Жанровое своеобразие и особенности проблематики пьесы М.Горького «На дне»

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 01:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – исследовать проблему деградации личности на примере пьесы Горького «На дне».
Предметом исследования является драма Горького «На дне» (1902 г.).
Объектом исследования выступает художественное изображение обездоленных людей, которые под влиянием экономического гнета опустились «на дно» жизни.
Задачи исследования:
- охарактеризовать русскую реалистическую литературу конца XIX – начала XX веков;
- обозначить значение творчества М.Горького в литературе эпохи реализма;
- определить особенности проблематики в пьесе;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….…3
ГЛАВА I МЕСТО ТВОРЧЕСТВА М.ГОРЬКОГО В РУССКОЙ РЕАЛИСТИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ КОН.19- НАЧ.20 ВВ……….….4
1.1 Общая характеристика русской реалистической литературы 1890-1910-х гг..….................................................................4
1.2 Творчество Максима Горького………………….…….….8

ГЛАВА II ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ И ОСОБЕННОСТИ ПРОБЛЕМАТИКИ ПЬЕСЫ М.ГОРЬКОГО «НА ДНЕ»…………..….13
1.1 История создания и судьба пьесы «На дне» …………..13
1.2 «На дне» - пьеса об обездоленных людях……………...16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………..….......22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………….….………23

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ.doc

— 124.50 Кб (Скачать)


23

 

Министерство образования и науки Украины

Севастопольская городская государственная администрация

Севастопольский городской гуманитарный университет

Филологический факультет

 

 

кафедра русского языка и зарубежной литературы

 

 

 

Жанровое своеобразие и особенности проблематики

пьесы М.Горького «На дне»

 

 

 

 

 

 

 

                                                               курсовая работа по

                                                                           дисциплине ИРЛ 19-20 вв.

                                                                                  студентки группы АР-3

                                                             Зацепиной Анны

 

                                                                        научный  руководитель

                                                        Миленко В.Д.

 

 

Севастополь 2010

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….…3

ГЛАВА I МЕСТО ТВОРЧЕСТВА М.ГОРЬКОГО В РУССКОЙ РЕАЛИСТИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ КОН.19- НАЧ.20 ВВ……….….4

1.1  Общая характеристика русской реалистической литературы 1890-1910-х гг..….................................................................4           

1.2  Творчество Максима Горького………………….…….….8

 

ГЛАВА II ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ И ОСОБЕННОСТИ ПРОБЛЕМАТИКИ ПЬЕСЫ М.ГОРЬКОГО «НА ДНЕ»…………..….13

                 1.1 История создания и судьба пьесы «На дне» …………..13

                 1.2 «На дне» - пьеса об обездоленных людях……………...16

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………..….......22

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………….….………23


ВВЕДЕНИЕ

   Данная работа посвящена жанровому своеобразию и особенности проблематики пьесы Горького «На дне». Эта пьеса является огромной ценностью в сокровищнице русской литературы. Уже в названии заложен огромный смысл. Люди, которые попали на дно, уже никогда не поднимутся к свету, к новой жизни. По данной проблеме можно отметить литературоведческие исследование советского критика и специалиста по творчеству М.Горького Б.А. Бялика «М.Горький – драматург»,  И.А. Груздева «Максим Горький»,  советского литературоведа Е.Б. Тагера «Творчество Горького советской эпохи».

  Цель работы – исследовать проблему деградации личности на примере пьесы Горького «На дне».

  Предметом исследования является драма Горького «На дне» (1902 г.).

Объектом исследования выступает художественное изображение обездоленных людей, которые под влиянием экономического гнета опустились «на дно» жизни.

  Задачи исследования:

   - охарактеризовать русскую реалистическую литературу конца XIX – начала XX веков;

  -  обозначить значение творчества М.Горького в литературе эпохи реализма;

   - определить особенности проблематики в пьесе;

   - исследовать жанровое своеобразие пьесы «На дне».

   Курсовая работа состоит из введения, двух глав («Место творчества М.Горького в русской реалистической литературе кон.19 - нач. 20 вв. », «Жанровое своеобразие и особенности проблематики пьесы М.Горького «На дне»»), заключения и списка использованной литературы общим объемом 23 страницы.


ГЛАВА I

МЕСТО ТВОРЧЕСТВА М.ГОРЬКОГО В РУССКОЙ РЕАЛИСТИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ КОН.XIX- НАЧ.XX ВВ.

1.1 Общая характеристика русской реалистической

литературы 1890-1910-х гг.

   Вторая половина 90‑х гг. XIX века показала, что пора уныния, пессимизма, проповеди «малых дел» в качестве жизненной программы миновала. В соответствии с изменением исторической действительности, которая бурно напоминала о себе ростом рабочего движения, крестьянскими волнениями, студенческими выступлениями, все больше приобретавшими политическую окраску, русское общество было охвачено ожиданием коренных перемен в жизни страны.

