Осуществление перевозки грузов железнодорожным транспортом

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 22:18, курсовая работа

Краткое описание

В условиях реформирования неизмеримо высока роль Федерального законодательства и нормативно-правовых актов Федеральных органов исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, которые обязаны содержать нормы, обязательнее для перевозчиков, владельцев инфраструктур, грузоотправителей, грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, других юридических и физических лиц, и регулировать условия перевозок грузов с учетом их особенностей, безопасности движения, сохранности грузов, железнодорожного подвижного состава и контейнеров, а также экологической безопасности. Железные дороги являются самым крупным грузоперевозчиком страны.

Оглавление

Введение
1. Основные положения правового регулирования перевозки грузов
железнодорожным транспортом
1.1. Понятие договора перевозки и его правовой характер.
1.2. Правовое регулирование договора перевозки.
1.3. Участники перевозочного процесса.
2. Договор железнодорожной перевозки грузов
3. Ответственность при перевозке железнодорожным транспортом.

Заключение
Список использованных источников.

Файлы: 1 файл

1.doc

— 163.50 Кб (Скачать)

Лицензия  выдается на каждый вид деятельности Федеральной службой по надзору в сфере транспорта. Статья 8 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" допускает, что положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии.

 

    1. Участники перевозочного процесса.

 Субъектами обязательства по перевозке являются перевозчик, грузоотправитель, а также грузополучатель.

перевозчик - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки железнодорожным транспортом общего пользования обязанность доставить пассажира, вверенный им отправителем груз, багаж, грузобагаж из пункта отправления в пункт назначения, а также выдать груз, багаж, грузобагаж управомоченному на его получение лицу (получателю)25;

грузоотправитель (отправитель) - физическое или юридическое лицо, которое по договору перевозки выступает от своего имени или от имени владельца груза, багажа, грузобагажа и указано в перевозочном документе26;

грузополучатель (получатель) - физическое или юридическое лицо, управомоченное на получение груза, багажа, грузобагажа27;

Перевозчиками грузов могут быть лишь коммерческая организация или индивидуальный предприниматель, которые в соответствии с действующим законодательством вправе осуществлять деятельность, связанную с перевозкой грузов. Функции грузоотправителей и грузополучателей могут выполнять как физические, так и юридические лица.

Объектом обязательства по перевозке грузов являются перевозимые перевозчиками грузы. В качестве юридического объекта здесь выступает сама перевозочная деятельность, которая включает в себя перевозку грузов и иные действия, связанные, с погрузкой, выгрузкой грузов, их хранением и выдачей грузополучателю.

Статья 791 Гражданского кодекса устанавливает, что перевозчик обязан подать грузоотправителю под погрузку в срок, установленный принятой от него заявкой (заказом), договором перевозки или договором об организации перевозок, исправные транспортные средства в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза. Аналогичная обязанность перевозчика установлена ст. 20 УЖТ РФ, согласно которой  перевозчик обязан подавать транспортные средства, пригодные для перевозки соответствующего груза.

В целях  выполнения указанной обязанности  перевозчик должен содержать транспортные средства в технически надлежащем состоянии и перед подачей под погрузку проверить их пригодность для перевозки данного груза.

Грузоотправитель, отправляя продукцию, обязан принимать все зависящие от него меры, обеспечивающие ее сохранность при перевозке. Он не вправе грузить продукцию в любое транспортное средство (если погрузка осуществляется им), не заботясь о сохранности груза в пути. Грузоотправитель должен отказаться от погрузки груза в транспортное средство, непригодное для перевозки данного груза, которое в таком случае считается неподанным в счет суточной нормы. Нарушение перевозчиком и грузоотправителем указанных выше обязанностей обычно приводит к повреждению или порче груза, в связи с чем приходится решать, кто должен нести ответственность перед грузополучателем.

 

  1. Договор перевозки грузов.

Легальное определение  и понятие договора перевозки  груза дается в п. 1 ст. 785 ГК РФ, согласно которому по договору перевозки грузов перевозчик обязуется доставить  вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

Сторонами договора перевозки  являются перевозчик и отправитель  груза (грузоотправитель).

В качестве перевозчика  на железнодорожном транспорте и стороной по договору перевозки может выступать любое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которые приняли на себя по договору перевозки обязанность доставлять пассажира, вверенный им для перевозки груз, грузобагаж, багаж из пункта отправления в пункт назначения, а также выдавать их управомоченному на получение лицу (ст. 2 Федерального закона "О железнодорожном транспорте", ст. 2 УЖТ РФ).28

Для осуществления перевозки  грузов железнодорожным транспортом  грузоотправитель представляет перевозчику надлежащим образом оформленную и в необходимом количестве экземпляров заявку на перевозку грузов (далее - заявка). Заявка представляется грузоотправителем с указанием количества вагонов и тонн, железнодорожных станций назначения и других предусмотренных правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом сведений. В заявке грузоотправитель должен указать срок действия заявки, но не более чем сорок пять дней.

Заявки представляются не менее чем за десять дней до начала перевозок грузов в прямом железнодорожном сообщении..

Перевозчик обязан рассмотреть  представленную заявку в течение  двух дней и в случае возможности  осуществления перевозки направить  эту заявку для согласования владельцу  инфраструктуры с отметкой о согласовании заявки.

Владелец инфраструктуры рассматривает представленные перевозчиком заявки, в необходимых случаях согласовывает их с другими владельцами инфраструктур

Согласованная перевозчиком и владельцем инфраструктуры заявка с отметкой о ее принятии возвращается перевозчиком грузоотправителю, осуществляющей перевалку грузов организации не позднее чем за три дня до заявленного срока начала перевозки.

Основным транспортным документом, свидетельствующим о  заключении договора перевозки груза, на железнодорожном транспорте является железнодорожная накладная (ст. 25 УЖТ РФ). В подтверждение приема груза для перевозки перевозчик обязан проставить календарный штемпель в накладной и выдать отправителю квитанцию, и именно с этого момента договор перевозки считается заключенным.

Заключение договора перевозки груза может подтверждаться и иными письменными документами, особенно в случае их дефектов и утраты. Так, при железнодорожных перевозках предусмотрено составление дорожной ведомости, повторяющей в основном сведения накладной. В случае утраты накладной перевозчиком он обязан на основании дорожной ведомости составить копию накладной и выдать ее грузоотправителю.

 

В соответствии со ст. 785 ГК РФ по договору перевозки  груза перевозчик обязуется доставить  вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу - получателю, а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату29.

Заключение  договора перевозки грузов можно  разделить на две части. Первая часть - это заключение договора перевозки между грузоотправителем и перевозчиком, в соответствии с которым грузоотправитель сдает в надлежащем порядке груз, а перевозчик, принимая его, обязуется доставить его по назначению. Вторая часть - это вступление в договор перевозки грузополучателя. Хотелось бы отметить, что грузополучатель вступает в договор независимо от того, поступила в его адрес грузовая квитанция, накладная или нет, поскольку ст. 31 Устава железнодорожного транспорта установлено, что грузополучатель вправе переадресовать груз без наличия грузовой квитанции30.

Таким образом, договор перевозки грузов является трехсторонним договором, в котором все его участники  имеют права и обязанности.

     

3. Ответственность перевозчика и отправителя.

а) ответственность перевозчика за неподачу транспортных средств и отправителя за неиспользование поданных транспортных средств.

В отличие  от общегражданской имущественной  ответственности по принципу вины (ст. 401 ГК), ответственность за невыполнение заявки (заказа) при перевозках грузов на транспорте наступает не только за вину, но и за случай.

Вина  третьих лиц в невыполнении заявки (заказа) и другие возможные причины  не снимают имущественной ответственности  с перевозчика и грузоотправителя за невыполнение принятой заявки на перевозку  грузов (ст. 401 ГК).

Ст. 94 УЖТ РФ по размеру санкций, применяемых  при невыполнении заявки (заказа) на перевозку грузов, ставит обе стороны - грузоотправителя и перевозчика - в равное положение. Как к грузоотправителю, так и к перевозчику за совершенное  правонарушение применяются равные санкции.   

