Контрольная работа по "Логике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 05:44, контрольная работа

Краткое описание

Содержание понятия – это мыслимые в понятии общие и существенные признаки предметов. Содержание понятия «монарх» - «единоличный глава государства, осуществляющий власть по собственному праву».
Объем понятия – это обхватываемые им предметы. Объем понятия «монарх» - все монархи.

Файлы: 1 файл

логика.doc

— 78.00 Кб (Скачать)
Министерство образования и  науки Российской Федерации

Федеральное агентство  по образованию

Южно-Уральский государственный  университет

Юридический факультет

 

 

 

Контрольная работа

 

ПО КУРСУ «ЛОГИКА»

 

ВАРИАНТ 24

 

 

 

ВЫПОЛНИЛ:

СТУДЕНТ ГРУППЫ Ю-134

МИШИНА Е.В

 

 

 

ПРОВЕРИЛ:

 ПРЕПОДАВАТЕЛЬ

 СОЛОВЬЕВА А.А.

 

ЧЕЛЯБИНСК
2008

 

1.

Установите объем и  содержание понятия: Монарх.

Содержание понятия  – это мыслимые в понятии общие  и существенные признаки предметов. Содержание понятия «монарх» - «единоличный глава государства, осуществляющий власть по собственному праву».

Объем понятия – это обхватываемые  им предметы. Объем понятия «монарх» - все монархи.

 

2.

Определите  вид данных понятий по объему:

Млечный Путь; самая удаленная  звезда во Вселенной; черная дыра.

Млечный путь относится к общему виду, т.е. понятие объему которого принадлежит более одного элемента – млечный путь состоит из множества звезд.

Понятие самая удаленная звезда во Вселенной относится к единичному виду, т.е. понятие объему которого принадлежит  один единственный элемент – самой удаленной звездой во Вселенной может быть только одна звезда.

Черная дыра относится к пустому  виду, т.е. объему которого не принадлежит  ни одного элемента, наличие черных дыр не доказано и соответственно ни одного элемента мы не можем отнести к данному понятию.

 

3.

Дайте логическую характеристику понятию (определите вид понятия  по содержанию и объему). Созвездие  Большой медведицы.

    1. по объему понятие является единичным, т.е. объему данного понятия принадлежит один единственный элемент. В созвездии Большой медведицы таким элементом является совокупность определенных звезд, совокупность других звезд не будет образовывать созвездие Большой медведицы.
    2. по характеру элементов объема – собирательные, т.е. группа однородных предметов мыслится как целое. Содержание собирательного понятия нельзя отнести к каждому отдельному предмету, входящему в его объем оно относится только ко всей совокупности элементов. Если рассматривать звезду (входящую в созвездие Большой медведицы) отдельно, то её нельзя назвать созвездием Большой медведицы, только совокупность звезд составляет созвездие Большой медведицы.
    3. по характеру объекта мыслимого в понятии – конкретное, т.е. в понятии мыслится предмет или совокупность предметов как нечто самостоятельно существующее.
    4. по содержанию – положительные, т.е. содержание понятия составляют свойства присущие предмету.
    5. по учету отношения мыслимых в понятии предметов к другим предметам – безотносительные, т.е. созвездие большой медведицы существует раздельно и мыслится вне связи с другими предметами.

 

4.

Приведите два предложения, в одном  из которых данное понятие использовалось бы в собирательном, а в другом – в разделительном смысле: Семья.

Собирательное: Семьей нельзя назвать только одного человека.

Разделительное: Каждый человек член семьи.

 

5.

Являются ли понятия: а) сравнимыми; б) совместимыми?

Вкусное, невкусное.

    1. Данные понятия являются сравнимыми, т.к. содержание понятие имеет общие существенные признаки, вкусные и невкусные – это вкусовые качества чего-либо.
    2. Данные понятия не являются совместимыми т.к. в объемах заданных понятий нет общих элементов.

Понятия вкусное и  невкусное являются понятиями несовместимости, и относятся к разновидности  несовместимости – противоречию. В данных понятиях выполняются три  условия соподчинения

      • ни одно А не являются В (ни одно вкусное не является невкусным)
      • ни одно В не является А (ни одно невкусное не является вкусным)
      • А и В подчинены С (вкусным и невкусны может быть например пирог)

и при этом А и В  как соподчиненные понятия исчерпывают  весь объем понятия С.

