Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 13:44, контрольная работа
Суждение — это форма мышления, содержащая утверждение или отрицание какого-либо положения относительно предметов, явлений или их свойств. Умозаключение — такая форма мышления, в процессе которой человек, сопоставляя и анализируя различные суждения, выводит из них новое суждение. Типичный пример умозаключения — доказательство геометрических теорем.
1 Теоретическое задание: ответить на вопросы……………………….3
1.1 Основные формы мышления……………………………………….3
1.2 Виды понятий……………………………………………………….3
1.3 Суждение и предложение…………………………………………..4
1.4 Структура умозаключения…………………………………………5
1.5 Операция превращение……………………………………………..5
1.6 Состав условно-категорического умозаключения………………...5
1.7 Полная и неполная индукция………………………………………6
1.8 Применение аналогии в науке……………………………………..6
1.9 Способы опровержения в науке……………………………………7
1.10 Отличие абдукции от индукции…………………………………..8
2 Тесты……………………………………………………………………9
Список использованных источников…………………………………...11
Содержание
1 Теоретическое задание: |
3 |
1.1 Основные формы мышления………………… |
3 |
1.2 Виды понятий……………………………………………… |
3 |
1.3 Суждение и предложение…………………… |
4 |
1.4 Структура умозаключения………………… |
5 |
1.5 Операция превращение………………………… |
5 |
1.6 Состав условно- |
5 |
1.7 Полная и неполная индукция………… |
6 |
1.8 Применение аналогии в науке……… |
6 |
1.9 Способы опровержения в науке…… |
7 |
1.10 Отличие абдукции от индукции………………………………….. |
8 |
2 Тесты………………………………………………………………… |
9 |
Список использованных источников…………………………………... |
11 |
1
Теоретическое задание:
1.1 Какие существуют основные формы мышления?
Различают три основные формы мышления: понятие, суждение и умозаключение.
Понятие — это форма мышления, в которой отражаются общие и притом существенные свойства предметов явлений.
Суждение — это форма мышления, содержащая утверждение или отрицание какого-либо положения относительно предметов, явлений или их свойств.
Умозаключение — такая форма мышления, в процессе которой человек, сопоставляя и анализируя различные суждения, выводит из них новое суждение. Типичный пример умозаключения — доказательство геометрических теорем.
1.2 Какие виды понятий Вам известны?
Понятия принято делить на следующие виды:
1) единичные и общие.
Понятие, в котором мыслится один элемент, называется единичным (например, «Москва», «Л.Н. Толстой», «Российская Федерация»).
Понятие, в котором мыслится множество элементов, называется общим (например, «столица», «писатель», «федерация»).
2) собирательные и
Понятия, в которых
мыслятся признаки некоторой
совокупности элементов,
Понятие, в котором мыслятся признаки, относящиеся к каждому его элементу, называется несобирательным. Таковы, например, понятия «звезда», «командир полка», «государство».
3) конкретные и абстрактные.
Понятие, в котором мыслится предмет или совокупность предметов как нечто самостоятельно существующее, называется конкретным; понятие, в котором мыслится признак предмета или отношение между предметами, называется абстрактным. Так, понятия «книга», «свидетель», «государство» являются конкретными; понятия «белизна», «смелость», «ответственность» — абстрактными.
4) положительные и отрицательные.
Понятия, содержание которых составляют свойства, присущие предмету, называются положительными.
Понятия, в содержании которых указывается на отсутствие у предмета определенных свойств, называются отрицательными.
Так, понятия «грамотный», «порядок», «верующий» являются положительными; понятия «неграмотный», «беспорядок», «неверующий» — отрицательными.
5) безотносительные и
Понятия, отражающие предметы, существующие раздельно и мыслящиеся вне их отношения к другим предметам, называются безотносительными. Таковы понятия «студент», «государство», «место преступления» и др.
1.3 Как связаны суждение и предложение?
