Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 18:55, реферат
Средиземноморье и прежде всего определяющее ядро и «соединительно-посредствующее» пространство — Средиземное море образуют тот синтетический контекст Энеиды, в котором объединены все ее локусы - Малая Азия (Троя), Балканы, Апеннинский полуостров, Восточное Средиземноморье (Тир), Северная Африка (Карфаген), многочисленные острова. Балканы, о которых под этим углом зрения говорилось раньше, органично вписываются в «средиземноморский» контекст, впрочем, им не исчерпываясь.
НИУ
«БЕЛГОРОДСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Структура
пространства «Энеиды» («морской»
акцент»)
Белгород
2011г.
Структура пространства «Энеиды» («морской» акцент»)
Средиземноморье
и прежде всего определяющее ядро
и «соединительно-посредствующее» пространство
— Средиземное море образуют тот синтетический
контекст Энеиды, в котором объединены
все ее локусы - Малая Азия (Троя), Балканы,
Апеннинский полуостров, Восточное Средиземноморье
(Тир), Северная Африка (Карфаген), многочисленные
острова. Балканы, о которых под этим углом
зрения говорилось раньше, органично вписываются
в «средиземноморский» контекст, впрочем,
им не исчерпываясь. Средиземное море
как бы продолжает собственно балканский
локус вширь, приглашает-провоцирует к
выходу на свои просторы, где, оказывается,
решается и ряд специфически балканских,
казалось бы, «материковых» по преимуществу
проблем и нужд. Но было бы ошибкой в отношении
Балкан к Средиземноморью видеть здесь
только экстенсивный аспект (как, кстати
говоря, и ограничиваться лишь одним направлением
движения — от Балкан к Средиземному морю,
забывая о противоположном ему — от Средиземного
моря к Балканам). Как бы ни был важен этот
аспект и какое бы большое количество
«частных» ситуаций он ни объяснял, более
существен интенсивный аспект, то в глубине
совершающееся взаимодействие, которое
открывает высший смысл его и позволяет
догадываться о телеологическом плане
этого сосуществования-
Протагонистами этой драмы, начиная с безымянных Великой Матери и мужского божества плодородия, были Осирис и Таммуз, Адад и Ваал, Телепинус и Аттис, Адонис и Дионис, Астарта-Иштар и Деметра, Персефона и Триптолем, Кадм и Прометей и т.п. Но все они — персонажи божественного уровня, и человеческая ментальность и соответственно человеческое поведение отражаются в них косвенно, периферийно. Но и не все протагонисты человеческой природы под указанным углом зрения равно диагностичны: одни рано стали достоянием институализированного коллективного мифа, в котором индивидуально-человеческое сильно растворилось (Гильгамеш, Акхат, Залмоксис и др.), другие слишком тесно соединились с неким принципом, абстрактной идеей (Гайо- март, Адам-Кадмон и др.), третьи, напротив, выступают как носители неких уникальных конкретных, глубоко философизированных концепций (Пифагор, Гераклит, Парменид, Эмпедокл, Сократ и др.).
