Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 05:44, контрольная работа
Содержание понятия – это мыслимые в понятии общие и существенные признаки предметов. Содержание понятия «монарх» - «единоличный глава государства, осуществляющий власть по собственному праву».
Объем понятия – это обхватываемые им предметы. Объем понятия «монарх» - все монархи.
Федеральное агентство по образованию
Южно-Уральский
Юридический факультет
ПО КУРСУ «ЛОГИКА»
ВАРИАНТ 24
ВЫПОЛНИЛ:
СТУДЕНТ ГРУППЫ Ю-134
МИШИНА Е.В
ПРОВЕРИЛ:
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ
СОЛОВЬЕВА А.А.
1.
Установите объем и содержание понятия: Монарх.
Содержание понятия – это мыслимые в понятии общие и существенные признаки предметов. Содержание понятия «монарх» - «единоличный глава государства, осуществляющий власть по собственному праву».
Объем понятия – это обхватываемые им предметы. Объем понятия «монарх» - все монархи.
2.
Определите вид данных понятий по объему:
Млечный Путь; самая удаленная звезда во Вселенной; черная дыра.
Млечный путь относится к общему виду, т.е. понятие объему которого принадлежит более одного элемента – млечный путь состоит из множества звезд.
Понятие самая удаленная звезда
во Вселенной относится к
Черная дыра относится к пустому виду, т.е. объему которого не принадлежит ни одного элемента, наличие черных дыр не доказано и соответственно ни одного элемента мы не можем отнести к данному понятию.
3.
Дайте логическую характеристику понятию (определите вид понятия по содержанию и объему). Созвездие Большой медведицы.
4.
Приведите два предложения, в одном из которых данное понятие использовалось бы в собирательном, а в другом – в разделительном смысле: Семья.
Собирательное: Семьей нельзя назвать только одного человека.
Разделительное: Каждый человек член семьи.
5.
Являются ли понятия: а) сравнимыми; б) совместимыми?
Вкусное, невкусное.
Понятия вкусное и
невкусное являются понятиями несовместимости,
и относятся к разновидности
несовместимости –
и при этом А и В
как соподчиненные понятия
6.
Изобразите отношения между понятиями в кругах Эйлера: Дерево (А), тополь(В), вечнозеленое дерево (С), сосна (D), растение (Е), фиалка (F).
7.
Подберите понятия, которые находились бы в следующих отношениях:
Перекрещивание – объем понятий частично совпадают .
А – студент.
В – спортсмен.
С – юрист.
А – юрист. В – депутат. С – адвокат.
А –В; С – В – перекрещивание. (некоторые юристы депутаты, некоторые депутаты - юристы), (некоторые адвокаты депутаты, некоторые депутаты - адвокаты).
А – С – подчинение – объем одного понятия полностью входит в объем другого, но не исчерпывает его (все адвокаты юристы, некоторые юристы – адвокаты).
А – В – перекрещивание.
А-С; В-С – подчинение.
8.
Ограничьте и обобщите понятие: Закон РФ.
Обобщение понятия – переход от заданного понятия к понятию с более широким объемом. (Закон)
Ограничение понятия – переход от заданного понятия к понятию с меньшим объемом. (Закон субъекта Р.Ф.)
Обобщение: Закон РФ
Закон SРФ
9.
Установите, является ли определение корректным, а если нет, укажите, какие правила нарушены: Утвердительное суждение – это суждение, в котором что-либо утверждается.
Данное определение не является корректным, т.к. нельзя раскрывать определяемое через самого себя, ошибка – Тафталогия.
10.
Попробуйте дать определение данным понятиям: Сигнал, автобус.
Сигнал – звуковой или зрительный, условный знак для передачи на расстоянии каких ни будь сведений, распоряжений.
Автобус – многоместный автомобиль общего пользования, служащий для сообщений по определенному маршруту.
11.
Соблюдены ли правила деления в примере, а если – нет, то какие правила нарушены?
Войны бывают справедливые, несправедливые и освободительные.
В данном примере нарушены следующие правила деления:
12.
Определите, имеет ли место логическое (таксономическое) деление понятия на виды или членение предмета на части (мереологическое деление): Год делится на четыре сезона.
В данном примере имеет место расчленение предмета на части – т.е. мереологическое деление.
13.
Произведите логическое деление данного понятия, используя, если нужно, выражения «и т.д.», и «и др.»: Часы.
Логическое деление – это выделение в объеме понятия подклассов, являющихся объемами новых понятий.
Часы бывают электронные, механические и т.д. Делимое понятие – «часы», члены деления – «электронные», «механические» и др., основание деления – тип механизма.
14.
