Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 16:02, курс лекций
Античная литература (от лат. Antiquus — древний) — литература древних греков и римлян, которая развивалась в бассейне Средиземного моря. Ее письменные памятники, созданные на диалектах греческого языка и латыни, относятся к I тысячелетию до н. э. и началу I тысячелетия н. э. Античная литература состоит из двух национальных литератур: древнегреческой и древнеримской. Исторически греческая литература предшествовала римской. Эстетика античной литературы
Той же христианской идеей пронизаны образы главных эпических героев. Карл — защитник юга Франции от набегов мавров, и война с ними осмыслена как патриотическая война за "милую Францию". Бароны Карла — верные вассалы и лучшие в мире воины, и лучший среди них — Роланд, завоевавший своему королю множество земель. Но, кроме того, Роланд еще и вассал Бога, недаром перед смертью он протягивает к небесам свою перчатку — это жест, которым он предает себя Господу, как вассал передает свою перчатку в знак верности сюзерену. Церковь-воительницу олицетворяет в поэме архиепископ Турпен, который в Ронсевале одной рукой отпускает грехи умирающим, а другой разит врагов.
С христианством же связан относительно небольшой элемент фантастики в поэме. Карлу снятся вещие сны. Королю является архангел Гавриил; по молитве императора продляется день: чтобы он мог закончить избиение мавров, Бог останавливает солнце на небесах. В час битвы в Ронсевале над Францией разражается страшная гроза — то плач по погибающему Роланду.
Соответственно характеры в поэме обрисованы более прямолинейно, чем гомеровские персонажи. Карл олицетворяет в жесте государственную мудрость, христианскую добродетель, Роланд — богатырское неистовство, Оливье — благоразумную сдержанность: Разумен Оливье, Роланд отважен, И доблестью один другому равен.
Все три героя противопоставлены друг другу, но объединены между собой любовью к "милой Франции", а противостоит им предатель интересов родины Ганелон.
В поэме говорится, что Роланд совершает ошибку, в результате которой погибает весь его отряд и он сам. Эта ошибка — следствие его неистового героизма, его веры в свои силы и его высоких принципов: Пускай не скажет обо мне никто, Что от испуга позабыл я долг. Не посрамлю я никогда свой род. Позор тому, в чье сердце страх закрался.
Трагическая ошибка Роланда объясняется и оправдывается его достоинствами эпического героя, и пусть с христианской точки зрения прежний эпический героизм, наполняющий человека тщеславием, — грех, который подлежит искуплению, Роланд полностью искупает подвигом свою ошибку. Героизм его безудержен и безграничен, это герой, нацеленный на личный подвиг во славу своего короля и своего Бога. Это новый, окрашенный христианством вариант эпического героя, вот почему поэма названа его именем, именем Роланда.
Средневековая литература носит религиозный
характер, преобладают произведения, построенные
на библейских мифах, посвященные Богу.
Жития святых, их пишут на латинском языке.
Светская литература выступает не отражением
действительности, а воплощением идеальных
представлений о человеке, типизацией
его жизни. Основная черта – героический
эпос, лирика, романы. Поэты создавали
поэмы о военных подвигах и делах феодалов.
В немецкой эпической поэме «Песнь о Нибелунгах»
герой Зигфрид побеждает темные силы,
ценой великих жертв свет торжествует
над мраком.
Особым явлением была рыцарская литература,
воспевающая дух войны, вассального служения,
поклонения прекрасной даме. Трубадуры
говорили о приключениях, любви, победах,
эти произведения использовали разговорный
живой язык.
Говоря об образе «идеального рыцаря»,
можно установить целый ряд нравственно-психологических
категорий образующих этот образ. Среди
них первое место занимает доблесть. Это
качество рыцаря определяется его социальным
бытием профессионального воина. Получает
в первую очередь этическое оправдание
и непосредственно увязывается с идеей
нравственного совершенства. Доблесть
мотивирует поступки рыцаря, заставляет
его искать приключений – «авантюр».
В «Романе о Тристане» доблесть выполняет
важную функцию: защищая героя от посягательств
других, делает его фактически независимым,
свободным от вынужденного подчинения
другим, подчеркивает тем самым его избранничество.