  Подъем настроения был характерен для большинства писателей, особенно молодых. Литература конца 1890‑х – начала 1900‑х гг. показывала читателю потрясенную в социальных, нравственных, бытовых основах жизнь огромной России в эпоху подготовки и свершения первой русской революции.

    Образ человека реалистической литературы существовал в конкретно‑типизированном мире. Сюжетно-тематический план литературы был тесно связан с актуальными проблемами социально-исторической действительности. При бесчисленном многообразии ведущих мотивов магистральными темами были темы деревни, труда и капитала, быта, поисков миропонимания и новых жизненных путей. В сравнении с литературой XIX века в их трактовке появились существенно новые аспекты.

   Огромное влияние на общественное сознание оказали события 1891–1892 гг. – голод, охвативший ряд губерний, и сопутствовавшие ему эпидемии холеры и тифа. «Кризис деревни» (В. И. Ленин) по-новому заставил взглянуть на её состояние: понять неизбежность ее классового расслоения, обезземеливания и разорения бедного крестьянства, а также несостоятельность попыток изжить беспросветную нищету и разруху путем переселения части крестьянских семей в необжитые районы страны. Это вело к еще большей нищете и бесправию.

   Мотивы «неотвратимости» развития капитализма и «ужасности» его воздействия на человека были характерны для всей реалистической литературы 90‑х гг.

   В «социологической» ветви художественной литературы этого времени человек изображался не только и не столько как индивидуальность, сколько – и по преимуществу – как атом, частичка природного и общественного бытия. Значительное место среди реалистов социологического направления в 80‑х и 90‑х гг. принадлежало Д.Н. Мамину‑Сибиряку. Жизнь героев Мамина – это хаос общественных возвышений и падений, стихийность индивидуального бытия, крушение личных судеб.

      В развитии социологического течения в русской литературе значительную роль сыграло творчество европейских натуралистов, и прежде всего Э. Золя. Особенно большим вниманием на рубеже веков пользовались зарубежные романы, повести и драмы революционной направленности из жизни рабочих, так как отечественная литература еще не создала подобных произведений и переводы восполняли этот пробел. Роман Э. Золя «Жерминаль», пьесы Г. Гауптмана «Ткачи» и О. Мирбо «Дурные пастыри» широко использовались в целях революционной пропаганды и были включены в программу занятий социал-демократических рабочих кружков. Осмысление революционности рабочих в качестве объективного закона истории возникнет в русской литературе в канун и в момент революции 1905 г., в 90‑е же годы многие писатели делали акцент на другом.

   Писатели, которые вошли в литературу в конце 80‑х – начале 90‑х гг., в изображении капитализма были верны аналитическому методу и объективному тону повествования, но у них было нечто отличное от тональности и стилистики их предшественников.

   Интересны опыты создания образа пролетария писателями, вышедшими из рабочей среды. Горький считал звучание их голосов особенно ценным. К таким писателям принадлежал выходец из крестьян, слесарь по профессии Н. Темный (псевдоним Н. А. Лазарева). Он брал, как правило, заурядный случай из повседневной рабочей жизни и раскрывал его драматический смысл. Так, в рассказе «Обыск» (1905) изображен один из примелькавшихся фактов рабочих будней – «щупка», с помощью которой хозяева убеждались в честности рабочих «до следующего дня». Рабочие привыкли к «щупке» и перестали чувствовать ее унизительность, и лишь работница Акулина, известная как № 115, одна из сотен почувствовала себя униженной и бесправной. Рабочие Темного остро чувствуют свою приниженность, свою принадлежность к «низшей расе».

   Привлекли к себе внимание «бытовые наброски» И. А. Данилина. Он писал о типографских рабочих – рисовальщиках, печатниках, краскотерах, наборщиках. Как и Темный, он любил запечатлевать момент пробуждения чувства достоинства, стихийного.

    Писатели рубежа веков останавливали свое внимание не на высокоразвитой мыслящей личности, а на думах и поведении массового представителя народа.

   Третья революционная ситуация в России была ознаменована размахом рабочего движения. От экономических требований рабочие стали переходить к требованиям политическим; появился пропагандист‑рабочий. Эти явления не могли не привлечь к себе пристального внимания литераторов, чутко реагировавших на социальные изменения в жизни страны.

   Изображение тяжелого существования пролетария сочеталось у молодых авторов с изображением пробуждения его социального сознания, а картины страшного быта и тяжелого подневольного труда все более усиливали близкий для всех мотив сопротивления – «дальше так жить невозможно».

«Молох» Куприна отразил появление стихийного протеста в рабочей массе. Основой сюжета повести Вересаева «Конец Андрея Ивановича» (1899) стал процесс пробуждения личностного и гражданского самосознания. Андрей Иванович томился собственной темнотой; его характер построен на борьбе стихийно‑разрушительного начала и стремления к правде, носителями которой являлись революционеры.

