Задачи транспортной логистики

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 19:36, реферат

Краткое описание

Главными традиционными задачами, решаемыми логистической транспортной систе¬мой, являются координация транспортного обслуживания потребителей по их заказам, со¬держащим условия поставок и доставки, и минимизации при этом транспортных издержек. Поэтому обе задачи решаются на базе комплексного подхода.
Транспортировка - один из самых наглядных элементов логистических операций.

Файлы: 1 файл

Реферат задачи транспортной логистики.doc

— 103.00 Кб (Скачать)

Путь   представляет собой среду, с помощью которой  движется транспортное средство, выполняя свою функцию.

По видам  пути делятся на:

естественные (моря, реки, воздушное пространство, пешеходные и вьючные тропы);

искусственные (автомобильные и железные дороги, выработки, монорельсовые и канатные дороги и др.);

улучшенные естественные пути.

По принадлежности они  подразделяются на:

пути общего пользования;

частные пути, созданные  частными лицами или отдельными предприятиями для собственных нужд (например, автомобильные или железные дороги на территории предприятия).

По виду транспортных средств их разделяют на автомобильные, железные дороги, трубопроводные, водные и воздушные пути.

Использование принципов логистики в организации  доставки грузов позволяет существенным образом совершенствовать технологию транспортирования за счет использования различных видов транспорта и логистических услуг.

По количеству видов транспорта, участвующих в  доставке грузов, современные транспортные системы делятся на:

унимодальные (одновидовые), осуществляемые одним видом транспорта (например, автомобильным);

смешанные (смешанные  раздельные), осуществляемые обычно двумя видами транспорта (например, железнодорожно-автомобильная перевозка);

комбинированные, с использованием более двух видов транспорта;

интермодальные (смешанные перевозки грузов «от  двери до двери»), осуществляемые под  руководством оператора по одному транспортному  документу с применением единой (сквозной) ставки;

мультимодальные, когда лицо, организующее перевозку, несет за нее ответственность на всем пути следования независимо от количества принимающих участие видов транспорта при оформлении единого перевозочного документа;

терминальные, используемые в основном в смешанных  системах доставки грузов с использованием грузовых терминалов.

Необходимым условием функционирования интермодальной системы является наличие информационной системы, с помощью которой осуществляется исполнение заказа (договора перевозки), планирование, управление и контроль всего процесса доставки груза благодаря оперативной (опережающей) информации, сопровождающей и заканчивающей процесс доставки грузов.

Терминальные  системы являются разновидностью мультимодальных  перевозок и, как правило, применяются  в междугородных и международных сообщениях.

Важным элементом  транспортной логистики являются тяговые  средства, которые приводят в движение подвижной состав или непосредственно грузы. Тяговые средства могут быть передвижными (самоходными) или установленными стационарно, с возможностью воздействия на потоки с помощью тягового органа (например, каната, цепи или ленты).

Для рельсового транспорта подвижной состав состоит  из вагонов или вагонеток. Их разделяют  на грузовые и пассажирские. Грузовые вагоны могут быть универсальными и специализированными. К универсальным относят крытые или открытые вагоны; полувагоны; платформы; цистерны, а к специализированным - цистерны для нефтепродуктов, цемента, кислот; саморазгружающиеся вагоны; теплоизолированные и рефрижераторные вагоны; платформы для перевозки автомобилей и т.д.

Подвижной состав автомобильного транспорта включает автомобили, тягачи, прицепы или полуприцепы. Автомобили разделяют на автофургоны, самосвалы, автоплатформы, автоцистерны и др.

Подвижной состав водного транспорта образует флот, который представляет собой совокупность судов. Для воздушного транспорта подвижной состав образуют самолеты, вертолеты и планеры.

Тара и упаковка имеют большое значение в организации движения материальных потоков. Так, использование различной тары обеспечивает сохранность грузов, сокращает время и повышает удобства при выполнении операций по переработке грузов. Она может быть жесткой (ящики, бочки, банки), полужесткой (корзины, картонные коробки) и мягкой (сетки, мешки, тюки). Кроме этого выделяют тару-оборудование (стеллажи и поддоны), а также контейнеры.

