Творчество И.Е.Репина

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2014 в 14:42, реферат

Краткое описание

О многих художниках можно сказать, что они внесли значительный вклад в историю русской культуры. Некоторые больше, некоторые меньше. Но каждый ценен по-своему.
Илья Ефимович Репин, был многогранным талантом. Великий художник не только был жанристом, но с равным блеском работал в области портрета и исторической живописи. Современников поражало его удивительное живописное мастерство. Так же он известен своими очерками и мемуарами.

Файлы: 1 файл

Творчество Репина.doc

— 94.50 Кб (Скачать)

Реферат

Творчество И.Е.Репина

О многих художниках можно сказать, что они внесли значительный вклад в историю русской культуры. Некоторые больше, некоторые меньше. Но каждый ценен по-своему.

Илья Ефимович Репин, был многогранным талантом. Великий художник не только был жанристом, но с равным блеском работал в области портрета и исторической живописи. Современников поражало его удивительное живописное мастерство. Так же он известен своими очерками и мемуарами.

 

Родился Илья Ефимович Репин в 1844 году в Чугуеве (на Украине) в семье отставного солдата. Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. Репин в детстве очень увлекался вырезыванием из бумаги лошадок, которых приклеивал к оконному стеклу, вызывая простодушные восторги зрителей. Когда же ему подарили краски, то ничем другим, кроме рисования, он больше уже не мог заниматься. И все допытывался у навестившей его во время тяжелой болезни соседки, которая утешала его рассказами о рае: а краски и кисточки там будут?

Начальные художественные навыки Репин получил в школе военных топографов и в мастерской местного живописца И.М. Бунакова. 1857 годом — датируется самая ранняя акварель И. Е. Репина, дошедшая до наших дней — «Вид на школу военных топографов в Чугуеве» (1853—1857, б., акв., ГТГ). В осиновском доме им были сделаны первые художественные пробы: головки лошадей, вылепленные из воска, лошадки, вырезанные из бумаги. Но мечта о высоком искусстве влекла его в Академию художеств.

«К 1859 году мечты мои о Петербурге, - пишет Репин, - становились все неотступнее; только бы добраться и увидеть Академию художеств». В 15 лет И. Е. Репин был известным в округе мастером и вместе с артелями иконописцев и ремесленников работал по подряду в сельских церквях. Первая его большая работа была в Малиновской церкви: он написал икону «Распятие» по известной картине К. Штейбена «Голгофа», находящейся в Исаакиевском соборе. В период с 1860 по 1863 год написаны «Моление о чаше» и пейзаж, условно названный «Улица в Чугуеве». Осенью 63-го года, получив деньги за работу в сиротинской церкви, И. Е. Репин отправился в Петербург. По пути 31 октября первый раз побывал в Москве.

В Петербурге он поступил в Рисовальную школу Общества поощрения художников, где преподавал И.Н. Крамской - тогда еще совсем молодой художник; а в январе 1864 года был принят в Академию.

Первые годы учения были для Репина очень трудными. Он испытывал крайнюю нужду и впоследствии так вспоминал об этом времени: «Чтобы не погибнуть от голода, я бросался на всякую работу - красил на домах железные крыши, красил экипажи и даже железные ведра». Родители не могли помочь сыну, так как очень нуждались сами. Несмотря на все трудности, Репин упорно учился.

Из его книги «Далёкое близко»: «Будучи реалистом  по  своей  простой  природе,  я обожал натуру до рабства; и вот,  чтобы найти  несомненные  отношения тела к стенам, я не мог выбрасывать и  закоптелых картонов в их  черных рамах. Рельеф зато выходил у меня несомненно; я стал получать близкие номера и  скоро увлек  весь  класс: все  стали писать казенные рамы на фоне сильнее самого этюда, в явный ущерб пластике тела и серьезной школе.

— Да что  это все рамы эти стали писать! Это совсем не художественно! — вскипятился однажды Алексей  Тарасович  Марков. - Служитель. Передай инспектору, чтобы распорядились убрать эти картоны со стен.

И  на экзамене мелом  были  зачеркнуты все  рамы в фонах этюдов нашего натурного класса».

Овладевая в Академии основами профессионального мастерства, Репин как художник и гражданин развивался прежде всего под влиянием И.Н. Крамского и В.В. Стасова - признанных вождей нового, демократического искусства. Молодой художник часто приходил к Крамскому, показывал академические рисунки и свои первые самостоятельные опыты. Крамской внимательно следил за его успехами, беседовал с ним об искусстве, обращая внимание на необходимость работы с натуры, возбуждая интерес к жизненно важным темам, внушая чувство ответственности за свое искусство перед народом. Под влиянием Крамского Репин помимо обязательных академических заданий на исторические и мифологические темы начал работать над сюжетами из окружающей жизни, особенно увлекшись на первых порах портретами родных и близких. Вскоре, однако, это увлечение было вытеснено серьезным и большим замыслом, который на несколько лет поглотил все мысли художника. Репин задумал написать большое полотно «Бурлаки на Волге». Первая мысль о написании подобной картины зародилась летним днём 1868 (в некоторых источниках 69) года. В тот день Илья Ефимович впервые увидел бурлаков на Неве: ватагу бурлаков, тянущих баржу, и невдалеке от них группу нарядных веселящихся господ.

