Контрольная работа по "Логике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 13:44, контрольная работа

Краткое описание

Суждение — это форма мышления, содержащая утверждение или отрицание какого-либо положения относительно предметов, явлений или их свойств. Умозаключение — такая форма мышления, в процессе которой человек, сопоставляя и анализируя различные суждения, выводит из них новое суждение. Типичный пример умозаключения — доказательство геометрических теорем.

Оглавление

1 Теоретическое задание: ответить на вопросы……………………….3
1.1 Основные формы мышления……………………………………….3
1.2 Виды понятий……………………………………………………….3
1.3 Суждение и предложение…………………………………………..4
1.4 Структура умозаключения…………………………………………5
1.5 Операция превращение……………………………………………..5
1.6 Состав условно-категорического умозаключения………………...5
1.7 Полная и неполная индукция………………………………………6
1.8 Применение аналогии в науке……………………………………..6
1.9 Способы опровержения в науке……………………………………7
1.10 Отличие абдукции от индукции…………………………………..8
2 Тесты……………………………………………………………………9
Список использованных источников…………………………………...11

Файлы: 1 файл

логика готово.docx

— 41.72 Кб (Скачать)

Содержание 

 

1 Теоретическое задание: ответить  на вопросы……………………….

3

1.1 Основные формы мышления……………………………………….

3

1.2 Виды понятий……………………………………………………….

3

1.3 Суждение и предложение…………………………………………..

4

1.4 Структура умозаключения…………………………………………

5

1.5 Операция превращение……………………………………………..

5

1.6 Состав условно-категорического  умозаключения………………...

5

1.7 Полная и неполная индукция………………………………………

6

1.8 Применение аналогии в науке……………………………………..

6

1.9 Способы опровержения в науке……………………………………

7

1.10 Отличие абдукции от индукции…………………………………..

8

2 Тесты…………………………………………………………………

9

Список использованных источников…………………………………...

11


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Теоретическое задание: ответить  на вопросы.

 

1.1 Какие существуют основные формы мышления?

 

Различают три основные формы  мышления: понятие, суждение и умозаключение.

Понятие — это форма  мышления, в которой отражаются общие  и притом существенные свойства предметов  явлений.

Суждение — это форма  мышления, содержащая утверждение или  отрицание какого-либо положения  относительно предметов, явлений или  их свойств.

Умозаключение — такая  форма мышления, в процессе которой  человек, сопоставляя и анализируя различные суждения, выводит из них  новое суждение. Типичный пример умозаключения  — доказательство геометрических теорем.

 

1.2 Какие виды понятий Вам известны?

 

Понятия принято делить на следующие виды:

1) единичные и общие.

Понятие, в котором мыслится один элемент, называется единичным (например, «Москва», «Л.Н. Толстой», «Российская  Федерация»).

Понятие, в котором мыслится множество элементов, называется общим (например, «столица», «писатель», «федерация»).

2) собирательные и несобирательные.

 Понятия, в которых  мыслятся признаки некоторой  совокупности элементов, составляющих  единое целое, называются собирательными. Например, «коллектив», «полк», «созвездие».

Понятие, в котором мыслятся признаки, относящиеся к каждому  его элементу, называется несобирательным. Таковы, например, понятия «звезда», «командир полка», «государство».

3) конкретные и абстрактные.

Понятие, в котором мыслится предмет или совокупность предметов  как нечто самостоятельно существующее, называется конкретным; понятие, в котором  мыслится признак предмета или отношение  между предметами, называется абстрактным. Так, понятия «книга», «свидетель», «государство» являются конкретными; понятия «белизна», «смелость», «ответственность» — абстрактными.

4) положительные и отрицательные.

Понятия, содержание которых  составляют свойства, присущие предмету, называются положительными.

Понятия, в содержании которых  указывается на отсутствие у предмета определенных свойств, называются отрицательными.

Так, понятия «грамотный», «порядок», «верующий» являются положительными; понятия «неграмотный», «беспорядок», «неверующий» — отрицательными.

5) безотносительные и соотносительные.

Понятия, отражающие предметы, существующие раздельно и мыслящиеся вне их отношения к другим предметам, называются безотносительными. Таковы понятия «студент», «государство», «место преступления» и др.

 

1.3 Как связаны суждение и предложение?

