Тема детства в "Короле Матиуше первом" Януша Корчака

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 20:54, курсовая работа

Краткое описание

При упоминании имени Януша Корчака обычно вспоминают его грустную сказку-повесть «Король Матиуш Первый» с продолжением «Король Матиуш на необитаемом острове», которую проходят на уроках зарубежной литературы. Редко кто может вспомнить еще одно или два произведения этого автора.

Сложилось так, что Я. Корчак более изучаем как педагог, нежели как писатель. Но такой подход к его наследию, на мой взгляд, не является достаточным. В детских произведения Я. Корчака звучат все основные педагогические идеи, которые в наше время изучаются наравне мировыми педагогами . Анализ всего творчества писателя, посвященного детям, является, пусть благородной и нужной, но все же непосильной задачей.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...4

Образ детства в творчестве европейских писателей ХХ века …………..5

Образ ребенка (Детский образ) в творчестве Антуан де Сент-Экзюпери………………..…..5

Эрик Кестнер и его концепция детства…………………………………...8

Некоторые биографические факты о Януше Корчаке………………………...10

Концепция детства в работах Януша Корчака……………………...…..11

Король Матиуш – воплощение детских мечтаний Корчака……...……15

Король Матиуш Первый: мир взрослых и детей………………………..16

Заключение ………………………………………………………………………24

Список литературы………………………………………………………...…….25

Файлы: 1 файл

матиуш и взрослые.doc

— 127.00 Кб (Скачать)

     И дети могут подумать, что они не могут быть министрами, путешественниками и писателями, а это неправильно».

     Такими  словами писатель делает шаг к примирению взрослых и детей, показывая, что все умные, степенные, солидные граждане, говорящие, что ребенок мало что понимает в этом мире, были такими же мальчиками и девочками. Каждый человек был когда-то ребенком, но не многие могут найти его в своей душе.

     В «Короле Матиуше Первом» дети и взрослые своим поведением напоминают друг друга. Рассмотрим наиболее яркие персонажи:

    1. На первый взгляд Матиуша можно назвать счастливцем: ребенок, который так рано стал королем имеет неограниченные возможности в удовлетворении своих детских желаний, капризов. Практически каждый ребенок в королевстве ему завидует: ведь Матиушу дана редкая возможность управлять взрослыми, а те в свою очередь не смогут проигнорировать желание своего короля, пусть он еще и совсем мальчик.

       «Его все любили. Взрослые жалели его, потому что он сирота. Мальчишкам льстило, что все слушаются их сверстника: даже генералы стоят перед ним навытяжку, а солдаты делают на караул. Девчонки, те по уши влюбились в миловидного маленького короля, снятого верхом на пони. Но больше всего любили его приютские дети.»

     С другой стороны – Матиуш самый  несчастный ребенок на свете, ведь он круглая сирота. Жизнь без любящих родителей, защищающих ребенка от опасностей внешнего мира, даже во дворце не самая лучшая. Особенно когда ты не умеешь справляться с хитростью и коварством взрослых министров и не можешь дать им достойный отпор.

     Матиуш  сразу обнаруживает свое положение:

     «Как  же так? Ведь я — король, значит, все  должны меня слушаться, а выходит  наоборот: я всех слушаюсь, — рассуждал  Матиуш сам с собой. — Между  мной и другими детьми никакой  разницы нет. Как все дети, я  читаю и пишу. Мою уши и шею, чищу зубы. И таблица умножения, которую я учу, ничуть не легче той, которую учат другие дети. Какая же выгода быть королем?»

     И только потом он поймет, если ты король, у тебя не может быть выгоды, у  тебя столько обязанностей, сколько  нет ни у одного человека в государстве. Но он обладает такими качествами, которые могут помочь ему стать хорошим королем: «Матиуш был способный, но главное — не способности, а сильная воля и упорство.», он очень хотел учиться, но не всегда взрослые отвечали на его вопросы, считая их глупыми.

     На  протяжении всей книги Матиуш очень сильно изменяется. Вначале он предстает перед нами маленьким мальчиком, сиротой, который вынужден искать свое место во взрослом мире. На его плечи лег такой груз, который не каждый взрослый может вынести: управление государством, ответственность за счастье своих подданных. Что же говорить о десятилетнем мальчике, который только научился писать и его не знает географии родной страны?

