Логистика и конкурентоспособность предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2014 в 22:49, реферат

Краткое описание

Цель работы- рассмотреть логистику как фактор конкурентоспособности предприятия.
Задачи:
Рассмотреть логистику как фактор конкурентоспособности на примере российских и зарубежных предприятий;
Рассмотреть логистические концепции конкурентоспособности предприятия

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...…3
1.Влияние логистики на конкурентоспособность предприятия……………….4
2. Логистические концепции конкурентоспособности предприятий……...…15
Заключение…………………………………………………………………….....20
Список литературы………

Файлы: 1 файл

логистика.docx

— 356.22 Кб (Скачать)

Рис. 3. Взаимодействие маркетингового и логистического миксов.

 

Наглядное представление ключевых составляющих маркетинга и логистики, даваемое рассматриваемой схемой, позволяет проследить прямое взаимодействие между такими характеристиками, как продукт, место и цена (затраты)Логистический менеджмент по отношению к фактору «цена» обычно оказывает прямое влияние на достижение фирмой корпоративных или финансовых стратегических целей, задаваемых маркетингом.

Важной характеристикой сферы взаимного пересечения интересов маркетинга и логистики являются продуктовые характеристики и прежде всего ассортимент продукции, определяемый маркетинговой стратегией фирмы. Ассортиментные характеристики готовой продукции непосредственно влияют на структуру логистических цепей и каналов в системе дистрибьюции, уровень запасов, виды транспортных средств и способы транспортировки и т. д. Появление новых ассортиментных позиций даже одного товара, но , к примеру, в другой по габаритным размерам упаковке может полностью изменить структуру логистического канала или способ транспортировки и поэтому должно быть обязательно согласовано с логистическим менеджментом.

Взаимодействие логистики и маркетинга по параметру «место» обычно представляет собой проблему выбора точек сбыта основного объема готовой продукции. С позиций маркетинга это трансформируется в задачу выбора: или продавать оптовикам, или - напрямую розничным торговцам. При этом решения о выборе «места» всегда предшествуют решениям о выборе структуры каналов дистрибьюции. С точки зрения логистического менеджера, такие решения могут существенно повлиять на эффективность логистической системы. Например, фирмы, имеющие контакты по сбыту только с оптовиками, как правило, испытывают меньше логистических проблем, так как оптовики более предсказуемы, имеют тенденцию закупать готовую продукцию большими партиями, размещают свои заказы и управляют запасами готовой продукции в складских системах более стабильно и эффективно, чем розничные торговцы.

Логистика способствует повышению эффективности работы фирмы и, как следствие, ее конкурентоспособности при соблюдении следующих требований:

1. Поддержание  связи логистики с корпоративной стратегией. Это первое и самое главное условие достижения высоких прибылей от применения логистики.

2. Совершенствование  организации движения материальных  потоков. Это требование призывает  к такой организации логистических операций, которая дала бы возможность контролировать все функции по выполнению задач, связанных с закупкой, транспортировкой, складированием, хранением запасов и сбытом под эгидой единого коммерческого подразделения.

3. Поступление  необходимой информации и современная  технология ее 

обработки. Используя сети электронного обмена данными с потребителями, например, можно повышать конкурентоспособность и долю рынка.

4. Эффективное  управление трудовыми ресурсами  играет решающую

роль в наладке слаженного механизма управления материальными потоками. Те фирмы, которые считают квалифицированные кадры самым важным своим ресурсом, могут рассчитывать на эффективное функционирование логистической системы.

5. Налаживание  тесной взаимосвязи с другими  фирмами в области выработки  стратегии. Опыт подтверждает, что  наибольших успехов в увеличении прибыли добиваются как раз те фирмы, в которых установлены прочные связи с внешними и внутренними участниками коммерческих отношений.

6. Учет  прибыли от логистики в системе финансовых показателей. На основе практического опыта фирмы пришли к выводу, что лучше всего логистические операции, такие, как транспортировка, складирование и другие, поддаются оценке со стороны учетно-калькуляционных подразделений или иных структурных органов, которые результаты деятельности измеряют полученной прибылью.

7. Определение  оптимальных уровней логистического обслуживания с целью повышения рентабельности. Для выявления оптимального уровня качества обслуживания определяют дополнительные доходы, достигнутые от предоставления высококачественного сервиса, и измеряют отношение прибыли, полученной от него, к затратам, связанным с поддержанием таких уровней.

8. Тщательная  разработка логистических операций.

