Тароупаковочное хозяйство как элемент логистической системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 18:10, курсовая работа

Краткое описание

Логистический подход к потребительской упаковке касается не только оптимизации ее собственной массы и размеров, но также географии выполнения фасовочно-упаковочных процессов, а именно их максимального приближения к местам потребления упакованной продукции. Большинство товаров, с которыми мы сталкиваемся, находятся в упаковке – молоко в «тетрапаке», хлеб – в герметичном пластиковом пакете, стиральный порошок – в бумажной коробке. И эта упаковка несет на себе сразу несколько функций: она защищает товар от повреждений, поддерживает оптимальные условия хранения, обеспечивает возможность транспортировки. Доносит до нас информацию о назначении, составе и потребительских свойствах товара.

Оглавление

I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
(Тема: «Тароупаковочное хозяйство как элемент логистической системы») Введение ……………………………………………………………………….3
Различные виды тары и упаковки в логистической системе …………...5
Классификация тары и тароупаковочных материалов…………………..9
Планирование потребности в таре ………………………………………10
Повторное использование тары………………………………………….11
Пакеты и контейнеры, используемые при перевозках продукции…….14
Эффективность использования контейнеров и пакетов при доставке грузов…………………………………………………………………………..16
Заключение …………………………………………………………………...18
Список литературы …………………………………………………………...19
II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ …………………………………

Файлы: 1 файл

Логистика Песцова Н.М. П(з)-МО-71.doc

— 177.50 Кб (Скачать)

     Потребность в таре определяется отдельно от тары, получаемой со стороны в готовом виде, и тары, изготовляемой на месте (предприятий, хозяйстве).

     Нормами расхода материалов на производство единицы тары зависит от технологии производства, от вида и сорта сырья, размеров, конструкции изготовляемой тары. Нормы расхода тары на упаковку продукции подразделяются на индивидуальные и групповые (укрупнённые). Индивидуальные устанавливаются на единицу упаковываемой продукции определенного вида в соответствующий вид тары. Укрупнённые рассчитываются на усреднённую единицу затариваемой продукции, без подразделения её по ассортименту и предприятиям.

     При планировании потребности в тарных материалах большое значение имеют единицы измерения их расхода. В настоящее время натуральным показателем при планировании и учёте производства деревянных ящиков является плотный кубометр содержания древесины в чистоте, а натуральным измерителем гофрированного картона – весовой измеритель. Эти показатели несовершенны, они сдерживают выпуск тонкостенной тары. Поэтому производство ящичных комплектов деревянной тары должно планироваться в тысячах кубометров и миллионах условных штук, а картонных ящиков – в миллионах условных штук.

     На  основе выявленной потребности в  таре составляется заявка на тару и тароупаковочные материалы. В заявке учитывается приобретение подержанной тары, а также переходящие остатки тары и тароупаковочных материалов на складе предприятия или хозяйства на 1 января планируемого года. Учитываются также установленные нормативы переходящего запаса тары и тарных упаковочных материалов. 

     4. Повторное использование тары

     Потребность производства в таре возрастает с  каждым годом. Для сокращения использования  ресурсов, которые применяются для  изготовления тары необходимо увеличивать ее повторное использование.

     Так на ремонт деревянной тары при повторном  использовании расходуется в 5–7 раз меньше древесины, чем на производстве новой.

     В настоящее время многократное использование  тары осуществляется в основном по двум направлениям:

     1. Используется инвентарная тара – тара, в которой поставщик отпускает товар, не продаётся покупателю, а остаётся собственностью поставщика, после высвобождения она подлежит возврату.

     2. Используется возвратная тара  – тара, в которой поставщик  отгружает материал или изделие, продаётся вместе с товаром, но подлежит после её высвобождения сдаче особым тарособирающим организациям

     Инвентарная тара должна кроме обычной маркировки содержать инвентарный номер и клеймо с наименованием предприятия, которому она принадлежит. Условия и сроки возврата её регулируются правилами поставки на различные виды продукции.

     Срок  и порядок возврата тары устанавливаются  специальными инструкциями и особыми условиями поставки материалов.

     Предприятия получающие продукцию производственно-технического назначения в таре, после распаковки обязаны использовать освободившуюся тару на упаковку собственной продукции; возвратить её предприятию – изготовителю продукции или сдать (отгрузить) ближайшему тароремонтному предприятию.

     Многократно используемая тара после освобождения от товара возвращается товарособирающими и тароремонтными организациями поставщикам — производителям материалов, изготовителям товаров. Разновидностью многооборотной тары является инвентарная, которая используется в основном при одногородних перевозках, числится на балансе поставщика или оптовой базы и имеет их клеймо, инвентарный номер (контейнеры, ящики, бочки, мешки). По степени сопротивляемости внешним физическим воздействиям (давлению, удару) тара подразделяется на следующие виды:

  • жесткая (деревянные, металлические и комбинированные ящики, бочки, контейнеры)
  • полужесткая (картонные, пластмассовые короба, ящики, барабаны, трубы)
  • мягкая (мешки, кули, рогожи, оберточная ткань)

     При рассмотрении технических характеристик производственной тары принята классификация, в основу которой положено деление тары на группы в зависимости от вида материала, из которого она изготовлена. Различают следующие типы производственной тары:

  • деревянная,
  • металлическая,
  • полимерная,
  • картонная,
  • стеклянная,
  • тканевая,
  • бумажная.

     Деревянная тара изготавливается в виде дощатых и фанерных ящиков, поддонов, обрешеток и бочек.

     Металлическая ящичная тара используется в качестве многооборотной для хранения и внутризаводского транспортирования разнообразных заготовок, деталей, изделий. Для пакетных перевозок применяются плоские металлические и деревянные поддоны; для хранения жидких, сыпучих и газообразных грузов — металлические цистерны, бочки, баллоны, фляги, бидоны.

     Все большее применение в промышленности в последнее время получает тара из полимерных материалов. Этот вид тары используется как для внутрипроизводственного складирования и транспортирования, так и для затаривания готовой продукции. Из полимерных материалов изготавливаются ящики, цистерны, бочки, бидоны, фляги и т. д.

     В стеклянной таре, как правило, поступает на предприятие химическая продукция.

     Картонная тара в условиях промышленного предприятия применяется редко и служит для упаковки некоторых видов готовой продукции.

     Мягкая тара в основном в виде мешков изготавливается из бумаги, ткани или резиноткани и служит для упаковки сыпучих грузов.

     Основные требования, предъявляемые к таре, следующие:

  • минимальная масса по отношению к помещенной в нее продукции;
  • прочность и надежность конструкции, обеспечивающие сохранность качества и количества помещенного в нее продукта;
  • дешевизна изготовления;
  • удобство упаковки и распаковки;
  • портативность и удобство для перевозки в порожнем и загруженном состоянии.

     При установлении конструктивных особенностей и преимуществ того или иного вида тары учитывают следующее:

  • абсолютную массу тары — разница между массой брутто и нетто;
  • относительную массу тары — отношение собственной массы тары к массе продукта, который подлежит затариванию;
  • коэффициент собственной массы тары — отношение массы тары к образуемому ею объему;
  • объемная масса тары — отношение массы тары к ее собственному объему.
 

     4. Пакеты и контейнеры, используемые при  перевозках продукции

     Пакетирование может быть использовано для упаковки большей части продукции: тарно-упаковочные грузы в мешках, ящиках, кипах, а также строительные, лесные грузы и др. В пакетировании заинтересованы все участники процесса перемещения продукции, поскольку большинство предприятий получают (или отправляют) продукцию, которую нужно пакетировать.

     Для перевозки пакетов применяют поддоны – средства пакетирования с площадкой для груза с надстройками или без них, приспособленные для механизированного перемещения при выполнении погрузочно-разгрузочных, транспортных и складских работ. По своей конструкции поддоны подразделяются на плоские, стоечные и ящичные. Наиболее распространены плоские поддоны. В зависимости от назначения и условий эксплуатации их делят на группы широкого и ограниченного обращения. Каждый тип поддонов имеет свои условные обозначения.

     Важным техническим элементом для перевозки являются контейнеры. Перевозка грузов в контейнерах позволяет механизировать погрузочно-разгрузочные работы, снизить себестоимость перевозок, повысить производительность труда, обеспечить сохранность перевозимой продукции, экономить тару и упаковку, исключить перегрузку грузов от склада отправителя до склада получателя, ускорить оборачиваемость материальных ресурсов. Для различных видов груза в нашей стране создана контейнерная транспортная система (КТС). Она требует совместных и согласованных действий всех видов транспорта.

