Совершенствование системы товарно-материальных потоков

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 22:31, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель курсовой работы – изучить особенности логистики материальных потоков и ее совершенствование на предприятии.

Оглавление

1 ПОНЯТИЕ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ. ВИДЫ ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМ

1.1 Понятие, цели, задачи логистики

1.2 Структурные элементы логистической системы

1.3 Товарно-материальные запасы и основные характеристики потоков

2 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫМИ ПОТОКАМИ

2.1 Факторы, влияющие на объем реализации продукции

2.2 Исследование современного состояния проблемы и определение перспектив её развития

2.3 Исследование вариантов решения проблемы

3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТОВАРНО-МАТЕРИАЛЬНЫХ ПОТОКОВ

3.1 Проектирование мероприятий по совершенствованию логистической системы

3.2 Планирование организации разработки и внедрения проектных мероприятий

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ГЛОССАРИЙ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Файлы: 1 файл

логист.doc

— 395.50 Кб (Скачать)

1. Вырабатывать и формировать систему логистики, придерживаясь схематичных принципов и положений.

2. Проектировать и реализовывать стратегию логистики с учетом рыночной стратегии фирмы.

3. Комплексно управлять логистической системой с целью рационализации потоковых процессов.

Эта деятельность разнообразна и состоит из:

1) управления внешним транспортом;

2) управления внутренним транспортом;

3) планирования и контроля процессов управления запасами;

4) планирования организации и контроля за состоянием запасов (не исключая материальные, сырьевые и товарные), т. д.

4. Согласовывать взаимосвязанные функции управления.

5. Решать задачи индивидуальности предприятия.

 

 

 

Рис.2. Логистическая цепочка[5]

 

Преимущества перехода на логистическую организацию можно свести к следующему:

-         более эффективное использование ресурсов предприятия;

-         рост прибыли за счет снижения издержек предприятия;

-         повышение объемов продаж продукции за счет роста уровня обслуживания потребителей;

-         совершенствование маркетинговой деятельности предприятия.

Итак, логист должен обладать определенными знаниями и навыками для того, чтобы стимулировать совершенствование производственно-хозяйственной деятельности предприятия в целом:

-         знаниями управления, планирования, организации и контроля в областях логистики, в частности, в сфере запасов компонентов производства;

-         навыками системного подхода к логистической системе;

-         знаниями, достаточными для понимания проблемы предпринимательства в целом и проч.

Важной задачей логистики является создание интегрированной системы регулирования и контроля материальных и информационных потоков.

В качестве формы существования материального потока обычно рассматриваются запасы. Логистика решает задачи вычисления объемов запасов, обеспечивающих наиболее экономным путем удовлетворение будущего (и зачастую неопределенного на момент расчетов) потребительского спроса на товары и услуги компании. Минимизируются суммарные затраты, связанные с заготовками, хранением продукта и убытками из-за неудовлетворенного спроса. В тоже время чрезмерно большой запас связан с омертвением капитала, требует значительных расходов на хранение и уход за продуктом.

 

 

1.3 Товарно-материальные запасы и основные характеристики потоков

 

Суть деятельности торговой организации заключается в приобретении товаров и реализации их третьим лицам с целью максимизации своей прибыли. Однако между моментом закупки товара и его продажей нередко возникает промежуток времени, поэтому у торговой организации появляется необходимость хранить имеющийся товар в специально оборудованных для этого помещениях. Возникающие таким образом товарные запасы представляют собой часть оборотных средств организации, которые временно не участвуют в обороте капитала.

Товарно-материальные запасы (ТМЗ) в структуре оборотных производственных фондов предприятий представлены в Приложении А.

Оборотный капитал занимает по своей величине второе место после основного капитала в общем объеме ресурсов, определяющих экономику хозяйствующего субъекта.

Более того, в деятельности торговых организаций товарные запасы представляют собой основной актив компании. Большая часть денежных средств сосредоточена именно в этом виде актива. Специфика товарных запасов заключается в том, что из всех видов активов компании они, как это не парадоксально звучит, по сути, являются наименее ликвидной их частью. Следовательно, если у торговой организации большая часть средств размещена в товарных запасах, то возникает риск неплатежеспособности этой компании[6].

