Виды запасов материально-технических ресурсов и факторы определения их величины

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 02:10, курсовая работа

Краткое описание

Рациональное управление запасами позволяет обеспечить бесперебойность производственного и торгового процесса при минимальных расходах на содержание запасов. Управление запасами всегда имеет целью их оптимизацию, т.е. обеспечение торговой организации товарами в таком ассортименте и в таких количествах, которые максимально соответствуют предвидимому спросу.
Рассмотрим сущность, виды запасов и особенности определения их величины.

Оглавление

Введение 3
1. Виды запасов материально-технических ресурсов и факторы определения их величины 4
1.1. Понятие и необходимость создания материальных запасов 4
1.2. Основные виды материальных запасов 8
1.3. Определение размера запасов 11
2. Управление запасами на примере предприятия "Стройсервис" 15
2.1. Краткая характеристика предприятия 15
2.2. Нормирование оборотных средств в производственных запасах 17
Заключение 23
Список литературы 25

Файлы: 1 файл

Виды МТР.docx

— 165.94 Кб (Скачать)

Выделяют также следующие  виды материальных запасов:

переходящие;

подготовительные;

неликвидные;

запасы в пути и др.

К переходящим запасам  относят остатки ресурсов материальных средств на конец отчетного периода. Данный вид запасов обеспечивает непрерывность производственного  или торгового процесса от начала периода, следующего за отчетным, до момента очередной поставки.

Запасы подготовительные – это часть производственных запасов, которые требуют дополнительной подготовки перед использованием их в производственном процессе. К данной категории относят также часть  товарных запасов, которые создаются в связи с необходимостью подготовки товаров к отпуску потребителям.

Запасы неликвидные —  это длительно неиспользуемые производственные или товарные запасы. Образуются в  связи с ухудшением качества товаров  в процессе хранения, а также вследствие морального износа. К неликвидным  запасам относят также неиспользуемые запасы, которые образуются в результате прекращения выпуска продукции, для изготовления которой они  предназначались. Возможны и другие случаи образования неликвидных  запасов.

Запасы в пути — это  запасы, находящиеся на момент учета  в процессе транспортировки. Время  пребывания запасов в пути, т.е. время  транспортировки, определяется с момента  погрузки на транспорт до прибытия груза к месту назначения. Показатель времени транспортировки регламентируется договорами, а также утвержденными  для различных видов транспорта нормативами сроков доставки грузов.

 

 

 

1.3. Определение  размера запасов

 

1. Определение оптимального  размера заказываемой партии.

После того как сделан выбор  системы пополнения запасов, необходимо количественно определить величину заказываемой партии, а также интервал времени, через который повторяется  заказ.

Оптимальный размер партии поставляемых товаров и, соответственно, оптимальная частота завоза зависят  от следующих факторов:

объем спроса (оборота);

расходы транспортно-заготовительные;

расходы по хранению запаса.

В качестве критерия оптимальности  выбирают минимум суммы транспортно-заготовительных  расходов и расходов на хранение.

И транспортно-заготовительные  расходы, и расходы по хранению зависят  от размера заказа, однако характер зависимости каждой из этих статей расходов от объема заказа разный.

Транспортно-заготовительные  расходы при увеличении размера  заказа, очевидно, уменьшаются, так  как закупки и перевозки товаров  осуществляются более крупными партиями, и, следовательно, реже. Расходы по хранению растут прямо пропорционально размеру  заказа.

На рис. 1.2 показан график, отражающий характер зависимости суммы транспортно-заготовительных расходов и расходов на хранение от размера заказываемой партии. Как видим, кривая суммарных издержек имеет точку минимума, в которой суммарные расходы будут минимальны. Абсцисса этой точки S дает значение оптимального размера заказа.

Рис. 1.2. Зависимость суммы транспортно-заготовительных расходов и расходов на хранение от размера заказа.

Оптимальный размер заказа – Sопт.

Задача определения оптимального размера заказа наряду с графическим  методом может быть решена и аналитически. Для этого необходимо минимизировать функцию, представляющую сумму транспортно-заготовительных  расходов и расходов на хранение от размера заказа, т.е. определить условия, при которых:

Собщ = Схран + Странсп → min,

Собщ – общие затраты на транспортировку и хранение запаса; Схран – затраты на хранение запаса; Странсп – транспортно-заготовительные расходы.

Предположим, что за определенный период времени величина оборота  составляет Q. Размер одной заказываемой и доставляемой партии S. Допустим, что  новая партия завозится после  того, как предыдущая полностью закончилась. Тогда средняя величина запаса составит S/2.

Введем размер тарифа (М) за хранение запаса. М измеряется долей, которую составляют издержки по хранению за период Т в стоимости среднего запаса за этот же период. Например, если М = 0,1, то это означает, что издержки по хранению запаса за период составили 10% от стоимости среднего запаса за этот же период. Можно сказать также, что издержки по хранению единицы товара в течение периода составили 10% от ее стоимости.

Теперь можно рассчитать, во что обойдется хранение товаров  за период Т:

Схран = M x

.

Размер транспортно-заготовительных  расходов за период Т определится умножением количества заказов за этот период на величину расходов, связанных с размещением и доставкой одного заказа.

Странсп = K x

здесь К — транспортно-заготовительные расходы, связанные с размещением и доставкой одного заказа; Q/S – количество завозов за период времени.

Выполнив ряд преобразований, найдем оптимальный размер единовременно  доставляемой партии (S ), при котором величина суммарных затрат на хранение и завоз будет минимальной.

Собщ = Схран + Странсп → min, или Собщ = М х

+ К х
.

