Доказательство и опровержение

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 04:43, контрольная работа

Краткое описание

В работе исследуется структура доказательства, способы доказательства, правила доказательства и опровержения.

Оглавление

Введение.............................................................................................................3
1. Структура доказательства.............................................................................4
2. Способы доказательства. Опровержение....................................................7
3. Правила доказательства и опровержения.................................................12
Заключение.......................................................................................................20
Список использованной литературы.............................................................21

Файлы: 1 файл

Логика 7 вар Доказательство и опровержение.doc

— 95.00 Кб (Скачать)

Контрольная работа по дисциплине:

"Логика"

На тему: "Доказательство и опровержение"

 

 

План

Введение.............................................................................................................3

1. Структура доказательства.............................................................................4

2. Способы доказательства. Опровержение....................................................7

3. Правила доказательства и опровержения.................................................12

Заключение.......................................................................................................20

Список использованной литературы.............................................................21

 

Введение

 

Познание отдельных предметов, их свойств, происходит посредством форм чувственного познания (ощущений и восприятий). Мы видим, что этот дом ещё не достроен, ощущаем вкус горького лекарства и так далее. Эти истины не подлежат особому доказательству, они очевидны.

Во многих случаях, например на лекции, в сочинении, в научной работе, в докладе, в ходе полемики, в судебных заседаниях, на защите диссертации и во многих других, приходится доказывать, обосновывать высказанные суждения.

Доказательность - важное качество правильного  мышления. Теория доказательства и опровержения является в современных условиях средством формирования научно обоснованных убеждения. В науке ученым приходится доказывать самые разные суждения (например, суждение о том, что существовало до нашей эры, к какому периоду относятся предметы, обнаруживаемые при археологических раскопках, о звездах и галактиках Вселенной, о теоремах математики, о тайнах Мирового океана и космоса). Все эти суждения должны быть научно обоснованны.

Доказательство - это совокупность логических приемов обоснования истинности какого-либо суждения с помощью других истинных и связанных с ним суждений.

Доказательство связано с убеждением, но не тождественно ему. Доказательства должны основываться на данные науки  и общественно-исторические практики. Убеждения же могут быть основаны, например, на религиозной вере в догматы церкви, на предрассудках, на неосведомлённости людей в вопросах экономики и политики, на видимости доказательности, основанной на различного рода софизмах. Религиозные проповедники могут «убедить» какую-то часть людей в существовании якобы бога, ада, рая и так далее.

 

1. Структура  доказательства

 

В любом доказательстве имеется  три компонента1:

Тезис - положение, которое собираются доказать;

Аргументы - утверждения, из которых  тезис выводится по правилам логики (их называют также основаниями);

Демонстрация (или форма доказательства) - само рассуждение, показывающее связь  между аргументами и тезисом.

В принципе строение доказательства повторяет структуру умозаключения. Там тоже имеется тезис, получаемый в виде вывода из посылок-аргументов, а само умозаключение в целом есть аналог демонстрации. Только в доказательстве демонстрация может представлять собой длинную цепь умозаключений, из которых слагается более или менее пространное рассуждение или, может быть, большая теорема. Кроме того, и это еще важнее, доказательство, как на это верно указал когда-то В.Ф. Асмус в своем учебнике логики, есть, по сути дела, умозаключение об умозаключении, о том, что оно построено в соответствии с правилами логики, его посылки верны и, следовательно, сделанные в нем выводы надо признать истинными суждениями2. Дело в том, что само умозаключение этого еще не обеспечивает допустим, перед нами такое рассуждение: струнные музыкальные инструменты подразделяются на щипковые и смычковые; рояль - не смычковый инструмент; значит рояль относится к щипковым инструментам. Можно ли считать обоснованным вывод, полученный с помощью этого разделительно-категорического силлогизма? Очевидно, нет. Потому что для этого надо еще и знать, являются ли посылки верными и соблюдены ли правила таких силлогизмов, в частности, требование указывать все возможные альтернативы; в данном случае оно, кстати, не выполнено, так как существуют еще и ударно-клавишные струнные инструменты, к числу которых относится и рояль.

Итоговое оценочное умозаключение  может не высказываться прямо, а  всего лишь подразумеваться, как  это часто бывает со многими другими  компонентами рассуждений. Но, по существу, оно всегда представляет собой условно-категорический силлогизм. Его первая, условная, посылка - если аргументы являются истинными суждениями, а умозаключение построено правильно, то тогда его вывод есть истинное (доказанное) суждение. Вторая, категорическая - аргументы истинны, умозаключение правильно. Отсюда вытекает вывод о непреложной истинности тезиса. Таким образом, весь процесс доказательства в соответствии с его структурой распадается на три стадии: формулировка тезиса, подыскание аргументов, удовлетворяющих ряду специальных требований и затем построение демонстрации и ее проверка.

Вполне допустимо вкладывать в  термин «доказательство» расширенный  смысл, так что опровержение станет его разновидностью. В определенной мере это оправдано и часто  делается. Потому что в результате опровержения тоже появляются какие-то твердо установленные истины, пусть даже их содержанием являются не сама внешняя реальность, не предметы или явления, а чьи-то высказывания, которым дается новая оценка. Опровержение тоже имеет три обычных компонента всякого доказательства3: тезис, аргументы и демонстрацию. Вместе с тем и их различие тоже нельзя игнорировать. Ведь в то время как доказательство есть умозаключение об умозаключении, опровержение, в отличие от него, представляет собой умозаключение о доказательстве. Объектом внимания в этом случае являются положения, уже доказанные или кажущиеся таковыми. Опровержение имеет целью устранить их. С такой точки зрения доказательство и опровержение противонаправлены.

Правда, можно было бы учесть то обстоятельство, что когда опровержение является правильным, когда в итоге его проведения открывается ложность тех истин, которые считались доказанными, то в таком случае одновременно открывается, что и само прежнее доказательство не являлось таковым на деле. Значит и опровержение тогда надо признавать не умозаключением о доказательстве, а умозаключением об умозаключении, ошибочно принятом за доказательство. Опровержение как логическое действие с учетом таких обстоятельств полностью подпадает под определение доказательства и могло бы рассматриваться какой-то разновидностью его проверки. И оно вдобавок может подразделяться на те же виды, что и доказательства.

 

2. Способы доказательства. Опровержение

 

По способу обоснования тезиса различают две разновидности  доказательств: прямое и косвенное.

Прямым называется доказательство, в котором тезис обосновывается аргументами, без использования противоречащих тезису аргументов4.

Логический переход от аргументов к тезису может быть выражен одним  умозаключением, но чаще это цепочка  последовательно связанных умозаключений.

Прямое доказательство применяется в тех случаях, когда обоснование строится путем подведения единичного события или явления под общее положение.

Например, выраженный в судебном решении  тезис о том, что конкретная сделка купли-продажи жилого дома является недействительной, получает прямое обоснование, следующими доводами:

во-первых, сделка, не соответствующая  требованиям закона, считается недействительной,

во-вторых, предусмотрено, что в  личной собственности гражданина может  находиться только один жилой дом,

в-третьих, установлено, что покупатель, заключивший сделку, уже имеет в личной собственности жилой дом.

Приведенные доводы служат достаточным  основанием для признания сделки недействительной, как не соответствующей  требованиям закона.

Однако нередко бывает так, что прямое доказательство невозможно или неудобно построить. В таких случаях прибегают к косвенным доказательствам.

Косвенным (непрямым) называется доказательство, в котором истинность тезиса обосновывается с использованием противоречащего  тезису допущения (антитезиса)5.

В качестве посылки, таким образом, берется утверждение, противоположное  искомому тезису (антитезис), а в  ходе демонстрации либо устанавливается  его ложность, либо осуществляется поиск противоречий в рассуждениях. Последнее показывает ложность антитезиса и, следовательно, истинность тезиса.

Среди косвенных доказательств  выделяют, в свою очередь, апагогическое  доказательство, называемое иначе «сведением к абсурду» (reductio ad absurdum), и разделительное доказательство.

Апагогическим называют косвенное обоснование истинности тезиса путем установления ложности противоречащего ему допущения.

Ложность антитезиса устанавливается  следующим образом: из имеющихся  аргументов и антитезиса выводится  противоречие и, отсюда, делается вывод  о ложности антитезиса.

Например: Известный русский ученый А.Ф. Лосев в своей книге «Диоген  Лаэрций - историк античной философии» опровергает утверждение, что Диоген Лаэрций придерживается взглядов тех  философов, о которых пишет наиболее подробно.

Профессор Лосев рассуждает так: Допустим, что это утверждение - верно. Тогда Диоген Лаэртский разделяет взгляды Платона, стоиков, скептиков, эпикурейцев, так как о философах этих школ он пишет наиболее подробно. Но эти школы слишком отличаются друг от друга, чтобы философ мог принадлежать ко всем из них. Ясно, что таким способом нельзя определить собственные философские воззрения Диогена Лаэртского.

Апагогический вид косвенного доказательства применяется лишь в том случае, если тезис и антитезис находятся  в отношении противоречия, когда между ними действует принцип «третьего не дано». При других видах несовместимости, включая противоположность, апагогическое обоснование становится несостоятельным.

Разделительным доказательством  называют косвенное обоснование  тезиса, выступающего членом дизъюнкции, путем установления ложности и исключения всех других членов дизъюнкции.

Понятие опровержения и его виды

Рассмотрение понятия опровержения следует начать с понятия критики. Критика - это деятельность, противоположная  аргументации.

Если целью аргументации является выработка убеждения в истинности или, по крайней мере, частичной обоснованности какого-либо положения, то целью критики является разубеждение людей в обоснованности того или иного положения и убеждение их в ложности этого положения. Конечная цель при критике достигается не всегда. Иногда удается лишь объяснить необоснованность утверждения, а иногда устанавливается ложность утверждения или малой степени правдоподобия утверждения.

Опровержением называется логическая операция, направленная на разрушение доказательства, путем установления ложности или необоснованности ранее выдвинутого тезиса6.

Поскольку операция опровержения направлена на разрушение ранее состоявшегося  доказательства, то в зависимости  от целей критического выступления  оно может быть выполнено следующими тремя способами:

критикой тезиса,

критикой аргументов

критикой демонстрации.

Опровержение тезиса - очень эффективная  по критической силе операция, цель которой - показать несостоятельность (или ложность) выявленного оппонентом тезиса.

Опровержение тезиса может быть либо простым, либо косвенным.

Критика аргументов. Поскольку операция доказательства - это обоснование  тезиса с помощью ранее установленных  положений, следует пользоваться доводами, истинность которых не вызывает сомнений. Если нам удается показать сомнительность или ложность аргументов, то существенно ослабляется позиция оппонента, так как такая критика показывает необоснованность его тезиса.

Критика демонстраций - третий способ опровержения. В этом случае показывают, что в рассуждениях оппонента нет логической связи между аргументами и тезисом. Когда тезис не вытекает из аргументов, он как бы повисает в воздухе и считается необоснованным. Начальный и конечный пункты рассуждения оказываются вне логической связи друг с другом.

Указанные способы опровержения применяются  не только в качестве самостоятельных  операций, но и в сочетаниях. Прямое опровержение тезиса может быть дополнено  критическим разбором аргументов. В  гуманитарных науках аргументация собственной  концепции чаще всего сочетается с критикой противоположных взглядов.

Единый процесс аргументации и  критики, рассматриваемый как процесс  развития знания, состоит из ряда этапов:

Логически безупречная формулировка выдвигаемой концепции: ее непротиворечивость, ясность и т. д.

Нахождение аргументов в ее защиту, критика конкурирующих концепций.

Оценка концепции в свете  найденных аргументов.

Объяснение на основе концепции  всех имеющихся фактов, не принятых во внимание при ее формулировке.

Предсказание новых явлений.

Всесторонняя оценка концепции.

В процессе доказательства и опровержения необходимо соблюдать правила по отношению к тезису, правила по отношению к аргументам и правила  по отношению к демонстрации. Нарушение  этих правил в доказательстве приводит к логическим ошибкам, которые в конечном счете не позволяют доказать (опровергнуть) доказываемый (опровергаемый) тезис.

 

3. Правила доказательства и опровержения

 

Если будет нарушено хотя бы одно из перечисленных ниже правил, то могут произойти ошибки относительно доказываемого тезиса, ошибки по отношению к аргументам и ошибки в форме доказательства.

Информация о работе Доказательство и опровержение