Суждение, как понятие, находит свое материальное воплощение в словах, а также устной и письменной речи. Предложение представляет собой грамматическую форму суждения, а суждение - это логическое содержание предложения. Это единство суждения и предложения конкретно проявляется в том, что и в суждении и в предложении основные элементы выражают одно и то же качество. Однако это вовсе не означает полного совпадения (тождества) между суждением и предложением. Между ними существуют и определенные различия.
Во-первых, если всякое суждение выражается в предложении, то не всякое предложение выражает суждение. Суждение выражается повествовательным предложением, в котором содержится определенная информация, сообщение. Например: «М. Булгаков - автор романа «Мастер и Маргарита».
Во-вторых, суждение и предложение различаются по своему составу. Суждение состоит из следующих структурных элементов: субъекта, предиката, связки, квантора. Они имеют свое определение и обозначение.
Предложение же в отличие от суждения
имеет другую структуру. Так, в распространенном
предложении кроме главных
В-третьих, различие между суждением и предложением состоит также в том, что каждый национальный язык имеет свой особый единый грамматический и фонетический строй. Логическая же структура суждения одинакова независимо от его выражения в том или ином языке.
В-четвертых, логический строй мысли и грамматическая форма речи также не совпадают. Подлежащее в предложении должно стоять, как известно, в именительном падеже. Что же касается данного требования относительно выражения субъекта суждения, то оно не обязательно. Предложение включает так называемые второстепенные члены. Все же элементы суждения входят в состав субъекта и предиката. Приведем в качестве примера следующее суждение: «Труд на благо Родины является важной чертой духовного облика россиян».
1.4 Какова структура умозаключения?
Структура умозаключения обусловлена природой этой формы мышления.
В структуре умозаключения
Посылки – это исходное, уже известное знание, служащее основанием для умозаключения.
Заключение (или вывод) – производное и притом новое знание, полученное из посылок и выступающее их следствием.
1.5 Каким образом осуществляется операция превращение? Приведите примеры.
Превращение (преобразование) суждения в суждение, противоположное по качеству с предикатом, противоречащим предикату исходного суждения, называется превращением.
Общеутвердительное суждение превращается в общеотрицательное. Например: «Все сотрудники нашего коллектива — квалифицированные специалисты. Следовательно, ни один сотрудник нашего коллектива не является неквалифицированным специалистом».
Общеотрицательное суждение превращается в общеутвердительное. Например: «Ни одно религиозное учение не является научным. Следовательно, всякое религиозное учение является ненаучным».
Частноутвердительное суждение превращается в частно-отрицательное. Например: «Некоторые государства являются федеративными. Следовательно, некоторые государства не являются нефедеративными».
Частноотрицательное суждение превращается в частно-утвердительное. Например: «Некоторые преступления не являются умышленными. Следовательно, некоторые преступления являются неумышленными».
1.6 Каков состав условно-категорического умозаключения?
Условно-категорическим называется умозаключение, в котором одна из посылок — условное, а другая посылка и заключение — категорические суждения.
Это умозаключение имеет два правильных модуса:
1) утверждающий. В утверждающем модусе (modus ponens) посылка, выраженная категорическим суждением, утверждает истинность основания условной посылки, а заключение утверждает истинность следствия; рассуждение направлено от утверждения истинности основания к утверждению истинности следствия.
2) отрицающий. В отрицающем модусе (modus tollens) посылка, выражение категорическим суждением, отрицает истинность следствия услов ной посылки, а заключение отрицает истинность основания. Рассужу дение направлено от отрицания истинности следствия к отрицав нию истинности основания.
1.7 Что такое полная и неполная индукция?
Индукция (лат. inductio — наведение) — процесс логического вывода на основе перехода от частного положения к общему. Индуктивное умозаключение связывает частные предпосылки с заключением не строго через законы логики, а скорее через некоторые фактические, психологические или математические представления.
В полной индукции мы заключаем от полного перечисления видов известного рода ко всему роду; очевидно, что при подобном способе умозаключения мы получаем вполне достоверное заключение, которое в то же время в известном отношении расширяет наше познание; этот способ умозаключения не может вызвать никаких сомнений. Отождествив предмет логической группы с предметами частных суждений, мы получим право перенести определение на всю группу.
