Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2011 в 12:04, доклад
Влади́мир Влади́мирович Маяко́вский (7 (19) июля 1893, Багдади, Кутаисская губерния — 14 апреля 1930, Москва) — советский поэт, драматург, киносценарист, кинорежиссёр, киноактёр,
1) Биография
2) Творчество
3) Маяковский в кинематографе
4) Интересные факты
С 15 по 17 апреля через зал Клуба писателей, где был выставлен гроб с телом поэта, прошло сто пятьдесят тысяч человек. 17 апреля состоялся траурный митинг и похороны.
В декабре 1935 года
И. Сталин признал В. Маяковского
классиком советской
Творчество
Раннее творчество Маяковского было экспрессивно и метафорично («Пойду рыдать, что перекрёстком распяты городовые», «А вы могли бы?»), сочетало энергию митинга и демонстрации с лиричнейшей камерностью («Скрипка издёргалась упрашивая»), ницшеанское богоборчество и тщательно замаскированное в душе религиозное чувство («Я воспевающий машину и Англию / Может быть просто / В самом обыкновенным Евангелии / Тринадцатый апостол»).
По признанию поэта, всё началось со строки Андрея Белого «В небеса запустил ананасом». Давид Бурлюк познакомил молодого поэта с поэзией Рембо, Бодлера, Верлена, Верхарна, но решающее воздействие оказал свободный стих Уитмена. Маяковский не признавал традиционные стихотворные размеры, он придумывал для своих стихов ритм; полиметрические композиции объединяются стилем и единой синтаксической интонацией, которая задаётся графической подачей стиха: сперва разделением стиха на несколько строк, записываемых в столбик, а с 1923 года знаменитой «лесенкой», которая стала «визитной карточкой» Маяковского. Лесенка помогала Маяковскому заставить читать его стихи с правильной интонацией, так как запятых иногда было недостаточно.
После 1917 года Маяковский резко увеличил производительность поэтического труда, творил в ритме побеждающего социализма, за пять предреволюционных лет им написан один том стихов и прозы, за двенадцать послереволюционных лет — одиннадцать томов. Например, в 1928 году он написал 125 стихотворений и пьесу. До половины времени проводил в разъездах по Союзу и за рубежом. В поездках порою проводил по 2-3 выступления в день (не считая участия в диспутах, собраниях конференциях и т. д.) Однако впоследствии в работах Маяковского стали появляться тревожные и беспокойные мысли, чувствоваться опасение за Советскую Республику, автор изобличает пороки нового общества, недостатки нового строя (от стихотворения «Прозаседавшиеся», 1922, до пьесы «Баня», 1929). Считается, что в середине 1920-х годов он начал разочаровываться в социалистическом строе, т. н. его заграничные поездки воспринимают как попытки убежать от себя, в поэме «Во весь голос» присутствует строчка «роясь в сегодняшнем окаменевшем говне» (в подкорректированном цензурой варианте — «дерьме»). Хотя стихи, проникнутые официальной бодростью, в том числе посвящённые коллективизации, продолжал создавать до последних дней. Ещё одна особенность поэта — сочетание пафосности и лиричности с ядовитейшей Щедринской сатирой. Лирическая сторона Маяковского раскрылась в «Неоконченном» (1928—1930)…
Пускай седины обнаруживает стрижка и бритье
Пусть серебро годов вызванивает
уймою
Надеюсь верую вовеки не придет
Ко
мне позорное благоразумие!
Ты посмотри какая в мире тишь,
Ночь обложила небо звездной данью.
В такие вот часы встаешь и говоришь
Векам, истории и мирозданию.
Маяковский, оказал большое влияние
на поэзию XX века. Особенно на С. Кирсанова,
А. Вознесенского, Е. Евтушенко, Р. Рождественского,
К. Кедрова, а также внёс немалый вклад
в детскую поэзию.
