Тема Родины и природы в лирике С.А. Есенина

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 16:59, реферат

Краткое описание

Цель реферата – наиболее полно познакомиться с творчеством Сергея Есенина, раскрыть тему природы и Родины в его произведениях.
Задачи:
1. проанализировать, как детство, проведенное Есениным в
с. Константиново, повлияло на творчество поэта;
2. исследовать образ природы в творчестве Есенина;

Оглавление

I. Введение стр.3
II. «Пробуждение творческих дум» стр.5
III. Образ природы стр.10
IV. Трансформация образа Родины в лирике С.Есенина
1. Влияние А.Блока и Н.Клюева на лирику юного поэта стр.16
2. Родина через призму заграничных впечатлений стр.18
V. Заключение стр.24
VI. Список информационных ресурсов стр.25

Файлы: 1 файл

Реферат!!!!!_Есенин.doc

— 117.50 Кб (Скачать)

Стихотворение начинается двумя предложениями, которые вводят нас в мир природы, окружающий лирического героя:

 

Спит ковыль. Равнина дорогая, 
И свинцовой свежести полынь.

 

Слово «дорогая» стоит  в сильной позиции, для чего Есенин использует инверсию. Вводя нас в  мир чувственного восприятия природы, автор использует в качестве олицетворения глагол «спит». Это описание позволяет нам ощутить настроение лирического героя. Наблюдая уголок родного края, у него возникает чувство теплоты и любви к родине:

 

Никакая родина другая

Не вольёт мне в  грудь мою теплынь.

 

Созерцая природу, лирический герой замечает малейшие изменения, происходящие в окружающем: «спит  ковыль», «свинцовой свежести полынь».

Следующая строфа состоит  из двух предложений. Здесь перед  нами предстаёт картина философских  размышлений лирического героя, которые в основном передаются путём использования глаголов и деепричастий.

 

Знать, у всех у нас такая участь.

И, пожалуй, всякого  спроси –

Радуясь, свирепствуя  и мучась,

Хорошо живётся  на Руси.

 

Лирический герой принимает  жизнь такой, как она есть, во всех её проявлениях и противоречиях.

Следующие строки являются связующим компонентом первых двух четверостиший. В первой части окружающий мир, описанный в начале стихотворения, наполняется деталями:

 

Свет луны, таинственный и длинный,

Плачут вербы, шепчут тополя.

 

Вторая часть, -

 

Но никто под окрик  журавлиный

Не разлюбит отчие  поля, -

 

продолжает философские  размышления лирического героя  на тему отношения к родине.

Чем дальше читаешь это  стихотворение, тем больше оно нравится. В последних строфах находит свое развитие философская проблема, поставленная в начале произведения. Здесь повествуется о серьёзных переменах, произошедших в социальной жизни и мировоззрении людей:

 

И теперь, когда вот новым светом

И моей коснулась жизнь  судьбы…

 

Это подтверждается использованием однокоренных слов «новым светом», «новью». Но эти перемены на истинные чувства лирического героя не повлияли:

 

Всё равно остался  я поэтом

Золотой бревёнчатой  избы.

 

Идеал Есенина – патриархальная, «голубая» Русь, а не «железная», какой она стала при советской власти. Лирический герой желает остаться в старом мире, воспринимает все перемены как враждебные:

 

Вижу я, как сильного врага,

Как чужая юность брызжет  новью

На мои поляны и  луга.

 

Лирический герой видит  окружающий мир как продолжение себя, и поэтому появление новой жизни воспринимается им как вторжение в личный мир. Он не принимает изменений, но и не выступает против них, а остаётся в своём прежнем мире:

 

Но и всё же, новью той теснимый,

Я могу прочувственно  пропеть:

Дайте мне на родине любимой,

Всё любя, спокойно умереть!

 

Есенин, возможно, предчувствуя свою гибель, пишет эти пророческие  строчки. Не случайно слова «пропеть»  и «умереть» рифмуются в этой строфе. Поэт мечтает оставить после себя достойную своей родины песню, чтобы живущие после него ощутили притягательную силу родных мест. Отдав таким образом дань родине, поэт считает свою миссию выполненной.

Стихотворение звучит очень  выразительно и музыкально. Этому способствует аллитерация звуков «в», «н», «с», «т» («ковыль», «равнина», «луны», «таинственный», «теснимый») и ассонанс гласных «о», «и» («равнина», «полынь», «окрик», «изголовью»).

На мой взгляд, стихотворение  «Спит ковыль. Равнина дорогая…»  можно отнести к лучшим произведениям Есенина. Оно привлекает меня своей искренней большой любовью к окружающему миру, к родной природе.

Находясь за границей около полутора лет, Есенин убедился, что лучше России места нет. Он очень тосковал по Родине в этот период, даже мало писал. Но, вернувшись, он стал смотреть на свою страну иными глазами. Есенин еще больше полюбил Советскую Россию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

 

В заключение можно  сказать, что Россия – в сердце поэта, и оттого так пронзительно и звонко это признание в любви к родному краю!

Две основные темы, которые присутствуют во всех стихотворениях Есенина — Родина и природа — переплетаются в его творчестве и вытекают одна из другой. И это закономерно: без родной природы родина — понятие абстрактное. Нельзя сохранить любовь к стране, когда не видишь с детства привычного пейзажа, и наоборот, любуясь природой, мы начинаем любить и страну, которая ею представлена.

Вдохновленный близкими для него темами, Сергей Есенин создает  в своих стихах прекрасный и светлый мир. И для многих он навсегда останется певцом красоты родного края, его природы.

Есенин принадлежит  к тем художникам, произведениям  которых свойственна великая простота. Они понятны любому читателю. Стихи поэта входят в душу, сливаются с чувством любви к Родине. Быть может, именно это чувство нерасторжимой связи с родной землей и есть суть есенинского поэтического мира.

 

Край любимый! Сердцу снятся

Скирды солнца в водах лонных,

Я хотел бы затеряться

В зеленях твоих  стозвонных.

 

Один из продолжателей  есенинской традиции в современной поэзии, Николай Рубцов, в точных и выразительных строчках передал это качество творчества Есенина:

 

Версты все  потрясенной земли,

Все земные святыни  и узы

Словно б  нервной системой вошли

В своенравность  есенинской музы!

Информационные ресурсы

 

Книги:

 

  1. Есенин С. А. А в сердце светит Русь: Стихотворения. – М.: ТОО Летопись, 1997. – 412 с.: портр. – (Мир поэзии) 
  2. Прокушев Ю. Л.  Колыбель поэзии: Очерк. – М.: Дет. лит., 1982. – 175 с.
  3. Шубникова-Гусева Н. И. С. А. Есенин В жизни и творчестве: Учебное пособие для школ, гимназий, лицеев и колледжей. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2002. – 112 с.  
  4. Юшин П. Поэзия Сергея Есенина 1910-1923 годов. – М.: Издательство Московского университета, 1966. – 320 с.

 

Веб-документы:

 

  1. www.ser-esenin.ru
  2. www.sesenin.ru
  3. www.litera.ru

 

 

 


Информация о работе Тема Родины и природы в лирике С.А. Есенина