   Быт – широкая многогранная тема русской литературы, включившая в себя художественное освоение жизненного уклада всех слоев общества. Трактовка этой темы претерпела по пути от романтизма и «натуральной школы» к различным ответвлениям реализма второй половины XIX в. существенную эволюцию.

   На рубеже веков в изображении быта существовало несколько тенденций. Рядовые писатели сохранили интерес к быто– и нравоописанию и стремились к воспроизведению быта, почти или совсем. Между тем в трактовке быта реалисты нового века открывали много нового, не имеющего ничего общего с так называемым бытовизмом. Новатором в изображении быта выступил Чехов. Именно через быт показан им трагизм повседневности, бездуховность существования средних интеллигентов, чиновников, дворян, подчинившихся силе внешнего течения событий и утративших в силу этого внутренние – духовные и нравственные – ориентиры. В «Скучной истории», «Дяде Ване», «Трех сестрах», «Невесте» мертвенная неподвижность быта говорила о моральном и социальном, индивидуальном и всеобщем неблагополучии жизни.

   Последователями Чехова в открытии трагизма и алогизма закаменевшего быта были такие непохожие художники, как И. Бунин, Л. Андреев и А. Куприн. В русле чеховского толкования быта оказался декадент Ф. Сологуб, автор романов «Тяжелые сны» и «Мелкий бес».

Изменения произошли не только в отношении к самому быту, но и в его воспроизведении. Изображая старый бытовой уклад как уклад, сковывающий свободное проявление мысли, воли и чувств, молодые писатели ставили перед собой цель показать, что взаимосвязи человека и среды изменились, что личность не только формируется под воздействием среды, но и противостоит ей. Литература рубежа веков показывала быт потрясенным и взорванным изнутри.

 

 

1.2 Творчество Максима Горького

˜

   Максим Горький (1868 -1936), (настоящее имя Алексей Максимович Пешков) – русский писатель, публицист, общественный деятель. Одна из ключевых фигур литературного рубежа XIX-XX столетий («серебряного века») и советской литературы.

   Отец, Максим Савватиевич Пешков был сыном сын солдата, разжалованного из офицеров, столяр-краснодеревщик. В последние годы работал управляющим пароходной конторой, умер от холеры. Мать, Варвара Васильевна Каширина была из мещанской семьи; рано овдовев, вторично вышла замуж, умерла от чахотки. Детство писателя прошло в доме деда Василия Васильевича Каширина, который в молодости бурлачил, затем разбогател, стал владельцем красильного заведения, в старости разорился. Дед обучал мальчика по церковным книгам, бабушка Акулина Ивановна приобщила внука к народным песням и сказкам, но главное — заменила мать, «насытив», по словам самого Горького, «крепкой силой для трудной жизни» («Детство»).

   Настоящего образования Горький не получил, закончив лишь ремесленное училище. Жажда знаний утолялась самостоятельно, он рос «самоучкой». Тяжелая работа (посудник на пароходе, «мальчик» в магазине, ученик в иконописной мастерской, десятник на ярмарочных постройках и др.) и ранние лишения преподали хорошее знание жизни и внушили мечты о переустройстве мира. «Мы в мир пришли, чтобы не соглашаться...» — сохранившийся фрагмент уничтоженной поэмы молодого Пешкова «Песнь старого дуба».

    Ненависть к злу и этический максимализм были источником нравственных терзаний. В 1887 году пытался покончить с собой. Принимал участие в революционной пропаганде, «ходил в народ», странствовал по Руси, общался с босяками. Испытал сложные философские влияния: от идей французского Просвещения и материализма И. В. Гете до позитивизма Ж. М. Гюйо, романтизма Дж. Рескина и пессимизма А. Шопенгауэра.

   Грубость и невежество провинциального быта отравили его душу, но и — парадоксальным образом — породили веру в Человека и его потенциальные возможности. Из столкновения противоречащих друг другу начал родилась романтическая философия, в которой Человек (идеальная сущность) не совпадал с человеком (реальным существом) и даже вступал с ним в трагический конфликт. Гуманизм Горького нес в себе бунтарские и богоборческие черты.

   Литература сыграла огромную роль в жизни юного Пешкова. Это она помогла ему подняться над буднями быта, показав, как широка, трудна и в то же время прекрасна жизнь человека. Она же укрепила зародившееся чувство протеста против действительности. Литература содействовала и пробуждению творческого самосознания юноши, дав понять, что люди, которых он видит, отличны от людей, изображенных в произведениях русских писателей; это рождало желание самому рассказать об увиденном.

Информация о работе Жанровое своеобразие и особенности проблематики пьесы М.Горького «На дне»