Среди всех этих персонажей Эней занимает совершенно особое место: будучи просто человеком и представляя собой определенный тип комплексной ментально-поведенческой структуры, он так последовательно и блестяще выполняет стоящую перед ним задачу, что его опыт спасения приобретает парадигматическое значение, а самому ему уготован божественный статус. Тень мифа не прошла мимо Энея, но достоянием мифа и процесса мифологизации стал не столько он сам, сколько его ментально-поведенческая структура, известная нам благодаря Вергилию (прежде всего) во многих отражениях и с разнообразными подробностями, что также придает образу Энея в рамках рассматриваемой темы особое значение. И, наконец, мало кто теснее связан со Средиземным морем, чем Эней: и не с морем вообще, но конкретно с морской стихией, с ее волнами и ее треволнениями. И хотя опыты Энея и уроки, из них извлеченные, актуальны и за пределами Средиземноморья, все-таки они укоренены именно здесь и имеют преимущественный смысл для «средиземноморского человека» на его путях к спасению в отличие, например, от вселенского значения другого опыта спасения, локально связанного с тем же Средиземноморьем и провиденциально обозначенного в четвертой эклоге Буколик будущим автором Энеиды. Но Эней отличен и от другого многострадального скитальца, долгие годы проблуждавшего по волнам Средиземного моря, от Одиссея, также гонимого гневом богов и также успешно прошедшего через все испытания, но избравшего другую, можно сказать, противоположную линию поведения. Там, где Эней вверяет себя судьбе, Одиссей «работает» со случаем, ищет его, если надо, подчиняется ему с тем, чтобы, прибегнув к собственному уму и хитрости («хитроумный» Одиссей), склонить случай в свою пользу и построить такой ряд «случайных» удач, который мог бы превозмочь злую судьбу (недаром боги опасаются, что он может вопреки судьбе самостоятельно решить свои задачи). В отличие от всегда серьезного Энея в Одиссее присутствует некое авантюрное начало. Оба скитальца различны по характеру и темпераменту, по целям, которые стоят перед ними, и по способам достижения их (стоит напомнить, что пути Энея не раз пересекаются с Одиссеевыми и что первый очень не любит второго), наконец, по тому, как смотрят на них высшие силы: Энею роком предназначено спасение. Одиссей не может спастись, полагаясь исключительно на самого себя, и к его инициативам, в том числе и потенциальным, боги относятся настороженно.
На этих страницах в центре — Эней «средиземноморский» в узком смысле этого определения. Вступив на берег Италии, он подчиняет всю свою деятельность исполнению велений судьбы, и отдаленное видение Рима сейчас, когда под ногами не палуба раскачиваемого волнами корабля, а твердая земля, как бы изолирует Энея от «эмпирического» средиземноморского окружения и выстраивает фундамент будущего «римского» контекста.
Этот мотив выстраивания, замысла о нем очень важен — и тем важнее, чем труднее условия для этого строительства-выстраивания, чем меньше надежд на успех. Нелегко строить дом, возводить стены или укрепления, хотя у этого строительства есть твердая основа — земля. Гораздо труднее выстраивать свою жизнь, долгие годы, имея своим жилищем корабль, бросаемый волнами в разные стороны. Поэтому море более сильный испытатель, чем суша, и строительство в экстремальных условиях, основание постройки на том, что было названо das NichtSy приобретает особый смысл: само строительство важнее его конечных результатов, а выстраивание своей жизни, своего единственного блага — спасения важнее построения материального дома: на зыбкой основе моря, над бездной нельзя выстроить дом и ничего другого, кроме главного и единого на потребу — своей жизни и, следовательно, себя самого. Сам человек и его жизнь, выстроенная в этих обстоятельствах, и образует дом, его замену. Поэтому именно море представляет те крайние условия, ту подлинно диагностическую ситуацию, где может быть открыт-найден, «выстроен» подлинный ответ. Здесь строительство-выстраивание (struo) неотделимо от препятствий, преград, помех (ob-struo), собственно, оно и состоит в устранении завалов с целью прорыва к главному. Море — неустранимое обстоятельство жизни Энея (оно всегда вокруг), и оно всегда препятствие, сопротивление. Поэтому в истории Энея море не только и не столько рамка действия, не просто обстоятельства, окружающие героя и сопутствующие линии его жизни, не эмпирия его существования, но само действие, сама жизнь в ее не только эмпирическом, но и метафизическом смысле — жизнь вопреки, вразрез, против, в обмен. И если в этих «морских» обстоятельствах нечто, выстроено, ему особая цена, как и жизни, преодолевшей смерть.
Что значило море для Энея, помещаемого автором в тот причудливый хронотоп, который отчасти вовлекает в себя и самого Вергилия, и как вергилианский Эней называл это море и, следовательно, хотя бы отчасти, как понимал он его, какие смыслы с ним связывал? Обозначение моря как «средиземного» — достояние позднего времени, а во времена Вергилия эпитет mediterraneus обозначал нечто противоположное — путь, город, область, ее население, предельно удаленные от моря, внутренние, глубинные. Как Рим был Городом (Urbs) так и Средиземное море было для Вергилия и его современников Морем, хотя его «средиземность» иногда проступала в ином коде, предполагая, однако, некое «межморское» единство, совокупную структуру этого Моря. Но в отношении моря Вергилий занимает отчетливо «энее-центричную» позицию: отсюда — разнообразие морской номенклатуры, предполагающее способность к тонкому различению «морской» сути о волнении, буре на и отсюда же — внимание к фиксации состояния моря, а с другой стороны, неблагоприятное, волнующееся, угрожающее опасностями море-бездна.
