Тема красоты в романе О.Уайльда "Портрет Дориана Грея"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 20:22, контрольная работа

Краткое описание

На сегодняшний день в современной литературе нет однозначного взгляда на понятие фантастики. Определение этого понятия является чисто формальным, а в некоторой степени, даже субъективным. Братья Стругацкие высказались о фантастике так: это «описание мира с элементами чудесного» (необычного, маловероятно).

Оглавление

СОДЕРЖАНИЕ:


1. Введение..........................................................................................стр3
2. Биография писателя.........................................................................стр4
3. Роман "Портрет Дориана Грея"........................................................стр5
4. Фантастика в романе "Портрет Дориана Грея".................................стр6
5. Заключение....................................................................................стр12
6. Библиографический список............................................................стр14

Файлы: 1 файл

дориан грей.docx

— 44.54 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ:

 

 

1. Введение..........................................................................................стр3

2. Биография писателя.........................................................................стр4

3. Роман "Портрет Дориана  Грея"........................................................стр5

4. Фантастика в романе "Портрет Дориана Грея".................................стр6

5. Заключение....................................................................................стр12

6. Библиографический список............................................................стр14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 
 
На сегодняшний день в современной литературе нет однозначного взгляда на понятие фантастики. Определение этого понятия является чисто формальным, а в некоторой степени, даже субъективным. Братья Стругацкие высказались о фантастике так: это «описание мира с элементами чудесного» (необычного, маловероятно). 
В литературоведческом словаре термин «фантастика» (отв. греч. Phantasticon - способность представлять) объясняется как «нечто странное, невероятное, придуманное, созданное воображением, показано в очень преувеличенном или чрезвычайном виде» . 
     Обычно этот прием вводится для того, чтобы подчеркнуть определенные человеческие качества или недостатки людей, или событий. Здесь важно отметить, что введение элемента необычного выступает если не сюжетообразующим, то хотя бы важным фактором для всего произведения, оно служит для его идеи. 
Важно отметить, что введение элемента фантастического выполняется благодаря различным литературным приемам. 
Сатира (лат. «Смесь, всякая всячина») - особый способ отражения действительности, которая заключается в остром неодобрении, высмеивании негативных, социально вредных явлений, которые тормозят развитие общества . Сатира, в отличие от юмора, имеет острый неприятный характер. Обычно объектом сатиры являются лицемеры, приспособленцы, предатели, явления, которые не соответствуют общечеловеческим идеалам. 
Также достаточно распространенное явление в литературе, когда фантастическое ложится в основу создания гротеска, как особой формы художественного отображения действительности. 
Гротеск (фр. grotesque - причудливый, необычный) - вид художественной образности, для которого характерны: 1) фантастическая основа, тяготение к особым, необычным, эксцентричным формам; 2) сочетание в одном предмете или явлении несовместимых, резко контрастных качеств (комического с трагическим, реального и фантастического, возвышенно поэтического с грубо натуралистическим), что ведет к абсурду, делает невозможным логическую интерпретацию гротескного образа. Гротеск открыто и сознательно создает особый - неестественный, странный, удивительный мир: именно таким его показывает читателю автор (в отличие от фантастического мира как условно-реального). 
Кроме того, фантастическое может вводиться в сюжет с целью создания парадоксов или образов-символов. 
Парадокс - это глубокое по смыслу суждения, что противоречит логике вещей.

Парадокс достаточно широко используется в творчестве Оскара Уайльда. 
О. Уайльд в романе «Портрет ДорианаГрея» использует фантастический элемент - портрет, символизирующий собой физическую и моральную деградацию героя и, наконец, становится символом совести Дориана. 
Символ (от греч. Symbolon - условный знак, намек) - предметный или словесный знак, который опосредованно выражает сущность определенного явления и имеет философскую смысловую наполненность. 
 
 
                                            БИОГРАФИЯ

     Оскар Уайльд (Oscar Wilde) (1854 год — 1900 год) — английский драматург, поэт, прозаик и критик.

     Полное имя – Оскар Фингал О'Флаэрти Уиллс Уайльд. По происхождению – ирландец. Родился 18 октября 1854 в Дублине в весьма известной семье. Отец, сэр Уильям Уайльд, был врачом-офтальмологом с мировым именем, автором множества научных трудов; мать – светская дама, писавшая стихи об Ирландии и освободительном движении, и считавшая свои приемы литературным салоном. Молодой Уайльд рос в атмосфере поэзии и аффектированно-театральной экзальтации, что не могло не сказаться на его дальнейшем творчестве и образе жизни.

     В 1890-е практически  все творчество Уайльда сопровождалось  громкими общественными скандалами. Первый из них возник при  появлении "Портрета Дориана Грея", когда широкое обсуждение романа свелось к обвинению автора в безнравственности. Далее, в 1893, английская цензура запретила к постановке драму Саломея, написанную на французском языке для Сары Бернар. Здесь обвинения в безнравственности были куда серьезнее, поскольку в декадентскую стилистику был переведен библейский сюжет. Сценическую историю Саломея обрела лишь в начале 20 веке, с расцветом символизма: в 1903 ее поставил знаменитый немецкий режиссер Макс Рейнхарт; в 1905 Рихард Штраус написал по мотивам пьесы оперу; в 1917 в России прогремел спектакль Александра Таирова с А.Коонен в главной роли.

     Но главный  скандал, разрушивший не только  драматургическую карьеру, но  и всю его жизнь, разразился  в 1895, вскоре после премьеры  последней комедии драматурга. Уайльд, обороняясь от общественного  обвинения в гомосексуализме,  подал в суд на маркиза Квинсберри, отца своего ближайшего друга Альфреда Дугласа. Однако Дуглас, фактически разлучивший Уайльда с семьей и бывший у него на роскошном содержании в течение трех лет, на суде выступил свидетелем обвинения. Уайльд был осужден за безнравственность и приговорен к тюремному заключению. Названия пьес Уайльда тут же исчезли с афиш театров, имя его перестало упоминаться. Единственным коллегой Уайльда, ходатайствовавшим о его помиловании – правда, безуспешно – стал Бернард Шоу.

     Два года, проведенные  писателем в тюрьме, обернулись  двумя последними литературными  произведениями, исполненными огромной  художественной силы. Это прозаическая  исповедь "De Profundis" (Из бездны), написанная во время заключения и опубликованная посмертно, и поэма "Баллада Редингской тюрьмы", написанная вскоре после освобождения в 1897. Она была опубликована под псевдонимом, которым стал тюремный номер Уайльда.

     Больше он  ничего не писал. Приняв имя  Себастьяна Мельмота (очевидно, под влиянием популярного романа "Мельмот-скиталец", принадлежавшего перу его дальнего родственника, писателя Чарльза Роберта Мэтьюрина), Уайльд уезжает во Францию. Один из самых блистательных и утонченных эстетов Англии 19 в. проводит последние годы своей жизни в нищете, безвестности и одиночестве.

     Умер Уайльд 30 ноября 1900 в Париже. 

 

 

РОМАН "ПОРТРЕТ ДОРИАНА  ГРЕЯ"

 
 
После публикации романа в обществе разразился скандал. Вся английская критика осудила его как аморальное произведение, а некоторые критики  требовали подвергнуть его запрету, а автора романа — судебному наказанию. Уайльда обвиняли в оскорблении  общественной морали. Однако обычными читателями роман был принят восторженно. По жанру — это философский  роман, написанный в декадентском стиле.

 
В Дориане Грее, главном герое  романа, угадываются черты нового Фауста. В роли Мефистофеля выступает  лорд Генри, именно он на протяжении всего  романа соблазняет Дориана Грея идеями нового гедонизма, превращает невинного  и талантливого юношу в порочное чудовище. Под роль Маргариты попадает Сибилла Вейн, новый Валентин — Джеймс Вейн. Интересно, что в сюжете романа есть значительные сходства с легендой о Фаусте. Например, Фауст также получил от Мефистофеля вечную молодость. Есть аллюзии и на другие произведения мировой литературы. Большое влияние оказал роман Мэтьюрина «Мельмот-Скиталец». Именно из этого романа взята мысль о портрете, а так же и герой, которому позволено все. Есть общее в романе и с «Шагреневой кожей» Бальзака. Близким по декадентскому духу к «Портрету Дориана Грея» является роман Гюисманса «Наоборот». Однако «Портрет Дориана Грея» рассматривается как абсолютно уникальное, стоящее особняком в литературе произведение. В нем поставлены вечные вопросы человечества — о смысле жизни, об ответственности за содеянное, о величии красоты, о смысле любви и губящей власти греха. Одной из основных идей романа является то, что эстетизм — просто абстрактное явление и что он приводит только к разочарованию, а не к возвеличиванию понятий о красоте. Сейчас «Портрет Дориана Грея» — один из самых известных романов мировой литературы [3; 118]. 
 
Сюжет романа основан на традиционном мотиве сделки с дьяволом и участии магического предмета (портрета) в роковой судьбе героя. В один из дней художник Бэзил Холлуорд написал портрет молодого и прекрасного Дориана Грея, и в этот портрет влюбляется сам Дориан. Юный красавец, любуясь своим изображением, не может избавиться от мысли, что портрет будет всегда обладать тем, чего он неизбежно лишится, — молодости. «О, если бы было наоборот! Если бы портрет менялся, а я мог всегда оставаться таким, как сейчас! Я бы душу дьяволу продал за это!» Мольба была услышана, и пожелание исполнилось. С Дорианом знакомится непревзойдённый остроумец Генри Уоттон, в котором мы узнаём черты самого Оскара Уайльда.

     Дориан Грей попадает под влияние лорда Генри, поддаётся его речам о всесилии красоты, о неподвластности её каким-либо законам. Дориан отдаётся чувственным наслаждениям, скользя в бездну разврата и преступлений. Низменные страсти, однако, не оставляют следа на нём, проходит много лет, но лицо его сияет свежестью юности, её неповторимой чистотой. Портрет же чудовищно изменяется, ибо душа Дориана, воплотившаяся в этом портрете, стала порочной, лживой и грязной. Портрет становится совестью Дориана Грея. Он прячет его от глаз людей в отдельную комнату, запираемую им лично на ключ. Каждый порок искажает образ Дориана на полотне, и встречи с этой совестью были невыносимо мучительны для Дориана. В один из дней он всадил в портрет нож, чтобы избавиться от этого ужасного свидетеля его порочной жизни (тот самый нож, которым он прежде убил художника Бэзила, написавшего этот портрет). Вбежавшие слуги увидели великолепный портрет своего хозяина во всём блеске его дивной молодости и красоты. А на полу лежал омерзительный труп, в котором, лишь по кольцам на руках, они узнали Дориана Грея.

 

 

ФАНТАСТИКА В РОМАНЕ "ПОРТРЕТ ДОРИАНА ГРЕЯ" 

 
     Оскар Уайльд считал, что понять глубину и правдивость жизни возможно только через призму парадоксов. По мнению художника, чтобы понять действительность, нужно увидеть, как она балансирует на грани. Таким образом, парадокс - это суждение, что противоречит логике вещей, но глубокое по смыслу. 
«Портрет Дориана Грея» - по красоте формы, по мастерству написания, по глубине и одновременно «легкости» поднятых проблем является совершенным произведением искусства, в котором автор искусно скомпоновал философскую и жизненную концепцию человека, которая сделала своим призванием красоту. 
     Для Оскара Уайльда, как сторонника эстетизма, главным принципом было служение красоте, вера в важность и значимость искусства. Эстетические взгляды Уайльда имели фундаментальную философско-литературную основу, название которой - культ красоты. Поклонение искусству и красоте становятся смыслом его жизни. 
     Эстетика Уайльда - это соотношение красоты и морали. Уайльд приходит к мысли, что искусство находится вне морали, оно самодостаточно, независимо от нравственно-этических предпочтений общества: «Законы искусства не совпадают с законами морали», «Художник не имеет нравственных предпочтений. Этические пристрастия приводят к непростительной манерности стиля»,« Понимание красок и цветов важнее для развития личности, чем понятие о добре и зле»,« Всякое искусство аморально». [4,с. 4] 