Отправившись вместе с художниками Ф.А. Васильевым и Е.К. Макаровым в поездку по Волге летом 1870 года, Репин окунулся в самую гущу народной жизни. Бурлаки перестали для него быть отвлеченным понятием, а стали живыми, близкими людьми, со своим внутренним миром, своими заботами и чаяниями. Сама жизнь вошла в картину художника, наполнив плотью и кровью ту мысль, которая лежала в основе замысла Репина. До конца дней своих он не мог забыть многих бурлаков, отведя им значительное место на страницах своих воспоминаний в книге «Далекое близкое». И прежде всего попа-расстригу Канина. Это тот самый бурлак, которого Репин поставил во главе бурлацкой ватаги, - человек с просветленным, мудрым и кротким лицом. При виде его Репин вспоминал о греческих философах, которых покупали патриции Рима на рынках рабов для воспитания своих детей. Бурлачество, как одно из возмутительных явлений российской действительности, низводящее людей до уровня рабочего скота, волновало в те годы многих писателей и художников, чьи сердца чутко отзывались на страдания и горе народное.

Репин основное внимание уделяет раскрытию характеров бурлаков и их переживаний. Все лица бурлаков ясно читаются, не загораживая друг друга. Уже здесь, задолго до появления первых портретов людей из народной среды («Мужичок из робких», «Мужик с дурным глазом», 1877), проявилась замечательная способность Репина воспроизводить людей с почти осязательной конкретностью, остро схватывая всю неповторимость их характера и вместе с тем улавливая в них общие признаки определенного типа.

Полотно Репина «Бурлаки на Волге», экспонированное на академической выставке 1873 года, стало событием общественной жизни. Значение его заключалось в том, что художник в жанровой по сути дела сцене и в жизненно-конкретных образах сумел воплотить большие идеи своей эпохи, создав монументальное произведение, главными действующими лицами которого являются не герои древности, а простой народ современной ему России. В этой картине Репина удачнее, чем у кого бы то ни было, выражено все то, к чему стремились его современники: и могучее «хоровое» звучание темы, и глубокий психологизм каждого образа, и композиционное, и колористическое мастерство. «Четыре года тому назад, — писал Крамской, — Перов был впереди всех, еще только четыре года, а после Репина «Бурлаков» он невозможен... Для всех стало очевидным, что уже невозможно остановиться хотя бы на маленькую станцию, оставаясь с Перовым во главе».

В 1871 году Репин окончил Академию художеств, получив за программную работу на заданную к конкурсу тему «Воскрешение дочери Иаира» большую золотую медаль (по некоторым данным эта картина была написана под впечатлением от смерти сестры Усти в 1857 г.). Медаль давала право на заграничную пенсионерскую командировку сроком на шесть лет. Однако Репин решил отложить поездку пока не закончит картину. (Речь идёт о тех же бурлаках).

В мае 1873 года Илья Ефимович отправился в отложенную командировку. Через Вену он отправился в Италию, а оттуда осенью в Париж. Поездка имела для Репина большое значение. Он увидел многие прославленные произведения великих мастеров прошлого, узнал современное европейское искусство. Естественно, что он ознакомился с самым новаторским течением в художественной жизни Франции — импрессионизмом и с тем культом пленерной живописи, который был для него характерен. Во время работы над «Бурлаками» Репин догадывался о необходимости работы на открытом воздухе, но тогда, во всяком случае, в основном варианте картины, ему это не очень удалось. Во Франции Репин писал теперь пейзажи и людей под открытым небом, учился точно находить цветовые отношения предметов, освещенных солнцем, живущих в единой свето-воздушной среде.

Пробыв за границей с мая 1873 по июль 1876 года, преимущественно в Париже, Репин, как и ряд других художников его времени (Перов, Поленов), не дожидаясь окончания срока пенсионерства, вернулся в Россию и сразу же поехал к себе на родину, в Чугуев, мечтая в непосредственном общении с народом почерпнуть новые темы и образы для своего творчества.

По приезде он создал одну из самых поэтических своих работ, прелестную маленькую картину «На дерновой скамье» — групповой портрет семьи художника. Пленерная живопись, свободная, полная своеобразного изящества, свидетельствовала о профессиональном мастерстве молодого художника, а по настроению, полному тихой радости и спокойствия, картина, вероятно, отражала душевное состояние ее автора, только недавно оказавшегося на родине после нескольких лет разлуки.

Осенью того же года Репин словно бы окунулся в самую гущу народной жизни. «Свадьбы, волостные собрания, ярмарки, базары—все это теперь оживленно, интересно и полно жизни», — писал Репин Стасову. Обилие образов, сюжетов, новых тем буквально захлестнуло художника. Он работал много и очень плодотворно.

