Жизнь и творчество Маяковского

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2011 в 12:04, доклад

Краткое описание

Влади́мир Влади́мирович Маяко́вский (7 (19) июля 1893, Багдади, Кутаисская губерния — 14 апреля 1930, Москва) — советский поэт, драматург, киносценарист, кинорежиссёр, киноактёр,

Оглавление

1) Биография
2) Творчество
3) Маяковский в кинематографе
4) Интересные факты

Файлы: 1 файл

ДОКЛАД.docx

— 214.03 Кб (Скачать)

С 15 по 17 апреля через зал Клуба писателей, где  был выставлен гроб с телом  поэта, прошло сто пятьдесят тысяч  человек. 17 апреля состоялся траурный митинг и похороны.

В декабре 1935 года И. Сталин признал В. Маяковского  классиком советской литературы. 

Творчество 

Раннее творчество Маяковского было экспрессивно и метафорично («Пойду рыдать, что перекрёстком распяты  городовые», «А вы могли бы?»), сочетало энергию митинга и демонстрации с лиричнейшей камерностью («Скрипка издёргалась упрашивая»), ницшеанское богоборчество и тщательно замаскированное в душе религиозное чувство («Я воспевающий машину и Англию / Может быть просто / В самом обыкновенным Евангелии / Тринадцатый апостол»).

По признанию  поэта, всё началось со строки Андрея Белого «В небеса запустил ананасом». Давид Бурлюк познакомил молодого поэта с поэзией Рембо, Бодлера, Верлена, Верхарна, но решающее воздействие оказал свободный стих Уитмена. Маяковский не признавал традиционные стихотворные размеры, он придумывал для своих стихов ритм; полиметрические композиции объединяются стилем и единой синтаксической интонацией, которая задаётся графической подачей стиха: сперва разделением стиха на несколько строк, записываемых в столбик, а с 1923 года знаменитой «лесенкой», которая стала «визитной карточкой» Маяковского. Лесенка помогала Маяковскому заставить читать его стихи с правильной интонацией, так как запятых иногда было недостаточно.

После 1917 года Маяковский резко увеличил производительность поэтического труда, творил в ритме  побеждающего социализма, за пять предреволюционных  лет им написан один том стихов и прозы, за двенадцать послереволюционных лет — одиннадцать томов. Например, в 1928 году он написал 125 стихотворений  и пьесу. До половины времени проводил в разъездах по Союзу и за рубежом. В поездках порою проводил по 2-3 выступления в день (не считая участия в диспутах, собраниях конференциях и т. д.) Однако впоследствии в работах Маяковского стали появляться тревожные и беспокойные мысли, чувствоваться опасение за Советскую Республику, автор изобличает пороки нового общества, недостатки нового строя (от стихотворения «Прозаседавшиеся», 1922, до пьесы «Баня», 1929). Считается, что в середине 1920-х годов он начал разочаровываться в социалистическом строе, т. н. его заграничные поездки воспринимают как попытки убежать от себя, в поэме «Во весь голос» присутствует строчка «роясь в сегодняшнем окаменевшем говне» (в подкорректированном цензурой варианте — «дерьме»). Хотя стихи, проникнутые официальной бодростью, в том числе посвящённые коллективизации, продолжал создавать до последних дней. Ещё одна особенность поэта — сочетание пафосности и лиричности с ядовитейшей Щедринской сатирой. Лирическая сторона Маяковского раскрылась в «Неоконченном» (1928—1930)…

Пускай  седины обнаруживает стрижка и бритье

Пусть серебро годов  вызванивает

уймою

Надеюсь верую вовеки не придет

Ко  мне позорное благоразумие! 

Ты  посмотри какая в мире тишь,

Ночь  обложила небо звездной данью.

В такие вот часы встаешь и говоришь

Векам, истории и мирозданию.

Маяковский, оказал большое влияние  на поэзию XX века. Особенно на С. Кирсанова, А. Вознесенского, Е. Евтушенко, Р. Рождественского, К. Кедрова, а также внёс немалый вклад в детскую поэзию. 

