Основные принципы эффективного использования логистики

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 19:09, реферат

Краткое описание

Концепция – система взглядов, то или иное понимание предметов, процессов, явлений; основной, конструктивный принцип различных видов деятельности.
Принцип – основное, исходное положение какой-либо теории, учения, науки.
Знание главных принципов экспертами по логистике позволяет легко возмещать неопределенность некоторых факторов внешней среды.

Файлы: 1 файл

Logistika_M31.doc

— 125.00 Кб (Скачать)

Суть анализа  состоит в том, чтобы сложное  превратить в простое, т. е. труднопонимаемую логистическую проблему превратить в серию задач, имеющих методы решения, найти эффективные средства управления сложными логистическими объектами.

Порядок исследования логистической системы:

1) логистическую  систему разбивают на составляющие элементы для выделения задач, более доступных для решения;

2) выбирают и  применяют наиболее подходящие  специальные методы для решения  отдельных задач;

3) частные решения  объединяют таким образом, чтобы  было построено общее решение  глобальной задачи логистической системы.

Основные задачи, решаемые при анализе логистических  систем:

1) правильно  и четко описать логистическую  систему, сформулировать ее основные  цели;

2) установить  степень взаимосвязи целей логистической  системы со средствами их достижения;

3) выявить назначение  элемента, решающего логистическую  задачу, с тем, чтобы определить  его состав, методы, формы и способы  взаимодействия с другими элементами  логистической системы;

4) разработать  несколько вариантов развития  логистической системы при воздействии различных факторов внутренней и внешней среды;

5) выбрать оптимальный  курс развития логистической  системы;

6) выявить эффективность  организации управления предприятием, функции и структуру органов  управления;

7) разработать  конкретные показатели функционирования логистической системы.

Основным методом  исследования логистических систем является системный метод. Любой  объект при таком подходе рассматривается  как комплекс взаимосвязанных подсистем, совокупность, состоящая из закономерно  структурированных и организованных элементов, каждый из которых выполняет свою отдельную функцию, но все вместе они ориентированы на достижение одной общей цели. Системный подход – это систематизация и объединение предметов или знаний о них путем установления существенных связей между ними.

Одной из главных  задач системных исследований в  логистике является выявление и  анализ законов и соотношений, общих  для различных функциональных областей логистической деятельности. Междисциплинарный  характер законов, понятий и методов исследований позволяет переносить их из одной сферы логистической деятельности в другую.

Очень сложным, но важным для эффективного функционирования логистической системы моментом является принятие верного логистического решения.

Принятие решения – это выбор оптимального варианта при заданной цели с учетом побочных условий.

Задача принятия логистического решения возникает  в том случае, когда при определенном состоянии внешней среды из нескольких вариантов выбирается тот, который  лучше всего способствует осуществлению цели логистической системы предприятия. В соответствии с этим задача принятия логистических решений состоит из следующих трех компонентов:

1) оценка состояния  внешней среды;

2) установка  логистических целей;

3) поиск вариантов.

Оценка состояния внешней среды учитывает скорость изменения интенсивности конкуренции, развития НТП, покупательских предпочтений, а также политические факторы, способные оказать влияние на экономическую ситуацию.

Логистические цели представляют собой выражение  желаемых конечных результатов или состояний логистической системы, которые должны быть достигнуты или возникнут как результат принятия решений специалистом по логистике.

Логистическая цель характеризуется:

1) содержанием  – величиной, на которую должен  влиять выбранный вариант. Эта величина может определяться характеристикой (например, прибыль, оборот, общие затраты), изменением характеристики (например, увеличение оборота), отношением двух характеристик (например, рентабельность и прибыль/капитал);

2) временным периодом – должен быть установлен период, за который должна быть осуществлена цель.

Поиск вариантов  – выявление, формулирование и анализ способов достижения целей логистической  системы. Процесс поиска включает в  себя:

1) систематический  и многосторонний поиск отдельных идей (указаний, подходов к решению логистической проблемы);

2) комбинирование  отдельных идей в независимые  варианты;

3) точную формулировку  найденных вариантов;

4) анализ структуры  вариантов и соотношений между  частными вариантами;

5) ограничение вариантов в допустимой области (отсев вариантов, которые не могут быть реализованы при существующих условиях и факторах внешней среды);

6) проверку полноты  допустимой области.

При подготовке логистического решения выявляются возможные варианты, т. е. разные пути достижения целей логистической системы, методы решения каждой логистической задачи, преимущества и недостатки каждого из них, с тем, чтобы можно было выбрать оптимальные. Варианты должны быть обоснованными, подготовленными таким образом, чтобы были видны их преимущества и недостатки. В частности, должны быть выработаны объективные критерии для оценки различных вариантов решения, с помощью которых можно сравнить эти варианты и выбрать из них наилучший.

Набор основных вариантов представляется руководству предприятия. Варианты формулируются таким образом, чтобы они исключали друг друга. Руководство предприятия, будучи свободным от функциональных соображений и обладая более широким взглядом на совокупность всех существенных в данном случае факторов внешней среды, принимает окончательное решение.

Все варианты, которые  могут быть реализованы, составляют область допустимых значений.

Область допустимых значений (пространство решений) –  это множество пригодных для  реализации вариантов, которыми располагает в данный момент эксперт по логистике.

Для разработки путей совершенствования логистических  систем необходимо осуществлять постоянный контроль над деятельностью всех функциональных подразделений.

Контроллинг –  совокупность задач, предметом которых  является координация управления на предприятии, а также снабжение информацией управленческого персонала для обеспечения оптимального достижения целей логистической системы предприятия.

Логистический контроль – это упорядоченный  и по возможности непрерывный  процесс обработки логистических данных для выявления отклонений или расхождений между плановыми и фактическими значениями логистических показателей, а также анализ этих отклонений для выявления причин расхождений.

Существуют  следующие фазы контроля логистической системы:

1) определение  плановых значений логистических  показателей (на основе существующих  договорных обязательств и прогнозов  развития);

2) расчет фактических  значений логистических показателей;

3) сравнение  фактических и плановых значений  логистических показателей: расчет  абсолютного отклонения от плана,  процента выполнения плана, сумма  перерасхода или экономии относительно  плана как по отдельным показателям,  так и по группе показателей;

4) выявление причин отклонений фактических значений от плановых;

5) расчет темпов  роста показателей относительно  прошлых периодов и анализ  причин снижения или увеличения  значений.

Внутренний  контроль представляет собой процедуру  проверки, проводимую для оценки эффективности той или иной службы; оцениваются в частности:

1) ее отношения  с внутренними потребителями  (другими службами);

2) методы работы, используемые сотрудниками службы  снабжения;

3) отношения  с поставщиками.

Положение по внутреннему  контролю на предприятии содержит следующие пункты:

1) надежность  ответственных лиц;

2) разграничение  ответственности:

а) разграничение  оперативной ответственности и  ответственности за учет. Например, учет произведенной продукции должен вести менеджер по готовой продукции, а не оператор. Инвентаризационные счета по остаткам должен вести не кладовщик, а сотрудник бухгалтерии предприятия;

б) разграничение  ответственности за сохранность  продукции и ее учет. Например, бухгалтер  не должен принимать деньги, а кассир, в свою очередь, иметь доступа к книге счетов и отдельным документам;

в) разграничение  полномочий на совершение сделок и  ответственности за сохранность  продукции;

г) разграничение  обязанностей по учетным функциям;

3) полномочия  руководителей;

4) соответствие  документов установленным требованиям. Документы и отчеты имеют различное оформление – от первичных документов (счета-фактуры, приходные и расходные ордера) до бухгалтерских отчетов и регистров. Обеспечивается прямое, полное и не допускающее подделки оформление документов. Осуществляется нумерация документов, составляются специальные реестры, обеспечивается хранение накладных в сейфах, непосредственное документирование и заполнение реквизитов, что особенно важно при продаже продукции за наличные деньги. Применяются специальные сигнальные полосы и отметки о вознаграждении покупателей;

5) стандартные  процедуры;

6) охрана;

7) передача обязанностей;

8) независимые  проверки.

Задача специалиста  по логистике заключается в том, чтобы определить, как наиболее эффективно использовать систему контроля, чтобы обеспечить желательные улучшения.

Эффективность применяемых логистических принципов  определяется с помощью системы  показателей.

Система оценки эффективности логистической системы  предприятия включает в себя ряд  измерителей и (или) коэффициентов.

Требования, предъявляемые  к измерителям логистической  системы:

1) пригодность  – измеритель действительно должен  измерять то, для чего он предназначен;

2) правильность  и точность – измеритель должен  правильно и точно определять  характеристики поведения объекта;

3) полнота –  система измерения должна полностью  определять поведение логистического  объекта;

4) понятность  – измерители должны быть просты  и понятны и при этом заключать  в себе необходимый смысл. Этот  критерий во многом зависит  от пользователя системы, так как некоторые пользователи более квалифицированны по сравнению с другими;

5) квантифицируемостъ  – измеритель должен содержать  количественное выражение, так  как это облегчает понимание  потребителем характера логистического  обслуживания;

6) контролируемость  – измерители должны характеризовать  те факторы, взаимосвязи или  любые явления, которые контролируются  специалистом службы логистики.  Менеджеры более высоко ценят  систему, которая измеряет контролируемые  ими параметры, нежели ту систему, которая измеряет не контролируемые ими показатели;

7) эффективность  – измерители должны быть эффективными  и способствовать выработке рекомендаций.

Методы оценки логистической системы:

1) методы определения  доходности (например, методы капитализированной стоимости, анализ затрат и доходов, метод взвешивания целей);

2) методы оценки  стабильности (например, анализ чувствительности, анализ рисков).

Критерии оценки результативности логистической системы:

1. Действенность  – это степень достижения логистической системой поставленных перед ней целей; степень завершения «нужной» для потребителя работы. Для оценки действенности необходимы, по меньшей мере, три критерия:

1) качество: выполняем  ли мы обслуживание потребителей  в соответствии с заранее определенными  требованиями?

2) количество: выполняем  ли мы все заказы потребителей?

3) своевременность:  производим ли мы обслуживание  потребителей в требуемые сроки?

2. Экономичность  – это степень использования  логистической системой «нужных»  ресурсов; измеритель, характеризующий результативность логистической системы в отношении затрат. Ее можно выразить через отношение ресурсов, подлежащих потреблению, и ресурсов, фактически потребленных.

3. Качество продукции.

4. Качество трудовой  жизни.

5. Инновации.

6. Прибыльность (издержки и цены).

7. Производительность  – это соотношение количества  готовой продукции и затрат  на выпуск соответствующей продукции,  а также сопоставление объема  обслуживания потребителей с  величиной затраченных ресурсов.

Важным фактором является расчет экономической эффективности от использования логистики. Материальный поток, двигаясь от первичного источника сырья через цепь производственных, транспортных и посреднических звеньев к конечному потребителю, постоянно увеличивается в стоимости. Проведенные в Великобритании исследования показали, что в стоимости продукта, попавшего к конечному потребителю, более 70 % составляют расходы, связанные с хранением, транспортировкой, упаковкой и другими операциями, обеспечивающими продвижение материального потока.

Информация о работе Основные принципы эффективного использования логистики