6.

Изобразите отношения  между понятиями в кругах Эйлера: Дерево (А), тополь(В), вечнозеленое дерево (С), сосна (D), растение (Е), фиалка (F).

 

 





 

 

 

7.

Подберите понятия, которые  находились бы в следующих отношениях:

Перекрещивание – объем понятий частично совпадают .


А – студент.

В – спортсмен.

С – юрист.

 

 


А – юрист.  В –  депутат.  С – адвокат.

А –В; С – В –  перекрещивание. (некоторые юристы депутаты, некоторые депутаты - юристы), (некоторые адвокаты депутаты, некоторые депутаты - адвокаты).

А – С – подчинение – объем одного понятия полностью  входит в объем другого, но не исчерпывает  его (все адвокаты юристы, некоторые  юристы – адвокаты).

 А – В – перекрещивание.


А-С; В-С – подчинение.

 

 

8.

Ограничьте и обобщите понятие: Закон РФ.

Обобщение понятия –  переход от заданного понятия  к понятию с более широким  объемом. (Закон)

 

Ограничение понятия  – переход от заданного понятия  к понятию с меньшим объемом. (Закон субъекта Р.Ф.)

Обобщение:  Закон РФ


  Закон

Ограничение:  Закон


 

                       Закон SРФ

 

 

9.

Установите, является ли определение корректным, а если нет, укажите, какие правила нарушены: Утвердительное суждение – это суждение, в котором что-либо утверждается.

Данное определение  не является корректным, т.к. нельзя раскрывать определяемое через самого себя, ошибка – Тафталогия.

 

 

10.

Попробуйте дать определение  данным понятиям: Сигнал, автобус.

Сигнал – звуковой или зрительный, условный знак для  передачи на расстоянии каких ни будь сведений, распоряжений.

Автобус – многоместный автомобиль общего пользования, служащий для сообщений по определенному  маршруту.

 

11.

Соблюдены ли правила  деления в примере, а если –  нет, то какие правила нарушены?

Войны бывают справедливые, несправедливые и освободительные.

В данном примере нарушены следующие  правила деления:

    • Соразмерности. В данном примере неполное деление – сумма объемов членов деления меньше, чем объем делимого понятия. Пропущены завоевательные войны.
    • Одного основания. В процессе деления взяты два признака, по которым производится деление.
    • Исключения членов деления. Члены деления находятся в отношении частичного совпадения т.к. выбраны два основания.

 

12.

Определите, имеет ли место логическое (таксономическое) деление понятия на виды или членение предмета на части (мереологическое деление): Год делится на четыре сезона.

В данном примере имеет место  расчленение предмета на части –  т.е. мереологическое деление.

 

 

 

13.

Произведите логическое деление данного  понятия, используя, если нужно, выражения  «и т.д.», и «и др.»: Часы.

Логическое деление  – это выделение в объеме понятия  подклассов, являющихся объемами новых  понятий.

Часы бывают электронные, механические и т.д. Делимое понятие  – «часы», члены деления –  «электронные», «механические» и др., основание деления – тип механизма.

14.

Определите тип суждения по характеру  предиката: Москва больше Рязани.

Данное суждение является суждением с отношением. Суждение с отношением выражает отношение  равенства, неравенства, родства, пространственные, временные, причинно-следственные и другие отношения.

 

15.

Найдите субъект, предикат и связку в суждении: Пятна азональной пустыни имеются в таежной  полосе Забайкалья.

Субъект суждения – понятие  об объекте суждения. В данном примере  субъектом суждения является понятие  «пятна азональной пустыни».

Предикат суждения –  понятие о свойствах, состояниях, и других характеристиках объекта  суждения. В данном примере предикат суждения – «таежная полоса Забайкалья» (признак «быть в таежной полосе Забайкалья»).

Связка – функциональный элемент суждения, который ставит субъект и предикат в определенные отношения друг к другу. В данном примере связка суждения – «имеются».

 

16.

Установите  количество и качество суждения и  придайте ему стандартную форму  одного из четырех типов A, E, I, O. Определите распределенность терминов. Студенты иногда опаздывают на занятия.

По качеству данное суждение является утвердительным, т.к. в этом суждении утверждается (а не отрицается), что студенты иногда опаздывают на занятия.

По количеству – частное  суждение. Частные – суждения, в которых что – либо утверждается или отрицается о части предметов некоторого класса. В данном примере присутствует квантор частности – «иногда».