Им были созданы первые крестьянские портреты-типы («Мужичок из робких» и «Мужик с дурным глазом»), написаны первая картина на революционную тему «Под жандармским конвоем» и довольно живые и острые, но не слишком глубокие обличительные сценки «В волостном правлении» и «Экзамен в сельской школе». Был исполнен портрет чугуевского протодиакона Ивана Уланова — «Протодиакон». Это была первая работа художника, экспонированная у передвижников. Репин становится членом Товарищества передвижных художественных выставок. Вся его дальнейшая творческая жизнь оказалась безраздельно связанной с деятельностью этого передового художественного объединения.

Увлекшись выразительностью натуры протодиакона, Репин вложил в его изображение весь свой темперамент, всю глубину своего творческого прозрения, все свое мастерство. Оттого-то так убедителен созданный им образ. Все в нем — мясистое, обрюзгшее лицо с властным тяжелым взглядом маленьких заплывших глаз, крутой изгиб широких бровей, большой, потерявший форму нос, нависающий над чувственным ртом, тучная фигура с бездонным чревом, на котором покоится короткопалая цепкая рука, — обличает грубую, примитивную, но сильную и непреклонную натуру, далекую от христианских идеалов постничества и смирения, преисполненную всех греховных помыслов и страстей земных. Так правдивое изображение наблюденного в жизни характера в силу его типичности и глубины постижения художником приобретало большой общественный смысл, разоблачая истинную природу духовенства.

«А тип преинтересный! — сообщал Репин Крамскому.— Этот экстракт наших дьяконов, этих львов духовенства, у которых ни на одну йоту не полагается ничего духовного,— весь он плоть и кровь, лупоглазие, зев и рев, рев бессмысленный, но торжественный и сильный, как и сам обряд в большинстве случаев...»

В сущности, здесь, в Чугуеве, окончательно сложилось то направление в его искусстве, которое было намечено еще в «Бурлаках» и дало основание считать Репина художником истинно национальным и глубоко народным.

Расцвет творчества Репина падает на конец 70-х — начало 90-х годов, совпадая со временем расцвета русской демократической живописи. Большая часть его лучших работ была создана в этот период, но центральным произведением этого времени, да и всего творчества Репина в целом, стала картина «Крестный ход в Курской губернии» (1880—1883). Народная тема, начатая «Бурлаками», получила в этой картине многостороннее и широкое истолкование.

Замысел произведения возник в 1877 году в Чугуеве, где Репину довелось наблюдать красочную процессию сельского крестного хода, но окончательно оформился значительно позже, после поездки в Курскую губернию, в знаменитую Коренную Пустынь, славившуюся своими многолюдными и торжественными крестными ходами. Работа над картиной длилась несколько лет и была завершена только в 1883 году. Сюжет крестного хода увлек Репина своей колоритностью, возможностью охватить широкий пласт жизни русской провинции, развернуть перед зрителем великое множество человеческих характеров и социальных типов. Крамской считал этот сюжет «золотоносной жилой».

Сюжет, выбранный художником, давал ему возможность показать людей разного имущественного состояния. Ведь в торжественной церемонии перенесения «чудотворной» иконы принимали участие очень многие: духовенство, дворяне, купцы, местные полицейские власти, богатые крестьяне, деревенская голытьба, нищие и т.д.

Из шествующей толпы, видно, что люди относятся к разным слоям населения, среди которых царит неравенство и бесправие. В центре толпы можно наблюдать более богатое сословие, а по краям пристроились бедняки, которых жёстко оттесняют от центра шествия грозные полицейские-жандармы. Можно увидеть как они, восседая на конях, орут на людей, а один из жандармов, даже замахнулся плёткой на крестьянина.

Репин с замечательной конкретностью сумел передать всю атмосферу происходящего: томящий зной, иссушивший все вокруг; клубы пыли, поднятые движением неисчислимой массы людей; ослепительный блеск солнечных лучей, как бы концентрирующихся в сверкающей на солнце золотой ризе дьякона и отражающихся в радужном переливе красок позолоченного, разукрашенного цветами и лентами выносного фонаря; мерный рокот толпы, одержимой сознанием серьезности совершаемого дела и вместе с тем занятой своими суетными страстями и помыслами. Все это создает впечатление подлинности изображенного, позволяет буквально ощутить колыхание людского моря в мареве пыльного накаленного воздуха.

Развивая традиции Перова-обличителя, Репин трактует эти образы в острогротесковом плане и в то же время очень самостоятельно, по-репински увлекаясь яркой характерностью своих персонажей, словно выхваченных из гущи жизни.

Репин не допустил в трактовке участников процессии ни малейшего утрирования, образ каждого абсолютно правдив, а поведение — психологически оправдано. «Выше всего правда жизни, она всегда заключает в себе глубокую идею», — писал Репин Третьякову.

Информация о работе Творчество И.Е.Репина