Неполная индукция - метод обобщения признаков некоторых элементов для всего множества, в который они входят. Неполная индукция не является доказательной с точки зрения формальной логики, может привести к ошибочным заключениям. Вместе с тем, неполная индукция является основным способом получения новых знаний. Доказательная сила неполной индукции ограничена, заключение носит вероятностный характер, требует приведения дополнительного доказательства.
1.8 Применение аналогии в науке?
В науке рассуждения по аналогии применяются столь же широко, как и во всех других областях человеческой деятельности. Этому совершенно не мешает то, что аналогия дает не твердое знание, а только более или менее вероятные предположения. Причем нельзя сказать, что ученые используют по преимуществу строгие аналогии, вероятность заключений которых относительно высока. Разумеется, ученые стремятся — и в общем небезуспешно — именно к такого рода аналогиям. Но вместе с тем в научном творчестве, наряду с самыми точными из всех встречающихся аналогий, не редки весьма приблизительные, а то и просто поверхностные уподобления.
Объяснение этого — в
Точная аналогия — конечно, идеал ученого. Она возможна, однако только в достаточно развитых областях знания. На начальных стадиях исследования обычно приходится довольствоваться примерными уподоблениями.
Далее, ученый может обращаться к аналогии с разными целями. Она может привлекаться, чтобы менее понятное сделать более понятным, представить абстрактное в более доступной, образной форме, конкретизировать отвлеченные идеи и проблемы и т.д. По аналогии можно также рассуждать о том, что пока недоступно прямому наблюдению. Она может служить средством выдвижения новых гипотез, являться своеобразным методом решения задач посредством сведения их к ранее решенным задачам и т.д.
В конечном счете именно цель рассуждения определяет характер аналогии. В одних случаях требуется предельно точная аналогия, в других полезной может оказаться свободная аналогия, не стесняющая творческое воображение и фантазию исследователя.
Французский инженер С.Карно, заложивший в начале прошлого века основы теории тепловых машин, смело уподобил работу такой машины работе водяного двигателя.
И.Гутенберг пришел к идее передвижного шрифта по аналогии с чеканкой монет. Так было положено начало книгопечатанию, открыта «галактика Гутенберга», преобразовавшая всю человеческую культуру.
Химик Д.Пристли воспользовался аналогией между горением и дыханием и благодаря этому смог провести свои изящные эксперименты, показавшие, что растения восстанавливают воздух, израсходованный в процессе дыхания животных или в процессе горения свечи.
Г.Лейбниц уподобил процесс логического доказательства вычислительным операциям в математике. Вычисление суммы или разности чисел осуществляется на основе простых правил, принимающих во внимание только форму чисел, а не их смысл. Результат вычисления однозначно предопределяется этими не допускающими разночтения правилами, и его нельзя оспорить. Лейбниц попытался умозаключение преобразовать в вычисление по строгим правилам. Он верил, что если это удастся, то споры, обычные между философами по поводу того, что твердо доказано, а что нет, станут невозможными, как невозможны они между вычислителями. Вместо спора философы возьмут в руки перья и скажут: «Давайте посчитаем». Примерно через два столетия аналогия между математическими и логическими операциями произвела переворот в формальной логике и привела к современному этапу в развитии этой науки — математической логике.
Таким образом, умозаключение по аналогии
не только позволило объяснить многие
новые явления и сделать
1.9 Какие способы опровержения применяются в науке?
Опровержение — рассуждение, направленное против тезиса с целью установления факта его ложности (иногда недоказанности).
Существует несколько приёмов опровержения. Если верным является отрицание тезиса, то вопрос об истинности утверждения отпадает. Распространённым способом является также «опровержение фактом»: вполне достаточно показать одного альбиноса, чтобы дать опровержение того, что "альбиносы не существуют".
Более сложный логический способ опровержения — вывод следствий, которые противоречат истине. Если одно следствие из утверждения ложно, то и само утверждение является ложным.