Определите тип суждения по характеру предиката: Москва больше Рязани.
Данное суждение является суждением с отношением. Суждение с отношением выражает отношение равенства, неравенства, родства, пространственные, временные, причинно-следственные и другие отношения.
15.
Найдите субъект, предикат и связку в суждении: Пятна азональной пустыни имеются в таежной полосе Забайкалья.
Субъект суждения – понятие об объекте суждения. В данном примере субъектом суждения является понятие «пятна азональной пустыни».
Предикат суждения –
понятие о свойствах, состояниях,
и других характеристиках объекта
суждения. В данном примере предикат
суждения – «таежная полоса Забайкалья»
(признак «быть в таежной
Связка – функциональный элемент суждения, который ставит субъект и предикат в определенные отношения друг к другу. В данном примере связка суждения – «имеются».
16.
Установите количество и качество суждения и придайте ему стандартную форму одного из четырех типов A, E, I, O. Определите распределенность терминов. Студенты иногда опаздывают на занятия.
По качеству данное суждение является утвердительным, т.к. в этом суждении утверждается (а не отрицается), что студенты иногда опаздывают на занятия.
По количеству – частное суждение. Частные – суждения, в которых что – либо утверждается или отрицается о части предметов некоторого класса. В данном примере присутствует квантор частности – «иногда».
Частноутвердительная форма – I: «Некоторые S есть Р» - «некоторые студенты опаздывают на занятия».
Данное суждение является не распределенным, т.к. он взят только в части объема («некоторые студенты», «иногда опаздывают»).
17.
Определите тип суждения (A, E, I, O). Сформируйте стандартную форму этого суждения и остальных суждений с теми же субъектом и предикатом по логическому квадрату. Считая данное суждение истинным, что вы можете сказать об истинности других суждений с теми же субъектом и предикатом. Киты – млекопитающие.
Данное суждение является общеутвердительным – А: «все S есть Р» - «все киты – млекопитающие».
«Ни один кит не является млекопитающим» - это общеотрицательное суждение (Е).
«Некоторые киты млекопитающие» - частноутвердительное суждение (I).
«Некоторые киты не млекопитающие» - частноотрицательное суждение (О).
Данные суждения являются несовместимыми – т.е. из истинности суждения А следует ложность другого. Если суждение А считать истинным, то из этого вытекает, что суждения О, Е и I ложные (противоречащие суждения).
18.
Сформируйте отрицание данного суждения (противоречащее суждение по логическому квадрату): все книги интересны.
«Все книги интересны» - это общеутвердительное суждение (А). Отрицанием данного суждение будет «Некоторые книги не интересны» (О). Рассматривая эти суждения с помощью логического квадрата видно, что они находятся в отношении противоречия, т.е. они не могут быть одновременно истинными и одновременно ложными. Отношения между противоречащими регулируются законом исключенного третьего: из двух противоречащих суждений одно истинно, другое ложно, третьего не дано. Согласно этому правилу, если считать истинным суждение «некоторые книги неинтересны», то суждение «все книги интересны» ложное.
25.
Постройте непосредственные умозаключения – обращение, превращение, противопоставление субъекту и противопоставление предикату. Всякий закон является нормативно – правовым актом.
Обращение – «некоторые нормативно – правовые акты - законы» - преобразование простого суждения путем перестановки местами его субъекта и предиката.
Превращение – «ни один закон не является не-нормативно-правовым актом» - преобразование суждения путем введения двойного отрицания – первый раз перед связкой, а второй перед предикатом.
Противопоставление субъекту – «некоторые нормативно – правовые акты не могут быть законами» - преобразование суждения путем последовательного обращения, а затем превращения, при этом предикатом полученного суждения, становится понятие, противопоставляемое субъекту исходного суждения.
Противопоставление предикату – «не один не-нормативно – правовой акт не может быть законом» - преобразование суждения путем последовательного превращения, а затем обращения, при этом субъектом полученного суждения становится понятие, противоположное предикату исходного суждения.
26.
Запишите простой категорический силлогизм в стандартной форме. Проверьте по правилам, являются ли приведенные ниже категорические силлогизмы правильными, а заключение – истинным суждением. Все рабовладельческие государства являются диктатурой рабовладельцев. Государство Древнего Рима было рабовладельческим. Значит, Государство Древнего Рима являлось диктатурой рабовладельцев.
М Р
Все рабовладельческие
государства – диктатура
S М
Государство Древнего
Рима – рабовладельческое
S Р
Значит, Государство Древнего Рима – диктатура рабовладельцев.
В данном примере соблюдены все правила простого категорического силлогизма:
Правила посылок:
Правила терминов: