Количественные методы прогнозирования материальных ресурсов

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 22:29, курсовая работа

Краткое описание

Может показаться, что наивное прогнозирование является чрезмерно упрощенным методом. В то же время необходимо отметить и сильные стороны такого приема. Для проведения наивного прогноза не требуется наличия накопленной статистической базы. Наивный прогноз позволяет работать и при ее отсутствии. Наивный прогноз понятен, прост в подготовке, быстр в реализации, не требует фактически никаких затрат. Основным недостатком наивного прогнозирования является низкая точность прогноза. Другие методы прогнозирования могут дать более точные результаты, но, являясь более сложными, могут потребовать и более высоких затрат на их применение. Поэтому по критерию соотношения затрат на реализацию и точности прогнозирования менеджеры должны определиться, какой метод прогнозирования им следует применять.

Файлы: 1 файл

курсовая лог снаб.docx

— 93.40 Кб (Скачать)

 

    Для расчета ожидаемого потребления  в апреле используем прогноз  поступления в марте по взвешенной  скользящей средней. Величина  прогнозного значения дневной  потребности в апреле равна:

2296 + 0,2 х (2138 - 2296) = 2264.4 (2265),

для мая расчет проводится следующим  образом:

2265 + 0,2 х (2617 – 2265) = 2336.

    Округления производятся в большую  сторону до ближайшего целого  числа. Для получения прогноза  месячной потребности следует  умножить прогноз среднедневного  потребления на количество рабочих  дней соответствующего месяца:

для апреля: 2265 х 21 = 47565,

для мая: 2336 х 20 = 46720.

 

     1.3. Прогнозирование сезонной потребности  в ресурсах

     Проиллюстрируем возможности прогнозирования  сезонного спроса в периоде  роста и спада спроса, используя  данные, представленные в табл. 6. Данные таблицы содержат временные ряды фактических отгрузок за три года: текущий год, предыдущий год и год, предшествующий предыдущему. Текущий год содержит как данные по фактическому потреблению ресурсов, так и данные прогноза. Прогноз потребления в текущем году получен на основе заключения о наличии сезонного фактора потребления. Расчет проводился по методу скользящей средней по данным двух предшествующих лет.

    Для получения прогноза среднедневной  потребности, например, в январе  текущего года были использованы  коэффициенты значимости предыдущего  года в размере 3 и года предшествующего предыдущему, - 1.

Прогноз среднедневной потребности был  рассчитан следующим образом:

(1662х3 + 1664х1)/4 = 1662.5 (1663).

    Прогноз месячной потребности  определяется как произведение  прогноза среднедневной потребности  на число рабочих дней в  соответствующем месяце прогнозируемого  года:

1663х16 = 26608.

 

 

Таблица 6

Год, предшествующий предыдущему

Предыдущий год

Текущий год

Месяц

Фактическое потреб-ление

Чис-ло рабо-чих дней

Среднедневное потребление

Месяц

Фактическое потреб-ление

Чис-ло рабо-чих дней

Средне-

дневное потре-бле-ние

Месяц

Фактическое потреб-ление

Чис-ло рабо-чих дней

Среднедневное потребление

Прог-ноз среднедневной потребности

Прог-ноз месячной потребности

Январь

24963

15

1664

Январь

24932

15

1662

Январь

14944

16

934

1663

26608

Февраль

54995

20

2750

Февраль

44946

20

2247

Февраль

54987

20

2749

2373

47460

Март

44940

20

2247

Март

64933

22

2952

Март

44904

21

2138

2776

58296

Апрель

54986

21

2618

Апрель

64969

22

2953

Апрель

54947

21

2617

2870

60270

Май

44916

18

2495

Май

54998

18

3055

Май

44977

20

2249

2916

58320

Июнь

54916

20

2746

Июнь

24989

22

1136

Июнь

34933

22

1588

1539

33858

Июль

4492

22

204

Июль

34913

22

1587

Июль

24930

20

1247

1242

24840

Август

94925

21

4520

Август

114941

22

5225

Август

64989

23

2826

5049

116127

Сентябрь

94970

22

4317

Сентябрь

84957

21

4046

Сентябрь

54963

22

2498

4114

90508

Октябрь

54949

23

2389

Октябрь

64949

20

3247

Октябрь

44944

21

2140

3033

63693

Ноябрь

34909

19

1837

Ноябрь

44905

21

2138

Ноябрь

34997

21

1667

2064

43344

Декабрь

14997

22

682

Декабрь

24947

23

1085

Декабрь

14914

21

710

984

20664




 Результаты прогнозирования  сезонной потребности по взвешенной  скользящей средней


 

 

     Прогнозирование сезонной потребности  в ресурсах с учетом   долгосрочной  тенденции 

     В табл. 7 представлена статистика объемов потребления за три года: текущий год, предыдущий и год, предшествующий предыдущему.

     Прогноз объема потребления   в текущем году проведен по  методу взвешенной скользящей  средней. Для получения прогноза  потребления, например, в третьем  месяце года требуется учесть  объемы потребления за первые  два двух предшествующих лет.  Коэффициенты значимости равны  2 для предыдущего года и 1 – для года, предшествующего предыдущему. Расчет объема потребления в марте проведен следующим образом:

                          ((549 + 249) х 2 + (249 + 149) х 1)/3 = 664.7 (665).

     Прогноз объема потребления в  апреле рассчитан следующим образом:

                          ((249 + 149) х 2 + (149 + 249) х 1)/3 = 398  и т. д.

 

 

     Таблица 7

Прогноз потребности по методу взвешенной скользящей средней 

с учетом долгосрочной тенденции

 

Месяц

Объем потребления в году, предшествующем предыдущему

Объем потребления в предыдущем году

Объем потребления в текущем году

Прогноз объема потребления

Коэффициент тенденции

Прогноз объема потребления с учетом тенденции

Январь

249

549

149

0

0,00

0

Февраль

149

249

149

0

0,00

0

Март

249

149

249

665

2.01

1334

Апрель

349

249

149

398

1.00

398

Май

49

49

49

465

0.67

310

Июнь

49

49

49

332

0.75

249

Июль

149

949

249

98

1.00

98

Август

249

1497

4491

732

5.04

3690

Сентябрь

1494

3490

14974

1764

6.15

10842

Октябрь

949

1497

14962

3906

2.86

11176

Ноябрь

1490

2497

6492

4139

2.04

8450

Декабрь

449

2490

849

3476

1.64

5693


 

    Округление полученного расчетного  значения прогноза проводится  в большую сторону для гарантированной  обеспеченности потребности ресурсом. Наличие долгосрочной положительной тенденции статистики по данным табл. 8 описано с помощью коэффициента тенденции. Он рассчитывается в общем виде следующим образом:


 

 

 

 

Ktj - коэффициент тенденции в периоде j; i – индекс предшествующего месяца; n – число предшествующих месяцев, учитываемых для определения коэффициента тенденции; Fj-1,i – фактический объем потребности в предыдущем прогнозируемом периоде времени в предшествующем месяце i;  Fj-2,I - фактический объем потребности в периоде времени, предшествующем предыдущему прогнозируемому, в предшествующем месяце i.

   В табл. 7 коэффициент тенденции, например для марта рассчитан следующим образом:

(549 + 249) / (249 + 149) = 2.01.

     В апреле коэффициент тенденции  равен, соответственно, следующей  величине:

(249 + 149) / (149 + 249) = 1.00 и т. д.

 

       Прогноз объема потребления рассчитывается  по формуле:

                      

                            Ptj = Pj х Ktj,                                  (5)

где  Ptj – прогноз потребности с учетом тенденции в периоде j; Pj – прогноз потребности в периоде; Ktj – коэффициент тенденции в периоде j.

     Получаем, например, в марте прогноз  потребности с учетом имеющейся  долгосрочной тенденции 

665х  2.01 = 1336.65 (1337).

     В апреле прогноз объема потребления  с учетом долгосрочной тенденции  будет равен

398 х 1.00 = 398.

 

 

 

 

 

2. Прогнозирование  потребности по индикаторам

 

Работа  с временными рядами статистических данных предполагает анализ потребности в запасе по сложившимся с течением времени тенденциям. В силу влияния случайных факторов зачастую складывается ситуация, когда прогнозирование по данным временных рядов не дает требуемой точности прогноза. В таких случаях можно воспользоваться предположением о том, что на потребление рассматриваемых товарно-материальных ценностей оказывает влияние какая-либо переменная, от которой зависит прогнозируемый спрос. Определение и анализ таких переменных, которые принято называть индикаторами, дают возможность составить прогноз будущего потребления.

Индикаторами, оказывающими воздействие на спрос, являются, например:

  • индекс оптовых цен;
  • индекс потребительских цен; 
  • объем производства;
  • показатели миграции населения;
  • процентные ставки за кредит;
  • уровень платежеспособности населения;
  • затраты на рекламу и др.

       Для того чтобы те или иные  события могли служить индикаторами, требуются следующие три условия:

    1. Наличие логического объяснения связи индикатора и прогнозируемой потребности.
    2. Интервал времени между изменением индикатора и изменением потребности должен быть достаточно велик для возможности использования прогноза.
    3. Наличие высокой корреляционной связи между индикатором и уровнем потребности.

     Для прогнозирования потребности  на основе индикаторов используют регрессионный анализ. Простейшей формой регрессии является линейная связь между двумя переменными.

Кроме линейной регрессии можно использовать и иные, более сложные  виды регрессии (параболическую, гиперболическую, экспоненциальную и др.).

  

 

  Задание

     Рассчитать прогноз спроса на  основные продукты питания в  ресторане гостиницы. В качестве  индикатора прогнозирования спроса  выбрать показатель численности  постояльцев гостиницы. Дан статистический  ряд, описывающий связь  между   числом   постояльцев  и   спросом  на основные  виды  продуктов, 

табл. 8. Места в гостинице бронируются за 10 дней до заезда, т.е. второе условие использования индикатора выполнено.

Таблица 8

Статистические  данные о связи двух показателей

Число постояльцев

Объем потребления основных продуктов  питания

200

1349

230

1449

250

1549

270

1649

300

1749

330

1849

350

1949

Коэффициент корреляции

 

 

      Рассчитать коэффициент корреляции ρxy  для двух показателей по формуле

 

                                                          n

              ρxy = 1/n ∑ (xi – x)(yi – y)/σxσy,       (6)


                                                                    i=1

 

где σx , σу – стандартные отклонения статистических рядов X и Y; n -  число наблюдений; I – индекс наблюдений; x, y – средние арифметические величины статистических рядов X и Y соответственно.


 Значение σx находится по формуле

                                                                     n

                                 σx = √(∑(xi – x )2)/n.                       (7)     


      i=1              

 

        Аналогичным образом находится σу.

 

 

Число постояльцев

Объем потребления основных продуктов  питания

X

xi - x

(xi - x)2

Y

yi - y

(yi - y)2

200

-75.71

5732.65

1349

-300

90000

230

-45.71

2089.80

1449

-200

40000

250

-25.71

661.22

1549

-100

10000

270

-5.71

32.65

1649

0

0

300

24.29

589.80

1749

100

10000

330

54.29

2946.94

1849

200

40000

350

74.29

5518.37

1949

300

90000

Среднее значение ряда

275.71

1649

Стандартное отклонение ряда

50.10 

 

 

200 

 

 

Коэффициент корреляции

0.998 


 

Коэффициент корреляции между значениями индикатора и потребности  равен 99,8%, что соответствует достаточно тесной статистической связи между этими двумя показателями. 

 

  Для прогнозирования потребности  в запасе на основе индикаторов  используют регрессионный анализ. Простейшей формой регрессии  является линейная связь между  двумя переменными. Уравнение  линейной регрессии имеет вид

 

                  y = a  + bx,                             (8)

 

где y – прогнозируемая (зависимая) переменная;  a, b – коэффициенты; x – индикатор (независимая переменная).

    Найти с помощью регрессионного  анализа линейную, экспоненциальную  и квадратичную  зависимости   между  показателями, представленными  в табл. 8.

Экспоненциальную  зависимость представить в виде

 

                  y = A*exp(Bx).                        (9)

 

Квадратичную  зависимость представить в виде

 

                  y = a0  + a1 x + a2x2  .            (10) 

Информация о работе Количественные методы прогнозирования материальных ресурсов