Понятие, эволюция и современные взгляды на логистику

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 12:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – рассмотреть логистику вообще и на российском рынке в частности.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить ряд поставленных задач:
-провести обзор источников российской и зарубежной литературы по основным понятиям логистики;
-охарактеризовать этапы совершенствования логистики;
-рассмотреть сферы применения логистики в России.

Файлы: 1 файл

курсовая по логистике.docx

— 155.94 Кб (Скачать)

Обеспечение масштабной согласованности деятельности, как предпринимательских структур, так и федеральных органов (отраслевые министерства, ГТК, РТИ и др.), а также науки и образования, обеспечит снижение уровня издержек в масштабе страны. Это служит интересам потребителей и явится реальным шагом в направлении повышения конкурентоспособности российских товаров и услуг.

Система распределения характеризуется замедленным продвижением товаров от производителей к потребителям, высоким уровнем неудовлетворенного спроса, низкой надежностью и недостаточным уровнем качества обслуживания потребителей.

Особая роль в процессе распространения концепции логистики принадлежит транспорту. Отечественные транспортные и экспедиторские предприятия, участвующие в международных перевозках грузов, одними из первых почувствовали необходимость внедрения современных логистических технологий транспортировки и переработки грузов: интермодальных, мультимодальных и терминальных систем, технологии перевозки «точно во время» и «от двери до двери»11, современных телекоммуникационных систем сопровождения грузовых перевозок и т.д. Крупные российские государственные и частные транспортные и экспедиторские предприятия стали активно создавать свои терминальные сети, распределительные и логистические центры, системы информационно-компьютерной поддержки логистической деятельности.

Достаточно серьезной проблемой является подготовка кадров в области логистики. Необходимо скорейшее внедрение логистического мышления в практику работы менеджеров высшего и среднего уровня, персонала различных предприятий и т.д. Необходимы интенсивная подготовка кадров по специальности «Логистика»12, переподготовка и повышение квалификации в этой области персонала среднего и высшего менеджмента.

В условиях трансформации экономики России значимость логистики неуклонно возрастает. Можно выделить пять основных факторов, которые характеризуют важное значение логистики в современный период развития экономики страны13.

Экономический фактор – на первый план выдвигается поиск возможностей сокращения производственных затрат и издержек обращения с целью получения большей прибыли. Именно логистика позволяет связать экономические интересы производителя продукции и её конечного потребителя.

Организационно-экономический фактор – в рыночных условиях, по мере возникновения и развития новых организационных форм, реализующих процессы товародвижения всё большее значение приобретают различные интеграционные формы управления и координации, обеспечение логистических процессов взаимодействия предприятий-изготовителей, потребителей, посредников, складов и транспорта.

Информационный фактор - новая экономика способствует развитию информационных связей, которые являются причиной и следствием развития рыночных отношений, и научно – технического прогресса взаимообуславливают друг друга. Информатика наиболее тесно связывает рынок и логистику, поскольку её предметом, средством и составляющей логистических процессов являются информационные потоки.

Технический фактор-этот фактор проявляется в том, что логистика как система, её субъекты и объекты управления развиваются на основе современных технических достижений в транспортно - складском хозяйстве и в сфере управления при её автоматизации и компьютеризации.

Государственная поддержка процессов товародвижения - в современных условиях возникает задача регулирования процессов товародвижения не только на уровне предприятий, но и в масштабах регионов, а так же в национальном масштабе.

Высокая актуальность логистики связана с интенсификацией и расширением в нашей стране товарно – денежных отношений, с увеличением хозяйственных связей между предприятиями, с развитием производственной инфраструктуры и расширением хозяйственной самостоятельности предприятий и организаций14.

Развитие логистики оказывает существенное влияние на совершенствование системы рыночных отношений. Требования логистики к организации и управлению материальными потоками с момента изготовления продукции до её производственного потребления способствует развитию связей между поставщиками и потребителями продукции. Существующее многообразие логистических операций и услуг позволяет значительно расширить возможности коммерческо – посреднических организаций по обслуживанию предприятий – поставщиков и потребителей продукции. А ранее создаваемые оптовые базы и организации будут изменены в посреднические организации так называемого комплексного обслуживания, которые оказывают предприятиям самые разнообразные логистические услуги.

