История развития логистики

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 16:28, доклад

Краткое описание

Исторически логистика развивалась как военная дисциплина. Здесь термин известен с 9 века нашей эры (Византия), обозначая, в основном, четкую, слаженную работу тыла по обеспечению войск всем необходимым, то есть работу, которая является значимым составляющим боевого успеха

Файлы: 1 файл

Конспект.docx

— 31.43 Кб (Скачать)

История развития логистики

Исторически логистика развивалась  как военная дисциплина. Здесь  термин известен с 9 века нашей эры (Византия), обозначая, в основном, четкую, слаженную  работу тыла по обеспечению войск  всем необходимым, то есть работу, которая  является значимым составляющим боевого  успеха

По сути, это была наука и практика управления материальными потоками в военной  области.

Логистический подход широко применялся во время Второй мировой войны, особенно американской армией. Большой англо-русский словарь и сегодня приводит слово «logistics» как; воен. 1) тыл и снабжение, 2) материально-техническое обеспечение, 3) организация и осуществление работы тыла.

Другое направление  в развитии логистики - экономическое. Здесь под логистикой понимается научно-практическое направление хозяйствования, заключающееся в эффективном  управлении материальными и связанными с ними информационными и финансовыми  потоками в сферах производства и  обращения.

Началом широкого использования логистики в экономике  можно считать 60-70 годы XX века.

Несмотря  на определенные различия, которые  вкладывались в понятия логистики  в каждом из названных направлений, оба они выделяют общий и в  совокупности специфичный признак: согласованность, рациональность и  точный расчет.

Задачи логистики

Как наука логистика ставит и  решает следующие задачи:

•  Прогноз спроса и, на его основе, планирование запасов;

•  Определение необходимой мощности производства и транспорта;

        •  Разработка научных принципов  распределения готовой продукции  на основе 

           оптимального управления материальными  потоками;

       •   Разработка научных основ  управления перегрузочными процессами  и 

           транспортно-складскими операциями  в пунктах производства и у  

           потребителей;

       •   Построение различных вариантов  математических моделей 

           функционирования логистических  систем;

       •  Разработка методов совместного планирования, снабжения,

           производства, складирования, сбыта  и отгрузки готовой продукции,  а      

           также ряд других задач.

     Главная цель логистики определяется как нужная продукция в нужном месте в нужное время при нужных затратах и в нужном состоянии.

 

Главные причины резкого возрастание интереса к логистической идее, заключается в следующем:

      •  Превращение рынка продавца в рынок покупателя;

                • Обеспечение конкурентных преимуществ логистически организованных

                    материалопроизводящих систем за счет снижения себестоимости продукции и

                    улучшения качества поставок;

                • Энергетический кризис;

                • Научно-технический прогресс и, в первую очередь, компьютеризация

                    управления.

 

Логистика (от греческого слова «logistike», что означает искусство вычислять, рассуждать) - это наука о планировании, организации, управлении, контроле и регулировании движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя.

Виды (области) логистики:

  • закупочная логистика (логистика, связанная с обеспечением производства материалами)
  • производственная логистика (выработка продукции из сырья)
  • сбытовая (маркетинговая, или распределительная, логистика)
  • транспортная логистика (которая, в сущности, является составной частью каждого из трех видов логистики).
  • Информационная или компьютерная (сбор данных о товарном потоке, их передачу, обработку и систематизацию с выдачей информации)

В логистической цепи, т.е. цепи, по которой проходят товарный и информационный потоки от поставщика до потребителя, выделяются следующие главные звенья:

  • поставка материалов, сырья и полуфабрикатов;
  • хранение продукции и сырья;
  • производство товаров;
  • распределение (включая отправку товаров со склада готовой продукции);
  • потребление готовой продукции;

Каждое звено  логистической цепи включает свои элементы (запасы, складирование, кадры, сервис в логистике).

