Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 12:51, контрольная работа
Властелин Колец" – наиболее известное из литературных произведений Дж. Р. Р. Толкиена. Она по праву считается одной из самых читаемых книг в истории мировой литературы.
Актуальность темы. Причина, не позволяющая говорить о "Властелине Колец" только лишь как о памятнике литературы ушедшего века, – это существование целой субкультуры, в зарождении которой роман сыграл решающую роль. Истоки этой субкультуры следует искать в "толкиновских обществах", образованных в середине шестидесятых годов (сразу после издания трилогии в Америке) американскими студентами, для которых книга стала поистине культовой. Затем "пламя американского энтузиазма перекинулось и на другие страны"1, и толкиенистское движение распространилось также по Европе и Азии. Россия в этом отношении не стала исключением: несмотря на то, что первая часть трилогии была опубликована в 1982 году, российский читатель уже был знаком с полной версией романа – благодаря множеству самиздатовских переводов – еще с шестидесятых годов. Движение толкиенистов со временем не только не утратило своей актуальности и жизнеспособности, но и продолжает развиваться, принимая в свои ряды новых поклонников творчества Толкиена. Это и является актуальностью данной темы.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Поэтика сказочно-мифологического эпоса Дж.Р.Р. Толкиена "Повелитель колец" 6
2. Рождение Средиземья 10
3. Нравственно-этическая проблематика в произведениях Толкиена 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 21
Каким бы абсурдным ни казался писателю
его ранний замысел, тем не менее
он все же был осуществлен. Насколько
полно результат соответствует
задуманному изначально – судить
трудно, но факт остается фактом: Толкиен
посвятил действительно всю свою
жизнь тому, чтобы воплотить идею
в реальность. Начав в 1917 году работать
над "Книгой утраченных сказаний",
Толкиен на протяжении многих лет
продолжал творить, строить по кирпичику-словечку
башню своего мироздания: материалом
ему послужили и
Несмотря на не покидавшее Толкиена ощущение того, что он лишь "фиксирует" некие события, происходившие (или происходящие) в действительности, а вовсе не "изобретает" их, он всегда настаивал на том, что "Властелин Колец" (как, собственно, и другие сказания цикла) – "литературное произведение, а не историческая хроника, в которой описываются реальные события". При этом он признавал, что выбранная им манера изложения, придающая произведению "историческую достоверность", оказалась удачной, что "доказывают письма, судя по которым "Властелин Колец" воспринимается как "отчет" о реальных событиях, как описание реальных мест, чьи названия я исказил по невежеству или небрежности"7.
Что же способствовало восприятию трилогии
в качестве хроники событий, имевших
место в действительности, что
создавало иллюзию
Предложенная самим автором версия такова: описанные во "Властелине Колец" события представляют собой некую реконструированную эпоху истории Земли, отстоящую на определенное количество временных периодов назад от наших дней (примерно на 6 тыс. лет)8. Исходя из этого, он, затрагивая тему географии, писал так: "Мне необходимо было, полагаю, сконструировать воображаемое время, а что до места – крепко стоять ногами на земле-матушке". Исследования подтвердили, что Профессор своему слову не изменил, и составленные им карты указывают на несомненное родство географии земной и географии средиземской. В основе построения географической среды мира Толкиена лежит принцип системы, объединяющей несколько источников, среди которых: своеобразная калька с ландшафтов современной Европы, с искажениями, характерными для античных и средневековых карт; география Европы I тыс. н. э., где Византия послужила прототипом Гондора, а могучие готские королевства – Рохана; развернутая в пространстве и мифологизированная карта английской истории; собственно мифологические представления европейцев о землях обитания людей – как языческие, так и христианские9. Помимо этого, специально проведенное исследование географии одной из областей Средиземья с точки зрения движения литосферных плит доказало, что законы геологических процессов в мире Толкиена абсолютно те же, что и в мире реальном [Исмаилов]. Таким образом, мифопоэтическое пространство, созданное воображением писателя, оказывается узнаваемым и родным, практически осязаемым, "земным", но измененным ровно настолько, чтобы поверить, что описываемые события происходили давным-давно, в незапамятные времена.
Еще одна немаловажная деталь, подкупающая своей натуралистичностью (в прямом смысле слова, ибо имеет непосредственное отношение к натуре – природе) – уникальное многообразие растительности, с изумительной точностью и любовью обрисованное и поименованное Толкиеном во "Властелине Колец". Путь героев романа пролегает через шесть природно-климатических зон – от субарктики до сухих субтропиков, и на его протяжении встречается более ста пятидесяти видов растений, каждое из которых закономерно произрастает в характерном для него ландшафте, окружено действительно ему присущими растениями-спутниками и вовремя, в должные календарные сроки, зацветает10. И даже чудесные эльфийские растения неземной красоты оказываются не просто плодом фантазии автора, но имеют близких родственников среди земной флоры: "Я получил большое удовольствие от книги, посвященной растениям полуострова Кейп-Йорк. Я не нашел в ней ничего, что непосредственно напомнило бы мне нифредил, эланор или альфирин; однако причина тому, думается, в том, что в явившихся моему воображению цветах заключен свет, которого не было и никогда более не будет ни в одном растении, и который невозможно уловить кистью. Без этого света нифредил мог бы оказаться просто изящным родичем подснежника, а эланор – очного цвета (только, возможно, чуть покрупнее), с солнечно-золотыми или звездно-серебряными цветками на одном растении, иногда сочетающими оба оттенка. Альфирин ("бессмертный") оказался бы похож на сухоцвет, только не столь сухой и бумажный11".
Растения и деревья Толкиен любил с детства, они обладали в его глазах почти магической притягательностью, каждый цветок или дерево были наделены душой, характером и судьбой. Такое трепетное отношение к природе не могло не найти отражения в трудах писателя. В его мире существуют в действительности живые деревья: Фангорн и другие энты, Старый Вяз, хуорны. Некоторые из них великодушны, другие коварны, они способны разговаривать и передвигаться, принимать решения и даже участвовать в битвах. Интересно, что образ деревьев-воинов возник в воображении Толкиена еще в школьные годы, в период изучения пьес нелюбимого им Шекспира: Профессор вспоминал горькое "разочарование и отвращение своих школьных дней, вызванное тем, как бездарно распорядился Шекспир "приходом Бирнамского леса на Дунсинанский холм". Я жаждал придумать такие обстоятельства, в которых деревья действительно могли бы пойти в бой"12. Во "Властелине Колец" подходящие обстоятельства были найдены.
Начало истории Средиземья кроется в желании Толкиена создать такой мир, в котором вымышленные им языки обрели бы жизнь и перестали быть исключительно плодом лингвистических упражнений. Иными словами, та часть личности Толкиена, которая являла собой ученого-систематика, породила (или, вернее, пробудила) другую ее часть – писателя, художника-творца, обладающего даром созидания и способностью отыскать в своем сердце целую вселенную. Гармоничное сосуществование обеих составляющих личности сделало возможным появление на свет особого литературного мира, воспринимаемого читателем трехмерно, как нечто реально бытующее. И заслуга ученого здесь в том, что его усилиями мир этот приобрел убедительную внешнюю форму, облекся в кровь и плоть, наполнился множеством таких деталей, каждая из которых доказывает: да, перед нами летопись несомненно правдивых событий.
Толкиеном-ученым двигала страсть исследователя "докопаться до костей", то есть до основы, до сущности, до системообразующего элемента – сначала в языке, в литературных текстах, потом в ботанике. Именно эта страсть к познанию природы вещей в сочетании с серьезным подходом к проработке деталей (случалось, что, раздумывая над некоторыми эпизодами, Толкиен рассчитывал даже направление ветра и фазы Луны) позволила создать на страницах "Властелина Колец" атмосферу достоверности, подкупающую читателя. При этом читателю-то как раз вовсе и не обязательно быть специалистом в вопросе языков, или мифологических текстов различных народов, или же в области ботаники, или географии – все дело именно в атмосфере, в убеждающем слове автора, глубоко уверенного в том, о чем он говорит.
Мифологические представления
названных культур, безусловно, сильно
повлияли на суть мифологической системы
самого Толкиена ("Свод моих легенд,
частью которых (заключительной) является
трилогия, возник из стремления "переписать"
"Калевалу", в первую очередь
– трагическую историю
Таким образом, в этой главе мы рассмотрели
создание Толкиеном произведения «Повелитель
колец» и сделали детальный
В этой главе мы вплотную
подошли к теме данной работы и
сделаем попытку
Почему именно Мелькора?
– спросите Вы. Почему не Турина Турамбара,
Берена, Феанора? Ответ на этот вопрос
лежит на поверхности. При непосредственном
участии Мелькора в мир Среднеземья
пришло Зло. Если бы не было Зла, не было
бы нравственно-этической
Итак, Мелькор14 – Повелитель Тьмы, злокозненное Начало, толкиеновская версия Сатаны. С данным персонажем ассоциируются также некоторые "темные" божества, - славянский Велес, гэльветский (кельтский) Кернунн, ну и, разумеется, пресловутый скандинавский Локи.
Мелькор - не просто очередное "темное" божество вроде Локи или Велеса, хотя носит в себе черты и того, и другого. Это - сам Сатана в обличье языческого божества, своего рода собирательный образ всех темных божеств. Ведь древние боги не умерли с приходом христианства - нет, окончательно умерло лишь людское поклонение им. Жертвоприношения утратили прежнюю силу, а Начала стали именоваться Архангелами и Ангелами. Позже, некоторые искушенные в делах мирских, личности осознали то, что с помощью божеств людьми можно манипулировать. Остается лишь добавить, что через образ Мелькора-Моргота Толкиену очень точно удалось передать процесс вырождения Начала, покровительствующего человечеству, и закономерно объяснить этот процесс, опираясь на определенные источники.