Все участники  логистических процессов по физическому  продвижению материальных потоков  делятся на три группы: грузоотправитель, грузополучатель и перевозчик.

Грузоотправитель - это физическое или юридическое лицо, выполняющее определенные обязанности, которые обусловлены договором перевозки, для доставки вместо назначения и передачи груза грузополучателю.

Грузополучатель - это физическое или юридическое лицо, правомочное принять вместе назначения доставленный перевозчиком груз.

Перевозчик - это  физическое или юридическое лицо, использующее собственные или взятые в аренду средства для транспортирования  грузов или пассажиров. Услуги перевозчика  предоставляются на основании договора перевозки или других условиях, которые предусматривают права, обязанности и ответственность сторон.

При выборе перевозчика  могут использоваться различные критерии, важнейшими из которых являются качество обслуживания и цена.

Выбор перевозчика

 

Известно несколько методов выбора перевозчика. В методе, предложенном Feddin J.H., при анализе затрат и результатов доставки груза оценка прибыли производится как стохастическая случайная переменная. Эта оценка используется для вероятностного утверждения относительно ожидаемых прибылей и позволяет выявить причины снижения прибылей, а также определить пути ее повышения.

В методе матриц решение задачи выбора перевозчика связывается с анализом конъюнктуры рынка (степени дефицитности и стоимости услуг, наличия альтернативных каналов приобретения, частоты предложения и т.п.). Для формализации процедур выбора перевозчиков по критерию минимума расходов применяется матрица, по строкам которой указываются объемы заказа и условия поставки (размер партии, частота, гарантированные периоды, транспортные средства и упаковка, оказываемые услуги и т.п.), по столбцам - производители одноименных услуг (перевозчики), а на пересечении строк и столбцов - стоимости услуг и тарифы. Определяя наименьшие затраты по столбцам, покупатель может выбирать потенциального перевозчика. Окончательный выбор производится с учетом характеристик уровня качества обслуживания, которые могут быть оценены по балльной системе. Недостатком данного метода является сложность формализации.

Суть метода стоимостной оценки заключается в том, что выбор перевозчика предполагается обусловленным стремлением фирмы к оптимизации стоимости товара и определяется переменной прибыли. Таким образом, выбор определяется стремлением торговой фирмы максимально увеличить прибыль за счет оптимального сочетания параметров перевозки и товарного рынка.

Метод абстрактного перевозчика описывает перевозящего абстрактный товар в виде вектора параметров, которые перевозчик предлагает грузоотправителю. Метод основан на минимизации стоимости каждого параметра и на приравнивании маргинальной стоимости к маргинальной прибыли как условии равновесия.

Ожидаемая годовая  стоимость доставки данного количества товаров равняется сумме стоимостей перевозки и складирования. Абстрактный перевозчик определяется по трем характеризующим его параметрам: стоимости перевозки, стоимости перевозимого товара и времени перевозки. Стоимости оформления заказа, складских перевозок и перевозки полного количества товаров являются экзогенными параметрами. Модель метода расширена для того, чтобы она могла учитывать некоторые другие факторы, такие, как неопределенность спроса и времени доставки.

Выбор перевозчика  в методе учета технологических  параметров основан на связях между физическими параметрами груза (масса, объем, способность портиться, отношение его стоимости к весу) и системы перевозки (скорость, частота перевозок и т. п.), то есть выбор определяется технологическими параметрами. Отбор параметров осуществляется исходя из эмпирических соображений. Наиболее часто используемыми параметрами являются: масса отправляемого груза, расстояние перевозки, стоимость за тонну, вид предмета торговли, годовой тоннаж перевозимого предмета торговли, тариф за перевозку, время перевозки, степень надежности. Многие из этих параметров относятся в большей степени к товару, чем к эффективности деятельности фирмы. В этом заключается отличие этого метода от предыдущих, фиксирующих внимание на прибыли фирмы. Ни один из вышеперечисленных параметров, взятых по отдельности, не помогает вскрыть источник прибыли. Таким образом, концепция первичной связи выбора перевозчика с товаром как предмета перевозки является центральной. Метод не рассматривает, в отличие от метода стоимостной оценки, тариф на перевозку как параметр, помогающий грузоотправителю осуществлять стоимостной анализ. Для метода это всего лишь один из параметров, описывающих процесс перевозки и, поэтому, тариф перевозчика не является определяющим параметром при выборе.

В рассмотренных  методах выбора перевозчика предполагается, что каждый потребитель рассматривает все альтернативы. Однако, на практике это допущение является нереалистичным, особенно в относительно сложных ситуациях выбора, когда потребитель может попытаться упростить задачу выбора, исключая многие параметры из рассмотрения. Одним из методов, допускающих исключение параметров, является метод элиминирования по параметрам. Вместо одновременного рассмотрения всех параметров перевозчика для его оценки, потребитель проводит поиск параметров последовательным образом, исходя их тех, которые считаются самыми значимыми по отношению к менее значимым. В качестве параметров, описывающих перевозчиков, рассматриваются время перевозки, надежность времени прибытия впункт назначения, частота перевозки, тариф на перевозку, исключение повреждений и потерь.

На практике при выборе перевозчиков чаще всего  рекомендуют специально разработанные ранговые системы показателей.

Процедура оценки перевозчика предусматривает несколько  этапов:

присваивается ранг конкретному показателю по степени важности;

определяется  вес каждого показателя;

оценивается каждый показатель по пятибалльной шкале (степень  важности возрастает от 1 до 5). Степень  удовлетворенности клиента конкретным i-м показателем определяется как отношение фактической величины оценки показателя к величине, при которой потребность удовлетворяется максимально.

Таким образом  и определяется индекс каждого показателя, оценивается интегральный индекс  по каждому показателю и производится суммирование интегральных индексов, их сравнение и выбор наиболее подходящего перевозчика.

 

Табл. Ранжирование критериев выбора перевозчика

 

Критерии (показатели) выбора перевозчика

Ранг

Надежность времени  доставки (транзита)

1

Тарифы (затраты) транспортировки  «от двери до двери»

2

Общее время транзита «от двери до двери»

3

Готовность перевозчика  к переговорам об изменении тарифа

4

Финансовая стабильность перевозчика

5

Наличие дополнительного  оборудования (по грузопереработке)

6

Частота сервиса

7

Наличие дополнительных услуг по комплектации идоставке груза

8

Потери и хищение  груза (сохранность)

9

Экспедирование отправок

10

Квалификация персонала

11

Отслеживание отправок

12

Готовность перевозчика  к переговорам об изменении сервиса

13

Гибкость схем маршрутизации  перевозок

14

Сервис на линии

15

Процедура заявки (заказа транспортировки)

16

Качество организации  транспортных услуг

17

Специальное оборудование

18


 

Простейшая  схема выбора перевозчика с помощью  ранжированных систем критериев заключается в прямом сравнении суммарного их рейтинга.

Алгоритм выбора представляет собой последовательность выполнения аналитических операций, направленных на выявление, оценку и собственно выбор перевозчика. В табл. 6.3. приведен пример использования алгоритма выбора перевозчика.

Процедура оценки перевозчика начинается с анализа рынка транспортных услуг и заключается в предварительном отборе нескольких перевозчиков, удовлетворяющих логистическим требованиям к транспортировке определенного вида груза.

 

Табл. Рейтинговая оценка и выбор перевозчика

Критерии

 

Ранг/ вес

Перевозчики

 

оценка

рейтинг

оценка

рейтинг

оценка

рейтинг

Надежность времени  доставки

1/5,00

3

15,00

1

5,00

2

10,00

Тариф за перевозку

2/2,50

1

5,00

2

10,00

3

15,00

Финансовая стабильность перевозчика

5/1,00

1

5,00

3

15,00

2

10,00

Сохранность груза

9/0,55

3

14,85

2

9,90

2

9,90

Отслеживание отправок

12/0,42

2

10,08

2

10,08

1

5,04

Суммарные показатели

 

10

49,93

10

49,98

10

49,94




 

 

В табл.6.3 предварительно отобраны три перевозчика, а в  качестве критериев их оценки приняты: надежность времени доставки; тариф на перевозку; финансовая стабильность перевозчика; сохранность груза; отслеживание отправок.

Информация о работе Задачи транспортной логистики