Идеализация рыцарства происходила, очевидно,
не только потому, что оно воплощало в
себе высокие нравственные качества, какие
ему приписывали романы, но также и потому,
что рыцарь воспринимался по сути дела
как человек по-настоящему свободный,
не занятый подневольным трудом. Однако
отношение к рыцарской доблести не было
однозначным. В одних случаях она упоминается
как качество, безусловно, положительное
и даже полезное, в других – доблесть временами
граничит с безумием и оттесняется на
второй план мудростью.
Доблестный рыцарь, воплощавший в себе
идею добра и блага, непременно наделялся
в средневековом сознании красотой, которая
облагораживает героя, придает визуально-притягательный
характер его доблести, в основе которой
лежит физическая сила. Вместе с тем грубое
проявление физической силы чуждо положительному
герою и относится к сфере неэстетического.
Важнейшее качество идеального рыцаря
– верность и преданность характеризует
человека как нравственную личность и
в этом плане имеет самое непосредственное
отношение, как и доблесть, к понятию чести.
Верность Тристана и Изольды раскрывается
в двух аспектах: как верность рыцаря сеньору,
которому он служит, и как преданность
влюбленных друг другу. Эти два плана или
аспекта выраженные при помощи одного
и того же слова, выявляются в сюжете романа
как абсолютно не совместимые, порождая
и коллизии сюжета, и трагическую расторженность
сознания Тристана, короля Марка, особенно
в «Романе о Тристане».
Существенной чертой рыцарского идеала
является щедрость, подразумевающая определенное
отношение к богатству и его накоплению.
Рыцарь не стремится стяжать богатства
для себя и своих близких. Вместе с тем
за свою службу он требует награды, и сам,
в свою очередь, должен награждать тех,
кто, верно, ему служит.
Важное место в мире ценностей героев
романа о Тристане занимает любовь, которая
определяет сюжетные коллизии, трагическую
развязку всей истории. Анализ этого момента
нравственного идеала показал, что любовь
в романе преломляется через призму социального,
а не индивидуального начала в человеке.
Любовь рыцаря к даме проявляется в беззаветной
и безответной его верности. Той верности,
которая обретает свою цель в самой себе
и не требует награды. Но рыцарь может
быть, и очень часто бывает любим. Это ничуть
не противоречит и не препятствует его
служению. Правда, в этом случае самоотречение
и самовозвышение завершаются вовсе не
исполнением желаний. Результат оказывается
неадекватен затраченным усилиям. Частично
избегнуть его позволяют огромные и непомерные
требования к любви. Она не завершается
моментом обладания рыцарем своей дамой.
Чтобы оставаться достойным своей любви,
рыцарю постоянно нужно быть начеку, преодолевать
внешние и внутренние препятствия, создавать
достигнутое в любви как частичное и не
окончательное, себя – не вполне достойным
блаженства и т.д. и т.п. Короче, рыцарская
любовь не завершима. В этом может быть
ее главное сходство со служением дружинника
вождю, вассала сеньору, чья верность подвергается
непрерывным испытаниям. Если и любовь
существует под знаком верности, а такова
именно рыцарская любовь, в ней всегда
сохранится дистанция между достигнутым
и должным. Самое должное абсолютно и бесконечно.
К нему нужно стремиться в сознании его
недостижимости. Рыцарь верен даме и своей
любви. Как это далеко от обладания дамой
и наслаждения любовью. Всякое обладание
и наслаждение здесь не самоцельны и самоценны.
Они награда, которая только знак того,
что служение-верность принимаются. Награда
привязывает рыцаря к даме, а не просто
удовлетворяет и тем завершает его томление
и страсть. Страсть остается, только направлена
она на служение и верность, а не одно наслаждение
и обладание.
Средневековье отвело женщине очень скромное, если не сказать ничтожное, место в стройном здании социальной иерархии. Патриархальный инстинкт, традиции, сохранившиеся еще со времен варварства, наконец, религиозная ортодоксия - все это подсказывало средневековому человеку весьма настороженное отношение к женщине. Да и как еще можно было к ней относиться, если на священных страницах Библии рассказывалась история о том, как злокозненное любопытство Евы и ее наивность довели Адама до греха, имевшего столь ужасные последствия для рода человеческого? Поэтому вполне естественным казалось возложить всю тяжесть ответственности за первородный грех на хрупкие женские плечи.