Американские специалисты Д. Бушер и Г. Тиндол считают, что выполнение фирмами вышеуказанных восьми требований гарантирует взаимосвязь логистики с маркетингом и производством, обеспечивает не только высококачественное проведение всех логистических операций, но и создание эффективного, с низкими издержками сервиса для покупателей, будет содействовать росту прибыли по активам рассматриваемой сферы деятельности, т. е. повышению конкурентоспособности фирм.

За рубежом логистика давно стала практическим инструментом бизнеса. Различные логистические концепции в стратегическом планировании и текущем управлении основными сферами бизнеса уже, по крайней мере, в течение двадцати и более лет применяют ведущие зарубежные фирмы и транснациональные корпорации, такие как IBM, Procter & Gamble, Coca-Cola, General Motors, Ford Motors, Volvo, Toyota Motors, Electrolux, TNT, Deutsche Telecom, BTL, ASG АВ, Acer Computer, G& F Industries, General Foods, Johnson & Johnson и многие другие.

 Вероятно, самым выразительным примером того, как две фирмы объединили усилия для развития своих логистических возможностей, служит счастливая история компаний Procter & Gamble и Wal-Mart. Высшие руководители обеих фирм сумели найти новые методы веления бизнеса, которые заставили пересмотреть пособия и учебники, посвященные образцам «лучшей практики». Но хотя альянс этот действительно достиг поистине поразительных результатов, факт остается фактом: еще до объединения усилий и вступления в партнерство каждой из этих фирм по отдельности удалось развить свою компетентность в логистике до невероятного уровня.

Приведенные ниже цитаты дают некоторое представление о том, как расценивали логистические навыки руководители каждой из компаний:

«Wal-Mart достигла, таких успехов в распределении и транспортировке благодаря тому, что руководство компании рассматривает эти виды деятельности как источник конкурентных преимуществ, а не как второстепенные функции или неизбежное зло, подобно многим. И они поддерживают эти виды деятельности необходимыми капиталовложениями.

«Многие компании не желают тратить деньги на распределение, пока их не вынуждают к тому обстоятельства. Мы же идем ни такие траты, ибо видим и постоянно демонстрируем остальным, что это снижает наши издержки. В этом ключ к пониманию стратегии Wal-Mart»- Джо Хардин, исполнительный вице-президент Wal-Mart по логистике и управлению персоналом.

«Я все больше убеждаюсь в том, что наша концепция предложения товаров -это, вероятно, самый главный, а то и единственный фактор, определяющий картину наших прибылей в последние несколько лет.» - Джон Смейл, бывший председатель совета директоров Procter & Gamble.

Крупные представители универсальной розничной торговли - такие как

Wal-Mart, Kmart, JC Penney или Walgreens - используют логистические связи

как инструмент повышения конкурентоспособности. Опираясь на собственные ресурсы и сотрудничество с поставщиками, эти фирмы довели свою компетентность в логистике до такого уровня, что она стала основой всей их хозяйственной стратегии. Результаты их деятельности, выразившиеся в росте товарооборота и прибыльности, говорят сами и себя.

На российском рынке логистические концепции и системы в бизнесе

продвигают в основном зарубежные фирмы и предприятия с долевым участием иностранного капитала. Отечественные компании пока еще в подавляющем большинстве настороженно относятся к внедрению логистических инноваций. Однако, несмотря на сложную экономическую ситуацию, перспективно мыслящие руководители многих фирм, зачастую интуитивно чувствуя потенциал логистики в плане получения конкурентных преимуществ и упрочения своего положения в бизнесе, или основываясь на западном опыте, стремятся внедрить логистические концепции и системы.

«Проект оптимизации управления логистическими процессами и товарооборотом в системе SAP for Retail – это один из ключевых шагов на пути повышения операционной эффективности «М.Видео», который должен способствовать росту инвестиционной привлекательности нашей розничной сети», –комментирует Александр Тынкован, президент и основатель компании «М.Видео».

 

 

2.Логистические концепции конкурентоспособности предприятий

 

Западными учеными и специалистами было разработано множество логистических концепций, успешно применяемых на многих известных предприятиях и корпорациях, которые дали значительные конкурентные преимущества выпускаемым ими товарам и позволили стать предприятиям ведущими в своей отрасли производства.

