Федеральное агенство морского 
и речного транспорта
Федеральное бюджетное образовательное 
учреждение
Высшего профессионального 
образования
Морской государственный университет
им.адм Г.И. Невельского
 
Морской колледж «Морская академия»
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Курсовая работа по дисциплине: 
«Технология перегрузочных работ»
 
    Тема: «Оптимизация ресурсов 
производственного перегрузочного комплекса»
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Выполнил(а): студентка гр.507.31
Козловская Я.Ю
Проверила: Степанец В.Е
 
 
 
 
 
 
Владивосток
2014
 Содержание
 
Исходные данные……………………………………………………………………3
Введение……………………………………………………………………………...4
1. Краткая характеристика 
грузов…………………………………………………..5
2. Технико-эксплуатационные 
характеристики судна……………………….……7
3. Определение загрузки 
судна……………………………………….…………….8
4. Обоснование производительности 
технологических линий………………….10
4.1 Выбор технологических 
схем перегрузки грузов
4.2 Краткая характеристика 
технологических схем и перегрузочных 
средств
5. Расчет минимального 
и максимального числа технологических 
линий на обработке судна……………………………………………………………...……..16
6. Оптимизация ресурсов производственного 
перегрузочного комплекса…….22
6.1 Сущность задачи по 
оптимизации ресурсов ППК
Заключение………………………………………………………………………….25
Список используемой литературы………………………………………………...26
 
 
Исходные данные
 
Вариант 22.
Наименование и класс груза, 
его процентное соотношение:
  - Рис в мешках М-80, D1 = 70%
 
  - Книги в ящиках Я-50, D2 = 30%.
 
Грузопереработка в тыс. физ. 
т. 390;730.
Тип судна: «Пятидисятилетие 
комсомола». 
Прибытие в порт: в судне
Коэффициент транзитности: 
0,4
 
 
 
Введение
 
Целью данного курсового проекта 
является решение управленческой задачи 
по определению и оптимизации потребности 
ППК в причалах, перегрузочной технике 
и докерах-механизаторах, необходимых 
для выполнения заданного объема работ.
Поступающие на ППК суда можно 
обрабатывать различным числом технологических 
линий: от минимального, необходимого 
для выполнения заданных сроков обработки 
судна, до максимально возможного, с учетом 
ограничений со стороны судна и берега. 
Увеличение числа технологических линий 
вызывает увеличение интенсивности обработки 
судна и пропускной способности причала.      
Это, в свою очередь, уменьшает потребность 
в причальном фронте, а точнее, позволяет 
уменьшить коэффициент использования 
причалов по времени. И, следовательно, 
создает предпосылки для привлечения 
дополнительного грузопотока при тех 
же производственных мощностях.
Увеличение интенсивности обработки 
судов приводит к сокращению их стояночного 
времени и к сокращению затрат по флоту. 
С другой стороны, при одном  и том же числе 
причалов (без учета коэффициента использования 
причалов по времени) увеличение числа 
технологических линий на обработке судов 
приводит к увеличению затрат по порту. 
Задача состоит в том, чтобы определить 
для заданного объема грузовых работ, 
расчетного типа судна и сложившейся структуры  
грузопотока, такие технические и трудовые 
ресурсы ППК, которые обеспечивали бы 
перегрузку грузов с минимальными затратами 
по комплексу "порт - флот". Целевой 
функцией задачи являются минимальные 
суммарные приведенные затраты по      
порту и флоту, связанные с освоением заданного 
объема работ.
Соответствующее минимуму приведенных 
затрат число технологических   линий 
является основой для определения оптимальных 
технических ресурсов: причалов, перегрузочного 
оборудования, а также для расчета оптимальной 
потребности в докерах-механизаторах.
Приведенные затраты по порту 
и флоту включают в себя годовые эксплуатационные 
расходы и капиталовложения, приведенные 
к году эксплуатации с помощью нормативного 
коэффициента экономической эффективности 
капитальных вложений.
При определении комплексного 
оценочного показателя суммарных  приведенных 
затрат по порту или флоту в сопоставляемых 
вариантах учитываются только статьи 
расходов, изменяющихся при изменении 
числа технологических    линий.
 