В целом, если не принимать во внимание аллюзии с Ветхим и Новым заветом, творчество Толкиена, на взгляд читателя неискушенного, целиком построено именно на мифологии. Однако не следует забывать о том, что до появления Библии люди занимались именно мифотворчеством, и многие древние мифы нашли свое отражение и в Книге Книг, и Толкиену как нельзя лучше удалось уловить это.
Например, взять ту же змею Мидгард, "опутавшую", "окольцевавшую" своим телом всю Землю. Мидгард в скандинавской мифологии являлась дочерью Локи и его любовницы-великанши, и, когда ее отец был изгнан, залегла на дне моря и окольцевала весь мир, откуда и произошло ее имя "Мидгард", - "Мировая". Вроде бы обыкновенный миф? Но это лишь на первый взгляд, потому что Толкиен и его интерпретирует в соответствии с христианской концепцией. Его Моргот, "растратившись" на пустое и осознав это, тем не менее, утверждает, что победить его невозможно, потому как свою Силу он рассеял по всей Арде, и Арда, подобно Кольцу Всевластья у его ближайшего соратника, Саурона Гортхауэра, стала его собственным Кольцом, его вотчиной, символом власти и средоточием Силы. Потому Валар и не могли уничтожить его, - ведь, уничтожив Моргота, они уничтожили бы и Арду. Здесь прослеживаются аналогии и с Локи, и с Сатаной, - "окольцевавшим" землю Мировой Змей, есть не что иное, как красивая метафора, описание того, что Сатана сотворил с человечеством, - равно как и пресловутое "Кольцо Моргота" есть то же самое. То есть, как мы видим, Толкиен сумел воспроизвести параллель между Библией и древним мифом и использовать ее в своих произведениях.
Таким образом в данной
главе мы сделали попытку
Заключение.
В контрольной работе, мы рассмотрели произведение «Повелитель колец», автором которого является английский писатель, доктор литературы, художник, профессор, филолог-лингвист - Джон Рональд Руэл Толкиен (1892-1973).
На основе вышеизложенного можно сказать что наш современный мир во многом напоминает, - нет, не Среднеземье, а именно средневековье. Средневековье с его мелкими распрями, феодальными войнами, жаждой наживы, тщательно замаскированной под стремление улучшить мир, тотальной безграмотностью и жизнью по принципу «будь, что будет», - и вместе с тем, с постоянным ощущением беспокойства и страха, страха перед чем-то непонятным и неизведанным. Призрак страха реет над миром, подобно назгулу-кольценосцу, оглашающему окрестности своим леденящим душу воплем. От этого исходит желание людей спрятаться; уйти под воду и поглубже зарыться в ил своего маленького мирка, не выходящего за пределы собственного дома. Интернет-сайты кишат жуткими статьями о приближающемся Судном Дне; всевозможные Саруманы и Гримы Гнилоусты занимаются толкованиями священных книг и извращенную истину затем выдают за чистую монету, при этом нередко еще и продавая ее за неплохую цену. Люди забыли о том, что им было обещано Спасение, и живут так, будто бы ничего, кроме смерти, с ними уже не случится. Однако английский профессор филологии еще раз напоминает нам о том, что Спасение придет, - но только от нас зависит, как скоро оно случится. А для того, чтобы оно случилось, необходимо долго и упорно работать, бороться с собственной ленью, страхом, дурными привычками и гневом, - ведь даже самые страшные враги на самом деле не так страшны, как все эти явления, а самые ужасные монстры живут не под нашими кроватями, а в наших собственных головах. Но мы обязательно справимся с ними – хотя бы потому, что нам есть ради чего работать, и есть за что бороться, и есть во что верить, и имя этому неведомому «чему-то» - Любовь. Ведь не зря Берену в итоге удалось вырвать Сильмарилл из Железной Короны, и не зря Эарендиль взмыл в небо, озаряя светом Сильмарилла Вселенную. Великолепие произведений Толкиена заключается в том, что они дарят нам Надежду, а Надежда – это дар, который нельзя упускать.
Для того, чтобы достичь
совершенства, человечеству самому необходимо
начать меняться. Эту-то мысль и пытается
донести до нас Толкиен, облекая
ее в форму волшебной сказки. Во
«Властелине Колец» этот момент прослеживается
очень хорошо. Герои Толкиена не
ждут спасения свыше, хотя и надеются
на него, - а действуют, действуют
сами, часто наперекор судьбе, сохраняя
в своих сердцах веру в Любовь
и в Добро. Можно мечтать спасти
весь мир и ничего не делать для
своего собственного спасения, - а можно
день ото дня добросовестно
Информация о работе Сущность и основные стратегии профессионального образования