Ст. 19 Устава железнодорожного транспорта 2003 г. предусмотрено, что грузоотправители (отправители), грузополучатели, перевозчики, владельцы инфраструктур несут  ответственность за убытки, возникшие  в процессе перевозки в связи с происшедшими по их вине аварийными ситуациями. 

Обстоятельства, освобождающие перевозчика и  грузоотправителя от ответственности  за невыполнение обязательств по заявкам (заказам) на перевозку грузов, предусмотренны ст. 117 УЖТ РФ. По характеру своего проявления в деятельности транспортной организации и грузоотправителя они могут быть разделены на три группы:

1) действие  непреодолимой силы и военные  действия. Непреодолимая сила является  чрезвычайным и непредотвратимым  в конкретных условиях событием (землетрясения, наводнения, пожары и т.д.).

Для того, чтобы перевозчик и грузоотправитель могли быть освобождены от ответственности, они должны доказать не только наличие  непосредственной причинной связи  между событием и утратой или  повреждением груза, но и то, что ими и их работниками были приняты все разумные меры к обеспечению сохранной перевозки.

Под военными действиями понимаются действия, осуществляемые государством, находящимся  в состоянии войны. Военные действия освобождают перевозчика и грузоотправителя от ответственности за невыполнение принятых к исполнению заявок (заказов) лишь при наличии причинной связи между ними и невозможности выполнить заявку (заказ).

2) прекращение  или ограничение перевозки грузов  в определенных направлениях, в  порядке установленном ст. 29 УЖТ РФ. На железнодорожном транспорте перевозка грузов может быть временно прекращена или ограничена перевозчиком или владельцем инфраструктуры с немедленным уведомлением в письменной форме руководителя федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта о таком прекращении или об ограничении. Прекращение или ограничение погрузки грузов допускается только в исключительных случаях по решению в письменной форме руководителя федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта немедленным извещением Правительства Российской Федерации (ст. 29 УЖТ), соответствующих перевозчиков и владельцев инфраструктур.

3) иные  случаи, предусмотренные УЖТ РФ.

К обстоятельствам  третьей группы относится неподача транспортных средств грузоотправителю в случае невнесения грузоотправителем провозной платы и иных причитающихся железной дороге платежей за осуществление перевозки грузов, т.е. за все состоявшиеся ранее перевозки, по которым грузоотправитель не рассчитался с железной дорогой. Появление этого основания, освобождающего железную дорогу от ответственности за невыполнение заявок грузоотправителя, видимо, связано с хроническими неплатежами клиентуры (ст. 117 УЖТРФ).

К этой же группе относится условие, в силу которого перевозчик освобождается от ответственности при невыполнении заявки на перевозку грузов, - задержка грузоотправителем транспортных средств под выгрузкой.  

В качестве одного из оснований, освобождающих  грузоотправителей от ответственности  за неиспользование транспортных средств, поданных в соответствии с их заявкой, является авария у грузоотправителя, в результате которой прекращено осуществление основной производственной деятельности независимо от срока ее прекращения31.

Помимо  правовых норм, полностью освобождающих грузоотправителя при определенных обстоятельствах от ответственности за невыполнение заявок на перевозку грузов на железнодорожном транспорте, действует норма, которая частично освобождает грузоотправителя от ответственности.

Так, при железнодорожных перевозках, если грузоотправитель предупредит станцию о неиспользовании транспортных средств не менее чем за двое суток до дня отгрузки, сумма штрафа уменьшается на одну треть (ст. 94 УЖТ).

       б) Ответственность перевозчиков и грузоотправителей за несохранность грузов.

К условиям ответственности перевозчиков за несохранность  перевозимых грузов относятся: а) неправомерное  поведение (неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства); б) наличие  причинной связи между фактом неисполнения обязательства по перевозке и ущербом, когда ответственность выражается в возмещении убытков; в) наличие самих убытков; г) вина перевозчика32.

Статья 796 Гражданского кодекса предусматривает, что перевозчик отвечает за утрату, недостачу и повреждение принятого к перевозке груза и багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, т.е. не по его вине.

В УЖТ  РФ воспроизводится общее правило о бремени доказывания перевозчика. Оно выражено в формуле "...если не докажет" (ст. 95 УЖТ)33.

Информация о работе Осуществление перевозки грузов железнодорожным транспортом