Макрологистика решает вопросы, связанные с анализом рынка поставщиков и потребителей, выработкой общей концепции распределения, размещением складов на полигоне обслуживания, выбором вида транспорта и транспортных средств, организацией транспортного процесса, рациональных направлений материальных потоков, пунктов поставки сырья, материалов и полуфабрикатов, с выбором транзитной или складской схемы доставки товаров.

Микрологистика решает локальные вопросы в рамках отдельных звеньев и элементов логистики. Примером может служить внутрипроизводственная логистика, когда в пределах предприятия планируются различные логистические операции, такие, как транспортно-складские, погрузочно-разгрузочные и др. Микрологистика обеспечивает операции по планированию, подготовке, реализации и контролю над процессами перемещения товаров внутри промышленных предприятий.

 

Система взглядов на совершенствование  хозяйственной деятельности путем  рационализации управления материальными  потоками является концепцией логистики.

Охарактеризуем ее основные положения.

1. Реализация  принципа системного подхода.

Материальные потоки в экономике  складываются в результате действий многих участников, каждый из которых  вообще-то преследует свою собственную  цель. Если участники смогут согласовать  свою деятельность в целях рационализации совместного объекта управления - сквозного материального потока, то они все вместе получат существенный экономический выигрыш.

Для решения этой задачи необходимо с системных позиций подходить  к выбору техники, к проектированию взаимоувязанных технологических  процессов на различных участках движения материалов, к вопросам согласования зачастую противоречивых экономических  интересов и к другим вопросам, касающимся организации материальных потоков.

     2. Учет логистических  издержек на протяжении всей  логистической цепи.

     Одна из основных задач логистики - управление затратами по доведению материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя. Однако управлять затратами можно лишь в том случае, если их можно точно измерять. Поэтому системы учета издержек производства и обращения участников логистических процессов должны выделять затраты, возникающие в процессе реализации функций логистики, формировать информацию о наиболее значимых затратах, а также о характере их взаимодействия друг с другом. При соблюдении названного условия появляется возможность использовать важный критерий оптимального варианта логистической системы - минимум совокупных издержек на протяжении всей логистической цепи.

3. Отказ от выпуска универсального  технологического и подъемно-транспортного  оборудования. Использование оборудования  соответствующего, в основном, конкретным  условиям.

Универсальное оборудование, как правило, проигрывает  оборудованию, созданному специально для выполнения этой операции. Однако нужно отметить, что оптимизация  потоковых процессов за счет использования  оборудования, отвечающего конкретным условиям работы, возможна лишь в условиях массового выпуска и использования  широкой номенклатуры разнообразных  средств производства. Иными словами, для того, чтобы применить логистический подход к управлению материальными потоками, общество должно иметь достаточно высокий уровень научно-технического развития.

4. Гуманизация технологических процессов, создание современных условий труда.

Одним из значимых элементов логистических систем являются кадры, то есть специально обученный персонал, способный с необходимой степенью ответственности выполнять свои функции. Однако, если нет современных условий труда и перспектив карьеры, то нет и дисциплинированного, дееспособного, квалифицированного персонала, а значит элемент «кадры» в логистической системе будет, так называемым «узким местом».

5. Развитие логистического сервиса.

Нишу на рынке  можно занять:

• Повышая качество товара;

• Выпуская новый товар;

• Повышая уровень логистического сервиса.

Применение первых двух стратегий  объективно ограничено необходимостью больших капитальных вложений. Третий путь гораздо дешевле. Поэтому все  большее число предпринимателей обращается к логистическому сервису как средству повышения конкурентоспособности.

6. Способности  логистической системы к адаптации  в условиях неопределенности  окружающей среды. 

Появление большого количества разнообразных  товаров и услуг повышает степень  неопределенности спроса на них, обусловливает  резкие колебания качественных и  количественных характеристик материальных потоков, проходящих через логистические  системы. В этих условиях способность  логистических систем адаптироваться к изменениям внешней среды является существенным фактором устойчивого  положения на рынке.

 

1.4. Задачи службы логистики с другими службами предприятия

Логистический подход к функциональному планированию на предприятии предполагает выделение специальной логистической службы, которая должна управлять материальным потоком, начиная от формирования договорных отношений с поставщиком и заканчивая доставкой покупателю готовой продукции.

ЛОГИСТИКА И МАРКЕТИНГ. Наиболее существенная взаимосвязь у логистики с маркетингом. Выделим следующие задачи, решаемые на предприятии службой маркетинга:

1. Анализ окружающей среды и  рыночные исследования;

2. Анализ потребителей;

3. Планирование  товара, определение ассортиментной  специализации             производства;

   4. Планирование услуг, оптимизация  рыночного поведения по наивыгоднейшему сбыту услуг.

Если первые две задачи могут решаться службой  маркетинга без участия службы логистики, то задачи третья и четвертая должны решаться совместно.

Таким образом, логистику можно рассматривать  как инструмент реализации стратегии  маркетинга.

ЛОГИСТИКА И ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВА. Служба логистики на предприятии тесно взаимодействует с планированием производства. Это обусловлено тем, что производство зависит от своевременной доставки сырья, материалов, комплектующих частей в определенном количестве и определенного качества. Соответственно, служба логистики предприятия, обеспечивающая прохождение сквозного материального потока должна участвовать в принятии решений о запуске продукции в производство, так как обеспечивать производство ресурсами придется ей.

Управляя материальными потоками в процессе реализации, и имея, исчерпывающую  информацию о рынке сбыта, служба логистики, естественно, должна участвовать  в формировании графиков выпуска  готовой продукции.

Определение оптимального уровня качества, а также контроль за его соблюдением - также совместная задача службы логистики предприятия и службы планирования производства.

ЛОГИСТИКА И ФИНАНСЫ. Деятельность по управлению материальными потоками на предприятии, как правило, сопряжена с большими расходами. Соответственно деятельность службы логистики тесно связана с деятельностью службы финансов. Совместные решения служб логистики и финансов принимаются также при закупках оборудования для обеспечения логистических процессов. Совместно осуществляются контроль и управление транспортными, а также складскими затратами.

 

Этапы развития логистического подхода

ПЕРВЫЙ ЭТАП - 60-е годы, характеризуется использованием логистического подхода для управления материальными потоками в сфере обращения. В этот период начинает приходить понимание двух ключевых положений:

  1. Существующие как бы отдельно потоки материалов в производстве, хранении и транспортировании могут быть взаимосвязаны единой системой управления.
  2. Интеграция отдельных функций физического распределения материалов может дать существенный экономический эффект.

На первом этапе развития логистики транспорт  и склад, прежде связанные лишь операцией  погрузки или разгрузки, приобретают  тесные взаимные связи. Они начинают работать на один экономический результат  по единому графику и по единой согласованной технологии. Тара, в  которой отгружается груз, выбирается с учетом применяемого транспорта, и свою очередь характеристики перевозимого груза определяют выбор транспорта. Совместно решаются и другие задачи по организации транспортно-складского процесса.

ВТОРОЙ ЭТАП  в развитии логистики приходится на 80-е годы 20 века. В этот период интеграционная основа логистики расширилась  и стала охватывать производственный процесс.

С точки зрения развития логистики 80-е годы характеризуются  следующим:

         •     Быстрый рост стоимости  физического распределения;

                    •  Рост профессионализма менеджеров, осуществляющих управление                               логистическими процессами;

•    Долгосрочное планирование в области  логистики;

                    • Широкое использование компьютеров  для сбора информации и                                контроля за логистическими процессами;

•    Централизация физического распределения;

•    Резкое сокращение запасов в материалопроизводящих цепях;

•    Четкое определение действительных издержек распределения;

Информация о работе История развития логистики