Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 00:27, курсовая работа
Транспортный комплекс осуществляет доставку продукции потребителям тремя видами транспорта: автомобильным, железнодорожным, воздушным.
Рассчитать изменение следующих основных показателей работы различных видов транспорта в зависимости от инвестиций:
грузооборот;
доход;
фондоотдачу;
рентабельность;
прибыль;
производительность труда;
численность работников;
себестоимость перевозок.
Тема курсового проекта
«Экономическая оценка эффективности финансовых инвестиций в развитие транспортного комплекса»
Задание на курсовой проект
Транспортный комплекс осуществляет доставку продукции потребителям тремя видами транспорта: автомобильным, железнодорожным, воздушным.
Рассчитать изменение следующих основных показателей работы различных видов транспорта в зависимости от инвестиций:
Методические указания
Основная цель курсового проекта — оценка эффективности вложения финансовых средств в основные производственные фонды и в оборотные средства предприятия.
Примечание. Период до инвестирования принимаем за базовый, после инвестирования – за плановый.
Транспортный комплекс осуществляет доставку продукции потребителям различными видами транспорта:
Исходные данные показателей предприятия по видам транспорта представлены в табл. 1.
Таблица 1
№ п/п |
Показатель |
А/Т |
Ж/Д |
В/Т |
1 |
Средняя дальность перевозок, км |
242 |
242 |
342 |
2 |
Основные производственные фонды, млн руб. |
942 |
642 |
3342 |
3 |
Оборотные фонды, млн руб. |
242 |
142 |
642 |
4 |
Численность работников |
942 |
1542 |
642 |
5 |
Эксплуатационные расходы, тыс. руб |
29420 |
26420 |
11420 |
6 |
Удельный вес условно- |
30 |
40 |
20 |
7 |
Доля работников, зависящих от объема работ, % |
70 |
60 |
80 |
8 |
Доходная ставка, 0,01 руб. на 1 ткм |
12 |
8 |
22 |
9 |
Финансовые инвестиции, млн руб.: - в основные производственные фонды; - в оборотные средства |
108 20 |
108 20 |
108 20 |
10 |
Прирост объема перевозок за счет инвестиций, тыс. т |
142 |
142 |
342 |
Грузооборот
– это произведение перевозимых
тонн грузов на среднюю дальность
пути следования. Единица измерения
- тонно-километры.
Грузооборот (Гр) рассчитывается по формуле (1):
Гр = Wпер х l, (1)
где Wпер – общий объем перевозок;
l – средняя дальность перевозок.
Рассчитаем величину грузооборота для всех видов транспорта без учета инвестиций и с учетом прироста объема перевозок за счет инвестиций.
Без учета инвестиций:
Гр (А/Тбаз) = 2042 * 242 = 494164 тыс. т.*км.
Гр (Ж/Дбаз) = 2842 * 242 = 687764 тыс. т.*км.
Гр (В/Тбаз) = 242 * 342 = 82764 тыс. т.*км.
С учетом инвестиций:
Гр (А/Тинв) = 2188 * 242 = 529496 тыс. т.*км.
Гр (Ж/Динв) = 2988 * 242 = 723096 тыс. т.*км.
Гр (В/Тинв) = 588 * 342 = 201096 тыс. т.*км.
Значение величины годового дохода (Д) предприятия, которое получается при транспортировании грузов, определим, используя полученное значение грузооборота, по формуле (2):
Д = Дхставка х Гр, (2)
где Дхставка – ставка дохода, установленная предприятием в денежных единицах на каждую тонну-километр;
Гр – грузооборот предприятия.
Без учета инвестиций:
Д (А/Тбаз) = 0,12 * 494164 = 59299,68 тыс. руб.
Д (Ж/Дбаз) = 0,08 * 687764 = 55021,12 тыс. руб.
Д (В/Тбаз) = 0,22 * 82764 = 18208,08 тыс. руб.
С учетом инвестиций:
Д (А/Тинв) = 0,12 * 529496 = 63539,52 тыс. руб.
Д (Ж/Динв) = 0,08 * 723096 = 57847,68 тыс. руб.
Д (В/Тинв) = 0,22 * 201096 = 44241,12 тыс. руб.
Фондоотдача — это обобщающий показатель использования всей совокупности основных средств. Чем он выше, тем более эффективно они используются, низкий свидетельствует о недостаточном объеме продаж или о слишком высоком уровне капитальных вложений. Его величина в значительной мере зависит от отраслевых особенностей, способов начисления амортизации, оценки активов и других факторов.