Разумеется, что бурное, страшное, смертоносное море острее переживается Энеем и чаще изображается Вергилием, чем спокойное: выбор автора понятен — «гнев жестокой Юноны» и предопределяемые им скитания Энея по морям на грани жизни и смерти требовали «разыгрывания» мотива страшного моря, но в данном случае замысел поэта, описывающего своего героя, который пустился в морскую неизвестность сразу же после 1200 г. (условная дата падения Трои; здесь нет необходимости еще раз говорить о «спрессованном» времени между падением Трои и основанием Рима в 753г.), хронологически точно соответствует тем представлениям о море, которые засвидетельствованы с середины II тысячелетия до начала I тысячелетия до н, э. в восточном Средиземноморье, где воплощения духа моря или его персонификации принадлежат к хтоническому типу и действительно страшны и опасны. В этом контексте находят себе место и «доолимпийские», хтонические пережитки в образе Посейдона, преследующего Одиссея, и, следовательно, опосредствованно у Нептуна, поначалу враждебного к Энею. Можно напомнить, что подобный хтонизм характерен и для образа Ахилла, также связанного с морем, конкретно с Понтом Эвксинским, понимаемым как царство мертвых, «гостеприимное» к умершим, которых оно охотно принимает.
Культ Ахилла Понтарха, «Владыки моря», установившийся в Северном Причерноморье со времен императора Адриана, бросает дополнительный свет и на более ранние факты, отсылающие как к идее связи Ахилла с морем, власти над ним, так и к идее его первенства в царстве мертвых (во время своего путешествия в Аид, встретив Ахилла, Одиссей говорит, что ранее ахейцы почитали живого Ахилла наравне с богами, а теперь он выделяется своим первенством и среди мёртвых. В свете названия Черного моря обращает на себя внимание эпитет Ахилла, дважды засвидетельствованный у Эсхила, 'весьма гостеприимный', также имя отданной в супруги Ахиллу на Левке Поликсены, оказывающейся тем самым владычицей моря как царства мертвых (по версии Арктина Милетского в его поэме Разрушение Илиона, Поликсена была принесена в жертву на могиле Ахилла). Если вспомнить, что Поликсена— дочь Приама, царя Трои, заклания которой потребовала тень Ахилла уже после падения Трои и которая стала женой владыки моря — царства мертвых, то оказывается, что Поликсена реализует своей судьбой одну из возможностей выбора, которые стояли перед прежними троянцами. При всем различии Энея и Поликсены их судьба находилась в тесной зависимости от «гостеприимства» (хоть и разного) моря.
