Развитие логистических систем распределения кондитерской продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 17:15, автореферат

Краткое описание

Целью диссертационного исследования является разработка научно-методических положений и практических рекомендаций по развитию логистической системы распределения кондитерской продукции на региональном рынке.
Цель обусловила решение следующих задач:
уточнить понятийный аппарат сбытовой деятельности в части содержания понятия «логистическая система распределения продукции»;
предложить приемлемую структуру логистической системы распределения продукции с соответствующими элементами и связями;
выявить особенности функционирования логистических систем распределения продукции на региональном рынке;
разработать алгоритм развития логистических систем распределения продукции на региональном рынке;
определить параметры функционирования логистической системы распределения на региональном рынке;
разработать методику комплексной оценки эффективности функционирования логистических систем распределения.

Файлы: 1 файл

Развитие логистических систем распределения кондитерской продукц.doc

— 158.00 Кб (Скачать)

В ЛСРП выделяем центральное звено – субъект управления, осуществляющий принятие управленческих решений в виде выбора  наиболее оптимального варианта функционирования системы. В качестве объекта управления рассматриваем материальные, финансовые и сервисные потоки. К элементам ЛСРП относим следующие основные – на примере системы распределения, принятой источником конечной готовой продукции (рис. 1).

Фрагментарно представим эти элементы.

Стратегической целью  эффективности системы является доставка готовой продукции в  установленные сроки с минимальными затратами. В качестве критериев  эффективности функционирования системы  предлагается оценка степени обслуживания потребителей (выполнение заказов) и удельного веса логистических издержек в общих затратах на производство и реализацию продукции. Логистическое обеспечение системы включает: науч-

 

Рис. 1. Основные элементы ЛСРП и взаимосвязи между ними

 

ные подходы, принципы и методы распределения продукции; материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы; законодательные и нормативно-правовые акты, регулирующие коммерческую деятельность предприятия. Организационная структура распределения представляет собой рациональный выбор схемы распределения продукции (ориентация на товар, потребителя или территорию) и способы ее реализации, а также определение места расположения распределительных центров (количество и емкость).

Процесс и технологии распределения продукции состоят из последовательно выполняемых функций, процедур и операций товародвижения, к основным из которых относим: рациональная организация потоков готовой продукции, выбор экономически целесообразных средств доставки продукции на оптовые склады, построение оптимальных вариантов сбытовой сети в части используемых посредников.

В свою очередь, элементы ЛСРП прямо или косвенно связаны  между собой и с внешней  средой. Внутренние связи осуществляются на основе законов, кодексов, устава предприятия, положений, инструкций и прочих нормативно-правовых и организационно-методических документов и определяются организационной структурой распределения. Внешние связи регламентируются на основе существующего законодательства и договоров (соглашений) между субъектами хозяйствования.

2. Предложен  алгоритм формирования и развития  логистической системы распределения  продукции на основе концепции  интегральной логистики.

Алгоритм разработан по двум направлениям  функционирования  ЛСРП.

При формировании системы: изучение конъюнктуры рынка (анализ объемов производства и потребления, определение платежеспособности, изучение инфраструктуры региона), постановка целей ЛСРП ( цели и ограничения внешней среды, декомпозиция целей), выявление потребностей в ресурсах (оценка состояния ресурсов и существующих возможностей системы распределения, прогноз объемов запасов, складских площадей и транспортной сети), разработка и отбор вариантов функционирования ЛСРП (разработка вариантов системы, их оценка, совмещение взаимосвязанных вариантов, выбор оптимального варианта).

При развитии системы (рис. 2) должен осуществляться постоянный мониторинг ее состояния и при необходимости проводиться соответствующая корректировка.

 

 

  .


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2. Структурно-логическая схема процесса развития логистической системы распределения продукции

Контроль и анализ промежуточных и окончательных  результатов реализации рекомендации по развитию ЛСРП следует осуществлять на основе достижения определенных позитивных показателей функционирования системы.

3. Выявлены основные параметры оптимального функционирования логистической системы распределения продукции на региональном рынке:

В диссертационном исследовании разработан комплекс качественных и количественных параметров, отражающих эффективность цепочек поставок,  с помощью которых диагностируется развитие системы распределения продукции (таблица 1). На основе предложенных параметров разработан ряд первоочередных рекомендаций.

Во-первых, изыскание  возможности снижения издержек и цены готовой продукции за счет оптимизации логистических каналов распределения продукции. Во-вторых, обеспечение технологической готовности предприятия к  оперативному реагированию на изменения конъюнктуры рыночной среды. В-третьих, четкая сегментация клиентской базы и выделение наиболее перспективных  логистических сегментов и каналов.

В диссертации предложен  и обоснован перечень мер для  реализации выше обозначенных рекомендаций: изменение организационной структуры управления; внедрение программного продукта «1С: Предприятие Mobile»; совершенствование системы методов мотивации участников логистической системы распределения продукции;  интеграция маркетинга и логистики в процессе распределения продукции.

Рекомендации и меры по их реализации сводятся к оптимизационной задаче, решаемой с помощью экономико - математического моделирования деятельности коммерческой организации:  требуется минимизировать затраты коммерческой организации на доведение а номенклатуры продукции и услуг до потребителей в объеме в единиц за счет преобразования маркетинговых сегментов рынка в логистические сегменты.

Таблица 1

Параметры эффективности  логистической системы 

распределения продукции

Группа 

показателей

Показатели

1. Экономические показатели (по сбытовому подразделению)

1.1. Товарооборот, руб. 

1.2. Прибыль от реализации, руб.

1.3. Чистая прибыль,  руб.

1.4. Рентабельность активов, %

1.5. Рентабельность инвестированного  капитала, %

1.6. Рентабельность продаж, %

1.7. Затратоемкость (включая  арендоемкость, зарплатоемкость, затратоемкость сбытовых операций, доля общефирменных и логистических издержек), руб.

1.8. Реализация продукции  на одного работника, руб./чел.

1.9. Прибыль на одного  работника, руб./чел.

1.10. Ресурсоемкость продукции  (фондоемкость, трудоемкость и т.д.), руб./руб.

1.11. Оборачиваемость активов,  количество оборотов в заданный период (дней)

2. Показатели для определения  финансовой и стратегической привлекательности покупателей

2.1. Платежеспособность  и финансовая устойчивость (для  крупных клиентов)

2.2. Длительность хозяйственных  связей, месяцев (лет)

2.3. Доля выручки, обеспечиваемая  каждым покупателем в доходе  от текущей деятельности предприятия, %

2.4. Доля чистой прибыли,  получаемой от покупателя, %

2.5. Объем и частота  закупок, руб. и количество заказов в неделю (месяц, год)

2.6. Превышение размера  установленного товарного кредита, руб. или %

3. Показатели эффективности мотивации участников ЛСРП

супервайзеров (девелоперов):

3.1. Количество освоенных  новых территорий

3.2. Выполнение ежемесячного плана и бонусных целей командой, %

3.3. Лидирующие позиции  команды в данном регионе, ранг 

торговых представителей:

3.4. Показатель текучести  кадров, %

3.5. Степень удовлетворенности  (по балльной шкале)

3.6. Выполнение среднедневного / месячного плана и бонусных целей , %

3.7. Отношение изменения  объема реализованной продукции  к изменению размера заработной платы, руб./руб.

3.8. Отсутствие просроченной  дебиторской задолженности или  отношение ее к общей величине дебиторской задолженности, %

торговых точек:

3.9. «Лояльность» торговых  точек (доля торговых точек,  участвующих в акциях), количество или %

3.10. Количество положительных  (отрицательных) отзывов клиентов  и их доля к числу заказов, %

3.11. Стабильные долговременные  заказы (абсолютное и относительное отклонение от средней частоты заказов)

4. Показатели качества обслуживания потребителей (торговых точек)

4.1. Готовность к удовлетворению  заказов потребителя (отношение  числа выполненных заказов к  числу поступивших заказов)

4.2. Абсолютная или  относительная величина случаев неисполнения заказа (частота повреждения продуктов, число претензий (возврата), стоимость возвращенных товаров)

4.3. Выполнение обязательств  по срокам (количество заказов,  не выполненных в срок, к общей  величине заказов)

4.4. Точность выполнения заказов (отношение количества заказов, выполненных в соответствии с требованиями покупателей, к общей величине заказов)

5. Показатели эффективности элементов цепочки ценностей (бизнес-процессов в ЛСРП)

5.1. Доля затрат элементов  цепочки ценностей в общей величине затрат, %

5.2. Доля выручки от  реализации в общей величине  товарооборота, %

5.3. Доля прибыли по  элементам цепочки ценностей  в общей величине прибыли, %

5.4. Затратоемкость элементов  цепочки ценностей, руб./руб. 

5.5. Коэффициент вклада в доход (5.3./5.2.), к-т


 

При этом дополнительные затраты на маркетинговые исследования должны быть компенсированы за счет снижения затрат на логистические  функции и операции. Для этого используется математическая модель следующего вида:

 

                         (1)

                                                                                               (2)

  ,                                                                            (3)

                                                                                                   (4)

                                                                                                   (5)

                                                                                                   (6)

где τi – время на выполнение i-й работы в рамках маркетинговых исследований; рi – количество сотрудников организации, выполняющее i-ю работу в рамках маркетинговых исследований; zi – условно-переменные затраты на один человеко-час проведения маркетинговых исследований; fi - условно-постоянные затраты на выполнение i-й работы в рамках маркетинговых исследований; n – количество работ в рамках маркетинговых исследований; sjk – скидка, предоставляемая j-му потребителю в рамках логистических мероприятий на k-й товар; хjk – количество k-го товара в партии, доставляемой j-му потребителю; сjk -  стоимость транспортировки партии  k-го товара j-му потребителю; tjk - расстояние транспортировки партии  k-го товара j-му потребителю; vjk – условно-постоянные затраты на транспортировку партии  k-го товара j-му потребителю; m – номенклатура товара, доставляемого потребителям (логистическому сегменту рынка). l – количество потребителей j-го товара, входящее в логистический сегмент рынка.

Для расчета основных параметров оптимального функционирования ЛСРП следует провести ряд аналитических исследований.

    1. Анализ и оценка покупателей, которая позволяет расставить приоритеты при распределении ресурсов компании и определить характер отношений с отдельными покупателями.
    2. Исследование эффективности мотивации участников ЛСРП - супервайзера, группы торговых представителей и торговых точек.
    3. Анализ качества обслуживания потребителей (торговых точек) проводится исходя из того, что с экономической точки зрения предназначением ЛСРП можно считать создание в логистической цепочке существенных выгод (благодаря качественному обслуживанию клиентов), содержащих добавленную стоимость при поддержании издержек на оптимальном уровне. Для этого необходимо: выявить существенные для торговой точки потребности; определить затраты на удовлетворение этих потребностей; определить выгоды от повышения качества обслуживания; соотнести затраты, связанные с определенным уровнем качества обслуживания клиента, и упущенной выгодой от снижения лояльности или потери клиента.
    4. Анализ эффективности выполнения функций участниками системы распределения продукции. На этом этапе осуществляется учет и анализ всех затрат, связанных с определенным бизнес-процессом в ЛСРП. Это позволит выявить рентабельность отдельных функций в системе распределения и определить потоки, увеличивающие затраты, рассмотреть возможность их снижения. Использовать методику оптимизации логистических издержек на основе концепции цепочки ценности.

 

4. Разработана  унифицированная методика комплексной  оценки экономической эффективности функционирования логистической системы распределения продукции на региональных рынках.

Результатом проведенного исследования вариантов оценки экономической  эффективности функционирования ЛСРП стала разработка соответствующего    алгоритма  расчета (рис.3),  позволяющего    проводить

Рис. 3. Алгоритм оценки эффективности ЛСРП

оценку по целому ряду направлений: оценка эффективности  поставок, оценка покупателей, оценка мотивации участников ЛСРП, оценка качества обслуживания торговых точек, оценка выполнения функций участниками системы распределения продукции.

Оценка экономической  эффективности  функционирования ЛСРП проведена в работе на примере  двух вариантов организации распределения  кондитерской продукции оренбургского подразделения компании ООО «Нестле-Россия». Первый вариант (существующий) – наличие в системе распределения дистрибьютора. Второй вариант (предлагаемый) – обязанности дистрибьютора переходят к подразделению компании.

Экономические показатели по первому варианту (за год)  следующие:

товарооборот дистрибьютора (Тд), руб. – 39794737,73, наценка дистрибьютора, % – 18,94, товарооборот без наценки (ТБ), руб. – 33458937,39, бонус дистрибьютора от производителя за выполнение плана продаж (К), руб. (10 % от ТБ) – 3345893,74, валовая прибыль дистрибьютора (Тд – ТБ), руб. – 6335800,34.

