Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 08:09, курсовая работа
Система управления товародвижением призвана обеспечить желаемый уровень обслуживания с минимальными общими затратами. При этом управление реализует конкретные целевые установки предприятий, производящих продукцию. Такими установками могут быть, например, обеспечение поставки продукции в нужный срок с наименьшими затратами, поддержание необходимого уровня обслуживания. Управление в этом случае в значительной степени направлено на координацию деятельности всех подразделений, занятых деятельностью по производству и сбыту продукции.
Функции управления логистикой
Содержание и задачи управления логистикой
Функции логистического управления
3.2.2. Механизм управления материальными потоками
Организационные структуры системы управления
Функции отдела логистики на предприятии
Совершенствование системы управления материальными потоками
Вопросы для повторения
Эффективность товародвижения, организуемого по соответствующему каналу, может быть определена по формуле
(3.1.2) |
где R – норма прибыли процесса товародвижения;
В – торговая выручка предприятия;
СТД – затраты на товародвижение.
Возможными направлениями деятельности для обеспечения высокой эффективности товародвижения следует считать:
При оптимизации процессов товародвижения необходимо ответить на ряд вопросов:
При выборе схем и форм товародвижения определяется наилучшая (оптимальная) комбинация затрат, при которой их общая величина будет наименьшей даже в условиях, когда один из важнейших компонентов (транспортные расходы) будет находиться на относительно высоком уровне.
Так, в ряде случаев, несмотря
на более высокую стоимость
При решении конкретных задач
оптимизации устанавливаются
Выбор вида транспорта. При выборе вида транспорта может быть использован метод определения рационального радиуса перевозок грузов от изготовителя к потребителю продукции. В этом случае для альтернативных видов транспорта (например, железнодорожного и автомобильного) определяются затраты на доставку груза, которые зависят от вида груза, деятельности и схемы перевозки, величины груза и транспортных тарифов. Расчеты показывают, что предельные расстояния автомобильных перевозок, при которых они эффективнее железнодорожных, составляют: при повагонных отправках – от 25-40 до 75-120 км; при контейнерных отправках – от 20-50 до 80-130 км; при мелких отправках – от 30-110 до 80-180 км.
Выбор складской или транзитной формы снабжения. Такой выбор можно осуществить, выполнив расчеты с помощью следующего выражения:
(3.1.3) |
где ЗОС – потери от залеживания товаров в запасе на складе и в пути;
ЗЗС – издержки содержания запасов на складе предприятия;
ЗТС – суммарные затраты на транспортировку;
ЗСТС – расходы на погрузку и выгрузку;
ЗКС – комиссионные вознаграждения торгово-nocpeдническим, транспортным и брокерским компаниям;
ЗПЗС – потери о невыполнения заказов;
ЗДС – затраты на оформление документации;
ЗСС – затраты на страхование;
ЗПС – убытки от порчи и потерь товаров в пути;
ЗОТ – потери от залеживания товара в запасе;
ЗЗТ – издержки содержания запасов на складе предприятия и покупателей;
ЗТТ – затраты па транспортировку;
ЗСТТ – затраты на погрузку и вьгрузку;
ЗКТ – комиссионные вознаграждения посредникам;
ЗПЗТ – потери от невыполнения заказов из-за невозможности обеспечить требуемые сроки поставки;
ЗДТ – затраты на оформление документации;
ЗСТ – затраты на страхование;
ЗПТ – убытки от порчи и потерь товаров в пути.
В приведенном выражении левая часть формулы отражает общие затраты при складской форме товародвижения, а правая – при транзитной. Складская форма будет предпочтительней, если общие затраты транзитной формы будут больше или равны затратам, складывающимся при складской форме.
Практическая реализация концепции управления материальными потоками связана с оптимизацией совокупных запасов. Критерием оптимизации запасов являются общие расходы на выполнение заказов и хранение материалов. В системе закупки и хранения материалов расходы делятся на следующие группы:
Расходы па выполнение заказа связаны с размещением и поставкой заказа. К их числу относятся такие статьи расходов, как стоимость разработки условий поставки и их подготовка к утверждению; расходы по приобретению рекламных каталогов; расходы, связанные с контролем выполнения заказа и сокращением срока их выполнения; транспортные расходы, если стоимость транспортировки не входит в стоимость получаемого товара; расходы на складирование и получение заказа. Некоторые из них фиксируются в заказе и не зависят от объема, другие, например транспортные и складские расходы, находятся в прямой зависимости от величины заказа.
В целом расходы на выполнение заказа включают любые виды расходов, величина которых зависит от числа выполняемых заказов.
Прямые расходы определяются ценой закупаемых материалов и изменяются в зависимости от оптовой скидки к цене, которая устанавливается при увеличении размера партии заказа.