 
 
  - Краткая характеристика 
  грузов
 
      
Рис в мешках
Рис- семена (зерно) одно- и многолетних 
трав семейства злаков, одна из важнейших 
зерновых культур.  Известно около 20 
видов риса. Возделывается на орошаемых 
землях. В странах Азии- основная продовольственная 
культура. Рис относится к зерновым грузам. 
Зерновые грузы, в том числе и рис, находятся 
в состоянии непрерывного обмена с окружающей 
средой- дышат и прорастают, этот процесс 
энергетический и происходит с выделением 
тепла.
Рис перевозят в одинарных или 
двойных мешках. Погрузочный объем   
1,2-1,5 м3 
Масса груза в стандартных мешках 
50кг. 
Отличаясь большим влагосодержанием, 
он способен поглощать дополнительно 
много воды, но может легко исправить её. 
Рис восприимчив к различным посторонним 
запахам, поэтому, как никакой другой из 
зерновых грузов, требует активного вентилирования 
при хранении и перевозке.
Рис в мешках следует хранить 
в сухих, чистых складах отдельно от грузов, 
обладающих специфически сильными запахами. 
Мешки с рисом укладывают на подтоварники 
для предотвращения от увлажнения при 
соприкосновения с полом и подмочки груза.
При погрузке и перевозке риса, 
в первую очередь должны обеспечить его 
сохранность. Как правило мешки с грузом 
изолируют от металлических частей корпуса 
судна и других грузов с помощью прокладочного 
материала. Мешки укладывают плотными 
рядами. Для того, чтобы ряды мешков не 
двигались во время рейса , их скрепляют 
продольными прокладками из досок.
Мешки с рисом необходимо перегружать 
и укладывать с осторожностью, так как 
легко может быть порвана упаковка, что 
приведет к порче и убыли груза.
 
   Книги в ящиках
Книги- один из видов печатной продукции: 
непериодическое издание, состоящие из 
сброшюрованных бумажных листов(страниц) 
или тетрадей,  на которых нанесена типографическим 
или рукописным способом текстовая и графическая 
информация, имеющая объём более сорока 
восьми страниц и, как правило, твёрдый 
переплёт.
При хранении книг нужно учитывать 
возможность химических изменений в обложке 
и тексте. Книги лучше всего хранить вдали 
от прямого солнечного света, в прохладном 
полутёмном помещении, при умеренной влажности. 
Книги, особенно тяжёлые, должны поддерживаться 
соседними томами, чтобы сохранить форму. 
По этой причине, книги желательно сортировать 
по размерам.
Лучшая упаковка для книг- прочные 
ящики или коробки. При 
укладки книг, пустоту между стопками 
заполняют чем-нибудь мягким, чтобы книги 
не перемещались внутри ящиков. 
Ящики для перевозки грузов 
бывают деревянные, решетчатые и картонные. 
Обычно внутри ящиков груз находится в 
потребительской таре(коробках, обернут 
бумагой или пленкой).При многоуровневой 
укладке(10ярусов и более), для  обеспечения 
сохранности через 3-6 ярусов, устраивают 
деревянные  настилы.
 