     На  войне Матиуш научился смотреть на мир глазами взрослого человека. Он понял, что сухари и сапоги имеют гораздо более прямое отношение к войне, чем казалось в самом начале. Он узнал, что война – это страшное, мучительное событие, когда иногда неделями можно сидеть в окопах и вяло перестреливаться противником, вместо того, чтобы на полном скаку разгонять вражеские войска, как это было описано в старых книгах. Война разоряет страну, калечит людей. Она может дать только трофеи.

     После возвращения театра военных действий, Матиуш вернулся во дворец другим человеком: он узнал свой народ, узнал свою страну такой, какая она есть на самом деле. Казалось бы, Матиуш теперь не зависит от мнения министров: он берет бразды правления в свои руки, не дает собой манипулировать, вникает в каждое дело. Матиуш проводит ряд реформ в своем королевстве. По масштабам эти реформы крупные, но касаются они большей частью детей: выдача шоколада и детский парламент.

     Но  через какое-то время он понимает, что еще слишком мал для  того, чтобы контролировать все свое государство.

     «Душе моей больней, чем пальцам», — подумал  он.

     Над письменным столом висели портреты его родителей.

     «Бедный сирота», — посмотрев на портреты, вспомнил Матиуш слова из письма и  вздохнул.

     Вздохнул, но не заплакал — сдержался. Не пристало королю сидеть на троне с заплаканными глазами.»

     Так может рассуждать только серьезный, сильный человек. Трудно представить ребенка, способного к таким рассуждениям

    1. Самым первым настоящим другом Матиуша стал Фелек «веселый коренастый паренек», который водил в атаку, муштровал мальчишек во время их игр в войну. Более того, они стали боевыми товарищами, а эти узы иногда крепче родственных. Фелек немного старше Матиуша, он больше знаком с жизнью, особенно с военным делом. Его рассуждения близки ко взрослому сознанию, что иногда удивляет окружающих.

         «— Добрая хозяюшка, — хмуро ответил Фелек, — отец наш, сержант, уезжая на войну, сказал на прощание: «У хорошего солдата ноги — чтобы шагать, руки — чтобы винтовку держать, глаза — смотреть, уши — слушать, а язык — чтобы его за зубами держать, пока их ложка с солдатской похлебкой не разожмет. Винтовка в солдатских руках — защита, а болтливый язык — враг, который целый взвод погубить может». Откуда мы едем — военная тайна. Мы ничего не знаем и не скажем.

           Стрелочница от удивления  рот разинула.

           — Скажите на милость, ребенок, а рассуждает, как старик. И правильно делаете, детки.»

     Но  случилось  так, что Фелек оказался способным на предательство. Такое поведение выдает человека с ослабленной волей. Возможно, Фелек чувствовал необходимость компенсировать жестокое воспитание отца, который частенько бил его. Получив в руки власть, униженный человек становится тираном.

         «В  газетах писали правду: я воровал  деньги и брал взятки. Когда ты вместо себя посылал меня на аудиенции, я  выдавал ребятам не все подарки. То, что мне нравилось, оставлял себе. За взятки я давал подарки получше и подороже. А мои приятели, в том числе и Антек, являлись каждый день и брали что хотели. Да, все это я делал, не отпираюсь, но шпионом не был. Я действовал по указке журналиста.»

         Вместе  с тем Януш Корчак рисует нам повседневную ситуацию коррупции, разворовывания, которая существует, к сожалению, во взрослом мире.

    1. Нельзя обойти вниманием такой персонаж, как африканская принцесса Клу-Клу. Не смотря на то, что она девочка, она не уступает ни одному мальчику. А в смелости и решительности Клу-Клу превосходит даже многих взрослых. В ней сочетаются детская наивность, любознательность, подвижность, ловкость со взрослой рассудительностью, и даже мудростью. Она не побоялась диких зверей, сбежавших из зоопарка, не сомневаясь, она предложила помощь в защите столице от нападающих. Она – одина из самых верных и чутких друзей Матиуша.

     «Белый  король скрывает от Клу-Клу свое горе. Белый король не хочет посвятить  Клу-Клу в свои тайны. Но Клу-Клу  догадалась обо всем сама. Она не покинет в беде белого короля. <…>

           — Клу-Клу будет  молчать как могила. Клу-Клу узнала Печального короля. Скорей выдаст тебя этот пепел, чем Клу-Клу.<…>

           — Клу-Клу клянется: она не скажет больше ни слова». 