     Современная литература не удовлетворяла Уайльда, потому что, по его мнению, оно было слишком приближено к реальности, а в некоторой степени даже копировало реальную жизнь, в которой красоты было очень мало. Он заявлял, что «жизнь - очень едкое вещество, оно разрушает искусство ...», и «реализм как метод- никудышный, и каждый художник должен избегать двух вещей - современности формы и современности сюжета». Искусство, по Уайльду, не выражает ничего, кроме самого себя, существует самостоятельно и развивается по собственным законам. Искусство не является порождением определенной эпохи или ее воспроизведением, оно выше жизни [8; 7]. 
Итак, наслаждением от игры мнений относительно эстетизма и называют его знаменитые парадоксы. За них современники называли Уайльда «Принцем парадоксов». Как отмечает исследователь творчества Уайльда М. Соколянский, парадоксальная, афористическая форма преподавания мысли не ослабила, а наоборот, усилила влияние размышлений на современников и потомков, даже на тех, кто резко отвергал положения его эстетики. 
Исследователь С. Ржевская считала, что произведение О. Уайльда следует рассматривать как яркое проявление эстетизма писателя, который определил и его жизненное кредо и творческую манеру. Художественные произведения «апостола эстетизма» - «человек парадоксального мироощущения, парадоксального стиля жизни, парадоксальных суждений - свидетельствует о том, что и эстетизм их автора не лишен парадоксальности» [7; 8]. 
Без учета этого нельзя надеяться на правильное понимание произведения. Подчеркивая мысль, что искусство выше жизни, показывая в течение всего романа преимущество искусства над жизнью, все же автор в конце произведения показывает, что судьбу человека определяет реальную жизнь. 
Метафора портрета - центральная в романе. Портрет играет главную роль в решении конфликта романа - конфликта морали и красоты. Портрет - равноправный, если не самый главный герой романа (ведь слово «портрет» вынесено в название произведения). Портрет появляется в романе даже раньше, чем главный герой Дориан. Читатель узнает, что в этом произведении воплощаются новые принципы художника Бэзила, его восприятие красоты. Ведь портрет получился такой замечательный, потому художник вложил в него душу. 
     Символика произведения является довольно сложной. С одной стороны, воспроизводя истину на портрете, писатель показывает, что искусство стоит выше жизни, а с другой, Уайльд показывает, что изменения на портрете произошли из-за того, что герой пренебрег нравственными принципами и нормами. 
     Таким образом, моральные критерии оценки образа жизни героя берут верх над эстетикой. С. Ржевская доказывает, что таким образом автор вступает в борьбу с собственным эстетизмом. Именно эстетизмом автора объясняется чрезмерная искусственность портрета. Ведь художника вдохновил реальный человек на создание произведения, и поэтому на долю прекрасного творения выпало влиять на реальную жизнь Дориана Грея . И опять же, здесь прослеживается гениальная парадоксальность, которая показывает реальное положение вещей - моральный упадок, грязь, в котором тонет герой. 
В игре таких взаимоисключающих противоречий и состоит творчество Оскара Уайльда .Эти противоречия и являются парадоксами, которые и определяют сюжет романа. Именно Дориан, который мог видеть одухотворенность красоты стал самым аморальным созданием. Последняя фраза предисловия к роману говорит: «Всякое искусство совершенно бесполезно». Может и вправду, искусство не имеет никакой пользы? 
Замысел романа возник довольно неожиданно. Однажды Оскар Уайльд, посещая своего друга художника Бэзила Уорда, увидел натурщика, который обладал неземной красотой. Писатель воскликнул: «Как жаль, что ему не миновать старости со всем ее уродством». 
По утверждению исследователя В. Назарца, мотив таинственной связи судьбы с портретом Уайльд мог позаимствовать из романа Метьюрина «Мельмот Скиталец» - настоящего, а не только литературного предка писателя. 
     В ближайшее произведением к нему, по мнению исследователя К. Бабенко, является повесть Николая Гоголя «Портрет». Во-первых, главные герои, Дориан и Чартков, были связаны с искусством. Во-вторых, персонажей объединяет сходство их трагической гибели. 
     Среди многочисленных парадоксов Уайльда есть и такой: «Я могу поверить только в невероятное». [4, с.4] Самовлюбленный молодой парень Дориан Грей готов продать душу дьяволу, лишь бы оставить молодую красоту на своем лице. И его лицо действительно остается молодым, в то время как Дориан, изображенный на портрете, физически стареет, на нем отображается вся безнравственность и жестокость главного героя. В конце произведения, желая уничтожить портрет, Дориан вонзает в него нож, тем самым убивая себя. Портрет начинает сиять той же красотой и красотой, тогда как лицо мертвого Дориана приобретает опустошенности и безнравственности. 
     Такая парадоксальная и фантастическая ситуация (человек остается молодым, а портрет стареет) для художественного мира писателя вполне реальна. Через невероятность изображаемого отражаются реалии. 
По меткому наблюдению литературоведа А. Андроника, в портрете Дориана Грея нет физиологической точности. Автор сознательно избегает традиционного, полного описания портрета как романтического образца, так как это сделал О. де Бальзак (рассказ «Неведомый шедевр») [2; 12]. 
Другой, не менее важный персонаж произведения, лорд Генри Уоттон - старше Дориана на десять лет. Он богат, но никогда не платит по счетам, следовательно, деньги для него не главное. У лорда своя точка зрения на брак, он считает, что брак - это нонсенс, ведь на свете очень много привлекательных мужчин и женщин, с которыми можно начать отношения. 
Все, что проповедует лорд Генри, является аморальным, но его общественное поведение - образец личной порядочности. Его остроумие - проявление яркого интеллекта, хотя он не признает интеллект как идеал современного человека: его циничная словесная игра - это поза, роль, которую он виртуозно разыгрывает.Лорд Уоттон - ученый, но аспекты, которыми занимается наука, ему кажутся скучными. Генри считает, что плохого влияния человека на человека не существует, ведь это означало бы передать ей свою душу. А тогда она начнет думать не своими мыслями и жить чужими страстями, а еще - грешить чужими грехами! Человек, подверженный влиянию другого человека, становится отголоском чужой мелодии и напоминает актера, который играет роль, записанную для другого. 
Для лорда Генри, единственный способ преодолеть искушение - отдаться ему! Так душа освобождает себя от страданий - от притяжения к запретному, поскольку самоотречение в сфере наших чувств - это трагический пережиток средневековья. Таким образом, еще одним культом Оскара Уайльда был гедонизм. Он считал, что «весь мир не стоит одного единственного удовольствия, которого он нас лишает» [9; 13]. 
Дориан попадает под влияние лорда Уоттона, внезапно краски жизни заиграли всеми цветами радуги, и герой начинает коренным меняться. 
А сатана - Уоттон, чуть улыбаясь, наблюдает за ним - не сводит глаз со своей жертвы. Эксперимент удался. Стрела, пущенная наугад, неожиданно попала в цель. 
И вот уже только один шаг отделяет Дориана от той страшной минуты, когда он, как присягу, скажет свое таинственные заклинания: «Пусть бы старел этот портрет, а я навсегда остался молод! ... Душу бы отдал за это »[1, с. 15]. 
Вот это и есть клятва дьяволу, так продают душу! 
Исследователь А. Андроник находит в произведении еще одну интересную, в определенной степени «фантастическую» деталь [2; 15].  Герой Уайльда подвергнут еще одному, не менее страшному искушению: блуждание Дориана улицам незнакомой, малопривлекательной части Лондона и открытие там маленького театрика - это ситуация знаково-мифическая. Вход в него выдается воротами сказочного царства, а в действительности является дверью в ад, которые хранит страшный Цербер, и зовут его по-библейски - Исааком. Волосы у него - «как салом намазанное и завитые кудрями, а на грязной манжете сверкал огромный бриллиант». Это такой мелкий бес, злой волшебник, который завладел красавицей-принцессой, а та ждет своего освободителя, прекрасного принца - так Сибилла Вейн называет Дориана, а его имени так никогда не узнает. 
    

     Таким образом, ведущая проблема произведения - соотношение искусства и действительности - пронизывает весь роман. Она наблюдается в отношениях художника и его творения, эстетическое отношение к искусству, красоте. 
     По мнению критика И. Кузьменчука, парадоксальным является тот факт, что личность автора, его концепция отношения к прекрасному бы раздваивается, (а точнее - расстраивается) в образах Дориана Грея, лорда Генри, Бэзила Холуорда. Поэтому, как в собственно интеллектуальном романе, главным героем становится идея, а изображенные персонажи становятся реализацией этой идеи, определенными очеловеченными схемами [4; 16]. 
     Каждый из образов произведения становится реализацией. Лорд Уоттон, утонченный эстет и сторонник свободной жизни, не вводится в рамки. Но опять парадокс: пропагандируя такой соблазнительный образ жизни, он не действует, а просто наблюдает за тем, как это влияет на людей. На протяжении всего произведения он выступает как пассивный наблюдатель. Лорд Генри получает неописуемое удовольствие от наблюдения за его жертвами, по результатам их действий. 
Образ Дориана Грея в романе проходит определенные этапы развития. Сначала натурщик подвергается воздействию идей лорда Генри, но пытается противостоять им. Переломным моментом в развитии образа становится смерть Сибиллы Вейн, которая, по мнению Дориана, единственная могла помочь ему сопротивляться соблазнительным разговорам лорда, побуждала к размышлениям совести. После его смерти Дориан становится сознательным проводником идей лорда Генри, реализует его философию. Он распространяет эти идеи среди окружения, отравляя определенную часть молодежи. На его стороне весомое доказательство - красота. Никто не верит, что он ведет аморальный образ жизни, ему доверяют, потому что лицо его чистое и спокойное, а глаза излучают мягкий блеск. 
     «Художник - не моралист», - считает Оскар Уайльд. Пронзая ножом оскверненный, страшный портрет, Дориан убивает себя. Этим подтверждается мысль о вечности прекрасного (портрет приобретает свой первоначальный вид). Смертью своего героя - парадоксально, возможно, неожиданно для себя - Оскар Уайльд показывает нам ошибочность убеждений Лорда Генри и заставляет нас искать другие жизненные убеждения, истины. 
     По наблюдениям литературоведа А. Чоловского, появляется как бы два Дориана: один - тот, которого знает Холуорд, а второй - тот, который неотступно следует за лордом Генри. Для Генри интересен тот Дориан, который, узнав о смерти девушки, в которую он еще вчера был влюблен, целый день проводит в развлечениях с лордом Генри, тот, у которого вырвется крик радости, когда на охоте будет убит брат Сибиллы, тот, кто не винит себя за то, что все, кто когда-то общались с Дорианом, теперь проклинают его. Для лорда Генри это и означало познать самого себя: научить задумываться над поступками, не бояться грехов, не обвинять себя ни в чем, прощать себе все только потому, что красивый. 
По утверждению критика А. Градовского, портрет Дориана Грея - его совесть - живет сам по себе, а тело юноши полностью отдается наслаждению. Возможно, Уайльду и нужна была эта фантастическая деталь в художественной ткани текста, чтобы убедить читателей в реальности гедонистических идей, ведь ничто уже: ни возраст, ни болезни - не мешают Дориану в его стремлении к красоте и сладости, не задумываясь о нравственности своего поведения [6; 41]. 

Информация о работе Тема красоты в романе О.Уайльда "Портрет Дориана Грея"