 
2. Технико-эксплуатационная 
характеристика судна
 
Наименование: т/х «Пятидесятилетие 
комсомола»
Тип: Универсальное
Назначение: Для перевозки различных 
генеральных, навалочных, ценных грузов, 
цитрусовых, растительных пищевых масел.
Lнб =120,9 м          
B = 17,8 м             
H=9,8 м
D=11830 т             
Dw =8230 т            
Т/Т0=2,79/7,84 м 
Dч=7480 т                      Wc=9780 м³          
 Vбал/Vгр=7,0/16,0 узл
Трюмы:  l x b x h                          
S/W
15,0х8,7х3,8                              
175/600
15,2х15,0х4,8                            
228/1210
15,4х16,5х4,5                            
254/1350
16,5х16,5х5,4                            
272/1460
9,0х5,6х4,0                                
45/390
Твиндеки:  l x b x h                      
S/W
15,5х12,5х3,0                            
193/680
15,5х16,3х3,0                            
252/1000
15,4х17,0х3,0                            
262/1000
16,5х16,8х3,0                            
278/1080
14,0х12,0х4,0                            
165/1010
 
Топливо, запас/расход,
ДИЗ.ТЯЖ,   495/16,0
Вода, запас/расход,
118/8,0
3. Определение загрузки 
судна
 
Определяем удельную грузовместимость 
судна:
 
ω= Wc / Dч = 9780/7480 = 1,3
 
Количество грузов на судне 
рассчитывается по формуле:
 
Qc = Wc/ū ≤ Dч,
 
где Qc – количество 
груза на судне, т; 
Wc – киповая грузовместимость 
судна, м³;
ū – средневзвешенное значение 
удельного погрузочного объема перевозимых 
грузов, м³/т;
Dч – чистая грузоподъемность 
судна, т.
 
Значение ū определяется 
по формуле:
 
ū =1/(D1/U1+D2/U2),
 
где D1,D2 – доля грузов 
в переработке ППК, указанная в задании;
U1,U2 – удельные погрузочные 
объемы заданных грузов, м³/т. 
 
В данном курсовом проекте принимаем 
для М-80 УПО = 1,3 м3/т.
 
Я-50 УПО = 2,2 м3/т. 
ū = 1/(0,7/1,3 + 0,3/2,2)= 1,4285 м³/т
Qc = 9780/1,4285 = 6846,3 т ≤ Dч = 7480 т
 
Загрузка отдельных грузовых 
помещений (трюм + твиндек) должна быть 
пропорциональна их грузовместимости 
и может быть рассчитана по формуле:
qi = (Wi *Ko* Qc)/Wc
 
где qi - количество 
груза в i-м грузовом 
помещении, т;
Wi - грузовместимость i-го грузового 
помещения, м³;
Ko - коэффициент допустимого отклонения 
от пропорционального распределения грузов 
по грузовым помещениям; в данном курсовом 
проекте принимаем Ko =1.
 
q1= (1280*6846,3 *1,0) /9780 = 896,03т
q2= (2210*6846,3 *1,0) /9780 = 1547,06 т
q3= (2350*6846,3 *1,0) /9780 = 1645,07т
q4= (2540*6846,3 *1,0) /9780 = 1778,07т
q5= (1400*6846,3 *1,0) /9780 = 980,04т
Σ qi=896,03+1547,06+1645,07+1778,07+980,04= 
6446 т
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
4. Обоснование производительности 
технологической линии
 
4.1 Выбор технологических 
схем перегрузки судна
 
Показатели технологического 
процесса для каждой из технологических 
схем выбраны из сборника ЕКНВ и представлены 
в таблице 1.
 
