Творчество Вирджинии Вульф

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2014 в 21:29, реферат

Краткое описание

Вирджиния Вулф — британская писательница, литературный критик. Ведущая фигура модернистской литературы первой половины XX века.
В своей работе я бы хотела не только осветить биографию писательницы, но и перенести вас, слушателей, в загадочный мир ее творчества

Оглавление

Введение
Биография
Клуб Блумсбери
Романы Вирджинии Вулф
Роман «По морю прочь» (1919)
Роман «Комната Джейкоба» (1922)
Романы «Миссис Дэллоуэй» (1925) и «К маяку» (1927)
Роман «Орландо» (1928)
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Вирджиния Вульф.docx

— 108.93 Кб (Скачать)

 

Министерство образования и молодежной политики чувашской республики                                                              ФБОУ ВПО «Чувашский государственный университет им. И. Я. Яковлева»                                                    Историко-филологический факультет

Вирджиния Вулф

Психологические романы

 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Ефиркина Наталия,  
студентка историко-филологического факультета,  
отделения МХК, группы Б, 2 курса. 
Проверила: доцент Тенякова Е. А.

 
 

Содержание

Введение

  1. Биография
  2. Клуб Блумсбери
  3. Романы Вирджинии Вулф
    1. Роман «По морю прочь» (1919)
    2. Роман «Комната Джейкоба» (1922)
    3. Романы «Миссис Дэллоуэй» (1925) и «К маяку» (1927)
    4. Роман «Орландо» (1928)
  4. Заключение
  5. Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1882 - 1941

 

Введение

Вирджиния Вулф — британская писательница, литературный критик. Ведущая фигура модернистской литературы первой половины XX века.

В своей работе я бы хотела не только осветить биографию писательницы, но и перенести вас, слушателей, в загадочный мир ее творчества. Чтобы добиться этого, я в своей работе использую различные источники, в том числе записи дневника Вирджинии Вулф, а также статьи других авторов о ее жизни и творчестве.

 

 

 

 

 

 

 

Биография

Родилась в Лондоне в семье известного литературного критика сэра Лесли Стивена и Джулии Дакуорт (в 1866 ее писал Бёрн-Джонс, известен ее фотопортрет работы Джулии Маргарет Камерон, 1867). Вирджиния была третьим ребёнком Лесли и Джулии (в семье было трое детей Джулии от первого брака, дочь Лесли от брака с Минни Теккерей и четверо младших Стивенов: Ванесса, Тоби, Вирджиния и Адриан). Когда Вирджинии было 13 лет, она пережила смерть матери, что стало причиной первого нервного срыва писательницы. После смерти Джулии сэр Лесли упивается жалостью к себе. Больше всех переживает смерть матери Вирджиния.

Старшая сестра Стелла в течение некоторого времени выполняет роль хозяйки дома, но вскоре умирает. Ванесса — следующая по старшинству — вынуждена заниматься домом, но в отличие от своей старшей сестры, даёт отпор отцу, который постепенно превращается в деспота. После смерти отца молодые Стивены перебираются в Блумсбери, где их дом становится цитаделью всего прогрессивного, молодые умы собираются для обсуждения, часто осуждения современного общества. Сестры Вирджиния и Ванесса были очень близки, в детстве они поклялись никогда не выходить замуж и жить вместе. Сообщение о том, что Ванесса принимает в 1907 предложение Клайва Белла, сильно обидело Вирджинию. Это случилось через несколько дней после смерти её любимого брата Тоби — он заразился тифом во время совместного путешествия по Греции. Она осталась вдвоём с братом. В 1909 году неожиданно принимает предложение Литтона Стрейчи, который открыто заявлял о своей нетрадиционной ориентации. Но брак не состоялся. В это время Вирджиния начинает издавать свои критические статьи в журналах, продолжая дело отца. Идёт работа над первым романом.

В 1912 она выходит замуж за Леонарда Вулфа, писателя, журналиста. Брак стал союзом уважающих друг друга людей. В 1917 году супруги основывают издательство «Хогарт Пресс», откуда вышли в свет все произведения писательницы. Вирджиния сама набирала, редактировала тексты. Издательство, поначалу не приносившее доходов, стало надёжным источником доходов семьи Вулф. Леонард создал идеальные условия для работы им обоим, он всячески поддерживал Вирджинию.

Головные боли, голоса, видения не оставляли Вирджинию, она пыталась убить себя несколько раз. Писательница была очень требовательна к себе и своим работам, переписывала романы десятки раз. Она прекращала вести дневник только во время болезней, дневники вышли отдельным изданием в 4 тома, также вышло 5 томов писем Вирджинии, которые она писала друзьям, сестре, Леонарду и, конечно же, Вите Сэквилл-Уэст. Они познакомились в 1922 году, Вита сначала очень не понравилась Вирджинии, именно Вита искала встречи с писательницей. Впоследствии их объединяет нежная дружба, со стороны Вирджинии — любовь. Это чувство вместе с обидой, нанесённой изменами Виты, стали основой романа «Орландо», в котором главный герой превращается в женщину.

Романы Вирджинии издавались не только в Англии, но и в Америке. С началом Второй мировой войны страх за мужа, который был евреем, стал причиной возвращения приступов и головных болей. Их лондонский дом был разрушен во время бомбёжки. Посчитав, что больше не может мучить Леонарда и что без неё ему будет легче, Вирджиния Вулф, оставив письмо мужу и сестре, утопилась в реке Оуз, неподалёку от их дома в Сассексе. Тело нашли дети через две недели после трагедии.

 

 

Группа «Блумсбери»

 

В район Лондона Блумсбери семья Вирджинии Вулф перебралась после смерти отца – Лесли Стивена в 1904 году. Вирджиния, ее сестра Ванесса и два брата Тобби и Адриан были хорошо образованными людьми, с отчетливо выраженными художественными наклонностями. Они и стали ядром кружка, который по месту своего нахождения получил название «Блумсбери».

Здесь по вечерам собирались молодые литераторы и художники, чтобы яро поспорить об искусстве. Частыми гостями кружка были поэт Томас Стернз Элиот, философ Бертран Рассел, журналист Леонард Вулф, который в 1912 году стал мужем Вирджинии Стивен, Вита Сэквилл-Уэст и другие, очень разные по своим творческим установкам и литературным пристрастиям, люди. Они были единодушно убеждены лишь в том, что искуссвто является самой важной стороной общества, высшим проявлением возможностей человека.

Рожденные на рубеже веков, «блумсберийцы» боролись за сводное самовыражение личности. Их объединение стало особым знаком времени, когда традиционные представления об искусстве сменялись новыми, авангардистскими.

У приверженцев традиционного искусства «блумсберийцы» вызывали негодование. Идеи кружка не признавались серьезными, а сами участники чаще всего удостаивались звания «пустомелей» и «пустоцветов».

Кружок распался в середине тридцатых годов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Романы Вирджинии Вулф

«Все же я единственная женщина в Англии, которая  
вольна писать, что хочет»

В. Вульф ищет новые формы романа, и каждое из ее произведений — своеобразный эксперимент, определенная задача, требующая оригинального разрешения. Передать движение времени с помощью текучей и музыкальной прозы; изобразить развитие чувств героя во времени — от детства — к юности и затем — к старости; показать, сколь несхожа реакция различных людей на одно и то же событие и какую сложную цепь ассоциаций может вызвать у человека созерцание самого незначительного, примелькавшегося для окружающих предмета; рассказать о параллельно развивающихся судьбах людей, переплетающихся лишь на мгновение и затем вновь и навсегда расходящихся; или изобразить один лишь день в жизни героини и сквозь призму этого дня показать все ее прошлое; и, наконец, попытаться в широких масштабах поставить вопрос о судьбах нации, разрешая его на примере истории одной самой обыкновенной английской семьи.

В своем творчестве Вирджиния Вулф использует прием, именуемый «потоком сознания», данный термин впервые появившийся в книге У.Джеймса «Научные основы психологии» (1890), в XX веке начинает применяться в литературоведении для обозначения творческого принципа, экспериментальной техники письма, стиля, ориентированных на непосредственное воспроизведение сложной жизни человеческого сознания посредством моделирования внутренней речи. Установка на воспроизведение процесса мышления в динамике тесно связана с формированием в начале XX века нового художественного мышления, характеризующегося сменой представлений о границах мира и месте человека в нем, стремлением проникнуть в скрытую, ранее неизвестную сущность вещей.

Английская буржуазная критика оценивает творчество Вульф как явление, развивающееся по восходящей линии. С такой трактовкой согласиться нельзя. В своем творческом развитии Вульф проходит три периода. Первый охватывает эпоху 1915–1922 гг. В это время написаны романы «Путешествие» (1915), «Ночь и день» (1919), рассказы, вошедшие в сборник «Понедельник и четверг» (1921), и роман «Комната Джекоба» (1922). Это был период поисков своего пути и места в искусстве, период формирования художественного метода и стиля Вирджинии Вульф. Завершающий данный период роман «Комната Джекоба» явился итогом этих поисков.

Второй период охватывает середину 20-х годов и включает романы «Миссис Деллоуэй» (1925) и «К маяку» (1927). Эти годы были расцветом творчества Вульф: созданные в это время романы явились вершиной ее творческих достижений. В них в наиболее синтезированном и завершенном виде проявилось — своеобразие творческого метода писательницы.

Третий период начинается с 1928 г. и завершается в 1941 г. За это время написаны романы: «Орландо» (1928), «Волны» (1931), «Годы» (1937) и «Между актами» (1941). В эти годы творчество Вульф переживает явный кризис, со всей очевидностью проявилась ограниченность ее метода. Вульф и сама очень болезненно переживала безвыходность того творческого тупика, в который се привел избранный ею путь в искусстве.

 

 

Роман «По морю прочь»

К работе над  своим первым романом, который она посвятила Леонардо Вулфу, Вирджиния Вулф приступила еще в 1908 году. Но вышел он намного позднее, в 1919 году, когда писательнице было уже 37 лет.

Его персонажи отправляются за океан, чтобы отдохнуть на побережье Южной Америки. Главная героиня, юная Рэчел Винрэс, сталкивается с разными людьми - политиками, писателями, учеными. Она узнает жизнь, испытывает первое чувство, а потом и настоящую любовь и начинает понимать, что в человеческих отношениях ценно, а что - не более чем мишура.

 

Роман «Комната Джейкоба»

Первое упоминание об этом романе появляется в дневнике писательницы, в записи от 10 апреля 1920 года:

«На следующей неделе планирую, если повезет, начать «Комнату Джейкоба». (В первый раз упоминаю об этом.) Хочу описать весну; обратить внимание – в этом году никто не замечает листья на деревьях, а ведь они не все облетели – никогда не было такой железной черноты на стволах каштанов – всегда они нежные и светлые; таких я не могу припомнить за всю мою жизнь. На самом деле, мы пропустили зиму; как будто был ночной сезон; а теперь возвращение солнечного дня. Вот и я едва не пропустила, как на каштане возле окна появились крошечные зонтики; на кладбище вода бежит по старым плитам, словно зеленая вода».

Работа над публикациями в Таймс занимает в этот период почти все время Вирджинии Вулф, да и критика в адрес самой писательницы нарастает. Это заставляет ее постоянно откладывать написание «Комнаты Джейкоба». В своем дневнике она часто упоминает о романе и вот еще одна из записей, которая демонстрирует, как ей досадно от того, что произведение еще далеко от издания:

«…надо писать комнату Джейкоба; а я не могу и вместо этого пишу, почему не могу, - мой дневник похож на давнюю невозмутимую подругу…» (8 апреля, 1921).

В 1922 году роман наконец выходит в свет.

В центре романа — мальчик, затем юноша Джейкоб Фландерс. Нам предложено познать мир не через рассказ о мире и о событиях в нем, но через наше познание и узнавание самого Джейкоба, его мысли и эмоции, а также через его отражение в сознании окружающих его людей. Создавая этот роман Вулф еще не ведает, как передать в слове множество ощущений, впечатлений, которые сосуществуют, сталкиваясь и противореча друг другу. Ведь материал прозы остается прежним — детали быта, жизненные коллизии, слова, в которые облекаются наши поступки и чувства. Меняется сам принцип их подачи в произведении, а следовательно, должна измениться роль автора. Автор должен создать эффект отсутствия. Но для этого ему необходимо точно определить, а может быть, математически рассчитать, какой же будет его художественная позиция — она ведь станет тем цементирующим раствором, который скрепит мозаику бытия.

Даже название романа показывает, как Вулф ищет эту новую позицию. В классическом романе в заглавие любили выносить такие ключевые слова и понятия, как «приключения», «странствия», «путешествия», «история», Вулф же предлагает взглянуть на мир из комнаты. И, конечно, это позиция, это принципиально. Причем она отнюдь не всегда смотрит на мир из окна — чаще устроившись в кресле, присев на стул или удобно расположившись за письменным столом, внимательно изучает внутреннее убранство и внутреннее состояние жилища. В предметах отразился характер Джейкоба, все они несут на себе печать его личности. В самом же Джейкобе отражается весь необъятный мир. Комната «перемещается» за Джейкобом по белу свету, вмещает в себя историю его детства, становления, душевного разлада и борений, влюбленностей, его смерти.

                              

Романы «Миссис Дэллоуэй» и «К маяку»

Следующим этапом творчества писательницы были ее романы «Миссис Деллоуэй» и «К маяку», в которых слились в единое целое многообразные черты, характерные для ее предшествующих произведений.

События романа «Миссис Деллоуэй» происходят в течение одного июньского дня 1923 года. Вульф ставит перед собой задачу через события одного дня воспроизвести всю жизнь своей героини миссис Деллоуэй и тех людей, судьбы которых так или иначе связаны с нею. Июньским утром миссис Деллоуэй отправляется за цветами для своего званого вечера. С этого момента нас увлекает поток времени, конкретизируемый равномерными ударами часов на башне Большого Бэна. Постепенно вырисовываются контуры жизни миссис Деллоуэй. Они возникают перед нами из потока ее воспоминаний, из разговоров с людьми, с которыми она встречается за день. Параллельно развертываются судьбы людей, которых миссис Деллоуэй и не знает, но жизни которых протекают рядом с ее жизнью, здесь же в Лондоне

Роман не расчленен на главы или части. Он строится как мощный поток событий, чувств, переживаний, устремляющихся к единому центру, в котором все это переплетается и скрещивается. Обратившись к передаче потока сознания, Вульф в гораздо большей степени контролирует его и гораздо более четко организует повествование. Роман компактен и невелик по объему. Все происходящее группируется вокруг двух героев.

В 1927 г. был опубликован роман «К маяку», написанный с явной претензией на широкие обобщения философского характера. Это гораздо более сложная по замыслу и характеру его воплощения книга, чем все предшествующие вещи Вирджинии Вульф; вместе с тем — это первый роман, в котором писательница обращается к символике, своеобразно сочетая ее с импрессионистическими приемами.

Если в «Миссис Деллоуэй» Вульф стремилась сквозь призму одного дня взглянуть на предшествующую жизнь героев и передать все многообразие их реакции на события настоящего момента, то в романе «К маяку» она поставила перед собой задачу прямо противоположную: найти наиболее компактную форму для передачи весьма значительного отрезка времени, рамки которого исчисляются уже не минутами и часами одного дня, а десятью годами; и об этих десяти годах Вульф стремится рассказать в самой общей форме, минуя описание конкретных деталей, избегая подробностей и обходя почти полным молчанием реальные приметы времени. Она пишет о жизни вообще, о вечно и незаметно движущемся потоке времени, уносящем в своем неудержимом стремлении вперед людские страдания, надежды, помыслы.

Информация о работе Творчество Вирджинии Вульф