Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 14:42, контрольная работа
Владельцу торговой точки по продаже кондитерских изделий в начале каждого дня необходимо решить вопрос: сколько пирожных следует иметь в запасе, чтобы удовлетворить спрос? Каждое пирожное приобретается по Ц1=0,5 долл., а продается по Ц2=1,2 долл. Продать невостребованные пирожные на следующий день невозможно, поэтому остаток распродается в конце дня по Ц3=0,2 долл. за штуку.
Владельцу
торговой точки по продаже кондитерских
изделий в начале каждого дня необходимо
решить вопрос: сколько пирожных следует
иметь в запасе, чтобы удовлетворить спрос?
Каждое пирожное приобретается по Ц1=0,5
долл., а продается по Ц2=1,2 долл. Продать
невостребованные пирожные на следующий
день невозможно, поэтому остаток распродается
в конце дня по Ц3=0,2 долл. за штуку.
Таблица 1
Спрос на пирожные в день, шт. | S1 | S2 | S3 | S4 | S5 |
Частота | 10 | 5 | 5 | 20 | 10 |
Относительная частота (вероятность - p) | P1=0,2 | P2=0,1 | P3=0,1 | P4=0,4 | P5=0,2 |
Нужно
определить, сколько пирожных должно
быть закуплено в начале каждого
дня.
Решение:
В начале дня можно закупить для последующей продажи 1, 2, 3, 4 или 5 пирожных в день. Проблема заключается в неопределённости исходов, так как покупатели определяют их сами конкретным спросом на пирожные каждый день.
Чтобы разрешить эту проблему, вначале составим матрицу возможных исходов и затрат в день. По строкам расположим возможные решения о количествах закупаемых для продажи пирожных в день, по столбцам - возможные ситуации, отражающие фактическое количество проданных пирожных в конкретный день; а в клетках: в северо – западном углу – возможный доход от продажи закупленных пирожных, в юго – восточном – фактические затраты на закупку соответствующего количества пирожных.
Таблица 2
Спрос на пирожные
Кол-во закупаемых пирожных |
S1 | S2 | S3 | S4 | S5 |
Y1 |
1,2 0,5 |
1,2 0,5 |
1,2 0,5 |
1,2 0,5 |
1,2 0,5 |
Y2 |
1,4 1 |
2,4 1 |
2,4 1 |
2,4 1 |
2,4 1 |
Y3 |
1,6 1,5 |
2,6 1,5 |
3,6 1,5 |
3,6 1,5 |
3,6 1,5 |
Y4 |
1,8 2 |
2,8 2 |
3,8 2 |
4,8 2 |
4,8 2 |
Y5 |
2 2,5 |
3 2,5 |
4 2,5 |
5 2,5 |
6 2,5 |
Затем
на основании этой таблицы составим
таблицу возможной прибыли в
день путем вычитания в каждой
клетке из величины возможного дохода
величины фактических затрат.
Таблица 3
Спрос на пирожные
(исходы) Кол-во закупаемых пирожных(решения) |
S1 | S2 | S3 | S4 | S5 |
Y1 | 0,7 | 0,7 | 0,7 | 0,7 | 0,7 |
Y2 | 0,4 | 1,4 | 1,4 | 1,4 | 1,4 |
Y3 | 0,1 | 1,1 | 2,1 | 2,1 | 2,1 |
Y4 | -0,2 | 0,8 | 1,8 | 2,8 | 2,8 |
Y5 | -0,5 | 1,5 | 2,5 | 2,5 | 3,5 |
Теперь,
используя соответствующие
Сперва используем критерий оптимизма: чем выше предпочтение, тем больше соответствующее ему число. Коэффициенты важности решений определим по формуле:
βi
= max f ij, (i=1…
m)
Y1 β1=0,7
Y2 β2=1,4
Y3 β3=2,1
Y4 β4=2,8
Y5 β5=3,5
По формуле Y*<= max max f ij, оптимальное решение, соответствующее критерию оптимизма, - это Y5.
Затем используем критерий пессимизма. Коэффициенты важности решений определим по формуле:
βi
= min f ij,
(i=1… m)
Y1 β1=0,7
Y2 β2=0,1
Y3 β3=0,1
Y4 β4=-0,2
Y5 β5=-0,5
По формуле Y*<= max min f ij, оптимальное решение, соответствующее критерию оптимизма, - это Y1.
Следовательно,
применение стратегий оптимизма
и пессимизма при принятии решения
приводит к различным результатам.
Минимизация возможных потерь
Рассмотрим
максимально возможные потери и
минимизируем их. Составим таблицу возможных
потерь, которая даст представление о
прибылях каждого исхода потерянных в
результате принятия каждого конкретного
решения по закупке пирожных в день.
Таблица 4
Спрос на пирожные
(исходы) Кол-во закупаемых пирожных(решения) |
S1 | S2 | S3 | S4 | S5 |
Y1 | 0 | 0,7 | 1,4 | 2,1 | 2,8 |
Y2 | 0,3 | 0 | 0,7 | 1,4 | 2,1 |
Y3 | 0,6 | 0,3 | 0 | 0,7 | 1,4 |
Y4 | 0,9 | 0,6 | 0,3 | 0 | 0,7 |
Y5 | 1,2 | 0,9 | 0,6 | 0,3 | 0 |
Затем, применим правило минимакса выберем из таблицы по каждому решению максимально возможные потери, на основании котрых определим решение, приводящее к минимальному значению максимальных потерь.
По формуле βi = max f ij, (i=1… m) определим вектор коэффициентов важности решений – максимально возможные потери по каждому решению:
Y1 β1=2,8
Y2 β2=2,1
Y3 β3=1,4
Y4 β4=0,9
Y5 β5=1,2
По
формуле Y*<= min max f
ij, (выбор лучшего из худших
вариантов) найдем
оптимальное решение, приводящее к минимальному
значению максимальных потерь, - это Y4.
Критерий Гурвица (критерий пессимизма – оптимизма)
Y*<= max [hmin f ij + (1-h)max f ij ],
где f ij – значения функций в предпочтении при оценке i- го решения в j- й ситуации, измеренные в количественной шкале так, что чем больше предпочтение, тем больше значений числа; h – коэффициент веса пессимизма, изменяющийся в диапазоне 0 ≤ h ≤ 1. При h = 1 соответственно имеем критерий пессимизма. Выбор значения коэффициента веса пессимизма осуществляет ЛПР в соответствии со своими представлениями о доле пессимизма и оптимизма при выборе решения.
На основании табл.3 возможной прибыли определим оптимальное решение, задав коэффициенту веса пессимизма значение h = 0,3.
Таблица 5
Количество закупаемых в день пирожных | min f ij | max f ij | h = 0,3
hmin f ij |
(1-h)=0,7
(1-h)max f ij |
Всего в день, долл. |
1 | 0,7 | 0,7 | 0,21 | 0,49 | 0,7 |
2 | 0,1 | 1,4 | 0,03 | 0,98 | 1,01 |
3 | 0,1 | 2,1 | 0,03 | 1,47 | 1,5 |
4 | -0,2 | 2,8 | -0,06 | 1,96 | 1,9 |
5 | -0,5 | 3,5 | -0,15 | 2,45 | 2,3 |
Решение
по правилу Гурвица будет состоять
в закупке пяти пирожных в день
при установленном значении h = 0,3.
Правило максимальной вероятности
Применив ПМВ – максимизация наиболее вероятных доходов для рассмотренных в табл. 1 относительных частот (вероятностей) дневного спроса на пирожные, найдем решение, обеспечивающее максимальную прибыль, используя данные табл.3.
Рассмотрим
в табл.1 вероятности дневного спроса
на пирожные:
Спрос на пирожные в день, шт | S1 | S2 | S3 | S4 | S5 |
Частота | 10 | 5 | 5 | 20 | 10 |
Относительная частота (вероятность - p) | p1=0,2 | p2=0,1 | p3=0,1 | p4=0,4 | p5=0,2 |
Из таблицы следует, что наибольшая вероятность спроса на пирожные равна 0,4. Это соответствует спросу на четыре пирожных.
Используем данные табл.3:
Спрос на пирожные
(исходы) Кол-во закупаемых пирожных(решения) |
S4 | ||||
Y1 | 0,7 | ||||
Y2 | 1,4 | ||||
Y3 | 2,1 | ||||
Y4 | 2,8 | ||||
Y5 | 2,5 |
Устанавливаем,
что максимальная прибыль при
максимальной вероятности спроса на
пирожные равна 2,8 долл., что соответствует
решению Y4.