Понятие, эволюция и современные взгляды на логистику

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 12:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – рассмотреть логистику вообще и на российском рынке в частности.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить ряд поставленных задач:
-провести обзор источников российской и зарубежной литературы по основным понятиям логистики;
-охарактеризовать этапы совершенствования логистики;
-рассмотреть сферы применения логистики в России.

Файлы: 1 файл

курсовая по логистике.docx

— 155.94 Кб (Скачать)

Однако полностью как военная наука, логистика сформировалась в середине XIX века во времена Второй Мировой Войны в задачах материально-технического обеспечения американской армии. Задачи заключались в организации взаимодействия между поставщиками вооружения, продовольствия, транспортом и войсками. Параллельно с практикой, в США и СССР формируется теория военной логистики, которая определяет логистику, как науку о планировании и управлении перемещение и материально-техническим обеспечением войск.

Исторически сложилось так, что в XIX в. термин «логистика» стал параллельно применяться и в невоенной области. Вторая трактовка термина, в значении математической логики, использовалась в работах знаменитого немецкого математика Г. Лейбница (1646-1716), а новый смысл за термином был закреплен позже на философском конгрессе в Женеве в 1904 г. В данном качестве логистика широко используется при изучении математических закономерностей, конструировании технических систем вычислительной техники, в робототехнике и т. п.

Логистика как инструмент управления бизнесом в гражданской области стал формироваться в конце 1950-х годов в основном в США. В те времена Соединенные Штаты и часть Европы преследовал тяжелый энергетический кризис, который способствовал спаду производства, снижению активности рынка и безработице. Политики и специалисты экономики стали форсировать создание мер урегулирования данной проблемы. Решением стала логистика, благодаря которой было налажено взаимодействие материально-технического обеспечения, производства, распределения, транспорта и рынка.

Эволюция логистики тесно связана с историей и эволюцией рыночных отношений в промышленно развитых странах, причем сам термин «логистика» в бизнесе укоренился и стал повсеместно использоваться в мире лишь с конца 1970-х годов.

 

1.2 Генезис логистики и её современное состояние

Современный мир – мир глобализирующейся экономики с усилением конкуренции на рынках и усложнением потоков информации, товаров и услуг, людей и капиталов. Большинство компаний сталкиваются с ростом неопределённости внешней среды и сокращением жизненного цикла своего производства. Чтобы быть конкурентоспособным, им нужно быстро и качественно отвечать потребностям клиентов, быть гибкими и инновационными. Для этого требуется отлаженное взаимодействие бизнес-процессов.

Логистика и управление цепями поставок включают в себя процессы анализа, прогнозирования, внедрения и координации рационального движения товаров, услуг, финансовых и информационных потоков в цепи поставок с целью наиболее полного удовлетворения потребностей клиента. Продуктивная логистика направлена на обеспечение спроса при эффективном использовании доступных ресурсов и оптимизации издержек.

В основной круг задач логистики входит оказание услуг, связанных с перемещением или хранением товаров, информации и финансовых средств внутри логистической системы.

В современном мире логистика и управление цепями поставок играют важную роль в экономической деятельности как стран в целом, так и компаний в частности. Так, суммарный оборот на рынке логистики в ведущих индустриальных странах ежегодно составляет около 1,5 трлн. евро. По оценкам экспертов, в краткосрочной перспективе ожидается ежегодный прирост оборота на рынке логистики в районе 5-10% в целом по миру, в то время как в странах с развивающимися экономиками, как например, в Китае и Индии, темпы роста значительно превышают средний уровень7.

В России спрос на качественно подготовленных сотрудников в сфере логистики существенно превышает предложение. В этой сфере деятельности не хватает  знаний по оптимизации процессов, тогда как на других этапах создания ценности в большинстве случаев подобные вопросы уже решены. Цифры показывают, что в США и Западной Европе доля логистических издержек в цене товара составляет порядка 10%, в то время как в России – более 20%8.

