Контекст
всех романов расширяется благодаря
включению в повествование пейзажа,
который становится поводом философствования
героя. Основой худ-ого метода В.С. был
романтизм, который определил структуру
его произведений: сюжеты всегда сложные
(авантюрно-приключенческие, важное место
в них отведено случайностям, изменяющим
ход событий). В его романах присутствуют
фантастические элементы, идеализированные
байронические характеры действуют наряду
с реалистичными образами. В романах В.С.
достоверно описываются быт, нравы, эволюция
исторических событий, связи прошлого
настоящего.
По
тематике и проблематике его романы
делятся на 2 группы:
- шотландский
цикл (1814-1820 гг.): «Уэверли», «Пуритане»,
«Эдинбургская темница», «Пертская красавица»
- в них воспроизводится история гибели
патриархальной Каледонии и постепенное
превращение ее в современную буржуазную
Шотландию. Характерной особенностью
языка этих романов стало включение в
диалог местного диалекта, который подчеркивает
национальность героев.
- романы о средневековой
Англии и Европы: «Айвенго», «Квентин Дерво»,
«Монастырь», «Талисман» - в них детально
передан колорит средневековья, выраженный
в реалиях быта, обычаях, описании речи,
балладной традиции.
Действие
всех романов динамично, герои индивидуализированы,
описание личных судеб соединено
с историческими событиями.
Тема: Литература
американского романтизма
- Общ. хар-ка
- Тв. Купера
- Тв. По
- Тв. Готорна
- Тв. Мелвилла
- 19 ст. в истории
американской лит-ры – это век романтизма.
Как литературное направление романтизм
главенствовал с 1820-х гг. до окончания
гражданской войны между севером и югом
(1861 – 1865 гг). Хронологические рамки американского
романтизма обусловлены существованием
фронтира, т.е. подвижной границы между
цивилизацией белых поселений и остальной
частью материка. за линией фронтира располагались
свободные индейские поселения. Общество
фронтира до конца 1870-х гг. сохраняло докапиталический
уклад и задерживало развитие капитализма
по всей стране. Существование фронтира
обусловило длительное существование
романтизма и позднее становление реалистической
литры. Предпосылками для формирования
американского романтизма были:
- предромантическая
литра
- американская
буржуазная революция и война за независимость
(1775-1783 гг.)
- Аболиционизм
– движение за отмену рабства негров
После
победы в войне за независимость
в национальном сознании американцев
укрепляется вера в особый путь и высшее
предназначение Америки, которая представляется
страной безграничных возможностей, этот
комплекс представлений стал называться
американская мечта.
Постепенно
мечта о свободном и счастливом
обществе деформируется и вырождается
в жажду материального успеха любыми
средствами. Кроме того, сохранение социального
и имущественного неравенства, рабство
в южных штатах приводит к разочарованию
и поиску писателями романтического идеала,
противостоящего реальности и лежащего
за его пределами. Центральной проблемой
американского романтизма на всех этапах
его развития была проблема личности –
писатели-романтики, опираясь на американский
фольклор, делают главным героем персонажа
смелого, сильного, предприимчивого, осваивающего
неизведанные земли, независимого, который
сам создает себя и утверждает в столкновении
природы и общества.
Американский
романтизм прошел 3 этапа:
- ранний романтизм
(1820-1830 гг.). Американская литра получает
международное признание. Ведется поиск
национальных художественных традиций,
намечаются основные темы и проблематика:
война за независимость, освоение континента,
жизнь индейцев, которые идеализируются
и изображаются как альтернатива буржуазному
укладу, свободная морская стихия, европейская
история (Ирвинг, Купер, Брайант, Кеннеди).
Важную роль с середины 30-х гг. начинает
играть литературно-философское течение
трансцендентализм. Возникло в 1836 году
в Бостоне, название связано с философией
Канта и подразумевало постижение истины
через откровение, интуицию. Трансцендентализм
обращался к этической проблематике, отличался
символизмом мироощущения, критиковал
буржуазный строй и постулировал самосовершенствование
личности (Ральф Эмерсон, Джон Ридли, Маргарет
Фуллер, Генри Дэвид Торо, Эмили Диккенсон).
- зрелый романтизм
(1840-1850 гг.). Усиливается разрыв между действительностью
и романтическим идеалом, появляется пессимизм,
ощущение несовершенства мира и человека,
мотивы скорби и тоски, герои теперь с
раздвоенным сознанием. В художественный
язык пронимает символика. В тексте проявляются
элементы сверхъестественного и мистического
(По, Мелвилл, Готорн, Того, Диккенсон, Лонгфелло).
- поздний романтизм
(1860 гг.) – это период кризиса, резкого
размежевания в связи Гражданской войной:
с одной стороны, развивается литра аболиционизма,
протестующая в рамках романа против рабства(Лонгфелло,
Того, Эмерсон, Бичер-Стоу), с другой стороны,
развивается литра юга, романтизирующая
и идеализирующая рыцарство юга и реакционно
построенный уклад (Кеннеди, Синс).
- Первым всемирно
известным американским прозаиком,
основоположником авантюрного, исторического,
социального романа США был Джеймс Фенимор
Купер (1789-1851 гг.). творчество Купера делят
на 3 периода:
- 1821-1826 гг. –
Купер верит в американскую мечту, прославляется
американскую революцию, независимость
и полагает, что американская литра тоже
должна быть суверенной от английской.
В 1821 г. Купер публикует роман «Шпион».
В 1823 г. – роман «Лоцман» - морской роман,
насыщенный приключениями, в котором загадочные
и таинственные события сочетаются с описанием
исторических реалий и лиц. Впервые здесь
выступает как маринист, т.е. изображает
романтически-прекрасную стихию и морские
приключения. Уже на раннем этапе проявляется
характерная особенность последующих
произведений – картины природы становятся
символом душевных переживаний героя.
- 1826-1833 – после
путешествия по Европе пишет романы, посвященные
европейскому прошлому, герои которых
борются с тиранией аристократа («Палач»,
«Браво», Гейденмауэр»).
- 1833-1855гг. –
связан с нарастанием пессимизма, интересом
к религиозным вопросам. Главным приемом
становится аллегоричность в повествовании
сюжета («Морские львы», «На сцене», «На
море», «Охотник за пчелами»). Несмотря
на слабую характеристику персонажей,
тривиальность сюжета многих куперовских
романов, в них есть 2 важнейших достижения:
- повествование
ведется как от первого лица,
так и от нескольких
- его
герои – носители общечеловеческих
качеств
Главным
достижением Купера является пенталогия
о Кожаном чулке:
«Пионеры»
(1823)
«Последний
из могикан» (1826)
«Прерия»
(1827)
«Следопыт»
(1840)
«Зверобой»
(1841)
Она является
художественной историей американского
фронтира, историей движения американской
нации с востока на запад. Все
романы объединены образом Натаниэля
Бампо, в судьбе которого выразилась
история завоевания континента, история
становления американской буржуазной
цивилизации, а также история нравственных
потерь нации в связи с расширением территорий.
Все романы имеют примерно одно сюжетное
построение, сквозной темой является трагическая
судьба американских индейцев, гибнущих
от рук цивилизованных белых, чья свободная
жизнь, связанная с природой, идеализируется
и противостоит буржуазному миру.
- Эдгар Аллан
По (1809-1846 гг.) – поэт, прозаик, журналист,
литературный критик, классик американской
литры. Наряду с Ирвингом и Роторном считается
создателем американской романтической
новеллы и, кроме того, основоположник
детективного жанра.