Обеспечение масштабной согласованности
деятельности, как предпринимательских
структур, так и федеральных органов (отраслевые
министерства, ГТК, РТИ и др.), а также науки
и образования, обеспечит снижение уровня
издержек в масштабе страны. Это служит
интересам потребителей и явится реальным
шагом в направлении повышения конкурентоспособности
российских товаров и услуг.
Система распределения характеризуется
замедленным продвижением товаров от
производителей к потребителям, высоким
уровнем неудовлетворенного спроса, низкой
надежностью и недостаточным уровнем
качества обслуживания потребителей.
Особая роль в процессе распространения
концепции логистики принадлежит транспорту.
Отечественные транспортные и экспедиторские
предприятия, участвующие в международных
перевозках грузов, одними из первых почувствовали
необходимость внедрения современных
логистических технологий транспортировки
и переработки грузов: интермодальных,
мультимодальных и терминальных систем,
технологии перевозки «точно во время»
и «от двери до двери»11,
современных телекоммуникационных систем
сопровождения грузовых перевозок и т.д.
Крупные российские государственные и
частные транспортные и экспедиторские
предприятия стали активно создавать
свои терминальные сети, распределительные
и логистические центры, системы информационно-компьютерной
поддержки логистической деятельности.
Достаточно серьезной проблемой является
подготовка кадров в области логистики.
Необходимо скорейшее внедрение логистического
мышления в практику работы менеджеров
высшего и среднего уровня, персонала
различных предприятий и т.д. Необходимы
интенсивная подготовка кадров по специальности
«Логистика»12,
переподготовка и повышение квалификации
в этой области персонала среднего и высшего
менеджмента.
В условиях трансформации экономики
России значимость логистики неуклонно
возрастает. Можно выделить пять основных
факторов, которые характеризуют важное
значение логистики в современный период
развития экономики страны13.
Экономический фактор – на первый план
выдвигается поиск возможностей сокращения
производственных затрат и издержек обращения
с целью получения большей прибыли. Именно
логистика позволяет связать экономические
интересы производителя продукции и её
конечного потребителя.
Организационно-экономический фактор
– в рыночных условиях, по мере возникновения
и развития новых организационных форм,
реализующих процессы товародвижения
всё большее значение приобретают различные
интеграционные формы управления и координации,
обеспечение логистических процессов
взаимодействия предприятий-изготовителей,
потребителей, посредников, складов и
транспорта.
Информационный фактор - новая экономика
способствует развитию информационных
связей, которые являются причиной и следствием
развития рыночных отношений, и научно
– технического прогресса взаимообуславливают
друг друга. Информатика наиболее тесно
связывает рынок и логистику, поскольку
её предметом, средством и составляющей
логистических процессов являются информационные
потоки.
Технический фактор-этот фактор проявляется
в том, что логистика как система, её субъекты
и объекты управления развиваются на основе
современных технических достижений в
транспортно - складском хозяйстве и в
сфере управления при её автоматизации
и компьютеризации.
Государственная поддержка процессов
товародвижения - в современных условиях
возникает задача регулирования процессов
товародвижения не только на уровне предприятий,
но и в масштабах регионов, а так же в национальном
масштабе.
Высокая актуальность логистики связана
с интенсификацией и расширением в нашей
стране товарно – денежных отношений,
с увеличением хозяйственных связей между
предприятиями, с развитием производственной
инфраструктуры и расширением хозяйственной
самостоятельности предприятий и организаций14.
Развитие логистики оказывает существенное
влияние на совершенствование системы
рыночных отношений. Требования логистики
к организации и управлению материальными
потоками с момента изготовления продукции
до её производственного потребления
способствует развитию связей между поставщиками
и потребителями продукции. Существующее
многообразие логистических операций
и услуг позволяет значительно расширить
возможности коммерческо – посреднических
организаций по обслуживанию предприятий
– поставщиков и потребителей продукции.
А ранее создаваемые оптовые базы и организации
будут изменены в посреднические организации
так называемого комплексного обслуживания,
которые оказывают предприятиям самые
разнообразные логистические услуги.