1.«JUST-IN-TIME»(точно в срок)

Эта концепция является наиболее широко распространенной. Ее появление относится к концу 50-х годов, когда японская компания Тойота Моторс, а затем и другие автомобилестроительные фирмы Японии начали активно внедрять систему KONBAN. Лозунгом концепции является потенциальное исключение запасов материалов, компонентов и полуфабрикатов в производственном процессе. Исходной постановкой было то, что если производственное расписание задано, то можно так организовать процесс, что все материалы и полуфабрикаты будут поступать в нужном количестве, в нужное место и точно к назначенному сроку для производства или сборки готовой продукции. В «Тойота Моторс» это было достигнуто благодаря передаче информации в системе через специальные карточки «konban» в пластиковом конверте, которые несут информацию о расходуемых и производимых количествах продукции. Эти карточки циркулируют внутри предприятия, а также между поставщиками, прикрепляясь к определенной детали или полуфабрикату. Применение данной концепции позволяет значительно улучшить качество выпускаемой продукции, снизить себестоимость производства, практически сократить страховые запасы, ускорить оборачиваемость оборотного капитала фирмы.

2.«REQUIREMENTS/RESOURCE PLANNING»

На данной концепции основаны такие логистические системы в производстве и снабжении, как MRP I/MRP II – «Materials/manufacturing requirements/resource planning» (Системы планирования потребностей в материалах/производственного планирования потребностей ресурсов), и в дистрибьюции - DRP I/DRP II – «Distribution requirements/resource planning»(Система планирования распределения продукции/ресурсов).

Основными целями MRP систем являются:

1. Удовлетворение  потребностей в материалах, компонентах  и продукции для планирования  производства и доставки потребителям.

2. Поддержание  низких уровней запасов материальных  ресурсов, готовой продукции.

3. Планирование  производственных операций, расписаний  доставки, закупочных операций.

Система MRP начинает свою работу с определения, сколько и в какие сроки необходимо произвести конечной продукции. Затем система определяет время и необходимые количества материальных ресурсов для удовлетворения потребностей производственного расписания.

MRP II является  эффективной плановой техникой, позволяющей проводить логистическую концепцию интеграции функциональных сфер бизнеса при управлении материальными потоками. Преимущества MRP I перед MRP II системами являются лучшее удовлетворение потребительского спроса путем сокращения продолжительности производственных циклов, лучшей организации поставок, более быстрой реакции на изменения спроса.

DRP имеет  такой же принцип работы, что  и MRP, но в каналах дистрибьюции готовой продукции. Система DRP сложнее, так как базируется на потребительском спросе, который не контролируется фирмой. Система планирует и регулирует уровни запасов на базах и складах фирмы в собственной товаропроизводящей сети сбыта или у оптовых торговых посредников.

Среди преимуществ DRP систем можно отметить:

1.Уменьшение логистических издержек, связанных с хранением и управлением запасами готовой продукции;

2.Уменьшение уровней запасов за счет точного определения величины и места поставок;

3.Сокращение потребности в складских площадях за счет уменьшения запасов;

4.Уменьшение транспортной составляющей издержек за счет эффективной обратной связи по заказам;

3. «LEAN PRODUCTION»

Сущность данной концепции выражается в творческом соединении следующих основных компонентов:

1.Высокого качества;

2.Маленьких размеров производственных партий;

3.Низких уровней запасов;

4.Высококвалифицированного персонала;

5.Гибкого оборудования.

Эта концепция получила свое название «тощее производство», потому что требует гораздо меньше ресурсов, чем массовое производство - меньше запасов, меньше времени на производство единицы продукции, меньше потерь от брака, потому что сведены до минимума производственные партии и производственное время.

4.RULES BASED REORDER (ROP)

Данная концепция использует одну из старейших методик контроля и управления запасами, основанную на точке заказа (перезаказа) – «reorder poit» и статистических параметрах расхода продукции. Эта концепция применяется для определения и оптимизации уровней страховых запасов в целях элиминирования колебаний спроса. Эффективность данного метода в сильной степени зависит от точности прогнозирования спроса, а так как данные прогнозы не отличаются особой точностью, данный метод не получил широкого распространения, но с внедрением новых информационных технологий данный метод начинает завоевывать популярность.

5.QUICK RESPONSE (QR)

Переводится, как метод быстрого реагирования, представляет собой логистическую координацию между ритейлерами и оптовиками, с целью улучшения продвижения готовой продукции в их дистрибьютивных сетях в ответ на дополнительное изменение спроса. Реализация этих концепций осуществляется путем мониторинга продаж в розничной торговле и передачи информации об объемах продаж по специфицированной номенклатуре и ассортименту оптовикам, и от них - производителям готовой продукции.

Информация о работе Логистика и конкурентоспособность предприятия