Востребование научных подходов и практических методов логистики совпало с началом перехода России к рыночным отношениям. Как показывает зарубежный опыт, потребность в конкретном теоретическом аппарате и практическом инструментарии логистического менеджмента зависела от ряда условий, сложившихся на определённом историческом отрезке времени. К таким условиям относятся следующие: уровень развития производственных сил, уровень технологического развития, политическая обстановка, зрелость рыночных отношений.

Возможность и темпы развития логистических подходов в отечественном бизнесе также нельзя рассматривать в контексте сегодняшней обстановки в России и прогноза хода реформ, особенно экономической.

В общих чертах принципиальные трудности, которые имеются на пути развития логистической концепции в России выглядят так15:

-тяжёлая общеэкономическая ситуация;

-социальная напряжённость во  всех слоях общества не способствует  продвижению в отечественный  бизнес логистических идей;

-высокий уровень монополизма  в важнейших отраслях;

- низкий уровень жизни населения;

- высокий уровень безработицы;

- свёртывание инвестиций;

- нерациональное развитие систем распределения товаров и услуг (отсутствие продуманной стратегии развития систем распределения в промышленности и торговле, недостаток организованных товарных рынков на уровне крупного и среднего опта);

- слабый уровень развития современных систем электронных коммуникаций, электронных сетей, систем связи и телекоммуникаций;

- отсталая инфраструктура транспорта, прежде всего в области автомобильных дорог; недостаточное количество грузовых терминалов, а также их низкий технико-технологический уровень;

- отсутствие практически на всех видах транспорта современных транспортных средств, отвечающих мировым стандартам; высокая степень физического и морального износа подвижного состава транспорта;

- низкий уровень развития производственно-технической базы складского хозяйства; недостаток современного технологического оборудования по переработке продукции; слабый уровень механизации и автоматизации складских работ;

-недостаточное развитие промышленности  по производству современной тары и упаковки и т.п.16.

Это в общем случае, а в частности самое важное, по мнению консалтинговых организаций, занимающихся поставкой логистики в российских компаниях, - отсутствие описаний, функций, бизнес-процессов организации, что, как правило, вызвано отсутствием организационной структуры.

Отсутствие единого описания бизнес-процесса влечёт несогласование бывших советских предприятий характерны ситуации, когда функции не двух, а целых четырёх подразделений, насчитывающих десятки человек, на 90% перекрывают друг друга. В результате возникает не только информационная неразбериха, но и информационная закрытость и враждебность внутри организации. При этом зачастую организация не понимает, то ли она консалтинговая фирма, то ли сервисное предприятие, то ли дистрибьютор; каждое подразделение преследует свои собственные цели, или некие «общие» цели, как оно их понимает.

Следствием этого может стать примитивный сговор снабженцев и сбытовиков с поставщиками и заказчиками (сегодня это явление повсеместное). Другой вариант – то, что специалисты называют субоптимизацией деятельности подразделений. Например, в отделе закупок стремятся купить как можно больше и дешевле, не заботясь о качестве и цене с точки зрения всего технологического процесса. Или стиль работы служб сбыта: лишь бы сдать, избавиться и получить какие-то деньги, а самой концепции сбыта, ориентированного на клиента, чтобы он потом вернулся, нет.

Несмотря на перечисленные негативные моменты её развития, к началу 90-х гг., т.е. начальному этапу перехода к рыночным отношениям, в России имелись определённые предпосылки для развития логистических идей в различных отраслях экономики. Их можно разделить на две большие группы: научно-теоретические и производственно-технические (технологически).