Нехватка сотрудников в области логистики в России и в мире связана в большей мере с высоким уровнем профессиональных требований к подготовке специалистов, что обусловлено большим комплексом решаемых ими проблем.

От профессионала в логистике ждут не только практических навыков и опыта решения логистических задач, но и наличия систематизированных знаний в области математического моделирования и статистического анализа, понимания бизнес-процессов на предприятии и владения управленческими методиками. Помимо этого для успеха в логистике и управлении цепями поставок важны личные качества, инициативность и умение принимать решения, ответственность и способность делегировать полномочия, навыки общения с клиентами и ведения переговоров, готовность обучаться и внедрять инновации в бизнесе. В условиях роста взаимозависимости и высокой динамики меняющегося мира конкуренции всё больше компаний выходят за границы осуществления деятельности только внутри своей страны, что требует от их персонала новых знаний и понимания международной специфики, умения работать в условиях межкультурного взаимодействия, разбираться в международных транспортных и таможенных правилах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Научные взгляды на логистику

Выделяют следующие этапы совершенствования логистики9:

I. 60-е годы ХХ  века. Происходит интеграция складского  хозяйства с транспортом и  координация их использования. Ранее  транспорт и склад были связаны  только операциями погрузки-разгрузки, теперь они работают по единой  технологии (тара, в которой отправляется  груз, выбирается с учетом транспорта). Ключевые моменты первого этапа развития логистики:

-непосредственное реагирование на колебания спроса;

-оценка логистической системы выражается долей затрат на транспортировку и другие операции по распределению продукции в выручке от реализации.

Рис. 1. Первый этап развития логистики – интеграция транспортно-складского процесса

Источник: Гаджинский А.М. Логистика: учебник.-М.: издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2010.

 

II. Середина 80-х годов  ХХ века. К взаимодействию складирования  и транспортировки подключается  планирование производства. Это  позволяет повысить качество  обслуживания покупателей за  счет своевременности выполнения  заказов и более рационально  использовать оборудование. Ключевые моменты второго этапа развития логистики:

-система логистики включает следующие элементы: обработку заказов, обслуживание заказчика, управление запасами готовой продукции;

-используются компьютеры, но информационные системы не отличаются высокой сложностью;

-работа логистической системы оценивается сопоставлением сметы расходов и реальных затрат.

Рис. 2. Второй этап развития логистики: производственный цех, транспорт и склад начинают работать как единый слаженный механизм

Источник: Гаджинский А.М. Логистика: учебник.-М.: издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2010.

 

III. 90-е годы ХХ  века. Совокупность материалопроводящих  звеньев приобретает целостный  характер. Ключевые моменты третьего этапа развития логистики:

-к элементам логистической системы третьего этапа добавляются: добыча или закупка сырья, доставка сырья на предприятие, управление запасами сырья и незавершенного производства;

-управление основано на планировании упреждающих воздействий;

-работа системы оценивается сравнением со стандартом качества обслуживания.

Рис.3. Третий этап развития логистики: совокупность участников логистического процесса приобретает целостный характер

Источник: Гаджинский А.М. Логистика: учебник.-М.: издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2010.

 

IV. Настоящее время. Логистические операции интегрируются  с операциями маркетинга и  финансов. Ключевые моменты четвертого этапа:

-увязка противоречивых целей подразделений предприятия;

-долговременное (более года) планирование;

-оценка работы системы с учетом требований международных стандартов.

Однако, необходимо отметить, что и в настоящее время некоторые предприятия с недоверием относятся к логистике. Во многом это объясняется изменчивым экономическим климатом, нацеливающим на получение сиюминутной прибыли. Кроме того, иногда трудно выделить отдачу от инвестиций в логистику. Отчасти это следствие сложности затрат на управление запасами и стоимости улучшений в обслуживание потребителей. Отечественная история развития логистики существенно отличается от западной:

-в странах СНГ задачи оптимизации решались в основном для ППТН (продукции производственно-технического назначения);

-в западных странах логистика развивалась как хозяйственная деятельность по управлению товарными потоками в сфере обращения.

