Транспортная характеристика ртути

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 18:18, курсовая работа

Краткое описание

Ртуть (Нg) -химический элемент II группы периодической системы элементов Д.И. Менделеева; атомный номер 80, относительная атомная масса 200,59. Ртуть в обычных условиях представляет собой блестящий, серебристо-белый тяжелый жидкий металл. Удельный вес ее при 20° С - 13,54616 г/см3; температура плавления равна -38,89°С, кипения 357,25°С, затвердевает при -38,84°С. Ртуть обладает низкой удельной теплоемкостью, составляющей 0,0334 кал/г°С.

Файлы: 1 файл

Курсовая Ртуть.doc

— 430.00 Кб (Скачать)
 

  

     Все остатки ртути должны быть собраны  в герметично закрываемые сосуды и помещены под вытяжку. Разлитая ртуть должна быть собрана механическими способами (смыв водой, засасывание с помощью вакуума, сбор амальгамированной медной пластинкой и т.п.) с обязательной последующей химической обработкой места, на котором она была пролита. 

     

     Рис.2 Разлитая ртуть 

       Для демеркуризации (т.е. удаления  ртути и её соединений физико-химическими или механическими способами,  с целью исключения отравления людей и животных) помещения, полы и стены должны быть промыты горячей подщелоченной водой, а затем обработаны раствором марганцовокислого калия по ГОСТ 20490-75 и соляной кислотой по ГОСТ 3118-77 (на 1 дм^3 воды 1 г марганцовокислого калия и 5 см^3 концентрированной соляной кислоты, плотность 1,19 г/см^2). Так же применяют растворы 20% - ного хлорида железа (111), сульфата натрия, состав, содержащий 15 - 20% этилендиамининтетрауксусной кислоты и 80-85% тиосульфата(25 г этой смеси на 1 л воды). При выполнении работ с ртутью на открытых площадках, при содержании ртути в воздухе рабочей зоны выше предельно допустимой нормы, следует пользоваться противортутными противогазами марки Г (желто-черная коробка) по ГОСТ 12.4.121-83, которые в случае аварии надежно защищают от отравления

     

     Рис. 3 Противогазы противортутные марки  Г 

     . При работе со ртутью очень  важно выполнять меры личной  профилактики, т.к. в противном  случае никакие санитарно-технические  мероприятия не предотвратят  отравления. Работать со ртутью необходимо в накрахмаленной спецодежде, изготовленной из плотной белой ткани, наглухо завязанном сзади белом халате, не имеющим карманов, белой косынке или белой шапочке (т.к. известно, что ткани, особенно окрашенные в темные цвета, хорошо поглощают пары ртути). Нельзя работать в валяной или суконной обуви. Кожаную или резиновую обувь рекомендуется защищать поливинилхлоридными чехлами. 

     1.5 Требования к проведению  погрузочно-разгрузочных работ: 

     Погрузочно-разгрузочные работы с ртутью должны выполняться в соответствии с требованиями ГОСТ 12.3.009-76. 

  1. Погрузочно-разгрузочные работы следует выполнять механизированным способом при помощи подъемно-транспортного оборудования и средств малой механизации. Поднимать и перемещать грузы вручную необходимо при соблюдении норм, установленных действующим законодательством.
  2. Безопасность производства погрузочно-разгрузочных работ должна быть обеспечена:
    • выбором способов производства работ, подъемно-транспортного оборудования и технологической оснастки;
    • подготовкой и организацией мест производства работ;
    • применением средств защиты работающих;
    • проведением медицинского осмотра лиц, допущенных к работе, и их обучением

     Выбор способов производства работ должен предусматривать предотвращение или  снижение до уровня допустимых норм воздействия на работающих опасных и вредных производственных факторов путем:

      • механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных работ;
      • применения устройств и приспособлений, отвечающих требованиям безопасности;
      • эксплуатации производственного оборудования в соответствии с действующей нормативно-технической документацией и эксплуатационными документами;
      • применения знаковой и других видов сигнализации при перемещении грузов подъемно-транспортным оборудованием;
      • правильного размещения и укладки грузов в местах производства работ и в транспортные средства;
      • соблюдения требований к охранным зонам электропередачи, узлам инженерных коммуникаций и энергоснабжения.

