Основные принципы эффективного использования логистики

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 19:09, реферат

Краткое описание

Концепция – система взглядов, то или иное понимание предметов, процессов, явлений; основной, конструктивный принцип различных видов деятельности.
Принцип – основное, исходное положение какой-либо теории, учения, науки.
Знание главных принципов экспертами по логистике позволяет легко возмещать неопределенность некоторых факторов внешней среды.

Файлы: 1 файл

Logistika_M31.doc

— 125.00 Кб (Скачать)

Традиционные  методы учета объединяют издержки в крупные агрегаты, что не позволяет провести детальный анализ различных по происхождению затрат, учесть все последствия принятых управленческих решений, а также их воздействие на корпоративную организацию. В результате решения, принятые в одной функциональной области, приводят к непредвиденным результатам в других, смежных с ней.

Проблемы, связанные  с определением суммарного воздействия  системы движения материальных потоков  на общую систему предприятия, чрезвычайно  разнообразны. Логистика по своей природе «пронизывает» предприятие, оказывая существенное воздействие на множество его подсистем. Традиционные системы учета не позволяют определять это воздействие, агрегируя логистические издержки в другие группы корпоративных затрат. Например, расходы, связанные с процессом продвижения заказа, складываются из множества специфических издержек, возникающих в самых разных сферах, и интегрировать их в единую статью расходов в рамках функционального учета весьма сложно.

Логистика предполагает ведение пооперационного учета издержек на всем пути движения материального потока. Наличие данной системы учета позволяет использовать показатель изменения суммы издержек в качестве критерия эффективности принимаемых решений в сфере управления материальными потоками.

Введем понятие бизнес-процесса, под которым будем понимать совокупность последовательных действий для решения какой-либо предпринимательской задачи (в логистике, например, задачи по обеспечению производства сырьем, собственно производству и доведению определенного товара до определенного клиента, находящегося на определенном рынке).

Бизнес –  процессы пронизывают основные подразделения  предприятия (закупка, производство, сбыт и пр.) по горизонтали. Традиционные методы учета, направленные на определение  затрат по функциональным областям (по вертикали), не позволяют выделять затраты, возникающие в ходе осуществления сквозного процесса, формировать информацию о наиболее значимых затратах, а также о характере их взаимодействия друг с другом. Известно лишь, во что обходится реализация той или иной функции.

Учет издержек по бизнес-процессам дает наглядную  картину того, как формируются  затраты, связанные с обслуживанием  клиента, какова доля в них каждого  из подразделений. Суммируя все расходы  по горизонтали, можно определить затраты, связанные с отдельным процессом. Таким образом, оказываются детерминированными как показатели сквозного материального потока (в данном случае бизнес-процесса), так и отдельные специфические издержки, возникающие в различных подразделениях.

Практическое применение концепции учета издержек по бизнес-процессам предполагает выявление всех вовлеченных в бизнес-процесс подразделений и определение изменения затрат, вызванного отказом от данного бизнес-процесса.

Другими словами, должны быть определены расходы, которые могут быть предотвращены, если данный товар не будет изготовлен и доведен до клиента.

Одним из значимых элементов логистических систем являются кадры, т. е. специально обученный  персонал, способный с необходимой  степенью ответственности выполнять свои функции. Однако работа в сфере управления материальными потоками традиционно непрестижна, что объясняет наличие здесь вечной проблемы кадров. Логистический подход, усиливая общественную значимость деятельности в этой сфере, создает объективные предпосылки для привлечения в отрасль кадров, обладающих более высоким трудовым потенциалом. При этом должны адекватно совершенствоваться условия труда. Иначе говоря, если нет современных условий труда и перспектив карьеры, то нет и дисциплинированного, дееспособного, квалифицированного персонала, а значит, элемент «кадры» в логистической системе будет так называемым «узким местом».

На российских предприятиях все чаще можно встретить  современную импортную подъемно-транспортную технику: авто– и электропогрузчики, штабелеры и т. п. Высокая комфортность работы водителя, которую обеспечивают эти средства труда, окупается, так как она дает возможность привлечь на работу более требовательных, а следовательно, и более ответственных рабочих, что является необходимым условием надежного функционирования любой логистической системы.

Рассмотрим  последнюю составляющую логистической  концепции – развитие логистического сервиса.

Нишу на рынке  можно занять:

• повышая качество товара;

• выпуская новый  товар;

• повышая уровень логистического сервиса.

Применение  первых двух стратегий объективно ограничено необходимостью больших капитальных  вложений. Третий путь гораздо дешевле, поэтому все большее число  предпринимателей обращается к логистическому сервису как к средству повышения конкурентоспособности.

 

2.2. Принципы  эффективного использования логистики  в коммерческой практике предприятия

Существуют  два подхода к организации  материального потока на предприятии: логистический и традиционный. Рассмотрим их отличия на примере снабжения магазинов бакалейными товарами со складов предприятия оптовой торговли. Участниками этого процесса являются предприятие оптовой торговли, транспортное предприятие и сеть обслуживаемых продовольственных магазинов.

При традиционном варианте организации движения материального потока происходит самовывоз, при логистическом – централизованная доставка.

Вариант 1 –  самовывоз, характеризуется следующими признаками:

• отсутствует  единый орган, обеспечивающий оптимальное  использование транспорта. Магазины самостоятельно договариваются с транспортными организациями и, получив машину, приезжают по мере необходимости на базу за товаром;

• на складах  предприятия оптовой торговли, транспорте и в магазинах применяются  традиционно сложившиеся технологические  процессы грузопереработки, не согласованные между собой. Некоторое согласование имеется лишь в местах передачи груза;

• ни предприятие  оптовой торговли, ни магазины не предъявляют  жестких требований к типам используемого  транспорта, главное – вывезти  товар;

• отсутствует необходимость использовать строго определенный вид упаковки.

Анализ самовывоза показывает, что у участников отсутствует  единая цель – рациональная организация  совокупного материального потока. Каждый из участников воздействует на материальный поток лишь в пределах участка своей непосредственной деятельности. Здесь имеет место классический способ формирования системы, обеспечивающей прохождение совокупного материального потока. В результате здесь можно увидеть три подсистемы, обеспечивающие:

• прохождение материального потока на складах;

• обработку  на транспорте;

• обработку  в магазинах.

Эти подсистемы соединены в значительной степени  механически. Несмотря на это, в целом  они образуют работоспособную систему, обеспечивающую прохождение материального  потока.

Вариант 2 –  централизованная доставка, которая  характеризуется следующими признаками:

• участники  логистического процесса создают единый орган, цель которого – оптимизация  именно совокупного материального  потока;

• разрабатываются  схемы завоза товаров в магазины, устанавливаются рациональные размеры партий поставок и частота завоза;

• определяются оптимальные маршруты и графики  завоза товаров в магазины;

• создается  парк специализированных автомобилей, а также выполняется ряд других мероприятий, позволяющих оптимизировать совокупный материальный поток.

Анализ характерных  признаков второго варианта организации  материального потока показывает его  большую эффективность по сравнению  с первым, так как для централизованной поставки товаров участники логистического процесса задаются общей целью формирования логистической системы, обеспечивающей рациональную организацию совокупного материального потока; изучаются требования, которым он должен удовлетворять; формируются варианты его организации, из которых по специальным критериям отбирается лучший. Второй вариант позволяет:

• повысить степень  использования материально-технической  базы, в том числе транспорта, складских и торговых площадей;

• оптимизировать товарные запасы у всех участников логистического процесса;

• повысить качество и количество логистического сервиса;

• оптимизировать размеры партий товаров.

Таким образом, логистический подход более эффективен по сравнению с традиционным. Какими же качествами должна обладать система, чтобы создать логистический подход к управлению товародвижением?

Для того чтобы  логистический подход, применяемый  на предприятии, был эффективным, необходимо, чтобы создаваемая логистическая  система соответствовала следующим  требованиям:

1) интеграция  звеньев цепи поставок в единую  систему, обеспечивающую эффективное управление материальными и информационными потоками;

2) интеграция  систем контроля над движением  и использованием номенклатуры  сырья, материалов и другой  продукции, поступающей в производство, а также готовой продукции,  доставляемой потребителю;

3) обеспечение  эффективного взаимодействия и  согласованности построения и  функционирования элементов логистической  системы;

4) согласованность  с действующими процессами и  системами управления предприятием;

5) помощь сотрудникам  подразделений предприятия выявлять важные задачи и возможности. Иными словами, логистическая система должна включать в себя элементы, помогающие решать действительно важные и приоритетные задачи (т. е. такие, для которых выделяют ресурсы);

6) равное внимание  методам, объектам, субъектам и  самому предмету исследования;

7) упорядоченность  и ясность (что не исключает  ценности интуиции), совместимость  со стилем управления, принятым  на предприятии, направленность  на действия.

В зависимости  от вида бизнеса, масштаба и других факторов логистические системы того или иного предприятия могут отличаться друг от друга. Следовательно, одной из задач является уточнение моделей логистических систем, критериев разработки и оценки логистических систем предприятий различных отраслей. Поскольку в логистических системах предприятий можно выделить подсистемы закупок, хранения и распределения, следующей задачей является уточнение (разработка на более низком уровне) моделей и критериев для этих подсистем.

Таким образом, приходится рассматривать большое число уровней и, следовательно, конкретных объектов и предметов исследования, соответствующих определенному технологическому ряду систем и подсистем. Для каждого из них разрабатываются специфические системные модели, критерии. Однако следует стремиться к их стандартизации, созданию предметных информационных баз. Такое решение поставленных задач позволит значительно повысить эффективность цикла обслуживания потребителей.

Логистическая система характеризуется внутрисистемными связями и связями с внешней средой. Это система с замкнутыми входящими и выходящими потоками, поэтому связи логистической системы с внешней средой определяются в основном как циклические и синергические.

Принципы формирования эффективной логистической системы:

1) согласованность  информационных, ресурсных, технических  и других характеристик логистической  системы (например, любая информация  должна быть унифицирована для  всех подсистем логистической  системы);

2) системный  подход – элементы логистической  системы рассматриваются как взаимосвязанные и взаимодействующие для достижения единой цели;

3) общесистемная  оптимизация – согласование локальных  целей функциональных элементов  логистической системы для достижения  глобальных целей системы;

4) принцип устойчивости и адаптивности – логистическая система должна устойчиво работать при допустимых отклонениях параметров и факторов внутренней и внешней среды.

Функционирование  логистической системы должно подвергаться регулярному анализу.

Анализ логистических  систем – это процедура выработки, обоснования и принятия решений в процессе исследования и формирования логистических систем предприятий.

Потребность в  анализе логистических систем возникает  в следующих случаях:

1) при решении  логистических задач:

• когда определяется, что нужно знать и понимать специалистам службы логистики и других функциональных подразделений предприятия;

• когда требуется  увязка цели логистической системы  с множеством средств ее достижения;

• когда элементы логистической системы имеют  разветвленные связи, которые могут вызывать отдаленные последствия в различных звеньях цепи поставок, и решения по ним требуют учета общих затрат по цепи поставок продукции;

• когда имеют  место трудносравниваемые варианты решений или достижения комплекса  целей;

2) при формировании новых логистических систем;

3) при осуществлении  деятельности по улучшению бизнеса;

4) при принятии  стратегических решений в области  логистики, учитывающих факторы  неопределенности и риска;

5) при выработке  ответственных решений на отдаленную перспективу (15–20 лет).

Иными словами, анализ логистических систем необходим  тогда, когда потребности велики, а возможности и средства ограничены. В этих условиях важно упорядочить  процедуру определения целей  – выяснить их приоритеты и иерархию. Анализ логистических систем применяется, в частности, для решения глобальных задач в области логистики, связанных с деятельностью больших групп людей и со значительными затратами ресурсов предприятия.

Информация о работе Основные принципы эффективного использования логистики