Совершенствование системы товарно-материальных потоков

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 22:31, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель курсовой работы – изучить особенности логистики материальных потоков и ее совершенствование на предприятии.

Оглавление

1 ПОНЯТИЕ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ. ВИДЫ ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМ

1.1 Понятие, цели, задачи логистики

1.2 Структурные элементы логистической системы

1.3 Товарно-материальные запасы и основные характеристики потоков

2 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫМИ ПОТОКАМИ

2.1 Факторы, влияющие на объем реализации продукции

2.2 Исследование современного состояния проблемы и определение перспектив её развития

2.3 Исследование вариантов решения проблемы

3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТОВАРНО-МАТЕРИАЛЬНЫХ ПОТОКОВ

3.1 Проектирование мероприятий по совершенствованию логистической системы

3.2 Планирование организации разработки и внедрения проектных мероприятий

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ГЛОССАРИЙ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Файлы: 1 файл

логист.doc

— 395.50 Кб (Скачать)

Уменьшение длительности одного оборота свидетельствует об улучшении использования товарных запасов. Например, двум оборотам средств в каждом квартале будут соответствовать восемь оборотов в год при неизменной продолжительности одного оборота в днях.

Коэффициент закрепления запасов в обороте – обратный коэффициент оборачиваемости:

Кз = 1 / Ко или Кз = ОбСср. / Vрп.                                                                     (4)

Его экономический смысл состоит в том, что он характеризует сумму среднего остатка товарных запасов, приходящуюся на один рубль выручки от реализации.

Для эффективного управления товарными запасами необходима оперативная и точная информация о наличии и движении товаров. Основным источником этой информации является бухгалтерский учет, а при наличии и управленческий учет. Организация товарных запасов проявляется в способах их учета[14].

Учет поступления товаров на склад торговой организации может быть организован разными способами в зависимости от способа хранения товаров.

Аналитический учет поступления товаров в оптовой торговле ведется на складах и в бухгалтерии. Документами первичного учета, на основании которых принимаются на оптовый склад товары, являются товарно-транспортные накладные, счета-фактуры и другие сопроводительные документы. Эти документы материально-ответственные лица вместе с товарными отчетами сдают в бухгалтерию. Учет поступивших товаров ведется в карточках складского учета по их количеству, наименованию, сортности и другим показателям

Сортовой способ учета товара. Сортовой способ учета на складах применяется в том случае, если хранение товаров организовано по наименованию и сортам без учета времени поступления и цены их приобретения. При этом материально-ответственные лица на каждую номенклатуру товара заводят новую карточку складского учета. Номенклатуры в данном случае различаются не только по типу и марке товара, но и по сорту, единице измерения, цвету и тому подобному.

При сортовом способе хранения экономично используется складская площадь, возможно более оперативное управление остатками товаров. Однако трудно различить товары одного сорта, поступившие по разным ценам. При сортовом способе хранения выбор товара для реализации осуществляется произвольно. При этом, возможно использовать для оценки товаров методы: средней цены, цены единицы запасов, ФИФО (по ценам первых покупок), ЛИФО (по ценам последних покупок).

Партионный способ учета товара. При партионном способе учета товара каждая партия товара на складе хранится отдельно. Под партией понимаются товары, поступившие одновременно по одному транспортному документу. В составе партии могут быть товары, как различных сортов, так и наименований. Каждую партию регистрируют в журнале поступающих товаров. Порядковый номер регистрации является одновременно номером этой партии. Он указывается в расходных документах рядом с наименованием товара, отпущенного из данной партии.

Партионный учет позволяет определить результаты реализации партии товаров без проведения инвентаризации (так как, фактически инвентаризация производится локально при закрытии каждой партии). Данный вид учета усиливает контроль над сохранностью ценностей, способствует снижению товарных потерь. Однако этот способ учета не позволяет рационально использовать складскую площадь, отсутствует возможность оперативного управления товарными запасами (в результате хранения определенного вида товаров в разных местах и отражения по ним в нескольких партионных картах).

Партионно-сортовой учет товаров. При партионно – сортовом способе учета товара отдельно хранится каждая партия поступивших на склад товаров. Внутри партии товары для хранения разбираются по сортам. Данный способ применяется в условиях широкого ассортимента товаров.