       Погрузочно-разгрузочные работы  и перемещение опасных грузов  следует производить в соответствии  с требованиями безопасности труда, содержащимися в документации, утвержденной в установленном порядке;

       Не допускается выполнять погрузочно-разгрузочные  работы с опасными грузами  при обнаружении несоответствия  тары требованиям нормативно-технической  документации, утвержденной в установленном  порядке, неисправности тары, а  также при отсутствии маркировки  и предупредительных надписей на ней. После окончания работ с опасными грузами места производства работ, подъемно-транспортное оборудование, грузозахватные приспособления и средства индивидуальной защиты должны быть подвергнуты санитарной обработке. При возникновении опасных и вредных производственных факторов вследствие воздействия метеорологических условий на физико-химическое состояние груза погрузочно-разгрузочные работы должны быть прекращены или приняты меры по созданию безопасных условий труда.

       Места производства погрузочно-разгрузочных работ должны иметь основание, обеспечивающее устойчивость подъемно-транспортного оборудования, складируемых материалов и транспортных средств. Выбор мест проведения погрузочно-разгрузочных работ, размещение на них зданий (сооружений) и отделение их от жилой застройки санитарно-защитными зонами должны соответствовать требованиям строительных норм и правил, утвержденных Госстроем РФ, санитарных норм, утвержденных Минздравом РФ, и другой нормативно-технической документации.  На площадках для укладки грузов должны быть обозначены границы штабелей, проходов и проездов между ними.    Не допускается размещать грузы в проходах и проездах. Ширина проездов должна обеспечивать безопасность движения транспортных средств и подъемно-транспортного оборудования. Места производства погрузочно-разгрузочных работ, включая проходы и проезды, должны иметь достаточное естественное и искусственное освещение в соответствии со строительными нормами и правилами, утвержденными Госстроем РФ. Освещенность должна быть равномерной, без слепящего действия светильников на работающих. Типы осветительных приборов следует выбирать в зависимости от условий среды, свойств и характера перерабатываемых грузов. Рабочие, занятые на погрузочно-разгрузочных работах, должны быть обеспечены санитарно-бытовыми помещениями и доброкачественной питьевой водой. Площадки производства погрузочно-разгрузочных работ должны соответствовать требованиям пожарной безопасности, а также строительным нормам и правилам. Температуру наружного воздуха и силу ветра в данном климатическом районе, при которых следует прекращать производство работ на открытом воздухе или устраивать перерывы для обогревания рабочих, устанавливает администрация предприятия в соответствии с действующим законодательством. Места производства погрузочно-разгрузочных работ должны быть оснащены необходимыми средствами коллективной защиты и знаками безопасности. Движение транспортных средств в местах погрузочно-разгрузочных работ должно быть организовано по транспортно-технологической схеме с установкой соответствующих дорожных знаков, а также знаков, принятых на железнодорожном, водном и воздушном транспорте. Проходы и рабочие места должны быть выровнены и не иметь ям, рытвин. Зимой проходы должны быть очищены от снега, а в случае обледенения посыпаны песком, шлаком или другими противоскользящими материалами. Для прохода (подъема) на рабочее место должны быть предусмотрены тротуары, лестницы, мостики, трапы, отвечающие требованиям безопасности.

     Подъемно-транспортное оборудование, применяемое при проведении погрузочно-разгрузочных работ, должно соответствовать правилам устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, а также требованиям безопасности, изложенным в стандартах и технических условиях на оборудование конкретного вида. Не допускаются работы на грузоподъемной машине (кран, перегружатель кранового типа) при скорости ветра, превышающей указанное в паспорте машины значение, а также при снегопаде, тумане, дожде, снижающих видимость в пределах рабочей зоны. Не допускаются работы на грузоподъемной машине, если температура окружающего воздуха ниже значения, указанного в паспорте машины. Подъемно-транспортное оборудование, транспортные средства при производстве погрузочно-разгрузочных работ должны быть в состоянии, исключающем их самопроизвольное перемещение. Съемные грузозахватные приспособления (стропы, траверсы и др.) до пуска в работу должны быть подвергнуты полному техническому освидетельствованию. Подъемно-транспортным оборудованием разрешается поднимать груз, масса которого вместе с грузозахватными приспособлениями не превышает допустимую грузоподъемность данного оборудования. Не допускается поднимать груз неизвестной массы, а также защемленный, примерзший или зацепившийся. 
 
