Состояние сельского хозяйства Кыргызстана

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 08:24, доклад

Краткое описание

Кыргызстан - горная аграрная страна. Сельское хозяйство в Кыргызстане является одной из ведущих сфер экономики. В общем объеме внутреннего валового продукта страны доля сельского хозяйства составляет значительную часть – около 24,0%. Кроме того, около 65,0% населения страны проживает в сельской местности, из общего числа всех работающих 34,0% или 14% общего населения страны заняты в сельском хозяйстве (в развитых странах этот показатель равен - 1-3%).

Файлы: 1 файл

Состояние сельского хозяйства Кыргызстана.doc

— 154.00 Кб (Скачать)

2. Отсутствие или слабая законодательная и нормативно-правовая база по сельскому хозяйству. Законодательная и нормативно-правовая база сельского хозяйства в Кыргызстане остаются слабыми. Несмотря на то, что приняты Законы КР «О сельском хозяйстве» (2009), «О продовольственной безопасности»(2009), «О племенном животноводстве» (2009), «О пастбищах» (2009), «О ветеринарии» (усовершенствованный новый проект) и другие. К сожалению, из-за отсутствия механизмов по их реализации они практически не работают. В качестве примере мне хочется привести Закон «О племенном деле в животноводстве» принятом 13 марта 2009 года ЖК КР. Он абсолютно ничего не регулирует и не направлен на поддержку и развитие племенного дела в животноводстве республики. В Кыргызстане не разработаны законы, имеющие исключительно важное значение в сфере сельского хозяйства и продовольственного обеспечения – мониторинг качества сельскохозяйственной и пищевой продукции, техническая регламентация, сертификация, о мониторинге и использовании генетически модифицированных организмов (ГМО) и генетически модифицированных продуктов (ГМП), о генетических ресурсах, законы, регулирующие производство - переработку – закупки – реализацию (торговлю) сельскохозяйственной продукцией и пищевыми продуктами, о сельскохозяйственном страховании, о монополии и многие другие.

3. Отсутствие доминирующего слоя фермера - товаропроизводителя (в сельском хозяйстве страны сложилось натуральное производство). Об этом выше изложено в достаточной степени полно. Мне хочется остановиться на некоторых деталях этого процесса. Всемирный Банк 8-10 лет тому назад реализовывал проект создания и запуска вторичного рынка земли в трех регионах Кыргызстана – Панфиловском районе Чуйской области, Бакай-Атинском районе Таласской области и Кара-Суйском районе Ошской области. К сожалению, проект провалился. Сейчас, в течение последних 4-5 лет идет реализация аналогичного проекта под эгидой и финансовой поддержке ЮСАИД. Но, без поддержки государства, конечно, трудно реализовать данный проект. К сожалению, в Кыргызстане государством проводится совершенно противоположная политика – объединение фермеров в кооперативы (видимо из-за непонимания), получается парадокс.

4. Недоступность и чрезмерная дороговизна кредитных ресурсов, неразвитость страховых компаний и государственной поддержки. Кредитные ресурсы остаются очень дорогими и жесткими условиями финансирования (22-30% годовых, с краткосрочным временем возвратности – в течение от трех месяцев до 1 года, без никакой отсрочки), практически для кыргызских фермеров (при существующей отсталой технологии, низкой урожайности сельскохозяйственных культур и продуктивности животных, при крайне низком росте прибавочной стоимости из-за слабой перерабатывающей промышленности) не подъемными, следовательно, недоступными.

Ранее функционирующая сельскохозяйственная финансовая корпорация, трансформированная в Айыл банк, ежегодно кредитовала примерно 12-16 тыс. фермеров или 4,3% от общего количества фермеров страны, что является мизерной, и эта цифра мало изменилась. Неразвитость банковской системы и чрезмерная дороговизна кредитных ресурсов в Кыргызстане, отсутствие других форм и источников финансирования сельскохозяйственного производства (ипотечное и фьючерсное финансирование в стране совершенно не развиты) делают проблему должного финансирования сельского хозяйства весьма проблематичной и в скором времени не разрешимой. Коммерческие банки Кыргызстана финансируют в основном только бизнес операции в сфере купли и продажи. Формирующиеся и только начинающиеся финансировать фермеров различные микрокредитные союзы, финансовые кооперативы пока маломощны. При форс-мажорных случаях убытки фермеров никем не возмещаются, за исключением редких случаев, когда государством компенсируется часть потерь. Страховые фонды, обслуживающие сельское хозяйство в Кыргызстане практически не имеются и в ближайшем времени их создание и развитие тоже не видится.

