Творческий путь Сергея Есенина. Основные темы его поэзии

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 17:36, контрольная работа

Краткое описание

Сергей Александрович Есенин родился в 1895 г. в селе Константиново. Талант Есенина, его мировоззренческие искания, темы его творчества, эстетические пристрастия, его этика, - все это корнями уходило в детство. Для понимания феномена Есенина следует иметь в виду, что он родился и рос в религиозной семье. В расположенном напротив реставрировавшейся церкви доме бабушки по отцовской линии селились монахи и художники.

Оглавление

1. С. А. Есенин. Жизнь и творчество.
2. Народная основа его поэзии
3. Основные темы поэзии С. А. Есенина
а) Тема Родины;
б) Тема природы;
в) Тема любви

Файлы: 1 файл

Контрольная по Есенину.doc

— 75.50 Кб (Скачать)


Тема: Творческий путь Сергея Есенина. Основные темы его поэзии.

 

План:

1.                 С. А. Есенин. Жизнь и творчество.

2.                 Народная основа его поэзии

3.                 Основные темы поэзии С. А. Есенина

а) Тема Родины;

б) Тема природы;

в) Тема любви

 

 

Гений – всегда народен

(А. Блок)

 

 

1. Сергей Александрович Есенин родился в 1895 г. в селе Константиново. Талант Есенина, его мировоззренческие искания, темы его творчества, эстетические пристрастия, его этика, - все это корнями уходило в детство. Для понимания феномена Есенина следует иметь в виду, что он родился и рос в религиозной семье. В расположенном напротив реставрировавшейся церкви доме бабушки по отцовской линии селились монахи и художники. Бабушка по материнской линии водила внука в монастырь за сорок верст! В ее доме собирались слепцы, странники, они пели духовные стихи - о рае, о Миколе, о Лазере, о граде неведомом. Уже в ту пору Есенин узнал о земле обетованной, о непременном грядущем рае, об ином мире - и эти темы отзовутся потом в его творчестве. По субботам и воскресеньям дед Федор Андреевич Титов, знаток духовных стихов и Библии, излагал ему священную историю. Есенин не был церковным человеком; в семье он приобщался к православию, на экзаменах в Константиновском земском училище по закону. Божию и чтению на церковнославянском языке он получил пятерку, но по природе своей был «забиякой и сорванцом». Эта двойственность натуры поэта - стремление к духовному покою и мятежность, кротость и страстность выразилась в его лирике.

Семейные традиции были дополнены образованием Есенина. В нем была страсть к чтению. Окончив Константиновское земское училище, он продолжил образование в Спас-Клепиковской церковно-учительской школе, Есенин рано открыл в себе поэтический дар: писать стихи начал еще в земском училище.

В 1912 г. он приехал в Москву. Это был юноша с развитым самосознанием. В молодом провин­циале не было комплекса ученичества. Стремительно росла в нем вера в свои силы: он конфликтует с хозяйкой конторы, в которой работает, конфликтует с отцом, который его содержит, работает в книжном магазине и увольняется оттуда: он поэт! стихи его прокормят! В1913 г. он устраивается на работу в типографию товарищества И.Д. Сытина - получает и финансовую независимость, и воз­можность читать: все, помногу и жадно. В том же году он начинает заниматься на историко-фило­софском отделении Московского городского народного университета им. А. Л. Шанявского. В 1916 г. вышел в свет его первый поэтический сборник «Радуница». За эти четыре года он сформировался как поэт крестьянской культуры.

Молодой Есенин - нравственный максималист, он верил в миссию поэта-пророка, готового клей­мить порочную и слепую толпу. Христианин по мировоззрению, воспринимал мир как единое целое, уверяя, что «все люди - одна душа», что он может, как Христос, пойти на крест за благо ближнего.

Мотивы лирики С. Есенина начала 1910-х годов - жертвенная миссия поэта, одухотворенная природа, богоизбранность крестьянина, за которого радеет Св. Николай Угодник. В поэзии Есе­нина этого периода проявились особенности его стиля. Он выстраивал метафорические ряды: «Дымом половодье / Зализало ил. / Желтые поводья / Месяц уронил», сочетая их с образами, в которых выражал непосредственные, точные значения. Он обратился к романсному стиху с харак­терной для него синтаксической простотой, законченностью фразы в границах строки: «Выткался на озере алый свет зари. / На бору со звонами плачут глухари. / Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло. / Только мне не плачется, на душе светло». Пристрастие к диалектизмам, от которого он вскоре отказался, не умаляло точности и строгости стиля.

В русскую поэзию Есенин входил как один из самых ярких поэтов крестьянского направления, сознанию и эстетическим вкусам которых были свойственны религиозная культура, влияние фоль­клора, философии и поэтики литературных памятников православной мысли, включая литературу старообрядцев, сосредоточенность на судьбе крестьянства! В 1919г. Есенин познакомился с поэтами-имажинистами, и его творчество претерпело некото­рую эстетическую переориентацию. В его лирике обозначились тенденции позднего авангардизма.

Стихи Есенина активно публиковались в журналах и коллективных сборниках, он стал одним из самых популярных поэтов России. Вышли сборники его поэзии «Преображение» (1918), «Сель­ский часослов» (1918), «Голубень» (1918), «Исповедь хулигана» (1921) и др. С мая 1922 г. до августа1923 г. Есенин жил за границей: в Германии, Бельгии, Франции, Италии, США.

Осенью 1924 года Есенин предпринимает поездку на Кавказ. Он еще не знал, что на этот раз пробудет там почти погода, что эта поездка на юг станет его "болдинской осенью". Здесь им были написаны многие его "маленькие поэмы", здесь были созданы "Персидские мотивы" и его "вершинная" поэма "Анна Снегина". Двадцать семь новых произведений опубликовал Есенин на Кавказе, и все – полгода!

В декабре 1925 года Есенин уехал из Москвы в Ленинград. Там он мечтал, как говорили друзья, "начать новую жизнь", работать, редактировать журнал.

Намерениям этим не суждено было сбыться. В ночь с 27 на 28 декабря 1925 года в гостинице "Англетер" жизнь поэта оборвалась…

 

2. Ныне мы справедливо говорим о Сергее Есенине как гениальном поэте ХХ века.

Наибольшее количество белых пятен долгое время было связано с "деревенским детством" и юностью Есенина в родном рязанском крае. Из тридцати лет  жизни поэта первые семнадцать прошли здесь. Однако так случилось, что вплоть до середины пятидесятых годов мы, к сожалению, очень мало знали правды о становлении Есенина как личности, особенно в юности, о раннем пробуждении его "творческих дум", о народных глубинных истоках его поэзии. Многие вопросы касающиеся, судьбы поэта в отрочестве и в юношеские годы, по существу, оставались без ответа.

Но когда читаешь и перечитываешь Есенина, включая его ранние стихи, где все – правда, озаренная и печальная, все – жизнь, радостная и трагическая, поэмы и стихи, в которых предельная обнажена исповедальная душа художника, - все очевиднее становится их кричащая несовместимость с различного рода "романами без браков".

Трудно, а вернее, почти невозможно понять до конца поэта, движения его души, рождение его стихов, наконец, его судьбу, не побывав хотя бы раз на священной земле, откуда берет свое начало его жизнь, его приход в мир, земле, которая с первых сознательных лет его шагов и до смерти будет наполнять его сердце любовью к Отечеству.

Константиново, родное село поэта, привольно раскинулось на правом высоком холмистом берегу Оки – многоводной сестры великой Волги. Взору открывается необъятный простор заливных лугов, убегающие вдаль перелески, а у самого горизонта – дымка лесов Мещеры.

Вот уже более полувека, как в любую погоду, летом и зимой идут и едут люди в Константиново со всех концов света, чтобы низко поклонится древней рязанской земле – колыбели великого поэта России.

Способность к творческому воображению, интерес к народным песням, легендам, сказкам, любовь к природе проявились у Есенина еще в детские годы. Сергей Александрович был "всю жизнь нежно болен воспоминаньем детства». «В детстве я рос в атмо­сфере народной поэзии", — писал он. С ранних лет вслушивался будущий поэт в пение бабушки и духовные стихи странников. Отец его сам слагал песни, мать была замечательной песенницей. Александра, младшая сестра Есенина, вспоминала: «Мне кажется, что нет такой русской народной песни, которую бы не знала наша мать... Топила ли она печку, шила, пряла ли, за любой работой можно было услышать ее пение. И каждый из нас, ее детей, с пеленок слушал ее напевы, подрастая, невольно запоминал их и подпевал ей...».

И в зрелые годы, приезжая домой, Сергей Александрович всегда просил мать спеть ту или другую песню. Прелесть мате­ринского пения поэт сохранил на всю жизнь в своей памяти: «Родился я с песнями в травном одеяле. Зори меня вешние в радугу свивали ».

Но еще больше трогали сердце поэта заунывные песни, ко­торые певал ему дед. «Умственный мужик», как называл его Есе­нин, пробудил в нем любовь к прекрасному. Сергей Александ­рович признавался: «Оглядываясь на весь пройденный путь, я все-таки должен сказать, что никто не имел для меня такого зна­чения, как мой дед. Ему я больше всего обязан».

Жадно слушал Есенин и пение крестьян во время их работы или в короткие минуты отдыха, по вечерам на посиделках, на праздниках. Некоторые из этих песен он записывал, другие сами собой сохранились в его памяти. Многие песни он пел под соб­ственный аккомпанемент на гитаре или гармони.

Стихи Есенин начал сочинять рано, лет с девяти. В них он запечатлел яркие, светлые образы, первые сердечные переживания, картины того родного и близкого, что окружало его.