В пространственной структуре Энеиды море играет особую роль, а в первой половине ее — исключительную. Узкие рамки этого моря определяются личным опытом скитаний Энея, заполнивших семилетие его жизни на корабле, без крыши над головой, без собственного дома. Географически речь идет о морском пространстве между северо-восточным побережьем Эгейского моря и западным побережьем Тирренского моря, причудливой фигуре, очерчиваемой тремя «околоморскими» точками высокого символического значения, усваиваемого и самим Энеем, — уходящей в прошлое, но вечно хранимой в сердце и в памяти Троей, переживаемым как опыт настоящего Карфагеном и имеющим еще только быть Римом, которого Эней никогда не увидит, но который составляет главную промыслительную цель его жизни. В этом виде «морское» пространство Энеиды выглядит достаточно абстрактно, и сказать, что от Трои до Рима по прямой более 1000 км, значит не сказать почти ничего: этой «прямой» нет ни в Энеиде, ни в доступной реальному опыту жизни, ни в самой идейной конструкции вергилианского мифа и соответственно в кругу возможностей, из которых Эней мог делать свой выбор. Эта «прямая» стала актуальной лишь в XX веке, с появлением авиации. Для Энея же актуальной могла быть только «непрямая» (кривая, ломаная), соответствующая линии его судьбы и преобразующему ее «морскому» пути, в котором не раз тонет тысячекилометровая «прямая», хотя Венера велит Энею идти прямым путем. Морской путь требует «ориентации», взгляда на восток, усваиваемый как некая главная точка отсчета и опоры. Но путь Энея лежит на запад, и его больше, чем восход Солнца, интересует его закат, потому что только тогда на небе появляется самая яркая и прекрасная из звезд Геспер, открывающая возможность «окцидентации», но и опасно увлекающая морского странника в сторону смерти, к царству мертвых, отмечающему крайнюю западную точку пространства. Энеев путь осуществляется перед лицом смерти, в виду ее, но сам этот путь — ради жизни. По сути дела, Геспер, stella Veneris определяет направление пути Энея и хранит его на этом пути неустанными заботами его матери — Венеры. Но знания общего направления в каждом конкретном случае недостаточно, и нужны промежуточные, более дифференцированные и более специфические ориентиры. Ими для мореплавателя может быть только крайняя суша, твердая земля, вписываемая в морское пространство и ограничивающая его, т.е. острова и особенно материковая береговая линия. Географический и культурно-исторический кругозор Энея делал естественными для него два основных ориентира — южную часть Балканского полуострова, т.е. Грецию, и Апеннинский полуостров, т.е. Италию, которые должны были при правильном направлении оставаться справа по ходу движения. То, что Эней и его спутники оказались в Карфагене, было следствием потери направления и уже не просто блужданием по морским просторам, но заблуждением, изменой курсу движения, готовыми вот-вот быть «продублированными» заблуждениями в нравственном пространстве и изменой цели своей жизни, но в последний момент преодоленными в нелегко давшемся Энею акте отречения.
«Энеево»
морское пространство расположено
в самом центре Средиземноморья
и определяется в высокой степени
симметричной тройной полуостровной
конструкцией, развертывающейся с востока
на запад, — Малая Азия, Греция (Балканы),
Италия и в основном в этом же
порядке «разыгрываемой» у
«Энеево» средиземноморское пространство не исчерпывает всего пространства Энеиды, простирающегося более чем на три тысячи километров, от Тира на востоке до Гибралтара на западе, где Атлант поддерживает небесный свод, в контексте важной встречи с Паллантом, во время которой выясняется родство и общие истоки, но и общая опасность, где на пиру у Дидоны, под впечатлением искусства Иопада, чьим учителем был maximus Atlas, сходится все — и крайний Запад, и крайний Восток в лице выходцев из Тира, и Троя в лице спутников Энея. Подобное совмещение образов разных мест средиземноморского пространства, их как бы одновременное сосуществование, возможность «легких» встреч вносят оттенок относительности, подвижности, динамичности в некоторые ключевые пространственные ориентиры: за Востоком «Энеева» пространства, за Троей находится более «восточный» Восток Дидоны до ее бегства из Тира; за Западом «Энеева» пространства, за Италией лежит более «западный» Запад Атланта и Океана, и сам выбор места, где поместить Запад, Гесперию, условен: для греков, для Энея и его создателя (отчасти и для Горация) Гесперия — Италия, для римлян в целом Гесперия в Испании и Западной Африке, где находятся сады Гесперид. Оба пространственных круга — малый, внутренний, «Энеев» и большой, внешний, «за-Энеев» — заполнены сотнями пространственных ориентиров, прямых или косвенных, многие из которых повторяются неоднократно, а иногда и часто. Это «заполнение» пространства не может быть ограничено исключительно эмпирическим уровнем, сферой «случайного». За эмпирическим и случайным стоит сущностное, необходимое, о воле судьбы оповещающее и условия существования «homo mediterraneus» предопределяющее, более того, выстраивающее представления о мире через осмысление и сублимацию этого эмпирического заполнения. Иначе и быть не могло, потому что и «Энеево» и «вне-Энеево» пространства лишь части вселенского космологического пространства, о котором можно судить по мифологизированным образам, нередко персонифицированным и заполняющим все три космические зоны.