Творческий путь Сергея Есенина. Основные темы его поэзии

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 17:36, контрольная работа

Краткое описание

Сергей Александрович Есенин родился в 1895 г. в селе Константиново. Талант Есенина, его мировоззренческие искания, темы его творчества, эстетические пристрастия, его этика, - все это корнями уходило в детство. Для понимания феномена Есенина следует иметь в виду, что он родился и рос в религиозной семье. В расположенном напротив реставрировавшейся церкви доме бабушки по отцовской линии селились монахи и художники.

Оглавление

1. С. А. Есенин. Жизнь и творчество.
2. Народная основа его поэзии
3. Основные темы поэзии С. А. Есенина
а) Тема Родины;
б) Тема природы;
в) Тема любви

Файлы: 1 файл

Контрольная по Есенину.doc

— 75.50 Кб (Скачать)

В поэзии Есенина есть и тихие звуки: «шелест тростника», «шепот сосняка», «говор кроткий», «слабый крик», «тягучий вздох», «нежно охает ячменная солома», и свист, и гудение, и крик, и молитва, и пес­ня, и множество других звуковых образов.

Природу поэт ощущал в движении, одно явление природы мог пе­редать через другое: «Сыплет черемуха снегом», «Как метель черемуха машет рукавом»; «И горит в парче лиловой / Облаками крытый лес». В последнем примере отмечаем яркую цветопись.

В стихах Есенина разнообразны оттенки красного цвета: розовый, алый, малиновый, багряный; оттенки желтого часто приобретают «ме­таллическое» звучание: золотой, медный; много зеленого цвета, синего и голубого. Есть и белый, и черный, и серый цвета, но в целом стихи Есенина окрашены в чистые, ясные, то нежные, то яркие цвета и оттенки. В лирике Есенина и движение, и звуки, и краски мира. Есть и запахи.

 

 

Выткался на озере алый свет зари.

***

Тихо струится река серебристая

В царстве вечернем зеленой весны

Солнце садится за горы лесистые

Рог золотой выплывает луны…

***

Синее небо, цветная дуга,

Тихо степные бегут берега,

Тянется дым, у малиновых сел…

 

Есенин чаще всего изображает такие явления природы, как: зори, закаты, снег, дождь, ветер, тучи, озеро, реки… Он рисует и мир животных и мир растений. Особенно часто встречается образ дерева. Образ девушки постоянно связан с образом тонкой березки, образ души – с весенним цветением, образ лирического героя – с кленом.

Зеленая прическа,

Девическая грудь

О тонкая березка,

Что загляделась в пруд? ...

***

Черемуха душистая

С весною расцвела

И ветки золотистые,

Что кудри завила…

 

О любви Есенин пишет уже в самых ранних своих стихах, истоки которых— в песенном русском фольклоре («Подражание песне», «Ты поила коня из горстей в поводу...», 1910). Любовь к женщине — лишь акцент в проявлении чувства любви ко всему земному, любимая часто представляется в образе природы: «Зацелую допьяна, изомну, как цвет», а природа — олицетворена: «Выткался на озере алый цвет зари» (1910); «Зеленая прическа, /Девическая грудь, / О тонкая березка, / Что загляделась в пруд?». Любовью пронизана вся природа: «В цветах любви весна-царевна / По роще косы расплела... И я, как страстная фиалка, /Хочу любить, любить весну» («Чары», 1913—1915).

Настроения любовной лирики меняются в «городских» стихотворе­ниях поэта. Город оторвал Есенина от «родины-рая», и ощущение счастья стало ностальгическим переживанием, а земная «девушка-природа» стала мечтой-воспоминанием, почти бесплотным («Вот оно, глупое счастье»):

Где-то за садом несмело,

Там, где калина цветет,

Нежная девушка в белом

Нежную песню поет.

Круто меняется тональность любовной лирики в городском цикле «Москва кабацкая» (1923):

Сыпь, гармоника. Скука... Скука...

Гармонист пальца льет волной.

Пей со мною, паршивая сука,

Пей со мной.

Излюбили тебя, измызгали —

Невтерпеж.

Что ж ты смотришь так синими брызгами?

Или в морду хошь?

Поэтичность, нежность сменил озлобленный цинизм, цинизм как защитная реакция, как отчаяние. Любовь низведена до плотской, до животной потребности, но в конце стихотворения — жалобное раска­яние: «Дорогая, я плачу, / Прости... прости...».

Цикл «Любовь хулигана» (1923, возвращение Есенина из-за грани­цы) отмечается отречением от «кабацкого» прошлого, очищением, спасением через любовь. К лирическому герою приходит обновление:

Заметался пожар голубой,

Позабылись родимые дали.

В первый раз я запел про любовь,

В первый раз отрекаюсь скандалить.