 

 

3. Есенин – единственный среди русских великих лириков поэт, в творчестве которого невозможно выделить стихи о Родине в отдельный раздел. Все написанное им, проникнуто "чувством родины". Как писал сам поэт: "Чувство Родины – основное в моем творчестве". Заметим не "тема", а "чувство". Например в стихотворении "Гой ты, Русь моя родная" рисуется образ Родины – рая. Есенин народный поэт не только потому, он родился в самой что ни на есть российской деревне, что писал о родной природе, что язык его стихотворений прост и понятен, но и потому, что каждый человек в России хоть однажды переживал те же чувства, что и Есенин, что Есенин выразил национальный характер, национальные настроения, мечты, сомнения, надежды.

Образ Родины в лирике поэта неотделим от образа природы. Самое первое, как помнил сам поэт, стихотворение:

Там где капустные грядки

Красной водой поливает восход,

Клененочек маленькой матке

Зеленое вымя сосет.

Изумительная миниатюра, зачаток всей будущей поэзии Есенина.

Есенин покинул «родимый дом» летом 1912 года, уехав в Москву, чтобы найти пути в большую литературу. Но жизнь складывалась трудно и не совсем так, как хотелось юноше. Город не оставил в сознании поэта ярких образов. В его душе всегда жили картины сельского быта, звуки и краски природы. И в своих стихах он создавал образ живой России, способной тос­ковать, испытывать боль. Родной и любимый край иногда пред­ставлялся Есенину «забытым и заброшенным», окруженным «топями и болотами». Есенинская Русь — это и «гаревая полоса», «сенокос некошеный», «забоченившиеся избы», «скорбью вытерзанный люд». Поэт видит не только «скирды солнца в водах лон­ных», его взгляд замечает и другое: «пригорюнились девушки-ели», «виснет тень, как платок, за сосной», «роща синим мраком кроет голытьбу», «вяжут нищие над сумками бечевки», «чахнет старая церквушка», «Ой, не весел ты, край мой родной...». Но и в печали мило поэту близкое и родное:

Черная, потом пропахшая выть!

Как мне тебя не ласкать, не любить!

В грустных раздумьях о судьбе родины столько сердечной теп­лоты, искренней любви, привязанности к воспоминаниям детства, юности, нежности к преисполненным печалью полям, к природе, к сельской жизни, рождающей в душе поэта мир, ясность и покой.

* * *

Низкий дом с голубыми ставнями,

Не забыть мне тебя никогда, —

Слишком были такими недавними

Отзвучавшие в сумрак года.

 

* * *

Спит ковыль.

Равнина дорогая,

И свинцовой свежести полынь.

Никакая родина другая

Не вольет мне в грудь мою теплынь.

 

Знать, у всех у нас такая участь,

И, пожалуй, всякого спроси —

Радуясь, свирепствуя и мучась,

Хорошо живется на Руси.

И в радости, и в печали, куда бы судьба не забрасывала Есе­нина, его сердце неизменно тянулось к отчему порогу, к дорогим ему пашням и лесам.

Чувство грусти, тоски по родным просторам рождало в душе поэта ощущение утраты связи с «голубой Русью». Революционная действительность, которую он наблюдал, долгие годы тяжелых бедствий — война, голод, разруха, кровь — углубили мучитель­ные и раздирающие душу противоречия. Это время для Есенина с его склонностью к идеальному, с его острой, почти болезненной реакцией на все некрасивое, и в прямом и в переносном смысле, не могло пройти бесследно, разрушало душевный покой.

 

Мировосприятие Есенина складывалось под влиянием русской природы. Природа и родина для поэта не просто однокоренные слова, это неразрывные понятия.

Природа олицетворена, одухотворена Есениным, Образ живой приро­ды создается, например, обращениями: «Сыпь ты, черемуха, снегом, / Пойте вы, птахи, в лесу»; «Край ты мой заброшенный, / Крап ты мой, пустырь»; «Черная, потом пропахшая выть! / Как мне тебя не ласкать, не любить?»; «Край любимый! Сердцу снятся /Скирды солнца в водах лон­ных, / Я хотел бы затеряться / В зеленях твоих отозванных»...

Заметим, что в олицетворении «В зеленях твоих стозвонных...» зву­ковой образ, который чаще всего озвучивает есенинские сюжеты: звон, поэт использует неологизм, усиливающий звуковое впечатление — «стозвонный», звон слышен в аллитерациях этих строк. Звуковое изображение часто встречается в стихах Есенина: «Звонкой позолотой взвенивает лес»; «Поет зима — аукает, / Мохнатый лес баюкает / Стозвоном сосняка». В звуковых образах воспринимаются цветовые, зри­тельные явления: «В роще по березкам / белый перезвон»; «Я хотел бы затеряться /В зеленях твоих стозвонных»; «А у низеньких околиц /Звонко чахнут тополя»; «Мне навстречу, как сережки / Прозвенит де­вичий смех». Этот ряд можно продолжить.

Информация о работе Творческий путь Сергея Есенина. Основные темы его поэзии