Тема красоты в романе О.Уайльда "Портрет Дориана Грея"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 20:22, контрольная работа

Краткое описание

На сегодняшний день в современной литературе нет однозначного взгляда на понятие фантастики. Определение этого понятия является чисто формальным, а в некоторой степени, даже субъективным. Братья Стругацкие высказались о фантастике так: это «описание мира с элементами чудесного» (необычного, маловероятно).

Оглавление

СОДЕРЖАНИЕ:


1. Введение..........................................................................................стр3
2. Биография писателя.........................................................................стр4
3. Роман "Портрет Дориана Грея"........................................................стр5
4. Фантастика в романе "Портрет Дориана Грея".................................стр6
5. Заключение....................................................................................стр12
6. Библиографический список............................................................стр14

Файлы: 1 файл

дориан грей.docx

— 44.54 Кб (Скачать)

     По мнению критика В. Назарца, роман Уайльда - характерное произведение эпохи декаданса. Если сравнить его с классическими романами XIX века (Стендаль и Бальзак, Диккенс и Теккерей, Достоевский и Л. Толстой), можно заметить, что создание характеров у автора «Портрета Дориана Грея» не подчинено законам реалистической типизации. Уайльд создает скорее образы-символы. Дориан Грей - это воплощение вечной молодости, Бэзил - символ служения искусству, лорд Генри - выразитель идей гедонизма, актриса Сибилла - олицетворяет театральность жизни. В романе мы не найдем полноправных характеров, ведь Уайльда интересовала прежде всего интеллектуальная игра, тонкие парадоксы, словесные поединки. И поведение его героев не является социально или биологически обусловленной, как у реалистов или натуралистов, оно не подчиняется «жизненной логике». Может показаться, что оно задано заранее автором, чтобы подтвердить определенное суждение или парадокс. Интересно, что Оскар Уайльд признавался, что если бы он был критиком своей книги, то указал бы на то, что она «перегружена сенсационными событиями, и чрезвычайно парадоксальная по стилю, по крайней мере - в диалогах» [8; 9]. 
     Можно сделать вывод, что писатель, жизненное кредо которого- жизнь ради красоты, не может найти этой красоты в реальной жизни, и поэтому он пытается найти ее в фантастическом, вымышленном, «красивом» мире. Поэтому автор обращается к такому литературному приему как парадокс. Главный герой его произведения является полным воплощением этого приема, так как он красив внешне, но пуст внутри. Его фантастическая красота всегда борется с моралью, которую ему навязывает реальный мир.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Оскар Уайльд ввел в литературу XIX века новый тип героя: он уже  больше не герой-бунтарь, обрекающий себя на вечное скитание, его основная цель – это поиск остроты и полноты  ощущений, стремление испытать на себе жизнь во всей полноте проявлений. Впервые появился образ денди, человека, придерживающегося утонченных манер  и стиля. Этот новый герой был  призван бросить вызов викторианству с характерным прагматизмом и индустриальным утилитаризмом. Герой получил свое начало от ницшеанской сильной личности, стремящейся к необузданному наслаждению жизнью.

Гедонизм О. Уайльда, нацеленный на доставление тонкого наслаждения, в ту же очередь стал носить характер эпатирующего, сенсационного метода, лишенного всякой морали и наделенного  бесконечной свободой. Он преследовал  в первую очередь удовольствие достижения и удовольствие переживания. Чувственно-прекрасное в искусстве, культивируя субъективизм и отдельную личность, привнесло  в некоторой степени и элемент  “нигилистического” и аморального  с отсутствием опоры на этическое [5; 30 ].

Художник, по мнению О. Уайльда, вправе изображать все, что посчитает  нужным, не ограничиваясь строгой  достоверностью, но и в то же время  он никому ничего не должен пояснять. Единственная цель, к которой может стремиться художник, – это не простое изображение  красоты, а научение красотой, влияние на душу читателя. Любой предмет быта воспринимается исключительно как произведение искусства. В произведении всегда должна быть определенная доля намека, позволяющая более полно раскрыть содержание через его символику. Говоря в целом, можно сказать, что раскрытие происходит через суггестию, апеллирующую к глубинно-традиционным средствам коммуникации. Художнику иногда приходиться идти на произвол, так как он сам должен отыскать для себя правду жизни, а если ее не существует – создать, преобразив и обогатив живописностью и образностью.

Фантазия в данном случае, преобразованная в воображение, лишена мистического колорита. Она  довольно условна и несет на себе сказочный вымысел. Произведение не должно быть обременено потоком ощущений и мысли, а должно быть предельно  ясно и четко.

Эстетический взгляды  Оскара Уайльда носили двоякий характер. Роман “Портрет Дориана Грея”, помимо утверждения основных эстетических принципов, выражая философские  взгляды автора о подлинном искусстве, в большем счете был направлен  на разоблачение эстетизма, предвосхитив его кризис. Любое искусство, которое  ставит своей целью предельную степень  эстетизации, никогда не будет самоцельным без опоры на нормы этики, что в свою очередь позволит ему стать единственным средством обретения индивидуальности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

 

 

  1. Оскар Уайльд. Портрет Дориана Грея // Оскар Уайльд. Собрание сочинений в трех томах. М., 2000
  2. Андроник А. «Портрет Дориана Грея»: прочтения вблизи / / Зарубежная литература.- 2002. - № 7. - С. 1 - 32.
  3. Колесник С.А. "Портрет Дориана Грея" // К проблемам романтизма и реализма в зарубежной литературе. М.: Просвещение, 1973. -246.
  4. Кузьменчук И. Парадоксы Оскара Уайльда// Зарубежная литература. - 2004. - № 9. - С. 16.
  5. Назарец В., Васильев Е., Пелех Ю. Оскар Уайльд и мораль Дориана Грея / / Зарубежная литература в школах Украины. - 2005. - № 4. -С.5-9.
  6. Порфирьева Т.А. Проблема автора в романе О.Уайльда "Портрет Дориана Грея"//Известия Академии наук СССР. Серия литературы и языка. Т.37. М.: Академия наук СССР.-1978
  7. Ржевская 3. Эстет или моралист? О. Уайльд «Портрет Дориана Грея» / / Зарубежная литература.- 2007. - № 10 - 11-с.7-10
  8. Уайльд О. Оскар Уайльд. Письма/ Пер. с англ. В. Воронина, Л. Мотылёва, Ю. Розантовской. — СПб: Издательский Дом «Азбука-Классика», 2007. — 416 
  9. Федоров А.А. Проза О.Уайльда и проблема творческой личности/ Федоров А.А. Эстетизм и художественные поиски в английской прозе последней трети XIX века.- Уфа: Азия-Пресс, 1993.-111.

 


Информация о работе Тема красоты в романе О.Уайльда "Портрет Дориана Грея"