Покончил жизнь
самоубийством (застрелился) 14 апреля
1930 года. В своё время было много
слухов, что это было убийство, но
в 1990-х годах была проведена экспертиза
на основе вещей Маяковского, хранящихся
в его музее, пришедшая к выводу,
что стрелял он сам. Впрочем, никакая
экспертиза не может быть стопроцентно
достоверной. Версию самоубийства решительно
отвергал Николай Асеев, прокричавший
прямо с трибуны: «Тут что-то не так!
Его убили». Непонятны действия спецслужб
вокруг гибели поэта. Через десять дней
после допроса последней любви
поэта Вероники Полонской расстрелян
следователь, ведший расследование. Вопросов
и гипотез тут больше, чем достоверных
фактов. В предсмертной записке поэт
прощается с жизнью и причины
ухода отнюдь не политические: «любовная
лодка разбилась о быт». Девяностолетняя
переводчица «Дневника Анны Франк»
Рита Райт-Ковалёва сказала о поэте:
«Он был нежен!».
По воспоминаниям
В. П. Катаева и Ю. К. Олеши, последний
день Маяковского восстановлен чуть ли
не поминутно. Писатели присутствовали
в его квартире сразу после трагического
выстрела и свидетельствуют, что служащими
ОГПУ прямо в спальне был изъят мозг Маяковского
для передачи в институт мозга с целью
установления биологической природы гениальности.
Маяковский бесстрашно обратился к потомкам, в далёкое будущее, уверенный, что его будут помнить через сотни лет:
Мой стих трудом громаду лет прорвёт
И явится весомо, грубо, зримо,
Как в наши дни вошёл водопровод,
Сработанный
ещё рабами Рима!
Маяковский
в кинематографе
В 1918 году Маяковский написал сценарий для фильма «Не для денег родившийся»[7] по мотивам романа Джека Лондона «Мартин Иден». Поэт сам сыграл главную роль Ивана Нова. Не сохранилось ни одной копии этого фильма.
1918 год — Барышня и хулиган. Режиссёры фильма Владимир Маяковский и Евгений Славинский. В основе сюжета рассказ Эдмонда д’Амичиса «Учительница рабочих». Сценарий Владимира Маяковского, в заглавных ролях — он и Александра Ребикова.
1928 год — Октябрюхов и Декабрюхов. Сценарий этой эксцентрической комедии был написан Владимиром Маяковским к десятилетию Октябрьской Революции.
1970 год — Барышня и хулиган, телефильм-балет на основе сценария 1918 года режиссёра Аполлинария Дудко.
1975 год — Маяковский
смеётся, или Клоп-75. Фильм-коллаж
режиссёра Сергея Юткевича
В кино образ поэта в разное время воплотили актёры:
Анатолий Котенёв (Дежа вю, 1988)
Евгений Дятлов
(телесериал «Есенин», 2005)
Интересные
факты
Выдержка из книги «Маяковский едет по Союзу» (Павел Ильич Лавут, изд. «Советская Россия», Москва — 1969, стр. 138, 8Р2 Л13):
В воскресенье, на розвальнях отправились смотреть могилу последнего русского царя. <…> Побывали и в доме, где был расстрелян Романов.
Читая потом «Император», написанное под впечатлением этих экскурсий, поэт говорил:
— Конечно, как будто ничего особенного — посмотреть могилу царя. <…> Но мне важно дать ощущение того, что ушла от нас вот здесь лежащая последняя гадина последней династии, столько крови выпившей в течение столетий.
Когда Маяковский ввёл в употребление свою знаменитую стихотворную «лесенку», коллеги-поэты обвиняли его в жульничестве — ведь поэтам тогда платили за количество строк, и Маяковский получал в 2-3 раза больше за стихи аналогичной длины.
Песня «Маяк» группы Сплин — музыка, наложенная на стихи Маяковского «Лиличке!»
Однажды при
Маяковском обсуждалась какая-то книга,
и один из присутствующих сказал о
ней:
«Жизнь как она есть». Маяковский моментально отреагировал: «А кому она такая нужна?»