдения оказывается весьма различным для конкретных видов множеств. В одном случае оно принимает характер
пространственного видоразличия, в другом — временного, в третьем —
функционального, в четвертом — смешанного.
Большой вклад в развитие методов элиминативной индукции внесен
естествоиспытателями и философами: Ф. Бэконом, Дж. Гер-шелем, Дж.С. Миллем.
1. Методы научной индукции
Современная логика описывает пять методов установления причинных связей:
(1) метод сходства, (2) метод различия, (3) соединенный метод сходства и
различия, (4) метод сопутствующих изменений, (5) метод остатков.
Рассмотрим логическую структуру этих методов.
VI. Метод сходства
По методу сходства сравнивают несколько случаев, в каждом из которых
исследуемое явление наступает; при этом все случаи сходны лить в одном и
различны во всех других обстоятельствах.
Метод сходства называют методом нахождения общего в различном, поскольку все случаи заметно отличаются друг от друга, кроме одного обстоятельства.
Логический механизм индуктивного вывода по методу сходства предполагает ряд познавательных предпосылок.
В общем виде логический механизм индуктивного метода сходства принимает форму дедуктивного рассуждения по модусу tollendo ponens разделительно- категорического умозаключения.
Обоснованность полученного с помощью метода сходства заключения зависит от числа рассмотренных случаев и разнообразия условий наблюдения. Чем больше случаев исследовано и чем разнообразнее обстоятельства, среди которых встречается сходное, тем основательнее индуктивный вывод и тем выше степень вероятности заключения. Характерная для неполной индукции незаконченность опыта проявляется в том, что наблюдение и эксперимент не гарантируют точного и полного знания предшествующих обстоятельств, среди которых идет поиск возможной причины.
2. Метод различия
По методу различия сравнивают два случаи, в одним из которых исследуемое
явление наступает, а в другом не наступает; при этом второй случай
отличается от первого лишь одним обстоятельством, а все другие являются
сходными.
3 . Метод сопутствующих изменений
Метод применяется при анализе случаев, в которых имеет место видоизменение
одного из предшествующих обстоятельств, сопровождаемое видоизменением исследуемого действия.
Предыдущие индуктивные методы основывались на повторяемости либо отсутствии ределенного обстоятельства. Однако не все причинно связанные явления допускают нейтрализацию или замену отдельных составляющих их факторов.
IV. Статистические обобщения
Особым видом умозаключений неполной индукции являются статистические обобщения, связанные с анализом массовых событий. К ним относятся, например, массовые транспортные перевозки пассажиров и грузов, рождаемость и смертность людей, распространение заболеваний, транспортные происшествия, динамика преступлений и многие другие.
Учитывая трудности выявления причинных зависимостей, анализ таких массовых событий позволяет установить устойчивое распределение интересующих исследователя случайных признаков. Количественная информация, выражающая устойчивые тенденции развития, имеет важное практическое значение для правильной организации обслуживания населения, профилактических мероприятий, борьбы с преступностью и т.п. Анализ массовых событий ведется чаще всего путем не сплошного, а выборочного исследования отдельных групп или образцов и логического переноса полученных результатов на все их множество. Вывод в этом случае протекает в форме статистического обобщения.