Творчество Оноре де Бальзака

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2010 в 19:50, реферат

Краткое описание

Французский писатель-романист, считающийся отцом натуралистического романа. Оноре де Бальзак родился 20 мая 1799 года в городе Тур (Франция). Отец Оноре де Бальзака - Бернар Франсуа Бальсса (в некоторых источниках указана фамилия Вальса) - крестьянин, разбогатевший в годы революции на скупке и продаже конфискованных дворянских земель, а позднее ставший помощником мэра города Тур. Поступив на службу в ведомство военного снабжения и оказавшись среди чиновников, он изменил "родную" фамилию, считая ее плебейской. На рубеже 1830-х гг. Оноре, в свою очередь, так же видоизменил фамилию, самовольно прибавив к ней дворянскую частичку "де", оправдывая это выдумкой о своем происхождении из дворянского рода Бальзак д'Антрег. Мать Оноре Бальзака была моложе его отца на 30 лет, что, отчасти, являлось причиной ее измен: отцом младшего брата Оноре - Анри - был владелец замка.

Оглавление

1. Начало писательской карьеры

2. Главные персонажи О. Бальзака

а) Папаша Гобсек

б) Рафаэль и «шагреневая кожа»

в) Евгения Гранде

3. «Человеческая комедия»

4. «Обедня безбожника» как продолжение сборника

Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

оноре де бальзак.doc

— 103.00 Кб (Скачать)

     У него были трудные годы учения; тема молодого таланта, гибнущего без поддержки в бедности и одиночестве, не раз затрагивалась в «Человеческой комедии», она была и лично близка Бальзаку. В «Обедне безбожника» она повторена и в биографии Бьяншона, который стал ассистентом и другом своего учителя. С присущей Бальзаку неотразимой силой чувства написаны скупые страницы об эгоизме богатых бездарностей, которые «на каждом шагу встречаются в высшем обществе», об «армии пигмеев», затаптывающих талант и самую жизнь бедняка. Единственным другом оказался простой водонос, который сердцем понял человеческую ценность нищего студента и, самоотверженно, деликатно помогая, дал ему возможность кончить курс и защитить диплом. И знаменитый хирург, как нельзя более далекий от сентиментальности, через десятилетия пронес страстную благодарность своему названому отцу, «как огонь, который жжет доныне!». В память о нем Деплен готов броситься на помощь любому другому рабочему кто хоть чем-то напоминает покойного Буржа.

     Для суждения о ценностях Бальзака важен  и образ Бьяншона — «прямого, не способного ни на какие компромиссы  в вопросах чести» (это он в «Отце Горио» отказался «убить мандарина»). Он прекрасный товарищ, человек мужественный и вместе с тем легкий духом, не чуждающийся удовольствий, но «замкнувший» свои вожделения и страсти «в пределы непрестанного труда». Так в небольшом рассказе полно воплотился заряд человечности, характерный для всего творчества его автора.

     Бальзак глубоко размышлял о проблемах  искусства и написал несколько  рассказов о художниках. Будет  справедливым назвать «Неведомый шедевр»  жемчужиной всего цикла.

     У этого рассказа своя удивительная история. Он был опубликован в 1831 году, потом  основательно переделан и свою окончательную форму принял только в 1837 году, вобрав в себя творческий опыт Бальзака, к тому времени уже автора «Гобсека», «Полковника Шабера», «Евгении Гранде», «Отца Горио», «Поисков абсолюта». «Неведомый шедевр» — рассказ о путях искусства, предельно насыщенный мыслью (он отнесен автором к разделу «филосовских этюдов»); мысль воплотилась в живых, зримых образах и волнующей фабуле. Действие происходит в начале XVII века; как всякое значительное произведение из далекого прошлого, рассказ живо перекликается с современностью.

     Таинственный  живописец, постигший глубокие тайны  мастерства, создал изображение прекрасной женщины, настолько совершенное, что  оно как бы стирает грань между  искусством и природой. И позже  тот же художник, встав на ложный путь, погубил свою картину, незаметно для себя превратив ее в хаос линий и красок. Поняв это, он покончил с собой.

     В чем была тайна его успеха? И  в чем причина крушения?

     В устах Френхофера, когда он поправляет картину Порбуса в поучение своим собратьям, мысли о большом искусстве вылились в крылатые словесные формулы. «Задача искусства не в том, чтобы копировать природу, но чтобы ее выражать! Ты не жалкий копиист, но поэт!». И далее эта мысль поясняется сравнением простого гипсового слепка с женской руки (слепок как будто не лжет) с изображением той же руки, сделанным художником: слепок — «рука трупа, и тебе придется обратиться к ваятелю, который, не давая точной копии, передаст движение и жизнь». Невозможно лучше представить сущность и правду искусства, его волшебную власть. Художник не ограничивается поверхностью вещей, как ремесленник, снимающий слепок. «Впечатления! Впечатления! Да ведь они — только случайности жизни, а не сама жизнь!.. Ни художник, ни поэт, ни скульптор не должны отделять впечатление от причины, так как они нераздельны — одно в другом». Источники выражения лица — в прошлом целой жизни. Это, значит, что художник вдохновенно исследует свою модель. Френхофер тысячу раз прав: не жалкий копиист...