5. Отсутствие Институционального развития отрасли, соответствующего рыночным отношениям. Одним из важнейших ключевых моментов в сельском хозяйстве Кыргызстана является Институциональное развитие, которое, к сожалению, до сих пор не получило своего развития. В первую очередь, например, создание и развитие фермерских ассоциаций до сих пор не заслуживают должного внимания и поддержки со стороны государственных органов управления, в первую очередь, МСХ КР и государственных органов управления на местах. На заре суверенного развития Кыргызстана многие Международные финансовые Институты, страны – доноры в рамках технической помощи старались организовать и развивать фермерские ассоциации, но пыл у них быстро исчез и большинство экспертов просто отрабатывали средства технической помощи и время.

Фермерские ассоциации, организованные по территориальной принадлежности (ассоциация конкретного айыл окмоту, района, области и в целом по республике), по видам сельхозкультур и пород животных (ассоциации по зерновым культурам, овощеводов, а также по видам сельскохозяйственных животных - ассоциации скотоводов, ассоциации овцеводов, ассоциации коневодов и т.д.), по видам производимой продукции (ассоциация производителей молока, ассоциация производителей шерсти, ассоциация производителей мяса, ассоциация производителей пшеницы, свеклы, картофеля и т.д.), ассоциация переработчиков продукции отрасли и т.д.

Сегодня фермеры сами организовываться в ассоциации не могут из-за того, что они ранее никогда не сталкивались такой организационной структурой, и они не имеют даже элементарного представления об ассоциациях, кроме того, из-за неорганизованности, отсутствия организационно - методического руководства, отсутствия финансов и по другим причинам. Поэтому под эгидой МСХ КР, государственных органов местного самоуправления (области, района, айыл окмоту), самих инициативных фермеров следует организовывать ассоциации фермеров на основе вышеперечисленных принципов. На эти организационные меры необходимо заложить финансовые ресурсы. И, самое главное, для того, чтобы фермерские ассоциации получили должное развитие, государству следует оказывать политическую, экономическую и организационную помощь фермерам, именно, через соответствующие виды фермерских ассоциаций.

5. Из-за отсутствия переработки низкий рост прибавочной стоимости произведенной сельскохозяйственной продукции. Главным постулатом рыночной экономики является максимальное увеличение прибавочной стоимости произведенного сырья. К сожалению, в сельском хозяйстве Кыргызстана эта проблема является одной из главнейших. Произведенная сельскохозяйственная продукция в стране из-за недостаточной развитости перерабатывающей промышленности реализуется в непереработанном виде, в результате чего фермеры и страна теряют огромные доходы. Фермерам выгодно объединятся в ассоциации, закупать оборудование и самим же перерабатывать и даже реализовать произведенную продукцию, как это делается во многих странах мира.

6. Отсутствие цивилизованных отношений в рыночной цепи: производитель - закупщик - переработчик – реализатор – потребитель. Звенья этой важной цепи в Кыргызстане не налажены, не разработаны законодательные основы и нормативно-правовые документы, правит баллом полнейшая анархия и вакханалия, в конечном итоге в наибольшей степени страдают производители и потребители.

7. Слабое и неразвитое учебно-консультационное и информационное обслуживание фермеров. После передачи землю в частную собственность, многие, получив свои земельные наделы, стали фермерами. Но большинство из них не были знакомы с элементарными основами сельскохозяйственного производства (это бывшие учителя, врачи, культработники и другие), даже люди, знавшие сельское хозяйство, сталкивались с новыми условиями производства – изменились масштабы производства, изменились производственные отношения, экономические механизмы и многое другое. Естественно, все нуждались в знаниях и зарубежные эксперты в рамках технической помощи предприняли усилия по созданию в Кыргызстане учебно-консультационной службы и далее перевести эту службу на самоокупаемость.

Несмотря, на значительные финансовые затраты (по приблизительным расчетам, это примерно около половины занятых Кыргызстаном кредитных ресурсов, здесь имеются ввиду и другие отрасли) и усилия должна учебно-консультационная система так и не была создана. Сегодня обучением и оказанием консультационных услуг охвачены 20-30% фермеров, а остальные 70-80% находятся в вакууме. Те фирмы, которые оказывают услуги фермерам за счет кредитных ресурсов и средств доноров, из-за сокращения источников и объемов финансирования, сегодня сворачивают свои деятельности. Государству надо понять, что без государственной поддержки этой важной сферы не поднять фермеров и в целом сельское хозяйство страны. Надеяться и полагаться полностью на международные финансовые институты и страны-доноры недальновидно и губительно. Информационное обслуживание отрасли, фермеров находится на нулевом уровне.

Несколько слов о кадровом обеспечении отрасли квалифицированными специалистами. В 2009 году из общего числа 33,5 тыс. человек, закончивших университеты по сельскому хозяйству, закончили только 300 человек, что говорит о крайне низком кадровом обеспечении сельскохозяйственного сектора страны. Из общего количества государственных грантов, выделенных на обучение 5700 мест, на сельскохозяйственные специальности выделяются всего лишь 250-300 мест или 5,3%. При таком темпе в скором времени отрасль остается вообще без специалистов. Сельские жители оплачивать учиться по контрактной системе не в состоянии из-за тотальной и глубокой бедности. Следовательно, необходимо увеличивать бюджетные места для сельскохозяйственных специальностей, хотя потребность страны в специалистах сельского хозяйства никто в республике не знает, ни в МСХ КР, ни в МОН КР, ни в МЭР (Министерстве экономического регулирования), ни в правительстве.

