Методы оценки эффективности закупок материальных ресурсов

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2010 в 22:19, контрольная работа

Краткое описание

Материальный поток на своем пути от первичного источника сырья до конечного потребителя проходит ряд производственных звеньев. Управление материальным потоком на этом этапе имеет свою специфику и носит название производственной логистики.
Объектом изучения производственной логистики являются внутрипроиз-водственные логистические системы: промышленные предприятия; оптовые предприятия, имеющие складские сооружения; грузовые станции и др.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………….......3
Вариант 9: Методы оценки эффективности закупок
материальных ресурсов………………………………………………………...…........4
9.1 Определить понятие материального потока, назвать виды материальных потоков. Дать определение материальных ресурсов ……..……………………........4
9.2 Какие существуют методы оценки эффективности материальных ресурсов. Охарактеризовать их……………………………………………………………..…...11
9.3 Рассчитать эффективность материальных ресурсов с использованием одного из методов их оценки……………………. …………………………………………..14
Заключение……………………………………………………………………………20
Список используемой литературы…………………………………………………..22

Файлы: 1 файл

Логистика1.doc

— 376.50 Кб (Скачать)

[3] Понятие  логистической операции рассматривается  ниже.

[4] Максимально  снизить складские расходы можно, направляя товар из зоны хранения сразу в зону погрузки {рис. 1). Это означает отказ от операций подбора ассортимента на участке комплектования, а также отказ от доставки товаров покупателям (операции в отправочной экспедиции). Однако, отказываясь от предоставления услуг, предприятие теряет позиции на рынке, что также сопряжено с экономическими потерями.

     Поиск приемлемого компромисса возможен лишь при налаженной системе учета  издержек, позволяющей формировать  информацию о наиболее значимых затратах, возникающих в процессе выполнения логистических операций, а также о характере взаимодействия этих затрат друг с другом.

Определение материальных ресурсов 

     Объем требуемых материальных ресурсов складывается из потребности в материалах, необходимых  для внедрения новой техники, для изготовления оснастки и инструмента, на эксплуатационные и технологические  нужды, на создание необходимого задела незавершенного производства и на образование переходящих запасов. Потребность в материальных ресурсах определяется на основе баланса материально-технического обеспечения предприятия с учетом остатков и внутренних источников обеспечения.

     Определение потребности в материальных  ресурсах можно осуществить тремя  методами: детерминированным - на  основе планов производства и нормативов расхода; стохастическим - на основе вероятностного прогноза с учетом потребностей за прошлые периоды; оценочным - на основе опытно-статистической оценки. Выбор метода зависит от особенностей материальных ресурсов, условий их потребления и наличия соответствующих данных для проведения необходимых расчетов.

     Общая стратегия планирования  закупок  материальных ресурсов  на предприятии складывается  в процессе взаимодействия финансового,  операционного и логистического  менеджмента. Координация и увязка требований перечисленных сфер по организации производства и общей логистической стратегии предприятия является задачей закупочной логистики.

     В зависимости от сложности  выпускаемой  продукции, состава  комплектующих  изделий и материалов происходит обоснование и выбор метода закупок.

 

9.2 Какие существуют методы оценки эффективности материальных ресурсов. Охарактеризовать их.

    

     В закупочной логистике выделяют  три  основных метода закупок: 

     1. Оптовые закупки. 

     2. Регулярные закупки мелкими партиями.

     3. Закупки по мере необходимости. 

     Охарактеризуем  перечисленные методы  закупок. 

     Оптовые закупки. Данный метод  предполагает поставку товаров  большой партией  за один  раз (оптовые закупки). Преимущества: простота оформления документов, гарантия поставки всей партии, повышенные торговые скидки. Недостатки: большая потребность в складских помещениях, замедление оборачиваемости капитала.

    Регулярные  закупки мелкими партиями. В этом случае покупатель заказывает необходимое количество товаров, которое поставляется ему партиями в течение определенного периода времени. Преимущества: ускорение оборачиваемости капитала, экономия складских помещений.

     Закупки по мере необходимости.  Этот метод похож на регулярную закупку, но количество товаров определяется приблизительно, выполнение каждого заказа согласовывается поставщиком с покупателем, оплачивается только поставленное количество товаров. Преимущества: ускорение оборота капитала, отсутствие обязательств по покупке определенного количества.

     Помимо  названных методов, возможны  различные  их комбинации: регулярные (ежедневные, ежемесячные) закупки  по Котировочным ведомостям, закупка  товара с немедленной  сдачей  и др.

     Более детальную классификацию  методов закупок можно представить  следующим образом: 

     - прямые закупки - закупки материальных  ресурсов непосредственно у производителей;

     - встречные закупки - закупки  у  поставщиков, одновременно  являющихся  и потребителями;

     - лизинг - аренда, например, складского  оборудования;

     - новая закупка - покупатель совершает   покупку данной продукции впервые,  может потребовать проведения  серьезных исследований;

     - обычная повторная закупка; 

     - измененная повторная закупка  - предприятие-покупатель изменяет  спецификацию заказа, цену, условия поставки или поставщика продукции, требует проведения небольших исследований;

     - комплексная закупка - осуществляется  на основе комплексного решения   и не требует принятия каких-либо  отдельных решений.

     Наиболее  распространенные методы  управления закупками могут быть  сгруппированы следующим образом:  метод увеличения объемов закупок;  метод уменьшения объемов закупок;  метод прямого расчета объемов  закупки.