 

     1.6 Тара, упаковка, маркировка, транспортирование и хранение: 

     Ртуть всех марок разливают в стальные  баллоны, вмещающие по 5 и 34,5 кг ртути, изготовленные по нормативно-технической  документации. Каждый баллон закрывают плотно завинчивающейся пробкой с прокладкой из фторопластового уплотняющего материала, толщиной не менее 0,15 мм. При длительном хранении баллоны пломбируют. Баллоны транспортируют в специализированных контейнерах, изготовленных по нормативно-технической документации.

 

Рис.4 Устройство контейнера.

1 - основание (нижняя рама); 2 - боковая стенка; 3 - торцовая стенка; 4 - устройство для крепления контейнера на подвижном составе; 5 - дверная рама; 6 - левая створка двери; 7 - правая створка двери; 8 - запорное устройство 

       Контейнер должен состоять из следующих элементов: двух боковых стенок в сборе с рымными узлами, торцовой стенки, дверной рамы, двух створок с запорным устройством, настила пола, поперечных балок верхней и нижней рам и обшивки крыши.  Несущие элементы конструкции контейнера, кроме рымных узлов, следует изготовлять из стали. При этом балки нижней и верхней рам, боковых и торцевых стенок должны быть выполнены из швеллера 160×50×3 мм, нижние балки дверной рамы - из специального швеллера 120×160×103×84×3 мм по техническим условиям на профили, стенки - из гофрированного листа толщиной 1,5 мм (высота трапециевидных гофров - 31,5 мм, шаг между ними - 300 мм) и угловые стойки - из специального корытного профиля 110×45×30×25×3 мм по техническим условиям на профили. Каркас дверных створок должен быть изготовлен из неравнополочного швеллера 50×68×42×3 мм по техническим условиям на профили. Петли створок дверей должны быть литой или штампованной конструкции, так же допускается петли выполнять сварной конструкции из листа толщиной 5 мм. Запорные устройства контейнера должны изготовляться с применением унифицированных для среднетоннажных контейнеров деталей (штанг, кронштейнов, кулачков, рукояток, пломбировочных скоб). Штанги запорных устройств контейнеров разных типоразмеров могут отличаться между собой только по высоте. Кронштейны и кулачки могут быть литыми или штампованными. Пол контейнера должен изготовляться из досок толщиной 35 мм  или из фанеры толщиной не менее 20 мм марок ФП-1 и ФО-1, предназначенной для авто-, вагоно-, контейнеростроения, по техническим условиям на фанеру. Для обеспечения водонепроницаемости дощатого пола доски его или собираемые из них щиты должны плотно стыковаться между собой в четверть, окрашиваться с обеих сторон и укладываться на металлические элементы основания без сквозных щелей по всему периметру. Кровля крыши должна быть изготовлена из тонколистовой прокатной стали толщиной листа 1,5 мм.  Кровлю крыши, обшивку стенок и створок двери допускается изготовлять составными. Листы кровли должны стыковаться на несущих элементах конструкции. Сварные швы должны быть ровными, плотными, без шлаковых включений и выполнены преимущественно полуавтоматической, автоматической (в среде углекислого газа) или контактной сваркой. Допускается розлив ртути марок Р0, Р1, Р2 в баллоны из толстостенного стекла, вмещающие 5 кг ртути. Баллоны закрывают металлической крышкой с прокладкой из пластика. Баллоны со ртутью из толстостенного стекла упаковывают в специализированные контейнеры. Ртуть транспортируют партиями. Партия должна состоять из ртути одной марки и сопровождаться одним документом о качестве, содержащим:

      • товарный знак или наименование и товарный знак предприятия-изготовителя;
      • марку ртути;
      • результаты испытаний;
      • номер партии;
      • массу партии;
      • количество мест;
      • номер баллонов, вошедших в партию;
      • печать и подпись отдела технического контроля (в случае длительного хранения);
      • обозначение настоящего стандарта;
      • знак опасности.
 

