Осуществление перевозки грузов железнодорожным транспортом

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 22:18, курсовая работа

Краткое описание

В условиях реформирования неизмеримо высока роль Федерального законодательства и нормативно-правовых актов Федеральных органов исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, которые обязаны содержать нормы, обязательнее для перевозчиков, владельцев инфраструктур, грузоотправителей, грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, других юридических и физических лиц, и регулировать условия перевозок грузов с учетом их особенностей, безопасности движения, сохранности грузов, железнодорожного подвижного состава и контейнеров, а также экологической безопасности. Железные дороги являются самым крупным грузоперевозчиком страны.

Оглавление

Введение
1. Основные положения правового регулирования перевозки грузов
железнодорожным транспортом
1.1. Понятие договора перевозки и его правовой характер.
1.2. Правовое регулирование договора перевозки.
1.3. Участники перевозочного процесса.
2. Договор железнодорожной перевозки грузов
3. Ответственность при перевозке железнодорожным транспортом.

Заключение
Список использованных источников.

Файлы: 1 файл

1.doc

— 163.50 Кб (Скачать)

Принцип ответственности за вину распространяется не только на перевозчика, но и на грузоотправителей  и грузополучателей. Это правило  вытекает из содержания ст. 404 ГК РФ, которая устанавливает: "Если неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства произошло по вине обеих сторон, суд соответственно уменьшает размер ответственности должника", т.е. здесь, по-видимому, имеется в виду смешанная ответственность должника и кредитора.

       Обстоятельства, которые исключают  ответственность перевозчика за  несохранность грузов можно разделить  на две наиболее характерные  группы по признаку распределения  бремени доказывания между перевозчиком и грузоотправителем (грузополучателем).

Первая группа предусматривает презумпцию вины перевозчиков, и перевозчик обязан доказать отсутствие своей вины, в противном случае он должен нести ответственность за несохранность груза.

К обстоятельствам  исключающим ответственность перевозчика за несохранность относятся: а) вина грузоотправителя и грузополучателя; б) особые естественные свойства перевозимого груза, вызвавшие его поломку, ржавчину, внутреннюю порчу и другие последствия; в) недостатки тары или упаковки, которые не могли быть замечены по наружному виду при приеме груза к перевозке, или применение тары, не соответствующей свойствам груза или установленным стандартам, при отсутствии следов повреждения тары в пути; г) сдача груза к перевозке без указания в накладной его особых свойств, требующих особых условий или предосторожности для сохранности груза при перевозке или хранении; д) сдача к перевозке груза, влажность которого превышает установленную норму.

Вторая группа обстоятельств предусматривает  презумпцию невиновности перевозчика. В статье 118 Устава железнодорожного транспорта перечисляются обстоятельства, освобождающие перевозчика от ответственности за несохранность груза при перевозке, когда бремя доказывания вины перевозчика возложено на грузоотправителя или грузополучателя при получении груза в пункте назначения.

К таким  обстоятельствам относится, например, прибытие груза в пункт назначения в исправном состоянии, за исправными запорно-пломбировочными устройствами (пломбами), установленными грузоотправителем. Предполагается, что доступа к грузу во время его следования в адрес грузополучателя не было.

Перевозчик  несет ответственность за недостачу  груза лишь в том случае, если будет доказано обратное.

        в) Ответственность перевозчика за просрочку доставки грузов

Просрочка доставки груза влечет за собой обязанность  перевозчика уплатить штраф (пени) грузополучателю. Штраф носит характер исключительной неустойки и исчисляется в  процентном отношении к провозной  плате в зависимости от длительности просрочки в доставке груза.

Ст. 97 Устава железнодорожного транспорта установила, что перевозчик за просрочку  доставки груза в пункт назначения уплачивает пени в размере 9% платы  за перевозку груза за каждые сутки  просрочки, но не более чем в размере  платы за перевозку данного груза.

Общей предпосылкой ответственности за просрочку  доставки груза является вина перевозчика, которая презюмируется.

Вместе  с тем на железнодорожном транспорте конкретизируется перечень обстоятельств, освобождающих перевозчика от ответственности за просрочку доставки грузов34. Например, из ст. 97 Устава железнодорожного транспорта следует, что железная дорога освобождается от ответственности за просрочку доставки груза, если докажет, что просрочка произошла вследствие непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемии или иных обстоятельств, не зависящих от железной дороги.

 

Заключение.

Применение  нормативных правовых актов, регулирующих процесс железнодорожной перевозки грузов, порождает много вопросов в теории гражданского права и проблем на практике. Процессы радикального обновления транспортного законодательства и совершенствование судебно-арбитражной практики, связанной с его применением, определяют необходимость и значимость изучения договорных отношений, складывающихся в процессе перевозки грузов железнодорожным транспортом, поиска пробелов и коллизий в законодательстве, а также формулирования предложений по совершенствованию действующих нормативных правовых актов и порядку их применения в судебно-арбитражной практике.

 

    Железные дороги занимают огромное место в жизни России. Появившись в 1837 году, с первой линии Царское Село – Санкт-Петербург, железные дороги стали главным видом грузового и пассажирского транспорта.

В настоящее время  Российские железные дороги, управляемые ОАО «РЖД», делятся на 17 дорог-филиалов, общей протяженностью 86,151 тысяч км. По общей протяженности железных дорог Россия уступает многим странам мира.

       В России насчитывается 508 вокзалов, из которых 45 относятся к внеклассным, то есть самым крупным и важным.

В 2004 году Министерство путей  сообщения было упразднено, его функции  были переданы Министерству транспорта и нескольким федеральным агентствам. Железными дорогами стало управлять  открытое акционерное общество «Российские  железные дороги».

Все будущее развитие экономики и общества в России будет так или иначе связано  с развитием железных дорог.

Вопреки распространенному  мнению о том, что в России сейчас никто не видит никаких перспектив, тем не менее, у ОАО «РЖД» есть перспективное видение развития железнодорожного транспорта. Компания подготовила проект документа: «Основные направления стратегии развития железнодорожного транспорта России на период до 2030 года», в котором изложены основные моменты будущего роста и развития российских железных дорог.

ОАО «РЖД» занимает исключительно  важное положение в российской экономике. На железную дорогу приходится 80% грузовых перевозок и 40% пассажирских перевозок. Кроме этого, ОАО «РЖД» - один из крупнейших налогоплательщиков, которое перечисляет около 20% своих доходов (180 млрд. рублей в год) в бюджеты разных уровней. Поскольку от работы железной дороги зависит развитие экономики даже не регионов, а целых частей страны, ОАО «РЖД» поставило перед собой такие задачи: создание инфраструктурных условий потенциальных точек роста, преодоление критического уровня износа основных фондов, ликвидация технического отставания в железнодорожной технике.

Выполнение этих трех задач позволит добиться четкой работы железных дорог и создаст условия  для развития тех регионов, куда транспорт до сих пор еще не дошел.

Стратегия разбита на два этапа:

2008-2015 годы – инновационный  этап: ускоренная модернизация подвижного  состава, повышение нижних ограничений  скорости до 60 км/ч, увеличение  скоростей в пассажирском сообщений на 15 км/ч, строительство 3,2 тысяч км железных дорог, электрификация 3 тысяч км железных дорог, ликвидация ограниченной пропускной способности на 8 тысяч км.

Инновации, помимо всего  прочего, предусматривают внедрение  глобальной навигационной системы ГЛОНАСС на железных дорогах, цифровой связи радиочастотного диапазона 900 МГц, создание системы моделирования процесса движения в режиме реального времени, увеличение доли тяжеловесных поездов массой 10-12 тысяч тонн и более, а также создание подвижного состава и инфраструктуры движения поездов со скоростью 350 км/ч.

2016-2030 годы – динамичное  расширение сети железных дорог:  строительство 22,3 тысяч км железных  дорог, увеличение контейнерного  транзита до 1 млн. контейнеров  в год.

 

 

 

С п и с о к   и с п о л ь з о в а н н ы х   и с т о ч н и к о в.

I. Нормативные правовые акты

1. Гражданский  кодекс Российской Федерации.  Часть вторая. От 26.01.1996 г.  № 

    14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.95 г. редакция от 20.04.2007.

2. Федеральный  закон от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ Устав железнодорожного    

    транспорта Российской Федерации. 

3. Федеральный  закон от 10 января 2003 года №17-ФЗ  «О железнодорожном 

    транспорте в Российской Федерации».

4.  Постановление Правительства Российской  Федерации от 15 мая 1998 г. N 448 "О концепции структурной реформы федерального железнодорожного транспорта".

5. Постановление  Правительства Российской Федерации  от 26 мая 1998 г. N

    507 "О совершенствовании государственной политики на федеральном

    железнодорожном транспорте".

6.  Постановление Правительства Российской  Федерации от 3 сентября 1998

     г. N 1029 "О Правилах исчисления  ставок платы за пользование  вагонами, 

     контейнерами и  ставок сборов  на федеральном железнодорожном   транспорте".

7. Постановление Правительства Российской Федерации от 18 мая 2001 г. N

     384 "О Программе структурной  реформы на железнодорожном транспорте". 

9. Постановление  Правительства Российской Федерации  от 2 марта 2005 г. N 111

    «Об утверждении Правил оказания  услуг по перевозкам на  железнодорожном

    транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных  нужд утверждены // СЗ РФ. 2005. N  10.     Ст. 851.

10. Инструктивные указания Государственного арбитража СССР от 29 марта 1968 г. N И-1-9  "О практике разрешения споров, возникающих из        

 перевозок грузов по железной дороге" // Систематизированный сборник

инструктивных указаний Государственного арбитража  при Совете 

Министров СССР. М., 1983. Ст. 218.

11. С З РФ. 1993. N 31. Ст. 2988

12. СЗ РФ. 1992. N 22. Ст. 1908.

13. СЗ РФ. 1998. N 14. Ст. 1582.

14. СЗ РФ. 1996. N 21. Ст. 2471.

15. СЗ РФ. 1998. N 20. Ст. 2159.

16. СЗ РФ. 1998. N 22. Ст. 2467.

17. СЗ РФ. 1998. N 36. Ст. 4527.

18. СЗ РФ. 1999. N 10. Ст. 1241.

19. СЗ РФ. 2001. N 23. Ст. 2366.

20. СЗ РФ. 2005. N 10. Ст. 851.

21. СЗ РФ. 2006. N 12. Ст. 1305.

 

II . Материалы практики.

22. Систематизированный сборник инструктивных указаний Госарбитража СССР.  М., 1983 г.

23. Вестник ВАС РФ. 1992. № 1. С. 77.

24. Вестник ВАС РФ, 2006 г. № 1. С.5.

25. Вестник ВАС РФ, 2006 г. № 1. С. 5.

26. . Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 6 октября 2005 г. N 30, п. 11.

 

 

III. Специальная литература

27. Богуславский М.М. Международное частное право. Учебник. Изд.: Юристъ,

     2005 г. 

28. Баукин В.Г. Источники правового регулирования деятельности

      железнодорожного транспорта // Частное  право. 2004.

29. Витрянский В. Новый Устав железнодорожного транспорта Российской    

      Федерации (УЖТ) и договор перевозки  // Хозяйство и право. 2003. N 4.

30. Егиазаров В.А. Транспортное право. Учебник. Изд.: ЗАО Юстицинформ, 2007г.

31. Егиазаров В.А., Ляндрес В.Б. Комментарий к Уставу Железнодорожного

      Транспорта (постатейный). Юридическая  фирма «Контракт», 2004 г.

32. Моргунова Г.А.  Проблемы правового регулирования деятельности

      железнодорожного транспорта в России в условиях структурного реформирования.  

      Транспортное право,  2005 г., № 1. с. 23-25.

 

 

1 Гражданский кодекс РФ ст 785.

2 Егиазаров В.А., Ляндрес В.Б. Комментарий к Уставу Железнодорожного Транспорта РФ

(постатейный).  Юридическая фирма  «Контракт», 2004 г. Правовая Система  КонсультантПлюс.

3 ГК РФ ст. 789

4 ГК РФ ст. 426

5 Ст. 11Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ Устав железнодорожного транспорта Российской

Федерации.

6 См.: п. 18 инструктивных указаний Государственного арбитража СССР от 29 марта 1968 г. N И-1-9

"О практике разрешения  споров, возникающих из перевозок грузов по железной дороге" //

Систематизированный сборник  инструктивных указаний Государственного арбитража при Совете  

Министров СССР. М., 1983. Ст. 218.

7 Егиазаров В.А. Транспортное право. Учебник. Изд.: ЗАО Юстицинформ, 2007 г. С. 74.

 

8 Егиазаров В.А. Транспортное право. Учебник. Изд.: ЗАО Юстицинформ, 2007 г. С. 16.

              9   Там же.

              10 Там же.

11 Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1992. N 9. Ст. 608, с изменениями и дополнениями,

    внесенными Постановлением Правительства РФ от 8 февраля 1999 г. N 134.

12 СЗ РФ 1993. N 31. Ст. 2988; СЗ РФ. 1994. N 3. Ст. 230; 1995. N 37. Ст. 3627.

13 СЗ 1992. N 22. Ст. 1908.

14 СЗ РФ. 1998. N 14. Ст. 1582.

15 СЗ. 1996. N 21. Ст. 2471.

16 СЗ РФ. 1998. N 20. Ст. 2159.

17 СЗ. 1998. N 22. Ст. 2467.

18 СЗ. 1998. N 36. Ст. 4527.

           19 СЗ. 1999. N 10. Ст. 1241.

           20 СЗ. 2001. N 23. Ст. 2366.

21 СЗ 2005. N 10. Ст. 851.

22 Действующие в настоящее время Правила оказания услуг по перевозкам на железнодорожном

транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа  для личных, семейных нужд

утверждены  Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 марта 2005 г. N 111 // СЗ

РФ. 2005. N 10. Ст. 851.

23 Постановление Правительства Российской Федерации от 15 марта 2006 г. N 134 "О лицензировании

отдельных видов деятельности на железнодорожном транспорте".

24 Там же

25 Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ Устав железнодорожного    

Информация о работе Осуществление перевозки грузов железнодорожным транспортом