Кокетство, изменчивость, легковерие и легкомыслие, глупость, жадность, завистливость, богопротивная хитрость, коварство - далеко не полный список нелицеприятных женских черт, ставших излюбленной темой литературы и народного творчества. Женскую тему эксплуатировали с самозабвением. Библиография ХII, ХIII, ХIV веков полна антифеминистических произведений самых разных жанров. Но вот что удивительно: все они существовали рядом с совершенно иной литературой, которая настойчиво воспевала и славила Прекрасную Даму.
К числу бессмертных историй, порожденных этой блистательной эпохой, относится и знаменитый сюжет о "съеденном сердце". Прекрасный и доблестный рыцарь Гильем де Кабестань полюбил жену своего сеньора, господина Раймона де Кастель-Россильон. Узнав о такой любви, Раймон преисполнился ревностью и запер неверную жену в замке. Затем, пригласив к себе Гильема, увел его далеко в лес и там убил. Раймон вырезал сердце несчастного влюбленного, отдал его повару, а приготовленное кушанье приказал подать за обедом жене, ни о чем не подозревавшей. Когда Раймон спросил ее, понравилось ли ей угощение, дама ответила утвердительно. Тогда муж объявил ей правду и в доказательство показал голову убитого трубадура. Дама ответила, коль скоро муж угостил ее таким прекрасным блюдом, то иного она не отведает вовек, и бросилась с высокого балкона вниз.
Услышав о чудовищном злодеянии, король Арагонский, чьим вассалом был Раймон, пошел на него войной и отнял у него все имущество, а самого Раймона заключил в тюрьму. Тела обоих возлюбленных он приказал с подобающими почестями похоронить у церковного входа в одной могиле, а всем дамам и рыцарям Россильона повелел ежегодно собираться в этом месте и отмечать годовщину их смерти.
Эта история переработана Боккаччо в "Декамероне" и с тех пор пользуется огромной известностью в мировой литературе. Из современных ее обработок достаточно вспомнить фильм Питера Гринуэя "Повар, вор, его жена и любовник".
Королева, супруга Мелиадука, короля Лоонуа, разрешилась
от бремени мальчиком и скончалась, едва
успев поцеловать сына и наречь его именем
Тристан (в пер. с фр. —
Корнуэльс в ту пору вынужден был каждый год выплачивать Ирландии тяжкую дань: сто девушек, сто юношей и сто чистокровных лошадей.И вот могучий Морхульт, брат ирландской королевы, в очередной раз прибыл к Марку за данью, но тут, ко всеобщему удивлению, юный Тристан вызвал его на поединок. Король Марк посвятил Тристана в рыцари, а местом поединка назначил остров Святого Самсона.Съехавшись, Тристан с Морхультом ранили друг друга копьями; копье Морхульта было отравленным, но прежде чем яд успел подействовать,Тристан с такой силой ударил противника, что рассек ему шлем, а кусок его меча застрял в голове Морхульта. Ирландец бежал и вскоре умер,Корнуэльс же был освобожден от дани.
Тристан очень страдал от раны, и никто ему не мог помочь, пока одна дама не посоветовала поискать исцеления в других землях. Он послушал её совета и один, без спутников, сел в ладью; её две недели носило по морю и наконец прибило к ирландскому берегу у замка, в котором жили король Анген и королева, приходившаяся сестрой Морхульту.Скрыв свое подлинное имя и назвавшись Тантрисом, Тристан спросил,нет ли в замке искусного лекаря, король же отвечал, что дочь его,Белокурая Изольда, весьма сведуща в лекарском искусстве. Пока Изольда выхаживала раненого рыцаря, тот успел заметить, что она очень красива.