Среди многообразия хозяйственных операций в организации, осуществляющей оптовые и розничные продажи, учет товарных операций является наиболее трудоемким.

Все хозяйственные операции, проводимые организацией, согласно статье 9 Федерального Закона от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ «О бухгалтерском учете», должны оформляться оправдательными документами. Эти документы являются первичными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет[15].

Вообще, можно выделить три направления ускорения  оборачиваемости  оборотных средств:

1.      На стадии производственных запасов:

-         установление прогрессивных норм расхода сырья, материалов, топлива, энергии;

-         систематическая проверка состояния складских запасов;

-         правильный учет и планирование ресурсов;

-         замена дорогостоящих видов материальных ресурсов дешевыми без снижения качества.

2.      На производственной стадии:

-         улучшение качества выпускаемой продукции;

-         сокращение производственных потерь;

-         комплексное использование сырья и применение отходов производства;

-         сокращение длительности производственного цикла и повышение его непрерывности;

-         соблюдение ритмичности работы.

3.      В сфере обращения:

-         комплексное обеспечение предприятия сырьем и материалами;

-         организация маркетинговых исследований;

-         сокращение дебиторской и кредиторской задолженностей;

-         ускорение реализации продукции;

-         совершенствование способов расчета за продукцию.

Всемерное улучшение использования оборотных фондов - одна из важнейших задач промышленных предприятий. Чем лучше используются сырье, топливо, вспомогательные материалы, тем меньше их расходуется для выработки определенного количества продукции, тем самым создается возможность увеличить объем производства промышленной продукции.   

Основы системы управления товарно-материальными потоками рассмотрим далее.

 


2 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫМИ ПОТОКАМИ

2.1 Факторы, влияющие на объем реализации продукции

 

Объем производства и объем реализации продукции являются взаимозависимыми показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченного спроса приоритет отдается объему производства продукции, который определяет объем продаж. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реализовать.

Темпы роста объема производства и реализации продукции, повышения его качества непосредственно влияют на величину расходов, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому анализ данных показателей имеет большое значение[16].

Объем производства и реализации продукции может выражаться в натуральных, условно натуральных, трудовых и стоимостных показателях. Обобщающие показатели объема деятельности предприятия получают с помощью стоимостной оценки, для чего используют сопоставимые или текущие цены.

Объем реализации продукции определяется или по отгрузке продукции покупателям, или по оплате (выручке); может выражаться в сопоставительных, плановых и действующих ценах. В условиях рыночной экономики этот показатель получает первостепенное значение.

Анализ начинается с изучения динамики выпуска и реализации продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста.

Среднегодовой темп роста (прироста) выпуска и реализации продукции можно рассчитать по среднегеометрической или среднеарифмитичской взвешенной[17].

В процессе анализа производства и реализации продукции необходимо оценить также риск невостребованной продукции. Во избежание последствий невостребованности продукции, необходимо изучить факторы ее возникновения с целью поиска путей недопущения или минимизации потерь.

Внутренние причины: неправильно составленный прогноз спроса на продукцию служащими предприятия; неправильная ценовая политика предприятия на рынках сбыта; снижение конкурентоспособности продукции в результате низкого качества сырья, оборудования, отсталой технологии, низкой квалификации персонала; неэфективная организация процесса сбыта и рекламы продукции[18].

Внешние причины: неплатежеспособность покупателей повышения процентных ставок по взносам; демографические, социально-экономические, политические и другие причины.

На изменение объема реализации продукции влияют факторы, приведенные в факторной модели (Рисунок 3).

 

Рис. 3. Модель факторной системы объема реализации продукции[19]

 

Факторы изменения объема реализации рассчитываются приемом сравнения. При этом учитывают, что факторы изменения остатка готовой продукции на конец года и товаров, отгруженных на конец года, оказывают влияние, обратное по знаку изменению самих этих показателей.

Анализ реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции[20].

Итак, правильно построенная система логистики в целом  позволяет оптимизировать ресурсы, связанные с управлением материальными, информационными и финансовыми потоками.

 

2.2 Исследование современного состояния проблемы и определение перспектив её развития

 

В настоящее время существенная роль отводится управлению товарно-материальными запасами фирмы. Вообще, товар - все, что может удовлетворить нужду или потребность и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления. Это могут быть физические объекты, услуги, лица, места, организации и идеи. Наряду с понятием «товар» существует понятие «товарная единица»[21].

