Контрольная работа по "Логике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 17:09, контрольная работа

Краткое описание

Логика – наука о законах и формах человеческого мышления, рассматриваемого как средство познания окружающей действительности.
Логика изучает объективно сложившуюся структуру мыслительного процесса, установившиеся связи понятий и суждений при выведении нового знания в умозаключениях. Вполне естественно, что устойчивые связи элементов правильной мысли приобретают характер законов.
Анализ таких связей наряду с описанием структурных форм мышления и составляет предмет изучения логики.

Оглавление

1.Предмет логики, ее роль в практической и теоретической практике. (Теоретическая часть.)
2. Практическая часть.
2.1.Дайте логическую характеристику понятиям «Законность», «Равноценно», «Справка с места жительства».
2.2.Установите правильность следующих определений (в неправильных определениях укажите, какое правило нарушено; дайте правильное определение). «Укрывательство - это заранее не обещанное укрывательство преступника», «Контрабанда — перемещение товаров через таможенную границу», «Раб - это человек, не имеющий свободы», «Преступление - это общественно опасное деяние, совершенное с умыслом».
2.3.Определите вид суждения, приведите схемы атрибутивных суждений и суждений с отношениями. «Ничто не существует беспричинно», «Исполнительные документы, по которым истек срок давности, судом в производства не принимаются».
2.4.Установите вид сложного суждения, укажите его части (простые суждения), запишите суждения с помощью символов, используя логические связки. «Лицо не несет ответственности за отказ давать показания или объяснения в отношении себя, членов семьи или близких родственников, круг которых определен законодательством».
2.5.Установите сокращенным табличным методом, является ли законом логики формула ((p→q)^(q→r)^(r→s))→(p→s).

Файлы: 1 файл

Контрольная работа.docx

— 182.90 Кб (Скачать)

 

МІНІСТЕРСТВО  ОСВІТИ ТА НАУКИ УКРАЇНИ

СХІДНОУКРАЇНСЬКИЙ НАЦІОНАЛЬНИЙ УНІВЕРСИТЕТ  
імені Володимира Даля

 

Кафедра              СВІТОВОЇ           ФІЛОСОФІЇ

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНА РОБОТА

 

з дисципліни                                «ЛОГІКА»

 

 

Студент ……………….Иванова И.И. ……….….……

                   (прізвище, ініціали)               (підпис)

 

Група …………Ек 202………………  Варіант …. 1…..…

 

Керівник роботи …….………...……….

              (посада, прізвище, ініціали)

 

 

 

 

 

Дата подання на кафедру  на рецензію  ………………………………….……

Реєстраційний номер …………………….……..…..  Реєстратор ……………         

                                                   (підпис)

 

 

 

 

Захищена з оцінкою  ………………………..

 

Викладач …………………………….……………….……          ……..…...…………

                (посада, прізвище, ініціали)                              (підпис)

 

Дата …………………………….

 

 

 

 

Луганськ – 2011

 

 

 

 

З а д а н и е

 

1.Предмет логики, ее роль в практической и теоретической практике. (Теоретическая часть.)

 

2. Практическая часть.

 

2.1.Дайте логическую характеристику понятиям «Законность», «Равноценно», «Справка с места жительства».

 

2.2.Установите правильность следующих определений (в неправильных определениях укажите, какое правило нарушено; дайте правильное определение). «Укрывательство - это заранее не обещанное укрывательство преступника», «Контрабанда — перемещение товаров через таможенную границу», «Раб - это человек, не имеющий свободы», «Преступление - это общественно опасное деяние, совершенное с умыслом».

 

2.3.Определите вид суждения, приведите схемы атрибутивных суждений и суждений с отношениями. «Ничто не существует беспричинно», «Исполнительные документы, по которым истек срок давности, судом в производства не принимаются».

 

2.4.Установите вид сложного суждения, укажите его части (простые суждения), запишите суждения с помощью символов, используя логические связки. «Лицо не несет ответственности за отказ давать показания или объяснения в отношении себя, членов семьи или близких родственников, круг которых определен законодательством».

 

2.5.Установите сокращенным табличным методом, является ли законом логики формула ((p→q)^(q→r)^(r→s))→(p→s).

 

 

 

 

 

1. Предмет логики, ее роль в практической и теоретической деятельности.

 

Логика – наука о законах и формах человеческого мышления, рассматриваемого как средство познания окружающей действительности.