Частноутвердительная  форма – I: «Некоторые S есть Р» - «некоторые студенты опаздывают на занятия».

Данное суждение является не распределенным, т.к. он взят только в части объема («некоторые студенты», «иногда опаздывают»).

 

17.

Определите тип суждения (A, E, I, O). Сформируйте стандартную форму этого суждения и остальных суждений с теми же субъектом и предикатом по логическому квадрату. Считая данное суждение истинным, что вы можете сказать об истинности других суждений с теми же субъектом и предикатом. Киты – млекопитающие.

Данное суждение является общеутвердительным – А: «все S есть Р» - «все киты – млекопитающие».

«Ни один кит не является млекопитающим» - это общеотрицательное суждение (Е).

«Некоторые киты млекопитающие» - частноутвердительное суждение (I).

«Некоторые киты не млекопитающие» - частноотрицательное  суждение (О).

Данные суждения являются несовместимыми – т.е. из истинности суждения А  следует ложность другого. Если суждение А считать истинным, то из этого вытекает, что суждения О, Е и I ложные (противоречащие суждения).

 

18.

Сформируйте отрицание  данного суждения (противоречащее суждение по логическому квадрату): все книги интересны.

«Все книги интересны» - это общеутвердительное суждение (А). Отрицанием данного суждение будет «Некоторые книги не интересны» (О). Рассматривая эти суждения с  помощью логического квадрата видно, что они находятся в отношении противоречия, т.е. они не могут быть одновременно истинными и одновременно ложными. Отношения между противоречащими регулируются законом исключенного третьего: из двух противоречащих суждений одно истинно, другое ложно, третьего не дано. Согласно этому правилу, если считать истинным суждение «некоторые книги неинтересны», то суждение «все книги интересны» ложное.

 

25.

Постройте непосредственные умозаключения – обращение, превращение, противопоставление субъекту и противопоставление предикату. Всякий закон является нормативно – правовым актом.

Обращение – «некоторые нормативно – правовые акты - законы» - преобразование простого суждения путем перестановки местами его субъекта и предиката.

Превращение – «ни один закон не является не-нормативно-правовым актом» - преобразование суждения путем введения двойного отрицания – первый раз перед связкой, а второй перед предикатом.

Противопоставление субъекту – «некоторые нормативно – правовые акты не могут быть законами» - преобразование суждения путем последовательного обращения, а затем превращения, при этом предикатом полученного суждения, становится понятие, противопоставляемое субъекту исходного суждения.

Противопоставление предикату  – «не один не-нормативно – правовой акт не может быть законом» - преобразование суждения путем последовательного превращения, а затем обращения, при этом субъектом полученного суждения становится понятие, противоположное предикату исходного суждения.

 

 

 

26.

Запишите простой  категорический силлогизм в стандартной  форме. Проверьте по правилам, являются ли приведенные ниже категорические  силлогизмы  правильными, а заключение – истинным суждением. Все рабовладельческие государства являются диктатурой рабовладельцев. Государство Древнего Рима было рабовладельческим. Значит, Государство Древнего Рима являлось диктатурой рабовладельцев.

М Р

Все рабовладельческие  государства – диктатура рабовладельцев.

S М

Государство Древнего Рима – рабовладельческое государство.

S Р

Значит, Государство  Древнего Рима – диктатура рабовладельцев.

В данном примере соблюдены  все правила  простого категорического  силлогизма:

Правила посылок:

    • Из двух отрицательных суждений нельзя сделать определенного вывода, в данном примере оба суждения положительные.
    • Если одна посылка отрицательна, то и заключение будет отрицательным, в нашем примере – все положительные.
    • Из двух частных суждений нельзя сделать определенного вывода, в данном примере общие суждения.
    • Если одна посылка частная, то и заключение будет частным.

Правила терминов:

  • В силлогизме должно быть только три термина. В данном примере три термина – меньший термин S «Государство Древнего Рима», больший термин Р «диктатура рабовладельцев», средний термин М «рабовладельческое государство». Значит данное правило в примере выполнено.
  • Средний термин должен быть распределен хотя бы в одной из посылок, в данном примере распределен.
  • Крайний термин распределен в заключении тогда и только тогда, когда он распределен в посылках.

Информация о работе Контрольная работа по "Логике"