На показатель фондоотдачи, выражающий связь между средствами труда и произведенной с их помощью продукции, влияют, с одной стороны, изменение объема и структуры основного капитала, его стоимости, уровня экстенсивного и интенсивного использования, с другой — изменение цен, объема и структуры продукции, степени специализации и кооперирования производства. Комплекс мероприятий по повышению фондоотдачи, разрабатываемый на всех уровнях управления, должен обеспечивать рост объемов производства за счет более полного использования внутрихозяйственных резервов, машин и оборудования, повышения их сменности и производительности, ликвидации простоев, сокращения сроков освоения производственных мощностей. Во всех отраслях промышленности, на каждом предприятии и рабочем месте имеются значительные резервы улучшения использования основных фондов и особенно их активной части. Реализация резервов означает выпуск продукции с наименьшими затратами средств производства на каждую ее единицу, в полном объеме при меньшем количестве производственных фондов. Следует иметь в виду, что фондоотдача может быть выше там, где основные средства больше изношены.
Величина фондоотдачи (Фотдача баз.) определяется как отношение величины дохода к стоимости основных фондов или средств по формуле (3).
Фотдача баз. = Д / Сосн.фондов, (3)
где Д – годовой доход;
Сосн.фондов – стоимость основных фондов.
Рассчитаем величину фондоотдачи предприятия для всех видов транспорта без учета инвестиций и с учетом прироста дохода за счет инвестиций.
Без учета инвестиций:
Фотдача (А/Тбаз) = 59299,68/944000 = 0,063
Фотдача (Ж/Дбаз) = 55021,12 /644000 = 0,085
Фотдача (В/Тбаз) = 18208,08/3344000 = 0,005
С учетом инвестиций:
Фотдача (А/Тинв) = 63539,52/1052000 = 0,06
Фотдача (Ж/Динв) = 57847,68/752000 = 0,077
Фотдача (В/Тинв) = 44241,12 /3452000 = 0,013
Прибыль
(П) – это остаток средств, который
получается вычитанием из доходов фирмы
общей суммы произведенных
П = Д – Э, (4)
где Э – расходы.
Базовая величина прибыли рассчитывается без учета инвестиций, а плановая с учетом инвестиций, т.е. необходимо подставить соответствующие значения Э и Д.
Плановые показатели расходов (с учетом инвестиций) рассчитываются по формулам (5,6,7,8).
Эпл = Рпост + (Эбаз - Рпост) х Кроста, (5)
Рпост
= Эбаз х Кусл.п.расх,
Кусл.п.расх = уд.вес усл.-пост. расх / 100, (7)
Кроста
= Гринвест / Грбаз,
где Эбаз – эксплуатационные расходы базовые;
Эпл - эксплуатационные расходы плановые (с учетом инвестиций);
Рпост – расходы постоянные;
Кроста – показатель роста продукции;
Кусл.п.расх – коэффициент постоянных расходов от общей суммы расходов предприятия.
Сначала
необходимо рассчитать значения коэффициента
роста, затем условно-постоянные расходы
и расходы в планируемом
Окончательно необходимо рассчитать прибыль от грузоперевозок различными видами транспорта без учета инвестиций и с учетом инвестиций.
Кроста (А/Т) = 529496 / 494164 = 1,07
Кроста (Ж/Д) = 723096 / 687764 = 1,05
Кроста (В/Т) = 201096 / 82764 = 2,4
Кусл.п.расх(А/Т) = 30 / 100 = 0,3
Кусл.п.расх(Ж/Д) = 40 / 100 = 0,4
Кусл.п.расх(В/Т) = 20 / 100 = 0,2
Рпост(А/Т) = 29420 * 0,3 = 8826
Рпост(Ж/Д) = 26420 * 0,4 = 10568
Рпост(В/Т) = 11420 * 0,2 = 2284
Эпл(А/Т) = 8826 + (29420 - 8826) * 1,07 = 30861,58
Эпл(Ж/Д) = 10568 + (26420 - 10568) * 1,05 = 27212,6
Эпл(В/Т) = 2284 + (11420 - 2284) * 2,4 = 24210,4
Рассчитаем прибыль от грузоперевозок различными видами транспорта без учета инвестиций и с учетом инвестиций:
Без учета инвестиций:
П(А/Тбаз) = 59299,68 – 29420 = 29879,68
П(Ж/Дбаз) = 55021,12 – 26420 = 28601,12
П(В/Тбаз) = 18208,08 – 11420 = 6788,08
С учетом инвестиций:
П(А/Тинв) = 63539,52 – 29879,68 = 33659,84
П(Ж/Динв) = 57847,68 – 27212,6 = 30635,08
П(В/Тинв) = 44241,12 – 24210,4 = 20030,72
Рентабельность — это относительная величина (комплексный интегральный показатель), выраженная в процентах (или коэффициентом) и характеризующая эффективность применения в производстве ресурсов овеществленного труда или издержек производства. Предприятие, осуществляющее хозяйственную деятельность, заинтересовано не только в получении максимальной прибыли, но и в эффективном использовании вложенных в производство средств, исчисляемых размером прибыли, полученной на одну денежную единицу производственных фондов, капитала, оборота реализованной продукции, инвестиций, текущих издержек производства.