 

Суждение, как понятие, находит  свое материальное воплощение в словах, а также устной и письменной речи. Предложение представляет собой  грамматическую форму суждения, а суждение - это логическое содержание предложения. Это единство суждения и предложения конкретно проявляется в том, что и в суждении и в предложении основные элементы выражают одно и то же качество. Однако это вовсе не означает полного совпадения (тождества) между суждением и предложением. Между ними существуют и определенные различия.

Во-первых, если всякое суждение выражается в предложении, то не всякое предложение выражает суждение. Суждение выражается повествовательным предложением, в котором содержится определенная информация, сообщение. Например: «М. Булгаков - автор романа «Мастер и Маргарита».

Во-вторых, суждение и предложение различаются по своему составу. Суждение состоит из следующих структурных элементов: субъекта, предиката, связки, квантора. Они имеют свое определение и обозначение.

Предложение же в отличие от суждения имеет другую структуру. Так, в распространенном предложении кроме главных членов - подлежащего и сказуемого имеются  второстепенные члены - определение, дополнение и обстоятельство.

В-третьих, различие между суждением и предложением состоит также в том, что каждый национальный язык имеет свой особый единый грамматический и фонетический строй. Логическая же структура суждения одинакова независимо от его выражения в том или ином языке.

В-четвертых, логический строй мысли и грамматическая форма речи также не совпадают. Подлежащее в предложении должно стоять, как известно, в именительном падеже. Что же касается данного требования относительно выражения субъекта суждения, то оно не обязательно. Предложение включает так называемые второстепенные члены. Все же элементы суждения входят в состав субъекта и предиката. Приведем в качестве примера следующее суждение: «Труд на благо Родины является важной чертой духовного облика россиян».

 

 

1.4 Какова структура умозаключения?

 

Структура умозаключения обусловлена  природой этой формы мышления.

В структуре умозаключения различают  два основных более или менее  сложных элемента: посылки (одна или  несколько) и заключение, между которыми, конечно, существует определенная связь.

Посылки – это исходное, уже  известное знание, служащее основанием для умозаключения.

Заключение (или вывод) – производное  и притом новое знание, полученное из посылок и выступающее их следствием.

 

1.5 Каким образом осуществляется операция превращение? Приведите примеры.

 

Превращение (преобразование) суждения в суждение, противоположное по качеству с предикатом, противоречащим предикату исходного суждения, называется превращением.

Общеутвердительное суждение превращается в общеотрицательное. Например: «Все сотрудники нашего коллектива — квалифицированные специалисты. Следовательно, ни один сотрудник нашего коллектива не является неквалифицированным специалистом».

Общеотрицательное суждение превращается в общеутвердительное. Например: «Ни одно религиозное учение не является научным. Следовательно, всякое религиозное учение является ненаучным».

Частноутвердительное суждение превращается в частно-отрицательное. Например: «Некоторые государства являются федеративными. Следовательно, некоторые государства не являются нефедеративными».

Частноотрицательное суждение превращается в частно-утвердительное. Например: «Некоторые преступления не являются умышленными. Следовательно, некоторые преступления являются неумышленными».

 

1.6 Каков состав условно-категорического умозаключения?

 

Условно-категорическим называется умозаключение, в котором одна из посылок — условное, а другая посылка и заключение — категорические суждения.

Это умозаключение имеет два  правильных модуса:

1) утверждающий. В утверждающем модусе (modus ponens) посылка, выраженная категорическим суждением, утверждает истинность основания условной посылки, а заключение утверждает истинность следствия; рассуждение направлено от утверждения истинности основания к утверждению истинности следствия.

2) отрицающий. В отрицающем модусе (modus tollens) посылка, выражение категорическим суждением, отрицает истинность следствия услов ной посылки, а заключение отрицает истинность основания. Рассужу дение направлено от отрицания истинности следствия к отрицав нию истинности основания.

 

1.7 Что такое  полная и неполная индукция?

 

Индукция (лат. inductio — наведение) — процесс логического вывода на основе перехода от частного положения к общему. Индуктивное умозаключение связывает частные предпосылки с заключением не строго через законы логики, а скорее через некоторые фактические, психологические или математические представления.

В полной индукции мы заключаем от полного перечисления видов известного рода ко всему роду; очевидно, что при подобном способе умозаключения мы получаем вполне достоверное заключение, которое в то же время в известном отношении расширяет наше познание; этот способ умозаключения не может вызвать никаких сомнений. Отождествив предмет логической группы с предметами частных суждений, мы получим право перенести определение на всю группу.

Неполная  индукция - метод обобщения признаков некоторых элементов для всего множества, в который они входят. Неполная индукция не является доказательной с точки зрения формальной логики, может привести к ошибочным заключениям. Вместе с тем, неполная индукция является основным способом получения новых знаний. Доказательная сила неполной индукции ограничена, заключение носит вероятностный характер, требует приведения дополнительного доказательства.

 

1.8 Применение  аналогии в науке?

 

В науке рассуждения по аналогии применяются столь же широко, как  и во всех других областях человеческой деятельности. Этому совершенно не мешает то, что аналогия дает не твердое  знание, а только более или менее  вероятные предположения. Причем нельзя сказать, что ученые используют по преимуществу строгие аналогии, вероятность заключений которых относительно высока. Разумеется, ученые стремятся — и в общем небезуспешно — именно к такого рода аналогиям. Но вместе с тем в научном творчестве, наряду с самыми точными из всех встречающихся аналогий, не редки весьма приблизительные, а то и просто поверхностные уподобления.

Объяснение этого — в сложности  процесса научного познания и в многообразии тех задач, которые решаются в  науке с помощью аналогий.

Точная аналогия — конечно, идеал  ученого. Она возможна, однако только в достаточно развитых областях знания. На начальных стадиях исследования обычно приходится довольствоваться примерными уподоблениями.

Далее, ученый может обращаться к аналогии с разными целями. Она может привлекаться, чтобы менее понятное сделать более понятным, представить абстрактное в более доступной, образной форме, конкретизировать отвлеченные идеи и проблемы и т.д. По аналогии можно также рассуждать о том, что пока недоступно прямому наблюдению. Она может служить средством выдвижения новых гипотез, являться своеобразным методом решения задач посредством сведения их к ранее решенным задачам и т.д.

В конечном счете именно цель рассуждения определяет характер аналогии. В одних случаях требуется предельно точная аналогия, в других полезной может оказаться свободная аналогия, не стесняющая творческое воображение и фантазию исследователя.

Французский инженер С.Карно, заложивший в начале прошлого века основы теории тепловых машин, смело уподобил работу такой машины работе водяного двигателя.

И.Гутенберг пришел к идее передвижного шрифта по аналогии с чеканкой монет. Так было положено начало книгопечатанию, открыта «галактика Гутенберга», преобразовавшая всю человеческую культуру.

Химик Д.Пристли воспользовался аналогией между горением и дыханием и благодаря этому смог провести свои изящные эксперименты, показавшие, что растения восстанавливают воздух, израсходованный в процессе дыхания животных или в процессе горения свечи.

Г.Лейбниц уподобил процесс  логического доказательства вычислительным операциям в математике. Вычисление суммы или разности чисел осуществляется на основе простых правил, принимающих во внимание только форму чисел, а не их смысл. Результат вычисления однозначно предопределяется этими не допускающими разночтения правилами, и его нельзя оспорить. Лейбниц попытался умозаключение преобразовать в вычисление по строгим правилам. Он верил, что если это удастся, то споры, обычные между философами по поводу того, что твердо доказано, а что нет, станут невозможными, как невозможны они между вычислителями. Вместо спора философы возьмут в руки перья и скажут: «Давайте посчитаем». Примерно через два столетия аналогия между математическими и логическими операциями произвела переворот в формальной логике и привела к современному этапу в развитии этой науки — математической логике.

Таким образом, умозаключение по аналогии не только позволило объяснить многие новые явления и сделать неожиданные  и важные открытия, оно привело  даже к созданию новых научных  направлений или к коренному  преобразованию старых.

 

1.9 Какие способы опровержения применяются в науке?

 

Опровержение — рассуждение, направленное против тезиса с целью установления факта его ложности (иногда недоказанности).

Существует несколько приёмов  опровержения. Если верным является отрицание  тезиса, то вопрос об истинности утверждения  отпадает. Распространённым способом является также «опровержение фактом»: вполне достаточно показать одного альбиноса, чтобы дать опровержение того, что "альбиносы не существуют".

Более сложный логический способ опровержения — вывод следствий, которые противоречат истине. Если одно следствие из утверждения ложно, то и само утверждение является ложным.

Информация о работе Контрольная работа по "Логике"