8. Отсутствие инновационных технологий в отрасли по выращиванию, селекции, уходу, уборке, транспортировке, хранению и сельхозкультур, содержанию и кормлению, выращиванию, размножению сельскохозяйственных животных (генетическому улучшению животных на основе современных биотехнологических методов – клонирования и трансплантации эмбрионов, оценки генотипа животных на основе чтения нуклеотидных последовательностей в молекулах ДНК), информационному обеспечению и другие.

9. Слабое научное обеспечение отрасли. В принципе вся наука Кыргызстана находится в глубоком кризисном положении, а сельскохозяйственная наука страны оказалась просто в удручающем положении. На всю аграрную науку выделяется всего лишь 7-8% средств (25-30 млн сомов.), выделенных в целом на всю науку страны (хотя сельское хозяйство дает 25% ВВП страны). Эти средства идут только на заработную плату (в среднем 2,0-2,5 тыс. сомов или $50) и отчисления в соцфонд. Другие статьи, необходимые для проведения полноценных научных исследований – экспедиционные, полевые расходы, приобретение современного оборудования, реактивы совершенно не финансируются. Поэтому в научных организациях и учреждениях страны не ведутся серьезные научные исследования, а идут просто имитация научных исследований. В аграрной науке в основном остались люди преклонного возраста, молодежь не идет. Вот пример, в 2009 году из общего количества аспирантов по стране - 2330, аспирантов по сельскому хозяйству обучались только 20 человек или 0,8%. Из общего количества заканчивающих аспирантуру 585 человек, по сельскому хозяйству закончили аспирантуру только 11 человек или 1,9%. Результаты на лицо низкая производительность труда в сельском хозяйстве страны и примитивно-экстенсивное ведение отрасли. Научной сфере страны, в том числе и аграрной науке, требуется реформирование, но, к сожалению, оно затягивается.

10. Неинтегрированность отрасли в региональную и мировую экономику и отсутствие занятой отраслью своей экономической ниши. В период советской экономики была жестко интегрированная по административно - территориальному принципу экономическая система. С распадом союзной системы она полностью исчезла. В новых условиях развития каждая республика центральноазиатского региона ведет свою самостоятельную экономическую политику и идет жесткая и открытая конкуренция за рынок сбыта, порою противостояние за сферы влияния. Кыргызстану тоже следовало бы занимать соответствующую возможностям свою экономическую нишу – по производству и сбыту продукции сельского хозяйства.

11. Отсутствие современного менеджмента и маркетинга в отрасли. Современный менеджмент и маркетинг в сельском хозяйстве Кыргызстана еще не созданы. Флагманом в этом деле, по логике вещей, должно было быть Министерство сельского хозяйства республики, но, к сожалению, оно до сих пор продолжает «работать» в прежнем стиле, собирает статданные и отчитывается перед Правительством и Жогорку Кенешем республики, дублируя работу Национального статистического комитета, и «управляет» проектами Всемирного банка, АБР, ЕБР и других международных финансовых институтов и стран-доноров. Азиатский банк развития (АБР) дважды пытался за счет грантовых средств реформировать структурно-функциональную систему МСХ, но средства были использованы не по назначению, поняв, эксперты банка прекратили работу. МСХ КР занимается не теми функциями, вернее даже не представляет себе, чем на самом деле заниматься, отсюда и все проблемы в отрасли.

12. В целом отсутствие полноценно функционирующей рыночной инфраструктуры в отрасли. Инфраструктура, сложившаяся и функционировавшая при плановой экономической системе, полностью разрушена, а рыночная инфраструктура еще не сложилась, в результате отрасль и фермеры находятся в критическом положении.

Факторы, способствующие развитию сельского хозяйства в Кыргызстане:

1. Разработка и формирование современной государственной политики в сфере сельского хозяйства страны;

2. Создание и развитие современной законодательной и нормативно-правовой базы отрасли;

3. Создание, развитие и системное функционирование вторичного рынка земли и формирование фермеров-товаропроизводителей;

4. Развитие финансовой и кредитно-денежной системы в сельском хозяйстве страны;

5. Институциональное развитие отрасли (создание и развитие фермерских ассоциаций (территориальных, отраслевых);

6. Структурно-функциональное реформирование системы МСХ КР и его областных и районных департаментов;

7. Развитие цивилизованной-рыночной цепи: производитель (фермер) – закупщик (система заготовки) – переработчик – реализатор (торговля) – потребитель (население);

Информация о работе Состояние сельского хозяйства Кыргызстана