Научно-технические предпосылки связаны с внедрением в различных отраслях промышленного производства систем управления материальным потоком (то, что мы сейчас называем прерогативой логистики). В первую очередь это относится к внутрипроизводственным системам организации работы технологического (промышленного) транспорта и складского хозяйства, гибким автоматизированным и роботизированным комплексам. Известны примеры эффективного использования в промышленности микрологистических систем оптимального оперативно-производственного планирования, контроля и управления запасами материальных ресурсов, подобных зарубежным системам MRP, KANBAN17.

Производственно-техническую базу, связанную с управлением многоассортиментного материального потока, также составили различные технологические объекты государственных централизованных, отраслевых, территориальных и ведомственных систем снабжения и сбыта продукции, т.е. бывших структур Госснаба, Госстроя, Госагропрома и Госкомнефтепродукта СССР. Несмотря на их упразднение в 1993 г., на территории РФ остались и функционируют уже в рыночных отношениях объекты мощной складской системы и товаропроводящих систем, крупные автоматизированные транспортные комплексы, транспортные узлы и грузовые терминалы, контейнерные пункты, предприятия различных видов транспорта и связи, вычислительные и информационно-диспетчерские центры и т.п.

Таким образом, рассмотренные предпосылки создают фундамент для интенсивного внедрения логистической концепции управления в сферах производства и обращения экономики России. Однако необходимы быстрая и качественная подготовка кадров, развитие и совершенствование производственной, технической и технологической базы логистики в различных отраслях экономики, а также создание логистических товаропроизводящих структур, микро - и макрологистических систем различного уровня.

Так сложилось, что до 2000 года большинству российских компаний было не до снижения затрат, да и возможностей для внедрения новых разработок было недостаточно. Если говорить об отечественном бизнесе того времени, то его характеризовало слабое внимание к покупательским потребностям, отсутствие конкурентных товаров, экстенсивное развитие. В этот период классические методы организации производства вполне подходили.

Логистику заменяло транспортное и складское хозяйство предприятий. И те из компаний, которые уже понимали, что необходимо снижать издержки, часто уменьшают их как раз за счёт исключения финансирования именно данных подразделений.

Устройство складов было крайне простым – ангар вида «четыре стены, пол и потолок». Экономили и на персонале. Работа на складе велась низкоквалифицированными сотрудниками – кладовщиками, которые осуществляли учёт «на бумаге», а порой и вообще забывали его вести. Механизация ограничивалась гидравлической тележкой, а все операции выполнялись грузчиками. Идентификация товара производилась вручную, путём нанесения персоналом надписи на упаковку. Про внедрение компьютеров и IT-технологий речи даже не шло. В результате чего такой склад работал очень медленно и нечётко.

Отсутствие системного подхода в разработке транспортных схем делало доставку товара крайне затратной. Часто функции экспедитора перекладывались на плечи водителей, из-за этого число ошибок постоянно росло. При этом сокращение средств на поддержание т обслуживание автопарка вело к быстрому его износу.

Серьёзный толчок в развитии данное направление получило лишь с 2002-2003 годов18. Образцом для подражания были крупные западные компании. Многие российские менеджеры прошли их школу. Помимо сформированного научного подхода к управлению цепочками поставок, на тот момент они могли позволить себе использовать и технологические новинки.

На сегодня большинство фирм осознало необходимость не просто снижать затраты, а снижать их, оптимизируя процессы, и, в первую очередь, именно логистические.

На данный момент сформировался блок крупных 3PL-провайдеров (Third party Logistics Providers). Они берут на себя выполнение отдельных операций предоставления комплексных услуг, включающих в себя: складирование, транспортировку грузов, управление заказами, физическое распределение и пр. Поэтому всё чаще многие, даже крупные компании предпочитают не иметь собственных логистических мощностей. По данным компании Knight Frank Research, ещё в 2006 году почти половина (45,3%) складов была передана в управление логоператорам. Преимущества аутсорсинга оценили многие российские компании, ведь провайдер имеет больший опыт, чем отдельно взятый, пусть даже хороший логист. Специализация позволяет привлекать узких профессионалов, которые ориентируются в конкретной области.

Информация о работе Понятие, эволюция и современные взгляды на логистику