Товарная политика предполагает определенный курс действий товаропроизводителя или наличие у него заранее обдуманных принципов поведения. Она призвана обеспечить преемственность решений и мер по:

-         формированию ассортимента и его управлению;

-         поддержанию конкурентоспособности товаров на требуемом уровне;

-         нахождению для товаров оптимальных товарных ниш (сегментов);

-         разработке и осуществлению стратегии упаковки, маркировки, обслуживания товаров.

Отсутствие товарной политики ведет к неустойчивости структуры ассортимента из-за воздействия случайных или преходящих текущих факторов, потере контроля над конкурентоспособностью и коммерческой эффективностью товаров[22].

В рамках данной главы далее определим основные аспекты сущности товарно-материальных запасов.

Суть деятельности торговой организации заключается в приобретении товаров и реализации их третьим лицам с целью максимизации своей прибыли. Однако между моментом закупки товара и его продажей нередко возникает промежуток времени, поэтому у торговой организации появляется необходимость хранить имеющийся товар в специально оборудованных для этого помещениях. Возникающие таким образом товарные запасы представляют собой часть оборотных средств организации, которые временно не участвуют в обороте капитала.

Товарные запасы в структуре оборотных производственных фондов предприятий представлены в Приложении Г.

Товарно-материальные запасы необходимы для бесперебойного обеспечения спроса покупателей – потребителей[23]:

Также важно отметить, что товарно-материальными запасами, как и любым другим видом актива, можно управлять. Более того, эффективная система управления товарно-материальными запасами позволяет не только поддерживать уровень платежеспособности и ликвидности компании на необходимом уровне[24].

Система управления товарно-материальными запасами торговой организации использует ряд показателей, на основе которых рассчитываются такие ключевые параметры системы как объем заказываемой партии и количество поставляемых партий товара, интервал времени между поставками, затраты на хранение, стоимость организации заказа или стоимость пополнения (этот показатель включает в себя издержки продавца, связанные с приемкой, оприходованием) товаров на склад, выкладкой, выставкой товара в торговые залы, сюда могут быть также отнесены услуги менчендайзеров и прочих посредников, которые занимаются ассортиментной политикой организации) и так далее.

Необходимо формирование эффективной системы управления товарно-материальными потоками.

 

Рис.4. Система управления запасами[25]

 

Правильно построенная система управления товарно-материальными запасами позволяет оптимизировать ресурсы, связанные с управлением материальными, информационными и финансовыми потоками.

Построение сбалансированной системы показателей является одной из задач стратегического контроллинга, которая организует действия компании на пути к стратегическим целям логистики.

 

2.3 Исследование вариантов решения проблемы

 

Варианты решения проблем управления товарно-материальными потоками рассмотрим в Таблице 1.

Таблица 1.

Варианты решения проблем управления товарными запасами[26]

 

Стратегическая цель

Показатель

Перспектива «Финансы»

Средний уровень запасов (необходимость снижения)

Скорость и количество оборотов запасов

 

Средний уровень объемов производства брака (необходимость снижения)

Количество бракованной продукции

 

Средний уровень расходов (необходимость снижения)

Себестоимость,

Величина постоянных и переменных издержек,

Показатель затрат на 1 рубль

Увеличение доходов

Объем выручки, Чистая прибыль

Перспектива «Клиент»

Улучшение конформированности клиентов об этапах планирования заказа

Количество возвратов товаров, отсутствия запасов, повышения тарифов

Коэффициент удовлетворенности клиентов

Сокращение цикла заказа

Временной интервал

Снижение количества клиентских ошибок

Коэффициент удовлетворенности клиентов

Улучшение качества обслуживания

Коэффициент удовлетворенности клиентов

Перспектива «Процессы»

Создание отдела логистического планирования

Эффективность отдела

Интиеграция процессов планирования и учета участников цепи

Точность параметров заказа

Создание ERP-системы

Эффективность внедрения информационных систем

Автоматизация процессов получения заказов

Эффективность внедрения информационных систем

Улучшение схемы планирования и учета поставок

-

Снижение времени на обработку заказа

Количество дней

Улучшение обратной связи с клиентом

Полнота удовлетворения заказа

Информация о работе Совершенствование системы товарно-материальных потоков