     
    1. Печальный король один из тех немногих взрослых, которые принимают участие в Матиуше, искренне ему сочувствуют и пытаются помочь. Душа Печального короля жива, он не позволил большим соблазнам убить в себе человечность. Поэтому ему вдвойне тяжело нести свою корону. Короли не всегда вольны делать то, что они хотят.

         «Король снова заиграл на скрипке.

     — Почему вы играете так печально? — спросил Матиуш.

     — Жизнь печальная, мой друг, особенно у королей.<…>

     —Король обязан заботиться о благе своего народа. Корону носить — дело нехитрое. А вот как сделать людей  счастливыми?»

     Причина печали короля – вечный вопрос правителя: как сделать народ счастливым? Судя по всему, ответ на этот вопрос не просто найти в этом мире, где в любом случае кто-то будет недоволен своей участью.

     «Помни: я твой друг. Ни при каких обстоятельствах  не забывай об этом. Я буду всячески стараться помочь тебе<…>. Мне очень жало тебя, бедный сирота, и хочется хоть немного облегчить твою участь».

    1. «Началась перебранка между новичками и нашими.

           — У вас король — сопляк!

           — А ваш — старая галоша!

           — Эй вы, голь перекатная! У вас сапоги каши просят!

           — А у вас рожи от голода повытянулись! Бурду вместо кофе лакаете!

           — Иди попробуй!

           — Как волки голодные! Не накормишь вас, когда в плен попадете.

           — А вы оборванцы!

           — Здорово вы драпанули!

           — Зато всыпали вам  напоследок по первое число!

           — Горе-стрелки! Вам  бы в лягушек палить из пушек!

           — Сами хороши!

           — Мы-то умеем стрелять!»

           Если читать эту  перебранку вне контекста самой  сказки, можно ошибочно предположить, что это дети играют в войну, представляют себя солдатами вражеских армий. Такое впечатления создают нехитрые оскорбления, которые встречаются в речи уличной детворы, бравирующей друг перед другом.

    1. Матиуш решил создать детский парламент для того, чтобы сделать жизнь детей своего государства лучше.

     «Я начал с детей, потому что сам маленький и мне ближе и понятней их нужды. Нельзя сделать все сразу. У меня и так дел по горло. Когда мне исполнится пятнадцать лет и мы наведем порядок у детей, я займусь вами.»

     Собрания  детского парламента не приносят никаких  результатов, кроме того, что дети забыли про свои обязанности. Теперь они признают только свои права:

     «Снова  поднялся крик.

     Пришлось  на десять минут прервать заседание  и навести порядок.

     За  дверь выставили четырех самых горластых депутатов. Журналист<…>попросил вносить свои предложения.

           Опять закричали  все сразу:

           — Я хочу голубей  держать!

           — А я — собаку!

           — Не хотим, чтобы  нас целовали!

           — Сказки пусть рассказывают!

           — Мы любим колбасу!<…>»

     Не  удивительно, что решения такого парламента не привели ни к чему хорошему. Дети неспособны жить принимать самостоятельные решения по очень важным вопросам, впервую очередь потому, что они не думают дальше своих нужд и интересов. В этом отношении Матиуш уже не ребенок, он рано понял, что главное слово для него «долг». 
 

     Если  рассмотреть основных героев сказки –повести «Король Матиуш Первый», можно сделать вывод, что все они делятся на две группы:

  • Герои-дети, герои-взрослые
  • Герои, совмещающие в себе детство и взрослость.

     В первую группу входят: министры, солдаты, два соседских короля, дети королевства. Эти герои не выглядят реальными. В них слишком много детского или взрослого, или в какой-либо ситуации идет перевес в одну из крайностей. Читая книгу нам хочется  над ними посмеяться,  порой нас неприятно удивляет их поведение. Но мы видим, что эти особенности поведения встречается и в повседневном мире, при том не редко.

     К героям второй группы можно отнести  Матиуша, Фелека, Клу-Клу, Печального короля. Они более реалистичны. Мы видим, что в этих героях сосуществуют как черты взрослого человека, так и детские. Это позволяет героям расти над собой, сочувствовать, понимать общечеловеческие законы. Героям второй группы дана способность испытывать настоящую дружбу, преданность – быть настоящими людьми. 
 
 

Информация о работе Тема детства в "Короле Матиуше первом" Януша Корчака