Контрольная работа по "Логике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 13:44, контрольная работа

Краткое описание

Суждение — это форма мышления, содержащая утверждение или отрицание какого-либо положения относительно предметов, явлений или их свойств. Умозаключение — такая форма мышления, в процессе которой человек, сопоставляя и анализируя различные суждения, выводит из них новое суждение. Типичный пример умозаключения — доказательство геометрических теорем.

Оглавление

1 Теоретическое задание: ответить на вопросы……………………….3
1.1 Основные формы мышления……………………………………….3
1.2 Виды понятий……………………………………………………….3
1.3 Суждение и предложение…………………………………………..4
1.4 Структура умозаключения…………………………………………5
1.5 Операция превращение……………………………………………..5
1.6 Состав условно-категорического умозаключения………………...5
1.7 Полная и неполная индукция………………………………………6
1.8 Применение аналогии в науке……………………………………..6
1.9 Способы опровержения в науке……………………………………7
1.10 Отличие абдукции от индукции…………………………………..8
2 Тесты……………………………………………………………………9
Список использованных источников…………………………………...11

Файлы: 1 файл

логика готово.docx

— 41.72 Кб (Скачать)

Ещё один способ — доказательство следствий отрицания тезиса, так как утверждение и его отрицание не могут быть одновременно истинными (впрочем, это допустимо, лишь если действует Закон исключённого третьего).

Опровержение также используется в эвристике. В научной эвристике при выдвижении гипотезы или теории происходит последующая их проверка опытом. Если они опровергаются эмпирическими данными, это показывает ограниченность их применения или ошибочность.

 

 

1.10 Чем отличается  абдукция от индукции?

 

Абдукция (от лат. abduction — отведение) — способ рассуждения, ориентированный на поиск правдоподобных объяснительных гипотез.

Абдукция состоит в исследовании фактов и в построении гипотезы, которая их объясняет. Абдукция и индукция начинают с фактов, но по-разному их исследуют. Если индукция ищет факты, подтверждающие ее заключение, то абдукция направлена на установление определенной регулярности между фактами. Эта регулярность выражается в виде предварительной гипотезы, которая после многократных уточнений смогла бы объяснить данные факты. Абдукция ориентирована на исследование процесса поиска научных гипотез, посредством которых можно было бы раскрыть внутренний механизм, лежащий в основе наблюдаемых явлений, и тем самым найти им объяснение.

Индукция  похожа на абдукцию, т.к. начинается также от фактов и совершается в направлении от частного к общему; но, согласно Пирсу, она должна пониматься как операция, предлагающая оценку — в качественной или количественной форме — гипотезы, уже выдвинутой заранее. Абдукция не является безошибочным методом открытия новых истин в науке. Ее цель состоит в поиске гипотез, служащих для объяснения конкретных фактов.

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Тесты:

 

2.1 Определите, какая логическая форма (понятие, суждение или умозаключение) выражена в следующей грамматической форме: «Министр внутренних дел РФ»?

А) Понятие.

Б) Суждение.

В) Умозаключение.

 

2.2 Проверьте правильность определения: «Агрессивная страна – это такая страна, которая ведет агрессивную политику».

А) Определение правильно.

Б) Допущена ошибка широты.

В) Допущена тавтология.

 

2.3 Определите, простым или сложным является следующее суждение, если сложным, то каким именно: «Возвращение блудного сына» - одно из лучших произведений Рембрандта».

А) Простое.

Б) Соединительное (конъюктивное).

В) Условное (импликативное).

 

2.4 Определите средний термин в следующем силлогизме:

«Трапеции не есть ромбы.

Квадраты не есть трапеции.

Квадраты не есть ромбы».

А) Квадраты.

Б) Ромбы.

В) Трапеции.

 

2.5 Определите, какая ошибка допущена в следующем доказательстве: «На одежде А. обнаружены пятна крови. Известно также, что отношения между А. и убитым Б. были в последнее время натянутыми. Следовательно, убийцей Б. является А.»

А) «Круг в доказательстве».

Б) «Подмена тезиса».

В) «Не следует, не вытекает».

 

2.6 Определите вид отношения между понятиями: смертная казнь, расстрел, электрический стул, газовая камера

а) соподчинение;

б) пересечение;

в) равнозначность;

г) противоречие;

 

2.7 В каком случае неправильно обобщено понятие?

А) Город – населенный пункт.

Б) Паспорт – документ.

В) Учащийся – студент.

Г) Береза – дерево

 

2.8 Умозаключение состоит  из:

А) посылок, заключения, вывода;

Б) субъекта, предиката, логической связки;

В) среднего термина, крайнего большего термина, крайнего меньшего термина.

 

2.9 Укажите выделяющее суждение:

А) Лишь сильное государство  обеспечивает свободу своим гражданам (Руссо).

Б) Никто, кроме органов и должностных лиц, прямо уполномоченных на то законом, не вправе вмешиваться в деятельность милиции.

В) Все студены группы, кроме двух человек, сдали экзамен досрочно.

 

2.10 Данная круговая схема  выражает отношение между совместимыми  понятиями:


 

 

 

 

А) равнообъемности;

Б) пересечения;

В) подчинения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

  1. Афанасьева О.В. Логика: учебное  пособие. – М.: Проспект, 2008
  2. Гусев Д.А. Логика: конспект лекций с задачами. – М.: Айрис-пресс, 2005
  3. Демидов И.В. Логика: Учебник для экономических, юридических технических вузов. – М.: Дашков и К, 2006
  4. Ивлев Ю.В. Логика. – М.: Изд. «Дело», 2003г.
  5. Кириллов В.А., Орлов Г.А., Фокина Н.И. Упражнения по логике: учебное пособие / Под ред. В.И.Кириллова. – 6-е изд., перераб. и доп. – М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Контрольная работа по "Логике"