Таблица 1
Наиме-нование и класс груза  | 
  Варианты 
  работ  | 
  Технологи-ческие 
  Схемы  | 
  Производ-ть техн-ой линии  | 
  Числен-ность и расста-новка 
  рабочих на линии  | 
  Норма выработки, т/чел.-см.  | 
  Кол-во 
  и типы погруз-чиков  | 
сменная 
  КНВ т/см  | 
  часовая 
  т/ч  | 
1.Рис в мешках,  М-80  | 
  Судно-вагон  | 
  Трюм -кран-причал-погр(2)-вагон  | 
  163  | 
  23,28  | 
  5+2+1+2+5=15  | 
  10,9  | 
  2 а/п  | 
Судно-склад  | 
  Трюм-кран-причал-погр(2)-склад  | 
  233  | 
  33,28  | 
  6+2+1+2+4=15  | 
  15,5  | 
  2 а/п  | 
Склад-вагон  | 
  Склад-погр(2)-вагон  | 
  166  | 
  23,71  | 
  5+2+4=11  | 
  15,1  | 
  2 а/п  | 
2.Консервы рыбные в 
  ящиках, Я-30  | 
  Судно-вагон  | 
  Трюм -кран-причал-погр(2)-вагон  | 
  141  | 
  20,14  | 
  5+2+1+2+5=15  | 
  9,40  | 
  2 а/п  | 
Судно-склад  | 
  Трюм-кран-причал-погр(2)-склад  | 
  200  | 
  28,57  | 
  6+2+1+2+4=15  | 
  13,3  | 
  2 а/п  | 
Склад-вагон  | 
  Склад-погр(2)-вагон  | 
  124  | 
  17,71  | 
  5+2+4=11  | 
  11,3  | 
  2 а/п  | 
 
 
 
 
 
 
 
 
4.2 Краткая характеристика 
технологических схем и перегрузочных 
средств
 
Рис в мешках М-80
 
Судовая операция
Формирование "подъемов" 
производится вручную на плоских поддонах. 
По команде сигнальщика портовые рабочие 
отходят к морской стороне трюма на расстояние 
не менее 5 метров от согласованного места 
установки поддонов. По команде сигнальщика 
крановщик опускает в трюм 5-6 плоских поддонов. 
Рабочие трюмного звена, разбитые группами 
по 2 человека, устонавливают поддоны в 
согласованное место и отстрапливают 
захваты. Согласованными движениями двое 
рабочих снимают верхние поддоны и раскладывают 
их в места укладки груза в пределах просвета 
люка. По два человека рабочие берут мешки 
и начинают формирование "подъемов". 
Расформирование штабеля в трюме судна 
следует начинать от центра трюма к бортам 
и переборкам судна.  При этом мешуи 
выбираются послойно не более 1,2м. таким 
образом, чтобы исключить возможность 
падения отдельных мест в штабеле. Укладка 
на поддоне производится двойным "пятериком". 
По окончании формирования подъема портовые 
рабочие производят его застропку с помощью 
захвата для поддонов и уходят в безопасное 
местто. По команде сигнальщика крановщик 
приподнимает подъем на 0,3м. Убедившись, 
что подъем застроплен надежно сигнальщик 
дает команду крановщику на перенос подъема. 
При освободившихся подбалубных пространствах 
во время подъема-опускания подъемов краном, 
портовые рабочие должны уходить в подпалубные 
пространства.
 
Кордонная операция
Рабочие кордонного звена встречают  
"подъем", разворачивают его и устанавливают 
на заранее подготовленное место (размером 
не менее 5х5 м) так, чтобы погрузчик мог 
без лишних маневрирований удобно подъехать 
к "подъему". Отстропка "подъема" 
производится по команде старшего звена, 
крановщик убирает захват и переносит 
его на судно.
 
Складская операция
Водитель погрузчика, оборудованного 
двух вилочным подхватом, берет "подъем" 
на поддоне и транспортирует его в склад. 
Подъезжает к месту укладки в штабель 
поднимает "подъем" на необходимую 
высоту и устанавливает в штабель. Укладка 
"подъемов" в штабель производится 
двумя ровными рядами в три яруса по высоте 
согласно утвержденных схем размещения 
грузов на причале. Верхний ярус "подъемов" 
размещается с уступом в 0,5 "подъема" 
вдоль штабеля и в один "подъем" к 
торцам штабеля. Погрузчик освободившись 
от пакета, опускает вилы на высоту 300 мм 
и следует за очередным "подъемом". 
При разборке штабеля и подачи "подъемов" 
для погрузки груза в вагон, водитель погрузчика, 
оборудованного двухвилочным подхватом 
берет "подъем" на поддон и транспортирует 
его к вагону на рампу.