Востребование научных подходов
и практических методов логистики совпало
с началом перехода России к рыночным
отношениям. Как показывает зарубежный
опыт, потребность в конкретном теоретическом
аппарате и практическом инструментарии
логистического менеджмента зависела
от ряда условий, сложившихся на определённом
историческом отрезке времени. К таким
условиям относятся следующие: уровень
развития производственных сил, уровень
технологического развития, политическая
обстановка, зрелость рыночных отношений.
Возможность и темпы развития
логистических подходов в отечественном
бизнесе также нельзя рассматривать в
контексте сегодняшней обстановки в России
и прогноза хода реформ, особенно экономической.
В общих чертах принципиальные
трудности, которые имеются на пути развития
логистической концепции в России выглядят
так15:
-тяжёлая общеэкономическая ситуация;
-социальная напряжённость во
всех слоях общества не способствует
продвижению в отечественный
бизнес логистических идей;
-высокий уровень монополизма
в важнейших отраслях;
- низкий уровень жизни населения;
- высокий уровень безработицы;
- свёртывание инвестиций;
- нерациональное развитие систем распределения
товаров и услуг (отсутствие продуманной
стратегии развития систем распределения
в промышленности и торговле, недостаток
организованных товарных рынков на уровне
крупного и среднего опта);
- слабый уровень развития современных
систем электронных коммуникаций, электронных
сетей, систем связи и телекоммуникаций;
- отсталая инфраструктура транспорта,
прежде всего в области автомобильных
дорог; недостаточное количество грузовых
терминалов, а также их низкий технико-технологический
уровень;
- отсутствие практически на всех видах
транспорта современных транспортных
средств, отвечающих мировым стандартам;
высокая степень физического и морального
износа подвижного состава транспорта;
- низкий уровень развития производственно-технической
базы складского хозяйства; недостаток
современного технологического оборудования
по переработке продукции; слабый уровень
механизации и автоматизации складских
работ;
-недостаточное развитие промышленности
по производству современной тары
и упаковки и т.п.16.
Это в общем случае, а в частности
самое важное, по мнению консалтинговых
организаций, занимающихся поставкой
логистики в российских компаниях, - отсутствие
описаний, функций, бизнес-процессов организации,
что, как правило, вызвано отсутствием
организационной структуры.
Отсутствие единого описания
бизнес-процесса влечёт несогласование
бывших советских предприятий характерны
ситуации, когда функции не двух, а целых
четырёх подразделений, насчитывающих
десятки человек, на 90% перекрывают друг
друга. В результате возникает не только
информационная неразбериха, но и информационная
закрытость и враждебность внутри организации.
При этом зачастую организация не понимает,
то ли она консалтинговая фирма, то ли
сервисное предприятие, то ли дистрибьютор;
каждое подразделение преследует свои
собственные цели, или некие «общие» цели,
как оно их понимает.
Следствием этого может стать
примитивный сговор снабженцев и сбытовиков
с поставщиками и заказчиками (сегодня
это явление повсеместное). Другой вариант
– то, что специалисты называют субоптимизацией
деятельности подразделений. Например,
в отделе закупок стремятся купить как
можно больше и дешевле, не заботясь о
качестве и цене с точки зрения всего технологического
процесса. Или стиль работы служб сбыта:
лишь бы сдать, избавиться и получить какие-то
деньги, а самой концепции сбыта, ориентированного
на клиента, чтобы он потом вернулся, нет.
Несмотря на перечисленные
негативные моменты её развития, к началу
90-х гг., т.е. начальному этапу перехода
к рыночным отношениям, в России имелись
определённые предпосылки для развития
логистических идей в различных отраслях
экономики. Их можно разделить на две большие
группы: научно-теоретические и производственно-технические
(технологически).
Научно-технические предпосылки
связаны с внедрением в различных отраслях
промышленного производства систем управления
материальным потоком (то, что мы сейчас
называем прерогативой логистики). В первую
очередь это относится к внутрипроизводственным
системам организации работы технологического
(промышленного) транспорта и складского
хозяйства, гибким автоматизированным
и роботизированным комплексам. Известны
примеры эффективного использования в
промышленности микрологистических систем
оптимального оперативно-производственного
планирования, контроля и управления запасами
материальных ресурсов, подобных зарубежным
системам MRP, KANBAN17.