Трагический пафос, надрыв сменяется задушевностью, лиризмом, откровенностью:

Пускай ты выпита другим,

Но мне осталось, мне осталось

Твоих волос стеклянный дым

И глаз осенняя усталость.

 

Дорогая, сядем рядом,

Поглядим в глаза друг другу.

Я хочу под кротким взглядом

Слушать чувственную вьюгу.

Мечта о «чистой» любви — один из сквозных мотивов лирики Есе­нина. Сложная гамма эмоций сопровождает страдание, вызванное то жаждой любви, то сознанием ее неосуществимости:

Вечер черные брови насолил.

Чьи-то кони стоят у двора.

Не вчера ли я молодость пропил?

Разлюбил ли тебя не вчера?

«Персидские мотивы» (1924—1925) — попытка обрести согласие с самим собой и с миром. Романтический сюжет о любви северянина и южанки Есенин воспринял через поэзию Пушкина и Лермонтова. Стихи написаны на Кавказе, но на темы, сюжеты, тональность, сам образ любви повлияла персидская лирика. Любимая в персидской ли­рике превосходит своей красотой саму природу, она исключительна.

Есенин создал образ голубой и веселой страны, которой перестала быть Россия. Ранее Россия ассоциировалась в лирике Есенина с «голу­бой страной», страной-идеалом, мечтой («Голубеет небесный песок», «В голубой купается пыли»). После революции голубой цвет почти ис­чез из его лирики: «Закат обрызгал серые поля», «Принакрытые се­реньким ситцем / Этих северных бедных небес». Теперь выдуманная Персия («Голубая родина Фирдуоси») соответствовала идеалу: «Хоро­шо бродить среди покоя / Голубой и ласковой страны». «Персидские мотивы» — противовес «Москве кабацкой»:

Улеглась моя былая рана —

Пьяный бред не гложет сердце мне.

Синими цветами Тегерана

Я лечу их нынче в чайхане.

 

Никогда я не был на Босфоре,

Ты меня не спрашивай о нем.

Я в твоих глазах увидел море,

Полыхающее голубым огнем.

Даже форма «Персидских мотивов» соответствует форме древней персидской лирики:

Воздух прозрачный и синий,

Выйду в цветочные чащи,

Путник, в лазурь уходящий,

Ты не дойдешь до пустыни.

Воздух прозрачный и синий.

Символом персидской красоты и любви является образ розы: «Тихо розы бегут по полям...»; «Губы к розам так и тянет, тянет»; «Ле­пестками роза расплескалась»; «Красной розой поцелуи веют, / Ле­пестками тая на губах».

Однако Персия в художественном воображении поэта — лишь вре­менный покой. Одна из тем цикла — ностальгия по России. В любовные мотивы непременно привносится образ родины, любовь к России обостряется: «Мы в России девушек весенних / На цепи не держим, как собак»; «Как бы ни был красив Шираз, / Он не лучше рязанских раздолий»; «Там на севере девушка тоже / На тебя она страшно похожа, "Сердцу снится страна другая"

Пятнадцать стихотворений цикла передают особый лирический сюжет – динамику, развитие чувств и настроений лирического героя, которые завершаются возвращение к Родине:

Многие видел я страны,

Счастья искал повсюду,

Только удел желаний

Больше искать не буду.

Глупое сердце не бейся.

Многие стихи Есенина стали песнями. И эта вторая жизнь лирики поэта стала частью нашей жизни.

Неодолимо движется время. Одно поколение сменят другое.

Движется, живет по своим законам мир поэзии – Вселенная души человечества. Беспрерывно нарождаются и вспыхивают в этом чудесном мире новые поэтические звезды и звездочки. Они сгорают и навсегда затухают, еще при жизни их "хозяина", свет других доходит  к нам на протяжении десятилетий, и лишь немногие, очень немногие согревают народную "живую душу" в веках разгораясь со временем все ярче и ярче. Имя одной из таких прекраснейших лучезарных звезд в бессмертном поэтическом созвездии России – Сергей Есенин. Оно – вечно…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1.            Два мира (С. Есенин) – В книге: Прокушев Ю. Время. Поэзия. Критика. М.: Художественная литература, 1980

2.            Есенин С. А. Избранное: Стихотворения и поэмы. Вступительная статья и сост. Ю. Прокушева; Рис. Е. Савича. – М.: Детская литература, 1983. – 283 с.

3.            Есенин С. Собрание сочинений. В 2 т. Стихотворения. Поэмы. – Мн.: Советская Россия, Современник. – 1990

4.            Есенин С. Стихотворения и поэмы: - Мн.: Юнацтва, 1982. – 159 с.

5.            Ханаев Б. Последний поэт деревни Сергей Есенин // Советская Белоруссия. – 1995. – 27 сентября.

 

10

 



Информация о работе Творческий путь Сергея Есенина. Основные темы его поэзии