Товарные запасы необходимы для бесперебойного обеспечения спроса покупателей – потребителей. Товары классифицируются по следующим различным признакам[7]:

1)      по целям использования:

-         потребительские товары - это товары, непосредственно предназначенные для конечного потребления, удовлетворения личных потребностей человека,

-         производственные товары – это товары, используемые в производственном цикле при создании новых товаров;

2)      по времени использования / потребления:

-         товары краткосрочного пользования, используемые один или несколько раз,

-         товары длительного пользования, используемые многократно;

3)   по характеру потребления:

-         товары повседневного спроса,

-         товары тщательного выбора,

-         престижные товары;

3)      по характеру использования в зависимости от степени их участия в процессе производства:

-         сырье, материалы, тара и упаковка,

-         комплектующие детали, инструмент, инвентарь,

-         техника и оборудование, прочие товарно-материальные запасы.

4)      по функциональной принадлежности:

-         товары – продукты питания,

-         промышленные товары;

5)      по видам запасов:

-         текущие запасы – это товары на стадии реализации,

-         подготовительные запасы – это товары на стадии предпродажной подготовки,

-         гарантийные (страховые) запасы – необходимый и достаточный резерв товарных запасов с целью обеспечения непрерывного процесса реализации на случай срыва запланированных сроков текущих поставок товаров, изменения интенсивности потребления при непредвиденном возросшем спросе,

-         сезонные запасы - это необходимый и достаточный резерв товарных запасов с целью обеспечения непрерывного процесса реализации в период сезонного колебания покупательского спроса,

-         переходящие запасы;

6)      по видам движения товаров в учете:

-         товары в пути, товары на складе,

-         товары на стадии предпродажной подготовки,

-         зарезервированные товары, товары в магазинах в процессе реализации, товары на консигнации,

-         реализованные товары на ответственном хранении.

Также важно отметить, что товарными запасами, как и любым другим видом актива, можно управлять. Более того, эффективная система управления товарными запасами позволяет не только поддерживать уровень платежеспособности и ликвидности компании на необходимом уровне. Следует заметить, что товарные запасы необходимо рассматривать в тесной взаимосвязи с другими экономическими показателями деятельности торговой организации, такими как рентабельность, платежеспособность, ликвидность, финансовая устойчивость и так далее. Система управления товарными запасами позволяет также управлять снижением затрат на содержание запасов. При эффективно налаженной системе поставок данная система позволяет, к примеру, снизить затраты на хранение, что выражается в уменьшении площадей складских помещений, а следовательно в снижении уровня постоянных издержек организации[8].

Система управления товарными запасами торговой организации использует ряд показателей, на основе которых рассчитываются такие ключевые параметры системы как объем заказываемой партии и количество поставляемых партий товара, интервал времени между поставками, затраты на хранение, стоимость организации заказа или стоимость пополнения (этот показатель включает в себя издержки продавца, связанные с приемкой, оприходованием) товаров на склад, выкладкой, выставкой товара в торговые залы, сюда могут быть также отнесены услуги менчендайзеров и прочих посредников, которые занимаются ассортиментной политикой организации) и так далее.

Товарные запасы анализируются в целом по предприятию и по каждой товарной группе по данным оперативного учета, а также бухгалтерской и статистической отчетности. Основной задачей анализа является проверка соответствия фактических товарных запасов установленным нормам и выяснение причин отклонений. На основании данных, полученных в ходе анализа, принимаются меры для нормализации товарных запасов.

В данной части работы определим экономическую сущность товарных запасов.

Как уже выяснили, товарные запасы - это часть товарного обеспечения, представляющая собой совокупность товарной массы в процессе движения ее из сферы производства к потребителю.