     Согласно  определению Международной организации  по стандартизации (МОС), контейнер – это элемент транспортного оборудования, многократно используемый на одном или нескольких видах транспорта, предназначенный для перевозки и временного хранения грузов, оборудованный приспособлениями для механизированной установки и снятия его с транспортных средств, имеющий постоянную техническую характеристику и вместимость не менее 1 куб. м.

     Контейнеры, используемые для перевозки различной продукции, называют универсальными, а для одного вида продукции (стекла, цемента и т.д.) или группы однородной продукции (наливной) – специальными. Универсальные контейнеры принадлежат транспортным организациям (железным дорогам, пароходствам и т.д.), специальные – отправителям и получателям. 
 
 

     5. Эффективность использования  контейнеров и  пакетов при доставке  грузов

     Большой экономический эффект при пакетных и контейнерных перевозках достигается также за счёт снижения расходов на погрузочно-разгрузочных работах, тару, сокращения потерь материалов и изделий при перевозках.

     Применение  контейнерных и пакетных перевозок  существенно упрощает и ускоряет процесс перемещения товара со склада на склад, от производителя – к распространителю (дистрибьютору).

     Использование унифицированных поддонов и контейнеров  позволяет на различных предприятиях, складах, перевалочных базах использовать единый вид транспорта, погрузчиков, транспортировочных тележек, конструкции стеллажей.

     Производители грузового и коммерческого транспорта в свою очередь при проектировании обращают внимание на типы и стандарты используемой в логистике тары.

     Упаковка — это средство или комплекс средств, которые обеспечивают защиту товаров от повреждений и потерь, а окружающей среды от загрязнений.

     Упаковка играет важную роль в торгово-технологическом процессе, так как ее применение позволяет:

     . защитить окружающую среду от вредного воздействия некоторых товаров;

     . защитить товары от влияния других товаров и внешней среды;

     . обеспечить сохранность количества и качества товаров;

     . упростить выполнение погрузочно-разгрузочных операций;

     . эффективно использовать транспортные средства при перевозках грузов;

     . упростить количественный учет товаров;

     . эффективно использовать емкость складских помещений;

     . донести коммерческую информацию до потребителя товара.

     Таким образом, применение упаковки во многом способствует рациональной организации процесса товарного обращения, то есть транспортирования, хранения и продажи товаров.

 

Заключение 

     Упаковка является важным атрибутом конкурентоспособности товара. Конкурентоспособность любой продукции может быть определена только в результате его сравнения с другим товаром и, следовательно, является относительным показателем. Если конкурентоспособность продукции значительно высока, необходимо обеспечить достаточно массовый ее выпуск и поставку на рынок, чтобы полностью удовлетворить и все увеличивающийся спрос. Если этого не обеспечить, потенциальные покупатели будут вынуждены приобретать товары конкурентов и тогда фирма будет нести убытки.

     Упаковка реализует множество функций в особенности сохраняющие, когда продукт должен оставаться целым, свежим, новым и т.д. до непосредственного контакта с потребителем. Упаковка также очень важный источник информации о продукте, т.е. о фирме-производителе, о правилах пользования, о сроках хранения и т.д. и упаковка, безусловно, является лицом продукта, так как именно упаковка помогает (или, наоборот, мешает) рассеянному взгляду потребителя выхватить нужный товар среди пестрого многообразия прилавка. Толковая упаковка выделяет продукт из числа ему подобных и, при прочих равных условиях, обеспечивает продукту предпочтение потребителя. Обще известный факт, что 99,9% товаров внедряются на рынок с целью за возможно меньшее время получить, возможно, большую прибыль. Это один из постулатов - бизнес должен, прежде всего, быть прибыльным. Но совсем не обязательно вкладывать бешеные деньги в разработку и производство упаковки, чтобы получить высокую прибыль, ведь весь вопрос состоит в том, для какого продукта затевается все представление и на кого данный продукт рассчитан.

Информация о работе Тароупаковочное хозяйство как элемент логистической системы