Экономические показатели по второму варианту (за год) следующие.

Дополнительные расходы (Д), связанные с организацией распределения: расходы на содержание офиса составляют 2760744 (аренда-265200, электроэнергия-65184, вода-13560, связь-30000); затраты на оплату труда составляют 5004000 руб. (менеджмент-480000, торговые представители-2304000, офис-960000, склад-1260000); транспортные расходы составляют 1051200 (ГСМ-475200, аренда автотранспорта-576000). Суммарные дополнительные расходы составляют 8815944 руб.

При втором варианте предполагается снижение величины наценки на 10%. Тогда прогноз прироста товарооборота (ТП) за счет снижения наценки составит 9903845,47 руб., а экономический результат (ЭР) с учетом экономии на бонусе дистрибьютора (ТП+К) составит 13249739,21 руб. Годовой экономический эффект рассчитывается как разница экономического результата и дополнительных расходов (ЭР-Д) и будет равен 4433795, 21 руб.

Помимо прироста товарооборота и экономии на бонусе дистрибьютору, принятое решение позволит получить следующие результаты: увеличение скорости реагирования цепи поставок на изменение спроса, ввиду уменьшения количества звеньев; повышение лояльности торговых точек и конечных потребителей в результате повышения качества их обслуживания; повышение конкурентоспособности и укрепление позиций на оренбургском рынке компании ООО «Нестле-Россия»; возможность оценить эффективность элементов цепочки ценностей за счет доступности информации и прозрачности бизнес-процессов в ЛСРП; повышение мотивации торговых представителей за счет увеличения оплаты труда.

Разработанную методику оценки экономической эффективности  ЛСРП можно считать унифицированной, так как она может быть применима практически для любых видов пищевой продукции и существующей организации системы распределения продукции в регионах с участием дистрибьюторов.

 

Основные положения  диссертационного исследования изложены в

следующих работах:

 

  1. Тяпухин, А.П., Калмыкова Д.Ю. Теоретические предпосылки взаимодействия маркетинга и логистики // Вестник Оренбургского государственного университета; № 10, 2006. Часть 2. - 0,70 п.л. (перечень ВАК)
  2. Калмыкова, Д.Ю. Распределение продукции с позиций логистического управления деятельностью предприятия // Вестник Оренбургского государственного университета; № 8 2009.- 0.74 п.л. (перечень ВАК)
  3. Калмыкова, Д.Ю. Мотивационные аспекты маркетинговой деятельности. Сборник научных статей. Выпуск VI. Оренбург: ИПК ГОУОГУ, 2005. - 0,31 п.л.
  4. Калмыкова, Д.Ю. Координационный механизм взаимодействия маркетинга и логистики. Материалы VII Межрегиональной научной конференции. Москва – Оренбург, 20-25 ноября. 2006 года. М. – Оренбург: Издательский центр , «Скорпион», 2006.- 0,57 п.л.
  5. Тяпухин, А. П. Теоретические предпосылки взаимодействия маркетинга и логистики. М.: ООО «БЭСТ – ПРИНТ» - 0,70 п. л.
  6. Калмыкова, Д. Ю. Теоретические аспекты исследования представления логистической системы и ее. Сборник материалов XI международной научной конференции. – Оренбург: ИПК ОГУ, 2007.- 0,56 п. л.
  7. Калмыкова, Д. Ю. Исследование состояния и конъюнктуры рынка пивоваренной. Материалы межрегиональной научно-практической конференции, 16 мая 2008 года. – Оренбург: Издательский центр «Скорпион», 2008. - 0,50 п. л.
  8. Калмыкова, Д. Ю. Предпосылки формирования и развития логистических систем распределения шоколадных кондитерских изделий. Сборник научных статей. Выпуск IX. - Оренбург:  ИПК ГОУ ОГУ, 2009. - 0,31 п. л.
  9. Калмыкова, Д. Ю. Комплексная оценка эффективности логистических систем распределения шоколадных кондитерских изделий. Сборник научных статей. Выпуск. Оренбургский гос. ун-т. - Оренбург:  ОГУ, 2010. - 0,18 п.л.



Информация о работе Развитие логистических систем распределения кондитерской продукции