Товарные запасы образуются на всех стадиях товародвижения: на складах производственных предприятий, в пути, на складах оптовых и розничных товарных предприятий. Необходимость образования товарных запасов обусловлена следующими факторами:

-         время, необходимое для транспортировки товаров от места производства до места продажи, включая время на погрузку-разгрузку;

-         сезонные колебания в производстве и потреблении товаров;

-         несоответствие между производственным и торговым ассортиментом товаров, что вызывает необходимость подсортировки, упаковки и подработки;

-         особенности в территориальном размещении производства;

-         условия транспортировки товаров, расстояние между поставщиком и торговым предприятием;

-         звенность товародвижения;

-         возможности хранения товара и др.

Таким образом, существование товарных запасов как категории товарного обращения обусловлено необходимостью обеспечения нормального процесса обращения товаров.

Наиболее общую формулировку понятия товарных запасов с экономической точки зрения дает Гаджинский А. М.: «Товарные запасы торгового предприятия – это находящиеся на разных стадиях производства и обращения продукция производственно-технического назначения, изделия народного потребления и другие товары, ожидающие вступления в процесс производственного или личного потребления».

Товарно-материальный запас с экономической точки зрения - это запас какого-либо ресурса или предметов, используемых в ор­ганизации.

Все предприятия хранят определенный запас товарно-материальных ценностей. При этом они руководствуются следующими принципами:

-         обеспечение независимости своей торговой деятельности (запас материалов на рабочем месте обеспечивает определенную гибкость в производстве. Например, в связи с неизбежностью затрат времени на переналадку для каждого нового изделия, наличие товарно-материального запаса позволяет сократить потери времени);

-         обеспечение независимости рабочих мест на сборочных линиях (время, которое требуется на выполнение идентичных операций меняется от одного изделия к другому, поэтому на рабочем месте желательно иметь запас из нескольких деталей, чтобы при превышении плановой нормы времени на выполнение операции конкретной деталью можно было из запаса деталей скомпенсировать такую задержку обработки);

-         необходимость учета колебаний спроса на продукцию (если спрос на продукцию известен точно, ее можно производить в точном соответствии с этим спросом (хотя это и не всегда экономически оправдано). Однако обычно, спрос невозможно определить абсолютно точно и поэтому, чтобы сгладить колебания спроса, необходимо поддерживать определенный резервный запас готовой продукции;

-         обеспечение гибкости производства (наличие товарно-материальных запасов позволяет ослабить давление объема выпуска продукции на производственную систему. Запас позволяет увеличить время подготовки к выпуску продукции, что в свою очередь дает возможность спла­нировать более равномерный и дешевый производственный процесс за счет выпуска более крупных партий продукции. Например, при высоких затратах на размещение заказа выгоднее выпуск больших объемов готовой продукции);

-         обеспечение защиты от колебаний периода поставки сы­рья (когда у поставщика заказывают тот или иной материал, могут возникать различные задержки, которые объясняются рядом причин; среди этих причин можно отметить обычные колебания продолжительности доставки; дефицит материала на заводе поставщика, вызывающий задержки в выполнении заказа; утерю заказа и доставку дефектного материала или не того материала, который требовался заказчику);

-         использование преимуществ экономичного размера заказа на закупку (размещение заказа связано с определенными расходами: трудозатраты, телефонные переговоры, набор соответствующих текстов, пересылка и т.п. Таким образом, чем больше объем каждого отдельного заказа, тем меньше количество заказов, которые необходимо подго­товить; коме того, расходы на доставку также свидетельствуют в пользу более крупных заказов: чем больше объем поставки, тем меньше расходы на единицу поставляемой продукции. Поддержание запаса связано с определенными расхода­ми и большие запасы в общем случае нежелательны необходимость создания больших запасов обычно обусловлена чрезмерно продолжительными циклами поставок).

Товарные запасы – запасы готовой продукции у предприятий-изготовителей, а также запасы на пути следования товара от поставщика к потребителю, то есть на предприятиях оптовой, мелкооптовой и розничной торговли, в заготовительных организациях и запасы в пути.

Информация о работе Совершенствование системы товарно-материальных потоков