Расходы на содержание запасов определяются затратами на хранение материалов и самим фактом наличия запасов. В эту группу расходов входят такие статьи затрат, как возможный процент на капитал, вложенный в запасы; расходы на складские операции и плата за использование или аренду склада; текущие расходы на содержание складов, принадлежащих производственной единице; издержки, связанные с риском порчи и морального старения материалов, а также страховые и налоговые издержки. Снижение запасов приводит к уменьшению складских расходов и текущих расходов на содержание складских помещений.
«Издержки дефицита» представляют собой расходы, возникающие в связи с ограниченностью в какой-то период тех или иных материальных ресурсов. К этой группе издержек относят потери трех видов:
Складские расходы укрупненно
рассчитывают по общей норме, которая
учитывает соотношение
(2.9.1) |
где Н – норма складских расходов;
А – процентная ставка на вложенный в запасы капитал;
В – норма расходов по хранению материалов на складе;
(2.9.2) |
где Г – расходы по хранению материалов на складе за определенный период;
Д – средняя стоимость складского запаса.
Материальные запасы – это сырье, материалы, комплектующие, готовая продукция и другие материальные ценности, ожидающие вступления в процесс производственного или личного потребления.
Основная часть запасов на предприятии представляет собой предметы производства, входящие в материальный поток на различных стадиях его технологической переработки. Запасы на предприятии образуются по двум основным причинам: несоответствие объемов поставки объемам разового потребления и разрыв во времени между моментом поступления материала и его потребления.
Поставка сырья материалов осуществляется в большинстве случаев периодически, и их потребление происходит, как правило, непрерывно и не совпадает во времени с поступлением. Поэтому для обеспечения бесперебойной работы каждое предприятие создает определенные запасы нужных ему видов сырья, материалов, полуфабрикатов, топлива и других ресурсов. Существуют и некоторые другие причины, приводящие к созданию запасов. Это – сезонные колебания цен; нарушение установленного графика поставок (непредсказуемое снижение интенсивности входного материального потока); возможность колебания спроса (непредсказуемое увеличение интенсивности выходного потока) и др.
На пути превращения сырья в конечное изделие и последующего движения этого изделия до конечного потребителя создаются два основных вида запасов: производственные и товарные запасы.
Производственные запасы формируются в организациях-потребителях и предназначены обеспечить бесперебойность производственного процесса. Товарные запасы представляют собой запасы готовой продукции у предприятий-изготовителей, а также запасы на пути следования товара от поставщика к потребителю, т.е. на предприятиях оптовой и розничной торговли, в заготовительных организациях и запасы в пути. Они необходимы для бесперебойного обеспечения потребителей материальными ресурсами.
Производственные и товарные запасы подразделяются на текущие, подготовительные, страховые и сезонные.
Текущие запасы необходимы предприятию для обеспечения бесперебойной работы в интервале между двумя поставками и обеспечения возможности производства продукции партиями оптимального размера. Эта часть запаса образуется в условиях равномерного и регулярного снабжения из-за несоответствия объемов поставки и разового потребления, а также задержек, связанных с движением материалов.
Подготовительные запасы выделяются из производственных для обеспечения бесперебойной работы в период, необходимый для подготовки материалов к использованию и доставки их на рабочие места.
Гарантированные (страховые) запасы необходимы для обеспечения работы предприятия на случай возможных перебоев в процессе снабжения или колебаний в объеме производства. С помощью этих запасов компенсируются отклонения фактического спроса от прогнозируемого, отклонения фактического объема выпускаемой продукции от запланированного и отклонения фактических сроков исполнения различных операций от плановых.
Сезонные запасы обусловлены сезонными колебаниями в объеме производства или потребления. Этот запас предназначен для удовлетворения прогнозируемого (сезонного) увеличения спроса, а также некоторой разгрузки предприятия на период отпусков.
Система регулирования запасов – это комплекс мероприятий по созданию и пополнению запасов, организации непрерывного контроля и оперативного планирования поставок.
В процессе регулирования запасов выделяются различные количественные уровни запасов:
В процессе управления запасами важно установить момент или точку заказа и требуемое количество материалов.
Точка заказа представляет собой установленный максимальный уровень запаса, при снижении до которого подается заказ на поставку очередной партии материальных ценностей.
Размер заказа – это количество материалов, на которое должен быть сделан заказ для пополнения их запаса. Если минимальный запас достигнут в момент получения новой партии, запас достигает максимального уровня. Регулировать размер заказа можно изменением объема партий, интервала между поставками или изменением объема и интервала поставки.
В зависимости от этого в практике управления запасами используются две основные системы: