Тема 1. Эволюция логистики в
промышленно-развитых странах
- Исторические этапы развития логистики в бизнесе за рубежом и в России
2. Смена парадигм и эволюция
концептуальных подходов в логистике
3. Методология и научная база
логистики
1. Исторические этапы развития
логистики
Семантика слова восходит к
Древней Греции, где λογιστιχη(англ.
– logistics) обозначало «счетное искусство»,
или «искусство рассуждения, вычисления»
В Римской империи логисты
- функцией которых было распределение
продуктов питания
В Византии логистика определялась
как искусство снабжения армии
и управления ее перемещениями
Две основные трактовки термина,
до начала его применения в
экономике промышленно развитых
стран:
«логистика» в военной области
французский военный специалист
барон де Джомини (Antoine Henri Jomini) (1779-1869),
определил ее как «практическое
искусство движения войсками»
«логистика» в значении математической
логики
в работах знаменитого немецкого
математика Г. Лейбница
Логистика как наука и как
инструмент бизнеса в гражданской
области стала формироваться
в конце 1950-х гг. прежде всего
в США.
4
Эволюция логистики
ФРАГМЕНТАРИЗАЦИЯ
- отдельные виды логистической деятельности были важны с позиции снижения суммарных операционных затрат для промышленных и торговых компаний в основных сферах деятельности – закупках, производстве и распределении
сформулированы предпосылки будущего
внедрения идеи логистической
интеграции и оптимизации:
• возрастание уровней запасов
и транспортных издержек в
системах дистрибьюции товаров;
• рост транспортных тарифов;
• появление и быстрое распространение
концепции маркетинга;
• развитие теории и практики
военной логистики.
СТАНОВЛЕНИЕ
- Интенсивное развитие теоретических основ и практики логистики.
- Философия маркетинга широко распространилась в западных компаниях.
- Пришло понимание того факта, что необходимо изыскивать резервы снижения логистических затрат в дистрибьюции, уровень которых возрастал быстрыми темпами
ПРИНЦИП ОБЩИХ (ТОТАЛЬНЫХ) ЗАТРАТ
В ФИЗИЧЕСКОМ РАСПРЕДЕЛЕНИИ
стал базисом для развития
методологии принятия оптимальных
логистических решений первоначально
в сбыте, а затем и во всей
структуре бизнеса компаний
ПРИНЦИП
ОБЩИХ (ТОТАЛЬНЫХ) ЗАТРАТ
В ФИЗИЧЕСКОМ РАСПРЕДЕЛЕНИИ
возможность так перегруппировать
затраты в физическом распределении,
что общий их уровень в связи
с продвижением товаров от
производителя (торговой компании)
к потребителю уменьшится.
ОБЪЕКТИВНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ
• изменения в моделях потребительского
спроса (развитие олигополистических
рынков);
• давление затрат на производство;
• прогресс в информационно-компьютерных
технологиях;
• изменения в стратегиях
формирования запасов;
• влияние военного опыта.
ЛОГИСТИКА
БИЗНЕС-ЛОГИСТИКА - менеджмент всех видов деятельности,
которые способствуют движению и координации
спроса и предложения на товары в определенном
месте и в заданное время
Совет логистического менеджмента
(Council of Logistics Management – CLM):
ЛОГИСТИКА – широкий диапазон деятельности, связанный
с эффективным движением конечных продуктов
от конца производственной линии к покупателю,
в некоторых случаях включающий движение
сырья от источника снабжения до начала
производственной линии.
К началу 1970-х гг. были сформулированы
фундаментальные принципы бизнес-логистики
(в частности, принципы оптимизации
и координации), и передовые западные
компании начали их успешно
применять на практике
Отличительной чертой 1970-х гг. стало
возрастание конкуренции на фоне
дефицита высококачественных сырьевых
ресурсов.
Значительно выросли общие логистические
затраты
Логистика «шагнула в массы»
РАЗВИТИЕ
максимальное объединение –
интеграция – логистических видов
деятельности в компании, охватывающее
полный функциональный цикл –для
достижения конечной цели бизнеса
с оптимальными затратами ресурсов
Логистика есть процесс планирования,
выполнения и контроля эффективного
с точки зрения снижения затрат
потока запасов сырья, материалов,
незавершенного производства, готовой
продукции, сервиса и связанной
информации от точки зарождения
до точки потребления для целей
полного удовлетворения требований
потребителей.
ГЛОБАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ
1) широкое внедрение персональных
компьютеров (ПК) и революция
в информационных технологиях;
2) глобализация рынка;
3) изменения в государственном
регулировании инфраструктуры экономики;
4) повсеместное распространение
философии всеобщего управления
качеством;
5) расширение партнерства
и стратегических союзов;
6) структурные изменения
в организациях бизнеса.
- логистическая деятельность носит интегрированный характер и простирается от места возникновения до места потребления потока материальных ресурсов и готовой продукции.
- акцентирована важность управления сопутствующей информацией и услугами.
- подчеркнута направленность логистической деятельности на удовлетворение требований клиента
Движущие силы развития
- Особое значение для продвижения идеи логистической интеграции имело бурное развитие и внедрение интегрированных корпоративных информационных систем (КИС) поддержки бизнеса системы класса MRP II, ERP, ERP II, CSRP,
APS и др
- Одной из наиболее важных движущих сил логистических изменений стала широко распространившаяся в западном бизнесе концепция всеобщего управления качеством – TQM (Total Quality Management)
- Бурный рост союзов и альянсов в бизнесе, которые сменили предшествующую практику недоверия, подозрительности и враждебной конкуренции
УПРАВЛЕНИЕ ЦЕПЯМИ ПОСТАВОК
На рубеже XX и XXI вв. интегральная
парадигма логистики породила
новую идеологию управления логистическими
процессами и бизнесом в целом
– Supply Chain Management (SCM) – управление
цепями поставок
это интеграция ключевых бизнес-процессов
(в основном логистических), начинающихся
от конечного пользователя и
охватывающих всех поставщиков
товаров, услуг и информации, добавляющих
ценность для потребителей и
других заинтересованных лиц
Логистика является частью процесса
управления цепями поставок и
представляет собой планирование,
выполнение и контроль эффективности
потока запасов продукции, сервиса
и связанной информации от
точки зарождения до точки
потребления в соответствии с
требованиями потребителей
в организационных структурах
управления западными компаниями
(в основном США и стран ЕС)
появились SCM-департаменты, отделы и
другие структурные подразделения,
и, соответственно, такие должности,
как вице-президент компании по
SCM, интегральные менеджеры, координаторы
и аналитики по управлению
цепями поставок, топ-менеджеры по
планированию и контролю цепей
поставок
ПРИЗНАКИ ЭТАПА
- создание международных логистических систем и глобальных цепей поставок
- ускоренный рост числа логистических компаний, оказывающих клиентам (промышленным, сервисным и торговым фирмам) комплексные логистические услуги по складированию, грузопереработке, транспортировке, таможенному оформлению, управлению запасами
Провайдеры
- логистические операторы, или ЗРL-провайдеры – компании, оказывающие логистические услуги
- новый тип компаний-посредников – 4РL-провайдеры (системные интеграторы цепей поставок), основными функциями которых стали разработка логистических проектов по заказам компаний, формирование и управление интегрированными цепями поставок
ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ НА МИРОВОМ
РЫНКЕ АУТСОРСИНГА В ОБЛАСТИ
ЛОГИСТИКИ
расширение компетенции логистических
посредников в сфере интеграции
и управления цепями поставок
(движение в сторону 4PL- провайдеров);
более частое использование
логистических операторов для
выполнения транзакционных видов
деятельности
увеличение спектра услуг и
технологических возможностей 3 PL-провайдеров;
повышение клиентоориентированности
логистических компаний
консолидация и укрупнение логистических
операторов;
выход посредников на глобальный
рынок;
увеличение длительности контрактов,
заключаемых провайдерами логистических
услуг со своими клиентами.
20
Стадии логистики на предприятии
это готовность, степень привлечения
логистики для решения практических
задач в экономических структурах
1 стадия: нерегулярная
организация и суточным планирование
логистики. Централизация транспортировки
материальных ресурсов и готовой продукции
2 стадия: 1
стадия + централизованное
обслуживание потребителей и обработка
заказов
3 стадия:
2 стадия +
прогнозирование сбыта, реализуется комплекс
маркетинговых мероприятий
4 стадия: внедрение интегрированных маркетинговых
и логистических систем, охватывающих
весь процесс воспроизводства — от получения
заказа до доставки продукции конечным
потребителям.
2. СМЕНА ПАРАДИГМ В ЛОГИСТИКЕ
В историческом ракурсе развития
логистики можно выделить три
парадигмы:
• функциональная;
• ресурсная;
• инновационная.
Парадигма (от греч. paradeigma – пример,
образец) – исходная концептуальная
схема, модель постановки проблем
и их решения, методов исследования,
господствующих в течение определенного
исторического периода в научном
сообществе
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПАРАДИГМА
- В течение определенного времени (период примерно с 1960 по 1985 г.) за логистикой постепенно закреплялись операционные виды деятельности, в частности транспортировка, складирование, грузопереработка, таможенное оформление и страхование грузов
- Отдельные виды логистической деятельности приводили к необходимости создания компаниями собственной инфраструктуры или привлечения к выполнению этой деятельности сторонних организаций – логистических посредников
- Основной задачей было снижение затрат на операционную деятельность при выполнении заданного набора услуг
РЕСУРСНАЯ ПАРАДИГМА
Принцип «общих затрат»: затраты
на логистику и связанные с
ней виды деятельности необходимо
суммировать в логистической
системе (цепи поставок) компании, и
именно эта общая сумма будет
выступать измерителем эффективности
использования ресурсов
Состав общих затрат:
• операционные затраты на
логистику;
• административно-управленческие
и трансакционные затраты;
• затраты, связанные с иммобилизацией
средств в запасах;
• потерянную прибыль (упущенные
продажи) – «фиктивные» затраты
На рубеже XX–XXI вв. передача логистической
деятельности на аутсорсинг стала
для многих компаний таким
же привычным делом, как раньше
использование собственного склада
или транспортного подразделения
Под аутсорсингом (outsourcing) в сфере
логистики понимается использование
услуг сторонней организации
для выполнения одной или нескольких
логистических функций/операций