Когда Тристан уже
оправился от раны, в
Король Анген исполнил просьбу Тристана; Изольду снарядили в путь,а королева дала служанке дочери, Бранжьене, кувшин с любовным напитком, который надлежало испить Марку и Изольде, когда они взойдут на супружеское ложе. На обратном пути сделалась жара,и Тристан велел принести ему с Изольдой холодного вина. По недосмотру юноше с девицей подали кувшин с любовным напитком, они отведали его,и тут же сердца их забились по-иному. Отныне они не могли думать ни о чем, кроме как друг о друге…
Король Марк был в самое сердце поражен красотой Изольды, поэтому свадьбу сыграли немедленно по прибытии невесты в Корнуэльс. Дабы король не заметил провинности Изольды, Гувернал с Бранжьеной придумали сделать так, чтобы первую ночь тот провел с Бранжьеной,которая была девственна. Когда король Марк вошел в опочивальню,Изольда задула свечи, объяснив это старинным ирландским обычаем,и в темноте уступила свое место служанке. Король остался доволен.
Шло время, и ненависть Марка к племяннику вскипала
с новой силой,ибо взгляды, какими обменивались
Тристан с королевой, не оставляли сомнения
в том, что оба они преисполнены неодолимого
взаимного влечения. Марк приставил надзирать
за королевой доверенного слугу по имени
Одре, но прошло немало времени, пока тот
прознал, что Тристан и Изольда видятся
наедине в саду. Одре рассказал об этом своему
господину, и король,
Король поддался на хитрость
влюбленных; Одре попал в опалу за клевету, а Тристан снова окружен почетом. Одре, однако, не
В другой раз Одре собрал двадцать рыцарей, имевших зуб на Тристана,спрятал их в соседнем со спальней покое, но Тристан был предупрежден Бранжьеной и без доспехов, с одним мечом бросился на врагов.Те с позором бежали, но Одре отчасти добился своего:
Изольду Марк заточил в высокую башню, в которую не мог проникнуть ни один мужчина. Разлука с возлюбленной причиняла Тристану такие страдания, что он заболел и чуть было не умер, но преданная Бранжьена,дав ему женское платье, все-таки провела юношу к Изольде. Три дня Тристан с Изольдой наслаждались любовью, пока наконец Одре не прознал обо всем и не прислал в башню пятьдесят рыцарей, которые схватили Тристана спящим.
Разгневанный Марк повелел
отправить Тристана на костер, а Изольду отдать прокаженным. Однако
Тристан по дороге к месту казни сумел вырваться
из рук стражи, Изольду же отбил у прокаженных
Гувернал.Воссоединившись,
Сыграли свадьбу. Когда молодые возлегли на ложе, Тристан вдруг вспомнил другую, Белокурую Изольду, и потому не пошел далее объятий и поцелуев. Не ведая, что существуют другие наслаждения, молодая была вполне счастлива. Королева же Изольда, узнав о женитьбе Тристана, едва не умерла от горя. Он тоже не смог долго переносить разлуку с возлюбленной. В облике сумасшедшего Тристан прибыл в Корнуэльс и, позабавив речами Марка, был оставлен в замке. Здесь он нашел способ открыться Изольде, и целых два месяца влюбленные виделись каждый раз, когда королю случалось отлучиться из замка.Когда пришла пора прощаться, Изольда горько плакала, предчувствуя,что более ей не суждено свидеться с Тристаном. Как-то раз Тристан снова был ранен, и лекари снова не могли помочь ему. Чувствуя себя все хуже и хуже, он послал за Изольдой, велев корабельщику плыть под белыми парусами в случае, если Изольда будет с ним на корабле, и под черными — если нет.
Хитростью корабельщик смог увезти Изольду от Марка и уже вводил свой корабль под белыми парусами в гавань, когда другая Изольда,прознавшая о значении цвета парусов, поспешила к Тристану и сказала,что паруса — черные. Этого Тристан не вынес, и душа отошла из его разорвавшегося сердца.
Сойдя на берег и найдя возлюбленного умершим, Изольда обняла бездыханное тело и тоже умерла. По воле Тристана тело его вместе с телом Изольды отвезли в Корнуэльс. К своему мечу он перед кончиной привязал послание королю Марку, в котором говорилось о нечаянно выпитом любовном напитке. Прочтя послание, король пожалел, что не узнал обо всем раньше, ибо тогда он не преследовал бы влюбленных,бессильных противостоять страсти.