     Метод увеличения объемов закупок  сводится к следующему:

     1. Учитывается спрос на конкретные  виды продукции для принятия  решения об их закупках.

     2. Анализируется спрос в течение   по меньшей мере 12 мес. для учета   всех возможных видов сезонных  колебаний.

     3. Определяется достаточный объем   спроса на протяжении 12 мес. для   создания запасов конкретного  вида продукции. 

     4. Решения о создании запасов   принимаются в зависимости от  количества заказов на конкретные  виды продукции, а не от количества  проданной продукции.

     Метод уменьшения объемов закупок  сводится к следующему:

     1. Ежемесячно анализируется статистика  сбыта продукции, не пользующейся  спросом. 

     2. На основании статистики сбыта   определяются те виды продукции,  объем запасов которых следует  сократить.

     3. Вырабатываются критерии, на основании   которых определяется необходимость   уменьшения или ликвидации конкретных  видов запасов продукции. 

   4. Сводится к минимуму доля  медленно  реализуемых видов продукции  на основе учета показателей  объема запасов продукции.

     Метод прямого расчета объемов  закупок (вычисление средних величин  без  учета динамики и цикличности  спроса). При этом:

     1. Определяется период времени,  для которого осуществляется  расчет.

     2. На основании статистики продаж  за выбранный период времени   определяется общее количество  проданной продукции. 

     3. Определяется средняя величина  запасов (в неделях) путем деления  общего количества проданной  продукции на количество недель в выбранном периоде.

     4. Для определения запаса данного   вида продукции величина оптимального  уровня запаса умножается на  среднюю величину запасов в   неделю.

     5. По мере продаж новой продукции  расчетная величина, а вместе  с ней и цифры в стандартном заказе меняются.

     6. Полученная в результате расчетов  величина изменяется еженедельно,  отражая актуальные статистические  данные, поэтому средняя величина  запасов и оптимальный уровень  постоянно пересчитываются. 

 

 

9.3 Рассчитать эффективность материальных ресурсов с использованием одного из методов их оценки 

    Организация «GP Internet» является обществом с  ограниченной ответственностью, входящим в состав большого холдинга. Данная организация занимается созданием и развитием Интернет-проектов.

    Служба  закупок в компании  построена  централизованно. Закупочной  логистикой занимается отдел  логистики, состоящий  из 3-х  человек. Обязанности между   ними делегируются следующим образом:

-Старший   специалист занимается  закупкой  всего, что связанно с компьютерами;

- Второй  специалист занимается закупкой  канцтоваров;

-Младший   специалист занимается закупкой  воды в офис.

    В виду того, что организация  динамично  развивается и количество  сотрудников  в ней увеличивается,  в среднем, на 5 человек ежемесячно, то из этого вытекает постоянная потребность в компьютерах и оргтехнике, а также в канцтоварах и воде с тенденцией к увеличению. Начинка у закупаемых компьютеров разная, это зависит от должности сотрудника. Этот же фактор является определяющим при заказе для нового сотрудника дополнительной оргтехники (телефон, принтер, сканер, факс, ноутбук или изменение конфигурации компьютера). Закупка канцтоваров имеет четкий набор товар, закупаемых ежемесячно с тенденцией к увеличению из-за увеличивающегося штата сотрудников. Количество закупаемой воды увеличивается с ростом численности работников. В организации ведется каталог наиболее часто покупаемой продукции.

    Выбор поставщика

    Важность  выбора поставщика объясняется  не только функционированием на современном рынке большого количества поставщиков одинаковых материальных ресурсов, но и тем, что он должен быть, прежде всего, надежным партнером товаропроизводителя в реализации его стратегии организации производства. Выбор поставщика осуществляется коллегиальным способом, т.е. ведется обсуждение возможностей и потребностей в поставках. Начальники отделов в конце каждого месяца составляют список необходимого для них оборудования, согласовывают его с дирекцией и передают свою заявку в отдел логистики. Далее специалисты этого отдела изучают рынок поставщиков, для того чтобы  выбрать из общей массы производителей того, который продает свой товар по более выгодным для нас условиям. После изучения рынка составляется таблица для более наглядного отображения ситуации складывающейся на рынке. Таблица содержит: критерии по которым выбирается поставщик и сам поставщик. В данной таблице применяется бальная оценка поставщика по каждому из критериев. После того как все критерии учтены подсчитывается общий бал. Поставщик набравший наибольше кол-во баллов становится единственным поставщиком с которым организация заключит договор. Ставится от 0 до 5 баллов, которые отражают не только существование данной опции у поставщика,  а также насколько хорошо данная опция работает. В виду того, что у организации истекли сроки договоров со  всеми поставщиками. Нам необходимо найти новых постав-щиков или остаться со старыми.

    Итак, составим таблицу на январь 2009г.

   Таблица 1. Анализ поставщиков компьютеров (Компьютеры)

Поставщики OLDI Компания КИТ ULTRA ALMER
Критерии:

Качество  продукции

 
5
 
4
 
5
 
5
Цена 4 3 5 3
Гарантия  на продукцию 5 5 5 5
Сервисное обслуживание 5 4 5 5
Доставка 5 4 5 5
Ассортимент 5 4 5 5
Возможность покупки в кредит 5 5 5 4
Возможность оплаты и заказа через Интернет  
0;5
 
3;5
 
2;5
 
0;5
Репутация 5 4 5 5
Скидки  для оптовиков  5 4 5 4
Итого 49 45 52 46

Информация о работе Методы оценки эффективности закупок материальных ресурсов