Минимум Собщ имеет в точке, в которой ее первая производная по S равна нулю, а вторая производная больше нуля. Найдем первую производную:

С'общ =

',

С'общ =

,

Найдем значение S, обращающее производную целевой функции  в ноль:

= 0,

откуда

С'общ =

Проверка показывает, что  вторая производная больше нуля, следовательно, полученное значение S обеспечивает минимум  совокупных расходов на доставку и  хранение. Полученная формула, позволяющая  рассчитать оптимальный размер заказа, в теории управления запасами известна как формула Уилсона.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Управление запасами  на примере предприятия "Стройсервис"

2.1. Краткая характеристика  предприятия 

 

Общество является юридическим  лицом и имеет в собственности  имущество, учитываемое  на балансе  предприятия, может от своего имени  приобретать и осуществлять имущественные  и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Общество имеет гражданские права и несет обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенные федеральными законами.

 Основным видом деятельности ООО «Стройсервис» являются строительно-монтажные работы (СМР). Предприятие выступает в                  роли генерального подрядчика. Организационно-правовая форма              ООО «Стройсервис»  соответствует действующему гражданскому законодательству. Учредительные документы общества оформлены в соответствии с нормами Федерального закона от 08.02.98г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью». ООО «Стройсервис» относится к субъекту малого предпринимательства. Доля в уставном капитале принадлежит физическим лицам и одному юридическому лицу, доля которого составляет 15% уставного капитала. Уставной  капитал  организации оплачен полностью.

Органами Государственной  статистики  России ООО “Стройсервис” присвоен код по Общехозяйственному классификатору “Отрасли народного хозяйства (ОКОНХ), соответствующий отрасли “Строительство”. Обособленных подразделений ООО «Стройсервис» не имеет.

Наличие государственной  лицензии дает право заниматься строительной деятельностью, в приложении к лицензии  указаны конкретные виды работ, которыми может заниматься ООО «Стройсервис». В основном предприятие осуществляет строительство жилых домов и нежилого помещения. Для выполнения отдельных видов работ привлекаются субподрядные строительно-монтажные  организации, у них также имеется лицензия на право заниматься строительной деятельностью.

ООО «Стройсервис» имеет расчетные счета в   учреждениях банков.

Организационная структура  управления предприятием - это совокупность его производственных и управленческих подразделений и связей между  ними. В ООО «Стройсервис» выделяют структуру аппарата управления и производственную структуру. Общая численность фирмы 82 человека: из них ИТР - 20 человек, руководящий состав – 8 человек

В настоящее время организационная  структура управления              ООО «Стройсервис» имеет вид:

Во главе ООО «Стройсервис» находится генеральный директор, который избирался общим собранием акционеров и осуществляет текущее руководство деятельностью предприятия, осуществляет общее управление ИТР и имеет преимущество в определении движения денежных ресурсов. Генеральный директор подготавливает к утверждению отчетные, финансовые, бухгалтерские и иные документы, связанные с деятельностью предприятия (рис 2.1).

Анализируя структуру  можно выявить, что она относится  к традиционному типу структур (линейно-функциональная структура), так существует иерархия и четкое разграничение компетенции  по уровням линейного управления. Достоинства этой структуры в  управлении одноотраслевым производством (централизованное управление, четкое планирование, строгий контроль производственно-хозяйственной  деятельности) общепризнанны в условиях, когда изменения происходят равномерно и по всем структурным подразделениям. Существуют линейные связи между начальником любого отдела и его подчиненными (например, между главным бухгалтером и работниками бухгалтерии).

Функциональные связи  можно выделить, например, между  специалистами бухгалтерии и  специалистами отдела снабжения.

Генеральный

директор


 


Главный

бухгалтер

Коммерческий

директор

Главный

инженер



Главный механик


Линейный технически-


инженерный

состав

ПТО

МТО

 

снабжение


бухгалтерия




 

Рис. 2.1 Организационная структура  управления ООО «Стройсервис»

В соответствии с производственной структурой организации определено местонахождение объектов ОС, закрепление  их за материально ответственными лицами. Материально ответственными лицами в ООО «Стройсервис» являются начальники  строительных участков, прорабы, механик, заведующий складом. С ними организация заключает договора о полной материальной ответственности.

 

 

2.2. Нормирование оборотных средств в производственных запасах

Норматив производственных запасов в днях запаса (Нпз) складывается из норматива текущего запаса, подготовительного и страхового и может быть определен по формуле

Нпз=Qсут(Nтз + Nпз +Nстр),

Qсут - среднесуточное потребление материалов;

Nтз - норма текущего запаса, дн.;

Nпз - норма подготовительного запаса, дн.;

Nстр - норма страхового запаса, дн.

 

Норматив производственных запасов (ФПЗ) рассчитывается по формуле:

ФПЗ = NПЗ * СПЗ, где:

NПЗ - норматив производственных запасов в днях запаса;

СПЗ - однодневный расход производственных запасов, определяемый по формуле:

СПЗ =

 

На основании данных бухгалтерской  отчетности материальные затраты за 2012 год составили:

Показатели

1 кв. 2012г.

2 кв. 2012г.

В среднем за месяц

1

2

3

4=(2+3)/6

Материальные затраты, тыс. руб.

54 746

61 766

19 419


Однодневный расход производственных запасов (СПЗ) составляет:

 

СПЗ = = = 647 тыс. рублей

 

Норматив производственных запасов в днях запаса (NПЗ) рассчитывается по формуле:

NПЗ = NТЕК + NСТР + NПОДГ, где

Информация о работе Виды запасов материально-технических ресурсов и факторы определения их величины