     На  сферическую часть металлических  баллонов и на маркировочные ярлыки стеклянных баллонов наносится маркировка по ГОСТ 14192-77 с указанием:

  • товарного знака или наименования и товарного знака предприятия-изготовителя;
  • марки ртути;
  • номера партии;
  • даты изготовления;
  • номера документа о качестве;
  • номера баллона;
  • знака опасности;
  • обозначения настоящего стандарта.

Дополнительно на маркировочные ярлыки наносят  цветные полоски:

голубого  цвета – для ртути марки  Р0;

белого  цвета – для ртути марки  Р1;

красного  цвета – для ртути марки  Р2. 

     Маркировку  контейнера производят по ГОСТ 14192-77 с  указанием:

  • товарного знака или наименования и товарного знака предприятия-изготовителя;
  • марки ртути;
  • номера партии;
  • номера места (в числителе порядковый номер контейнера, в знаменателе общее число мест в партии);
  • нетто и брутто;
  • количества баллонов в контейнере;
  • номера документа;
  • даты изготовления;
  • обозначения настоящего стандарта;
  • знака опасности

     Так же как и на баллонах наносят цветные  полосы, в зависимости от марки  транспортируемой ртути. На крышку контейнера, прилегающую к пробке, наносят знак «Верх не кантовать» по ГОСТ 14192-77.

     При поставке на экспорт и длительное хранение ртуть всех марок отгружают  в стальных, не бывших в употреблении, баллонах по 34,5 кг, на сферическую часть баллона с ртутью наносят маркировку по ГОСТ 14192-77. По требованию потребителя маркировку баллонов производят на иностранном языке. 

     1.7 Требования к временному хранению опасных грузов

     В некоторых случаях автотранспортные организации, перевозящие опасные грузы, например, в междугородном сообщении, вынуждены осуществлять их временное хранение на своих складах и грузовых станциях, что выдвигает к техническому оснащению этих складов и станций ряд дополнительных требований. Эти требования в первую очередь касаются систем пожаротушения, вентиляции и сигнализации. Автотранспортные организации, специализирующиеся на перевозках опасных грузов, в ходе которых возникает необходимость их временного хранения, обязаны выполнять эту технологическую операцию в специально отведенных для этих целей помещениях (одноэтажных), навесах и открытых площадках. В отдельных случаях с разрешения органов противопожарной инспекции допускается хранить опасные грузы в заглубленных в грунт хранилищах (землянках). Независимо от используемых мест хранения они должны отвечать всем требованиям обеспечения безопасности и быть оборудованы необходимыми техническими средствами. Материалы, из которых изготовлены или которыми покрыты стены помещения или специальные отсеки для хранения опасных грузов, должны быть несгораемыми или трудносгораемыми, а в случае необходимости обладать высокой химической стойкостью. Отопление помещений паровыми системами высокого давления и печами категорически запрещается для всех видов опасных грузов. Двери складов делают огнестойкими. Оконные проемы застекляют и закрывают с внутренней стороны металлической сеткой. При хранении вне складов, под навесами или на открытых площадках, опасные грузы располагают не менее чем за 25 м от ближайших строений, и сами площадки оборудуются сплошными настилами высотой не менее 15 см. Желательно упаковки с опасными грузами предохранять от воздействия погодных условий (дождь, снегопад), накрывая их влагонепроницаемыми материалами, имеющими огнестойкую пропитку. Особое внимание при организации хранения опасных грузов следует уделить средствам контроля и сигнализации. Такими средствами являются: приборы контроля за состоянием воздушной сферы; пожарные извещатели; индикаторы о наличии довзрывоопасных концентраций веществ в помещениях и др. Освещение мест хранения опасных грузов допускается только электрическое с применением всех мероприятий по защите от токов короткого замыкания. Хранение особо опасных грузов (ртуть относится к особо опасным грузам) требует использования электроарматуры и приборов во взрывобезопасном исполнении (с высокой степенью герметичности). Все складские помещения оборудуют системой молниезащиты.  
 

Информация о работе Транспортная характеристика ртути