Производственно-техническую
базу, связанную с управлением многоассортиментного
материального потока, также составили
различные технологические объекты государственных
централизованных, отраслевых, территориальных
и ведомственных систем снабжения и сбыта
продукции, т.е. бывших структур Госснаба,
Госстроя, Госагропрома и Госкомнефтепродукта
СССР. Несмотря на их упразднение в 1993
г., на территории РФ остались и функционируют
уже в рыночных отношениях объекты мощной
складской системы и товаропроводящих
систем, крупные автоматизированные транспортные
комплексы, транспортные узлы и грузовые
терминалы, контейнерные пункты, предприятия
различных видов транспорта и связи, вычислительные
и информационно-диспетчерские центры
и т.п.
Таким образом, рассмотренные
предпосылки создают фундамент для интенсивного
внедрения логистической концепции управления
в сферах производства и обращения экономики
России. Однако необходимы быстрая и качественная
подготовка кадров, развитие и совершенствование
производственной, технической и технологической
базы логистики в различных отраслях экономики,
а также создание логистических товаропроизводящих
структур, микро - и макрологистических
систем различного уровня.
Так сложилось, что до 2000 года
большинству российских компаний было
не до снижения затрат, да и возможностей
для внедрения новых разработок было недостаточно.
Если говорить об отечественном бизнесе
того времени, то его характеризовало
слабое внимание к покупательским потребностям,
отсутствие конкурентных товаров, экстенсивное
развитие. В этот период классические
методы организации производства вполне
подходили.
Логистику заменяло транспортное
и складское хозяйство предприятий. И
те из компаний, которые уже понимали,
что необходимо снижать издержки, часто
уменьшают их как раз за счёт исключения
финансирования именно данных подразделений.
Устройство складов было крайне
простым – ангар вида «четыре стены, пол
и потолок». Экономили и на персонале.
Работа на складе велась низкоквалифицированными
сотрудниками – кладовщиками, которые
осуществляли учёт «на бумаге», а порой
и вообще забывали его вести. Механизация
ограничивалась гидравлической тележкой,
а все операции выполнялись грузчиками.
Идентификация товара производилась
вручную, путём нанесения персоналом надписи
на упаковку. Про внедрение компьютеров
и IT-технологий речи даже не шло. В результате
чего такой склад работал очень медленно
и нечётко.
Отсутствие системного подхода
в разработке транспортных схем делало
доставку товара крайне затратной. Часто
функции экспедитора перекладывались
на плечи водителей, из-за этого число
ошибок постоянно росло. При этом сокращение
средств на поддержание т обслуживание
автопарка вело к быстрому его износу.
Серьёзный толчок в развитии
данное направление получило лишь с 2002-2003
годов18. Образцом для подражания были
крупные западные компании. Многие российские
менеджеры прошли их школу. Помимо сформированного
научного подхода к управлению цепочками
поставок, на тот момент они могли позволить
себе использовать и технологические
новинки.
На сегодня большинство фирм
осознало необходимость не просто снижать
затраты, а снижать их, оптимизируя процессы,
и, в первую очередь, именно логистические.
На данный момент сформировался
блок крупных 3PL-провайдеров (Third party Logistics
Providers). Они берут на себя выполнение отдельных
операций предоставления комплексных
услуг, включающих в себя: складирование,
транспортировку грузов, управление заказами,
физическое распределение и пр. Поэтому
всё чаще многие, даже крупные компании
предпочитают не иметь собственных логистических
мощностей. По данным компании Knight Frank
Research, ещё в 2006 году почти половина (45,3%)
складов была передана в управление логоператорам.
Преимущества аутсорсинга оценили многие
российские компании, ведь провайдер имеет
больший опыт, чем отдельно взятый, пусть
даже хороший логист. Специализация позволяет
привлекать узких профессионалов, которые
ориентируются в конкретной области.