Логика изучает объективно сложившуюся структуру мыслительного процесса, установившиеся связи понятий и суждений при выведении нового знания в умозаключениях. Вполне естественно, что устойчивые связи элементов правильной мысли приобретают характер законов.

Анализ таких связей наряду с описанием структурных форм мышления и составляет предмет изучения логики.

Таким образом, предмет логики - структура форм мысли и законы связи мыслей между собой.

Логика изучает формы  мысли как бы существующие сами по себе, независимо и от тех средств (знаковых систем), в которых мысль  выражается, и от тех предметов, которые  мысленно отражаются. Логика не отрицает всех этих связей, но они не входят в  предмет науки логики.

Для выяснения предмета логики можно использовать несколько методов, каждый из которых дает определенный результат.

Первый метод – этимологический. Он заключается в том, что требуется прояснить значение слова, которое используется для названия данной науки.

Термин «логика» восходит к древнегреческому слову «логос», означавшему «слово», «мысль», «понятие», «рассуждение» и «закон». Древнегреческие философы считали, что в речах человека есть некая сила. Она побуждает, сказав «А», сказать и «Б». В основе этого принуждения лежит человеческий разум, который отыскивает в природе необходимое и отбрасывает случайное.

Этимология слова «логика» показывает, что это наука, имеющая  отношение к человеческому мышлению, обосновывает рассуждения с помощью  оснований, которые впоследствии стали  называться логическими законами.

Недостатком данного метода является многозначность слова «логика». В повседневной жизни, в популярной, общенаучной и философской литературе это слово используется в большом  спектре значений. Оценки «логично»  и «нелогично» могут использоваться для характеристики человеческих действий, оценки событий и т. п.

Второй метод – справочно-академический. Он заключается в том, что ответ на вопрос мы ищем в словарях и энциклопедиях. В большинстве словарей и учебников логика определяется как наука о законах и формах правильного мышления, а предметом данной науки признается человеческое мышление. Однако логика рассматривает не только правильное мышление, но и ошибки, возникающие в процессе мышления: софизмы, парадоксы и т. д.

Роль логики в теории и на практике велика.

Во-первых, логика выступает важнейшим средством формирования убеждений (прежде всего научных). Эти убеждения опираются на доказательные процедуры своего представления и обоснования. Именно в этом плане логика применялась даже средневековыми схоластами, пытавшимися придать христианскому вероучению рациональную форму, что послужило формальной предпосылкой возникновения действительной науки, отказавшейся от теологических подходов.

Во-вторых, формальная логика применяется в науке и технике. При этом техническими приложениями формальной логики являются исчисление суджений и исчисление предикатов - понятий о признаке или состоянии, наличие или отсутствие которого отображается в суждении. Без исчисления предикатов не могли появиться искусственные информационные языки, основа современной компьютерной техники. Традиционная формальная логика остается важнейшим логическим инструментом построения доказательств, обоснований во всех науках.

В-третьих, традиционная формальная логика остается важнейшим средством в сфере всех видов образования. Она является основой организации всех видов знания для его подачи в процессе обучения.

И, наконец, в-четвертых,  логика является важнейшим и незаменимым инструментом развития культуры. Без логики не может обойтись никакая культурная деятельность вообще, поскольку в ней присутствуют и играют принципиальную роль рациональные элементы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. П р а к т и ч е с к а я   часть.

 

2.1. Дайте логическую характеристику понятиям «Законность», «Равноценно», «Справка с места жительства».

 

Дать логическую характеристику понятий - значит определить вид понятия по количеству (объему)  и качеству (содержанию). В таблице 2.1 приведены виды понятий по объему и содержанию.

 

  

Понятие «законность» –  общее, собирательное, абстрактное, положительное, безотносительное.

Понятие «равноценно» - общее, несобирательное абстрактное, положительное, относительное.

Понятие «справка с места жительства» - единичное, несобирательное, конкретное, положительное, относительное.

 

 

2.2. Установите правильность следующих определений (в неправильных определениях укажите, какое правило нарушено; дайте правильное определение).

 

Правила определения понятий  в логике следующие:

1. Определение должно  быть соразмерным, т.е. объем  определяемого понятия должен  совпадать с объемом определяющего,  они должны быть равнозначащими  понятиями. Эта соразмерность  легко проверяется через перестановку  мест членов определительного  суждения. Этого требует логический закон тождества.

2. Нельзя допускать круга  в определении, т.е. когда определяющее  само разъясняется через определяемое  понятие. Нарушение этого правила  ведет к логической ошибке  – тавтологии.

3. Определение не должно  быть только отрицательным. Ведь  целью определения является ответ  на вопрос: чем является данный  предмет, отображенный в понятии.  Для этого необходимо выявить  и перечислить в утвердительной  форме его существенные признаки. Отрицательное определение отмечает  лишь отсутствующие признаки, т.е.  указывает, чем не является  данный предмет. 

4. Определение должно  быть кратким, точным и ясным.  Слишком многословное определение  выходит за рамки своего назначения  и грозит превратиться в простое  описание. В определении надо  избегать двусмысленных, расплывчатых  терминов, которые можно толковать  по-разному. Нечеткое определение  ведет к непониманию предмета, к смутным представлениям и путанице. Точность определения предполагает его однозначность на протяжении всего рассуждения.

Установим правильность следующих  суждений.

А) Укрывательство - это заранее не обещанное укрывательство преступника.

Допущен круг в определении, т.е. определяющее понятие «заранее не обещанное укрывательство преступника» повторяет сказанное в определяемом «укрывательство», не раскрывая его значения (тавтология). Нарушено правило соразмерности.

Укрывательство - это заранее  не обещанное сокрытие преступника.

Б)    Контрабанда — перемещение товаров через таможенную границу.

Нарушено правило ясности, точности определения.

Контрабанда —  незаконное перемещение  товаров через таможенную ​границу .

В)    Раб - это человек, не имеющий свободы.

Определение не соразмерно, то есть объем определяемого понятия не совпадает с объемом определяющего, они не являются равнозначащими понятиями.

Раб - это человек, не имеющий никакой правовой защиты как самостоятельное лицо и являющийся чьей-либо собственностью.

Г) Преступление - это общественно опасное деяние, совершенное с умыслом.

Данное определение является логически правильным: соразмерным; круг не допущен; не является только отрицательным; является кратким, точным и ясным.

 

2.3. Определите вид суждения, приведите схемы атрибутивных суждений и суждений с отношениями.

 

1. Суждения свойства (атрибутивные). В них утверждается или отрицается  принадлежность предмету известных  свойств, состояний, видов деятельности. Схемы этого вида суждения: “S есть Р” или “S не есть Р” ( или S — Р, где S — субъект суждения, Р — предикат суждения, «—» — связка).

2. Суждением с отношением  называется суждение, отражающее  отношение между предметами. Это  могут быть отношения равенства,  неравенства, родства, пространственные, временные, причинно-следственные  и другие отношения. 

Принята следующая запись суждения с отношениями: хRу, где х и у – члены отношения, они обозначают понятия о предметах, R– отношение между ними. (R – первая буква латинского слова relativus– относительный.) Запись читается: х находится в отношении R к у.

В зависимости от того, обо  всем ли классе предметов, о части  этого класса или об одном предмете идет речь в субъекте, суждения делятся  на общие, частные и единичные.

Структура общего суждения: “Все S суть (не суть) P”.

Объединенная классификация  простых категорических суждений по количеству и качеству:

1. А - общеутвердительное  суждение. Структура его: “Все S суть  Р”.

2. I - частноутвердительное суждение. Структура его: “Некоторые S суть Р ”.

3. Е - общеотрицательное  суждение. Его структура: “Ни  одно S не есть Р”.

4. О - частноотрицательное суждение. Структура его: “Некоторые S не есть Р”.

В табл.2.2 дана объединенная информация о простых суждениях, где знаком “+” выражена распределенность термина в категорических суждениях, а знаком “-” его нераспределенность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2.2

Виды суждения

 

Итак, определяем вид суждения и приводим его схему.

А).  Ничто не существует беспричинно.

Простое суждение. Суждение свойства (атрибутивное). Категорическое. Общеотрицательное (Е). (

Схема: «Ни одно S не есть Р». (или SeP).

Общеотрицательное суждение изображается двумя кругами вне друг друга, как для несравнимых понятий (Рис.2.1).

 

P


S



   

 

 

 

   Рис 2.1. Отношение субъекта и предиката

 

Б). Исполнительные документы, по которым истек срок давности, судом в производства не принимаются.

Простое суждение. Суждение с отношениями. Категорическое. Общеутвердительное.

Схема: х R у (х находится  в отношении R к у), где х и  у — члены отношения (понятия  о предметах), R—отношение между ними .

2.4.Установите вид сложного суждения, укажите его части (простые суждения), запишите суждения с помощью символов, используя логические связки.

Информация о работе Контрольная работа по "Логике"