Покончил жизнь  самоубийством (застрелился) 14 апреля 1930 года. В своё время было много  слухов, что это было убийство, но в 1990-х годах была проведена экспертиза на основе вещей Маяковского, хранящихся в его музее, пришедшая к выводу, что стрелял он сам. Впрочем, никакая  экспертиза не может быть стопроцентно достоверной. Версию самоубийства решительно отвергал Николай Асеев, прокричавший прямо с трибуны: «Тут что-то не так! Его убили». Непонятны действия спецслужб  вокруг гибели поэта. Через десять дней после допроса последней любви  поэта Вероники Полонской расстрелян следователь, ведший расследование. Вопросов и гипотез тут больше, чем достоверных  фактов. В предсмертной записке поэт прощается с жизнью и причины  ухода отнюдь не политические: «любовная  лодка разбилась о быт». Девяностолетняя  переводчица «Дневника Анны Франк» Рита Райт-Ковалёва сказала о поэте: «Он был нежен!». 

По воспоминаниям  В. П. Катаева и Ю. К. Олеши, последний день Маяковского восстановлен чуть ли не поминутно. Писатели присутствовали в его квартире сразу после трагического выстрела и свидетельствуют, что служащими ОГПУ прямо в спальне был изъят мозг Маяковского для передачи в институт мозга с целью установления биологической природы гениальности. 

Маяковский бесстрашно обратился к потомкам, в далёкое  будущее, уверенный, что его будут  помнить через сотни лет:

Мой стих трудом громаду  лет прорвёт

И явится весомо, грубо, зримо,

Как в наши дни вошёл  водопровод,

Сработанный ещё рабами Рима! 
 
 
 

Маяковский  в кинематографе 
 

В 1918 году Маяковский написал сценарий для фильма «Не  для денег родившийся»[7] по мотивам  романа Джека Лондона «Мартин  Иден». Поэт сам сыграл главную роль Ивана Нова. Не сохранилось ни одной копии этого фильма.

1918 год — Барышня  и хулиган. Режиссёры фильма  Владимир Маяковский и Евгений  Славинский. В основе сюжета рассказ  Эдмонда д’Амичиса «Учительница рабочих». Сценарий Владимира Маяковского, в заглавных ролях — он и Александра Ребикова.

1928 год — Октябрюхов и Декабрюхов. Сценарий этой эксцентрической комедии был написан Владимиром Маяковским к десятилетию Октябрьской Революции.

1970 год — Барышня  и хулиган, телефильм-балет на  основе сценария 1918 года режиссёра  Аполлинария Дудко.

1975 год — Маяковский  смеётся, или Клоп-75. Фильм-коллаж  режиссёра Сергея Юткевича снят  по пьесе «Клоп» и сценарию  «Позабудь про камин» Владимира  Маяковского. 

В кино образ  поэта в разное время воплотили  актёры:

Анатолий Котенёв (Дежа вю, 1988)

Евгений Дятлов (телесериал «Есенин», 2005) 

Интересные  факты 

Выдержка из книги «Маяковский едет по Союзу» (Павел Ильич Лавут, изд. «Советская Россия», Москва — 1969, стр. 138, 8Р2 Л13):

В воскресенье, на розвальнях отправились смотреть могилу последнего русского царя. <…> Побывали и в доме, где  был расстрелян Романов.

Читая потом  «Император», написанное под впечатлением этих экскурсий, поэт говорил:

  — Конечно, как  будто ничего особенного  — посмотреть  могилу царя. <…>  Но мне важно  дать ощущение  того, что ушла  от нас вот здесь  лежащая последняя  гадина последней династии, столько крови выпившей в течение столетий.

Когда Маяковский ввёл в употребление свою знаменитую стихотворную «лесенку», коллеги-поэты  обвиняли его в жульничестве —  ведь поэтам тогда платили за количество строк, и Маяковский получал в 2-3 раза больше за стихи аналогичной  длины.

Песня «Маяк» группы Сплин — музыка, наложенная на стихи  Маяковского «Лиличке!»

Однажды при  Маяковском обсуждалась какая-то книга, и один из присутствующих сказал о  ней: 

«Жизнь как  она есть». Маяковский моментально  отреагировал: «А кому она такая  нужна?»

Информация о работе Жизнь и творчество Маяковского