Словосочетание как синтаксическая единица. Типология словосочетаний

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2015 в 14:53, контрольная работа

Краткое описание

Проблема словосочетаний в русской грамматической науке имеет давнюю историю. В первых трудах по грамматике основным содержанием синтаксиса считалось учение о «словосочетании», т. е. о соединении слов в предложении. Уже в «Русской грамматике» А.Х. Востокова дается довольно подробное описание системы словосочетаний русского языка.

Оглавление

Введение
Понятие словосочетания и синтаксиса
Словосочетание как синтаксическая единица
Типология словосочетаний
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

русский яз30.docx

— 36.01 Кб (Скачать)

Министерство образования Оренбургской области

Государственное автономное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования

«Колледж  сервиса города Оренбурга Оренбургской области»

                            

 

 

                            Самостоятельная работа №30

                            На тему «Словосочетание как

                            синтаксическая единица.

                            Типология словосочетаний »

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                            Выполнила студентка 217к-1 группы 

                                                            Вишнякова Виктория

                                                            Проверил преподаватель                                

                                                            Литературы Аристова О.В                                                            

                                             

                                                    2015г.     

Содержание:

Введение

Понятие словосочетания и синтаксиса

Словосочетание как синтаксическая единица

Типология словосочетаний

Заключение

Список литературы

Введение

     Слову свойственно лексическое значение. Но слова имеют и грамматическое значение. Обладая ими, слово способно объединиться с другими словами, включиться в предложение. Но прежде всего способность слова связываться с другими словами проявляется в словосочетании. 

   Термин «словосочетание», казалось бы, объясняет себя сам: это сочетание знаменательных слов (не менее двух), которые образуют более сложную единицу языка, чем слово. Но на самом деле за этим «простым» термином скрывается много вопросов. 

  Предметом данной работы явилось словосочетание как синтаксическая единица.

    Проблема словосочетаний в русской грамматической науке имеет давнюю историю. В первых трудах по грамматике основным содержанием синтаксиса считалось учение о «словосочетании»,  т. е. о соединении слов в предложении. Уже в «Русской грамматике» А.Х. Востокова дается довольно подробное описание системы словосочетаний русского языка. Однако в работах последующих исследователей проблема словосочетаний отодвигается на задний план, поскольку в середине XIX в.  главным предметом синтаксиса стало предложение. Интерес к проблеме словосочетаний возрождается в конце этого века, и она становится центральной в лингвистической системе Ф.Ф. Фортунатова и его учеников. Синтаксис стал рассматриваться как учение о словосочетании, а предложение – как один из видов словосочетания. А.А. Шахматов разграничивал синтаксис словосочетаний, который занимается в основном второстепенными членами предложения в их отношении к главным членам или во взаимном отношении друг к другу, и синтаксис предложения, который занимается главными членами в их отношении к предложению или во взаимном отношении друг к другу.   Предложение, по А.А. Шахматову, тоже   является словосочетанием,  но словосочетанием законченным,  а остальные словосочетания характеризуются как  незаконченные,  которые выделяются из предложения (учение о законченных и незаконченных словосочетаниях первоначально было сформулировано Ф.Ф. Фортунатовым). Иное решение проблемы выдвинул В.В. Виноградов, исходя при определении словосочетания не из предложения, а из слова. В отличие от предложения, являющегося единицей сообщения, коммуникативной единицей, словосочетание представляет собой единицу называния, номинативную единицу, которая наряду с отдельным словом входит в состав предложения, выполняя лексико-семантическую функцию сложного наименования предметов и явлений.   «Язык неистощим в соединении  слов», - так сказал о богатых возможностях

сочетаемости слов А.С. Пушкин. 

 Действительно, сочетаемость –  одно из фундаментальных понятий  языковой системы. Поскольку отражает  синтагматические* свойства языковых  единиц. Сочетаемость всегда связана  с согласованием двух слов, которое  позволяет раскрыть, с одной стороны, лексическую сущность данного  словоупотребления, а с другой  стороны, - синтаксические отношения  в словосочетании.

 Понятие словосочетания  и синтаксиса

   Словосочетание—  это сочетание двух или более знаменательных (самостоятельных) слов, связанных между собой на основе подчинительной связи по смыслу и грамматически. Словосочетания называют предметы, действия, признаки и т.д., но более точно, более конкретно, чем слова: 
читать — читать вслух, ручка — шариковая ручка, быстро — очень быстро. 
Слово, которое называет предмет, признак, действие и т.д. называется ГЛАВНЫМ. 
Слово, которое поясняет, распространяет главное, называется ЗАВИСИМЫМ.                                                                                                       От главного слова к зависимому можно задать вопрос. 
Главное слово при анализе словосочетания принято отмечать крестиком. 
Виды словосочетаний 
По характеру главного слова: именные, глагольные, наречные. 
По характеру смысловых отношений: определительные, объектные, обстоятельственные. 
По количеству компонентов: простые  сложные. 
По степени спаянности компонентов: свободные, несвободные. 
Виды связи внутри словосочетания 
Между главным и зависимым словом в словосочетании устанавливается  
смысловая связь, 
грамматическая связь. Смысловая связь слов в словосочетании устанавливается по вопросам, которые ставятся от главного слова к зависимому: 
тропинка (какая?) лесная, бежать (куда?) домой, думать (о чём?) об экзамене.  
Способы подчинительной связи в словосочетании 
По характеру зависимого слова выделяют способы связи: согласование, управление, примыкание. 
Начальная форма словосочетаний 
Чтобы определить начальную форму словосочетания, нужно главное слово поставить в начальную форму: 
× × 
на лесной тропинке — лесная тропинка, 
× ×  
пришёл вовремя — прийти вовремя. 
НЕ РАССМАТРИВАЮТСЯ КАК ПОДЧИНИТЕЛЬНЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ 
Сочетание подлежащего и сказуемого, так как это уже предложение:  
магазин закрыт; день жаркий; поезд прибывает. 
Ряд однородных членов предложения, так как они связаны сочинительной связью: книги, газеты, журналы, лёгкий, но тёплый, то дождь, то снег. 
Сочетание служебного слова со знаменательным, так как это словоформа:  
около дома (около — предлог).  
тоже пришёл (тоже — союз),  
словно во сне (словно — частица). 
Составные формы слов:  буду заниматься,  более интересный,  самый умный. 
Фразеологические обороты, так как в них слова утрачивают своё лексическое значение:  бить баклуши,  водить за нос.

   Словосочетание - это синтаксическая конструкция, образующаяся на основе подчинительных связей: согласования, управления и примыкания. В словосочетание полностью переносятся все те отношения, те общие и частные, более конкретные значения, которые возникают при присловной подчинительной связи: эти отношения представляют собой значения словосочетаний. В составе словосочетания выделяются компонент стержневой (или главенствующий) и компонент зависимый (компоненты зависимые): стержневым компонентом является грамматически главенствующее слово, своими лексико-грамматическими свойствами предопределяющее связь; зависимым компонентом - форма слова (формы слов), грамматически подчиненная (подчиненные). В зависимости от того, какое слово является стержневым, все словосочетания делятся на глагольные (стержневое слово - глагол), субстантивные (стержневое слово - существительное, включая местоимение-существительное и числительное), адъективные (стержневое слово - прилагательное), наречные (стержневое слово - наречие); к наречным словосочетаниям условно относятся также словосочетания со стержневым словом - компаративом.

    Словосочетания строятся по определенным абстрактным образцам. Эти образцы (типы) словосочетаний представляют собой отвлечения от таких грамматических и лексико-семантических характеристик соединившихся слов, которые существенны для формального устройства и значения словосочетания. В одних случаях для установления образца словосочетания достаточно указания только на самые общие грамматические характеристики соединяющихся слов. Таков, например, абстрактный образец словосочетаний "существительное - согласуемое с ним прилагательное" (новый дом), значением которых являются собственно определительные отношения. В других случаях определение образца должно включать в себя более конкретные языковые характеристики, необходимые для установления его значения, например: "глагол - конкретное существительное в форме род. п. с предлогом пространственного значения": ехать с горы, писать из города (отношения определительные [обстоятельственные] - пространственные); "существительное с процессуальным значением - род. п. существительного, способного называть субъект действия": приездревизора, деятельность института (значение субъектно-определительное); "существительное с конкретным значением - род. п. существительного с конкретным значением": дом отца, крыльцо дома, парки Москвы (значение определительное - по принадлежности, обладанию); "существительное с процессуальным значением - род. п. существительного, способного называть объект действия": чтение книги, постройка дома, изучение вопроса,излечение больного (значение объектное). Все те характеристики, которые даются при описании отношений, возникающих при подчинительных связях, одновременно являются необходимыми характеристиками образцов словосочетаний, образующихся на основе этих связей; примеры, иллюстрирующие подчинительную связь, одновременно являются и примерами соответствующих словосочетаний.

    Синтаксис  как раздел грамматики, изучающий  строй связной речи, включает  в себя две основные части: а) учение о словосочетании и  б) учение о предложении. Особо  можно выделить раздел, рассматривающий  более крупное синтаксическое  целое - объединение предложений  в связной речи.  
Словосочетанием называется соединение двух или более знаменательных слов, связанных по смыслу и грамматически и представляющих собой сложные наименования явлений объективной действительности, например: студенческое собрание, статья по диалектологии, человек среднего роста, читать вслух. Являясь наряду со словом элементом построения предложения, словосочетание выступает в качестве одной из основных синтаксических единиц. Некоторые грамматисты (М.Н. Петерсон, Ф.Ф. Фортунатов) определяли синтаксис как учение о словосочетании.  Различаются словосочетания синтаксические и словосочетания фразеологические. Первые изучаются в синтаксисе, вторые - во фразеологии. Ср.: а) красная материя, железная балка, тупой взгляд; б) красная смородина, железная дорога, тупой угол.  Среди синтаксических словосочетаний выделяются словосочетания свободные и несвободные. Первые легко разлагаются на составляющие их части, вторые образуют синтаксически неразложимое единство (в предложении выступают в роли единого члена). Например: а) нужная книга, лекция по литературе, бежать опрометью; б) два студента, несколько книг.  Другой основной синтаксической единицей является предложение. Предложением называется минимальная единица человеческой речи, представляющая собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее известной смысловой и интонационной законченностью. Будучи единицей общения, предложение вместе с тем является единицей формирования и выражения мысли, в чем находит свое проявление единство языка и мышления.  Предложение соотносится с логическим суждением, однако не тождественно ему. Как справедливо указывал еще Аристотель, каждое суждение выражается в форме предложения, но не всякое предложение выражает суждение.  Предложение может выражать вопрос, побуждение и т.д., соотносительные не с суждением, а с другими формами мышления. Отражая деятельность интеллекта, предложение может служить также для выражения эмоций и волеизъявления, входящих в сферу чувства и воли.  В науке нет единого определения предложения. В истории разработки русского синтаксиса можно отметить попытки определить предложение в плане логическом, психологическом и формально-грамматическом. 

Словосочетание как синтаксическая единица

  Синтаксис - это  раздел языкознания, который исследует  и формулирует правила построения  связной речи. Синтаксическими единицами  принято считать словосочетания  и простые предложения. 
Словосочетание — это употребление двух и более слов при помощи сочинительной или подчинительной связи. Одно из них при этом является главным, а остальные - зависимыми. От главного можно задать вопрос, ответом на который будут зависимые слова. По структуре различаются простые и сложные словосочетания. Простыми считаются словосочетания, которые состоят из двух слов, а если в словосочетании - больше двух слов, то оно является сложным. В простых словосочетаниях наблюдается сильная связь главного слова с зависимым, а в сложных из-за нескольких подчинительных связей она ослабевает. Академическая грамматика допускает в простых словосочетаниях до четырех слов. Также различают словосочетания по степени спаянности компонентов. Синтаксическими свободными являются те словосочетания, которые легко разделяются на составляющие части, а синтаксически несвободные — образуют неразложимое единство. Обычно, синтаксически несвободные словосочетания выступают в предложении единым членом и не могут употребляться отдельно друг от друга: три табуретки, много времени. 
 
    По типу сочинительной связи различают полные и неполные словосочетания. В полных словосочетаниях все грамматические категории совпадают, а в неполных зависимые слова уподобляются формам главного. Кроме этого, словосочетания также различают по сочетаемости. Различают их два вида: свободные и несвободные. Несвободные в свою очередь также подразделяются на несвободные фразеологически и синтаксически. Подчинительной связью называется соединение неравноправных частей. Она всегда закрытая, и средствами ее выражения являются средства связи, формы слова, интонация и лексические средства. Одним из видов подчинительной связи считается согласование. В словосочетании при согласовании все зависимые слова находятся в том же роде, числе и падеже, что и главное слово. Но согласование может быть и неполным, когда у слов совпадает только число и падеж: «наша врач». Управление также относится к подчинительной связи. Зависимые слова при управлении принимают ту же форму, какую диктует главное слово. При сильном виде управления главное слово предопределяет появление необходимых падежных форм, а при слабом - нет. Еще одним из видов подчинительной связи считается примыкание. Зависимое слово при нем проявляет свою зависимость от главного слова только лексическим значением. Формы изменяемых слов при этом не выражают синтаксической зависимости: делать быстро. 
    Данная синтаксическая единица может состоять из двух, трех и большего количества самостоятельных слов и функционирует в составе предложения. Так, например, в предложении Вскоре весь отряд поскакал за ними. (Фад.) выделяются следующие словосочетания: весь отряд, вскоре поскакал, поскакал за ними. Это соединения слов, объединенных по смыслу и грамматически (по принципу подчинения: весь отряд — согласование,вскоре поскакал— примыкание, поскакал за ними — управление).  
В словосочетании выделяются две части, два компонента, один из которых грамматически подчиняет себе другой. Подчиняющий компонент — так называемое главное (опорное, стержневое) слово — это грамматически независимое в сочетании слово; подчиняемый компонент (зависимое слово) грамматически подчиняется главному слову словосочетания. В рассмотренных словосочетаниях (весь отряд, вскоре поскакал, поскакал за ними)опорными компонентами являются слова отряд и поскакал.  
Вопрос о словосочетании как синтаксической единице речи еще недостаточно изучен в языкознании, несмотря на то что этой проблемой занимались русские грамматисты, начиная с М. В. Ломоносова и А. X.   Востокова (последний впервые и употребил данный термин).  
Представители различных лингвистических школ и направлений по-разному решали проблему словосочетания, даже определяли данную синтаксическую единицу по-разному: Ф. Ф. Фортунатов, например, называл этим термином любое сочетание двух полных (т. е.знаменательных) слов; H. M. Петерсон понимал словосочетания так широко, что относил к ним и простые распространенные предложения; A.M. Пешковский находил возможным называть словосочетанием и отдельное слово, если оно, соответствующим образом интонационно оформленное, представляет собою предложение (например, Пожар! Воры! Спасите! Куда? и т. д.). Некоторые языковеды (Ф. И. Буслаев, А. А. Потебня) вообще не считали словосочетание особым объектом изучения синтаксиса.  
В современной лингвистической литературе также не существует единого мнения о том, что следует относить к словосочетанию, каковы отношения данной синтаксической единицы к слову и предложению.  
Некоторые исследователи, в том числе и В. В. Виноградов, называли словосочетанием такое сочетание слов, которое обозначает какое-либо одно понятие, иначе говоря, обладает номинативностью и так же, как отдельное слово, служит номинативной единицей языка1.

  Однако трудно согласиться  с таким положением, ибо какое, например, одно понятие выражается в таких словосочетаниях, как вскоре поскакал или поскакал за ними (см. выше предложение А. Фадеева)? В одном из таких словосочетаний называется действие и время совершения этого действия, во втором — действие и его отношение к объекту. Словосочетания могут указывать на действия и обстоятельства, при которых совершается это действие (идти вечером), на самые различные отношения между действиями и предметами (писать письмо), между различными предметами и лицами(книга брата, ножка стола), между предметами и признаками (зеленая трава) и т. д., но далеко не всегда словосочетание обозначает единое понятие. Более того, словосочетания, обозначающие одно понятие (железная дорога, зубная паста, прямой угол), являются так называемыми устойчивыми сочетаниями, фразеологическими единицами и изучаются во фразеологии, а не в синтаксисе. И только некоторые словосочетания действительно могут служить средством номинации (называния), например: советское общество, письменный стол, маленький мальчик и т. п.  Более широкое понимание словосочетания дано в статье В. П. Сухотина «Проблема словосочетания в современном русском языке». Под словосочетанием автор понимает «минимальное грамматическое и смысловое единство в составе предложения, отражающее связи реальной действительности»1, и относит к словосочетаниям любое соединение слов, связанных по смыслу и грамматически, в том числе и сочетания подлежащего со сказуемым, и объединения однородных членов предложения, построенные на основе сочинительной связи.

   Типология словосочетаний

     Словосочетание представляет собой соединение двух или более знаменательных слов, объединенных на основе определенной синтаксической связи и выполняющих номинативную функцию. Если компоненты словосочетания находятся в равных отношениях друг к другу, что может быть проверено простой их перестановкой без изменения или какого-либо ущерба для содержания, то мы говорим о сочинительной синтаксической связи Если же компоненты словосочетания находятся в неравных отношениях друг к другу, то есть один компонент подчинен другому, то мы говорим о подчинительной синтаксической связи. В таких словосочетаниях перестановка членов может привести к существенному изменению смысла целого: ср.: большой город – словосочетание; город большой – предложение. Особым видом связи является предикативная связь, которая вообще характеризует собой отношения между подлежащим и сказуемым и, следовательно, имеет непосредственное отношение к предложению. Однако в обоих языках существуют словосочетания, в которых подчиненный компонент несет особую функцию: он придает предмету некоторый признак, который мыслится не как постоянный, а лишь как временный, возникающий во время совершения действия, обозначенного сказуемым предложения. Такую синтаксическую связь называют предикативной

Информация о работе Словосочетание как синтаксическая единица. Типология словосочетаний