В настоящее время ученые разных стран сходятся во мнении, что объектом логистики является материальный поток на всем пути своего движения, т.е. от первичного источника до конечного потребителя.

Рис. 4. Четвёртый этап развития логистики: необходимо отметить, что и в настоящее время некоторые предприятия с недоверием относятся к логистике.

Источник: Гаджинский А.М. Логистика: учебник.-М.: издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2010.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Актуальность логистики в условиях экономики России

Актуальность обусловлена потенциальной возможностью повышения эффективности функционирования материалопроводящих систем с помощью планирования. Многие разработки в России непосредственно включали в себя элементы логистической  науки. Но эти разработки были недостаточно связаны между собой, не имели объединяющей основы, не осуществлялись в рамках целостной науки о материалопотоках. В условиях перехода к рыночным отношениям единые системы нормативов материально-технической базы теряют своё прежнее значение: каждый субъект хозяйствования самостоятельно оценивает конкретную ситуацию и принимает решения. Как свидетельствует мировой опыт, лидерство в конкурентной борьбе приобретает сегодня тот, кто компетентен в области логистики, владеет её методами. Это связанно с тем, что логистика – согласованность действий при управлении материальными потоками, их рациональность, точный расчёт, способность отбросить из  системы всё лишнее10.

Возникает вопрос: почему именно сейчас логистика стала столь актуальна? Это произошло из-за нескольких факторов: 1)экономического, 2)информационного, 3)технического.

1)Сейчас основной приоритет  компании – поиск возможностей  сокращения производственных затрат  и издержек обращения в целях  увеличения прибыли фирмы и  роста качества, оказания комплекса  услуг потребителю. Поэтому в  условиях развития рыночных отношений  принцип расчёт +выгода + потребитель ведёт к росту важности логистики.

2) Информатика наиболее тесным  образом связывает рынок и  логистику, поскольку предметом, средством  и составляющей логистических  процессов является информационные  потоки.

3) Технический фактор проявляется  в том, что логистика как система  управления, её субъекты и объекты  развиваются на основе совместных  технических достижений в транспортно-складском хозяйстве и в сфере управления (при автоматизации и компьютеризации управления), обеспечивающих решающий успех на товарных рынках.

В условиях современного рынка фирмы все больше ориентируются на потребителя, что проявляется в их стремлении к удовлетворению возможных потребностей потребителей. Для конкретного потребителя высокий уровень качества определенного товара или услуги означает наличие такого сочетания потребительских свойств, которое удовлетворяет его потребности. Одним из таких важных свойств является стоимость товара или услуги, которая в значительной степени зависит от издержек, связанных с различными операциями и работами. Снижение общих издержек может быть достигнуто путем применения концепции и принципов логистики в практике деятельности компаний.

Логистическая деятельность носит интегрированный характер и простирается от момента возникновения потребности в товаре или услуге и до момента удовлетворения данной потребности. Логистика определяется как совместная деятельность различных предприятий по интеграции всех процессов, связанных с достижением цели их бизнеса.

Все функции и операции должны планироваться, управляться и координироваться в целом. Все процессы, протекающие в рамках отдельных функций, согласовываются друг с другом и создают, таким образом, резервы снижения общих издержек. Основу интегрированной системы логистики образуют такие важнейшие сферы бизнеса, как закупка сырья и материалов, производство, сбыт, потоки материалов, транспорт, информация, финансы, а также системы управление запасом, качеством, планирование потребности в материалах и т.п.

Успех в бизнесе зависит не только от результатов деятельности отдельной компании, но и от ее партнеров – поставщиков, дилеров, дистрибьюторов, перевозчиков, экспедиторов и т.п. Необходимость обеспечения взаимосвязей различных задач, функций и процессов требует всеохватывающего, комплексного и интегрированного подхода на основе принципов логистики.

Информация о работе Понятие, эволюция и современные взгляды на логистику