     Художник  Френхофер — вымышленное лицо. Художники Никола Пуссен (1594—1665) и Франс Порбус (1569—1622) —лица исторические, как и упоминаемый «учитель Френхофера» Мабузе (Ян Госсарт). Бальзак искусно находит опорные точки для своего вымысла в действительности. художник вдохновенно исследует свою модель. Он размышляет специально о роли воздуха и света в живописи - разбивает жесткий контур предметов, создавая «дымку светлых и теплых полутонов», пророчески предвосхищая открытия импрессионистов.

     Что же произошло потом, что завело Френхофера в тупик? На этот вопрос не просто ответить, тем более, что причина не одна. Бальзак, по своему обыкновению, видит проблему «комплексно», включая множество ее корней и сторон.

     Наиболее  ясно звучит предостережение от обмана субъективных восприятий; творческая личность в увлечении своей идеей, в жажде абсолютного совершенства может незаметно для себя утратить верное суждение о своем произведении, о его ценности, его соответствии своему назначению. Автор проник в сложную область психологии творчества. Устами Порбуса Бальзак предостерегает художника еще и от теоретизирования в отрыве от непосредственной творческой работы: «Художники должны рассуждать только с кистью в руках». Конечно, содержание психологического этюда этим не исчерпывается. Можно не преувеличивая назвать его неисчерпаемым. В этом смысле он напоминает известную всему миру картину Леонардо да Винчи Джоконда», как и это полотно, он сохраняет в себе нечто загадочное. Но чтобы это понять, необходимо научиться разбираться в живописи и ее истории. Л пока ограничимся тем, что приведем еще другие свидетельства в пользу глубины и пророческой силы рассказа. В наше время Стефан Цвейг писал: «Именно художники чувствуют, что никогда еще интимнейшая тайна искусства, стремление к совершенству, не были с таким неистовством доведены до масштабов трагического»5. Прославленный живописец Поль Сезанн с огромным волнением узнавал себя в личности Френхофера. Пабло Пикассо, знаменитый художник XX века, сделал к небольшому рассказу восемьдесят иллюстраций.

     Судьба  этого рассказа беспримерна. О нем написаны, кроме бесчисленных статей, еще и специальные книги на французском и английском языках. Интерес к «Неведомому шедевру» возрастает с течением времени, по мере развития искусства.

     В эту книгу включены избранные произведения Бальзака тридцатых годов. В последнее десятилетие жизни писателя «Человеческая комедия» продолжала разрастаться. Романы увеличивались в объеме, охватывая все новые стороны действительности, обосновывая все более многочисленные и сложные связи между персонажами. Назовем хотя бы самые главные: закончены «Утраченные иллюзии», «Темное дело», «Жизнь холостяка», «Кузина Бетта», «Кузен Понс».

           Заключение 

     Бальзаку  был пятьдесят один год, когда  смерть прервала его труд. В его  бумагах было обнаружено столько  планов, фрагментов, новых названий, что один из исследователей по праву предположил: сколько бы ни прожил этот необычайно плодовитый писатель, «Человеческая комедия» все равно не была бы завершена, потому что по мере осуществления планов появлялись бы новые; ей не было бы конца, как нет конца жизни общества.

     Бальзака  не стало 19 августа 1850 года. Над его  могилой Виктор Гюго, автор «Отверженных», сказал вещие слова: «...Хотел он этого  или не хотел, согласился бы он с  этим или нет, — творец этого огромного  и небывалого произведения был из крепкой породы писателей революционных... Бальзак берет современное общество мертвой хваткой. Его скальпель проникает в душу, в сердце, в мозг... в пропасть, которую каждый носит в себе. И вот Бальзак, после этих страшных трудов, приводивших Мольера к меланхолии и к мизантропии — Руссо, выходит улыбающийся и светлый»6.

     Бальзака  можно читать поверхностно, на уровне сменяющихся драматических событий. Он и в этом случае дает немало. И  можно читать все более вдумчиво, одновременно стараясь понять и человековеда, надежного историка, «доктора социальной медицины». Тогда Бальзак — не легкое чтение. Но он вознаграждает самой полной мерой. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  литературы 

1. Григорьева Е.Я., Горбачева Е.Ю. Французская литература. – М.: Инфра-М, 2009. – 560 с.

2. Жирмунская Н.А. От барокко к романтизму: Статьи о французской и немецкой литературах. – М.: Филологический факультет СПбГУ. – Спб.: 2001. – 464 с.

3. Толстой Л.Н. Полн. Собр. Соч. в 30-ти т., 30 т. – М.: ГИХЛ. 1951.

4. Моруа А. Литературные портреты. – М.: Прогресс, 1970. – 455 с.

5. Бальзак в воспоминаниях современников. – М.: Художественная литература, 1986. – 559 с.

Информация о работе Творчество Оноре де Бальзака