Рассчитаем рентабельность (r) активов, которая является показателем, отражающим способность предприятия использовать оборотный и необоротный капиталы, и свидетельствующий о том, сколько денежных единиц потребовалось для получения одной единицы прибыли.
Эта характеристика применяется для определения уровня конкурентоспособности предприятия и сравнивается на практике с его среднеотраслевым значением.
r = П / (Сосн. фонд + Собор. фонд). (9)
где Сосн. фонд – стоимость основных фондов;
Собор. фонд - стоимость оборотных фондов.
Рассчитать рентабельность активов по всем видам транспорта до инвестирования и после инвестирования.
До инвестирования:
r(А/Тбаз) = 29879,68 / (944000+ 244000) = 0,025
r(Ж/Дбаз) = 28601,12 / (644000+ 144000) = 0,036
r(В/Тбаз) = 6788,08 / (3344000+ 644000) = 0,002
После инвестирования:
r(А/Тинв) = 33659,84 / 1316000 = 0,025
r(Ж/Динв) = 30635,08 / 916000 = 0,033
r(В/Тинв) = 20030,72 / 4116000 = 0,005
Численность работников (Чинвест) транспортного комплекса после инвестирования капитала можно рассчитать по формуле (10)
Чинвест = Чбаз х Др х Кроста / 100 + Чбаз х (100 - Др) / 100, (10)
где Др – доля работников, зависящих от объема работ, %.
Произвести расчеты численности работников транспортной компании в планируемом периоде по всем видам транспорта.
Чинв(А/Т) = 942 * 70 * 1,07 / 100 + 942 * (100 - 70) / 100 = 707 + 283 = 988
Чинв (Ж/Д) = 1542 * 60 * 1,05/ 100 + 1542 * (100 - 60) / 100 = 973 + 617 =1588
Чинв (В/Т) = 642 * 80 * 2,4 / 100 + 642 * (100 - 80) / 100 = 1236 + 128 =1361
Для того чтобы определить производительность труда следует определить в первую очередь, что же такое производительность вообще. Производительность в общем смысле — это показатель среднего объема продукта или реальной продукции на единицу затраченных ресурсов. Например, средний объем труда или выработка одного рабочего за час.
В свою очередь, производительность труда — это общий объем продукции, деленный на количество затраченного на ее производство трудовых ресурсов.
Производительность труда
А = Доход/численность рабочих (руб./чел.); (11)
в натуральном выражении:
А = Грузооборот/численность
В стоимостном выражении:
Без учета инвестиций:
А (А/Тбаз) = 59299,68/942 = 62,9 тыс. руб/чел.
А (Ж/Дбаз) = 55021,12/1542 = 35,7 тыс. руб/чел.
А (В/Тбаз) = 18208,08 /642 = 28,3 тыс. руб/чел.
С учетом инвестиций:
А (А/Тинв) = 63539,52 /988 = 64,3 тыс. руб/чел.
А (Ж/Динв) = 57847,68 /1588 = 36,4 тыс. руб/чел.
А (В/Тинв) = 44241,12 /1361 = 32,5 тыс. руб/чел.
В натуральном выражении:
Без учета инвестиций:
А (А/Тбаз) = 494164/942 = 524,6 тыс. т.км /чел.
А (Ж/Дбаз) = 687764 /1542 = 446 тыс. т.км /чел.
А (В/Тбаз) = 82764/642 = 128,9 тыс. т.км /чел.
С учетом инвестиций:
А (А/Тинв) = 529496/988 = 535,9 тыс. т.км /чел.
А (Ж/Дбаз) = 723096 /1588 = 455,3 тыс. т.км /чел.
А (В/Тинв) = 201096 /1361 = 147,7 тыс. т.км /чел.
Себестоимость перевозок – это те расходы, которые затрачивает транспортный комплекс на каждую тонну за километр пути. Рассчитать себестоимость перевозок по всем видам транспорта без учета инвестиций и с учетом инвестиций, формулы (13,14).
Sбаз
= Эбаз / Грбаз,
Sинвест = Эпл / Гринв. (14)
Без учета инвестиций: