Скульптура Древнего Египта

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 13:28, реферат

Краткое описание

Около 5 тысячелетий назад в долине по нижнему течению Нила появились первые небольшие рабовладельческие государства. В конце 1У тысячелетия до нашей эры правители одного из них подчинили себе всю страну, создав единое царство с центром в городе Мемфисе, находившемся на левом берегу Нила, южнее того места, где сейчас расположен город Каир. Около 2800 г до н. э. правителем этого государства стал фараон Хуфу. Впоследствии его имя историки переделали в Хеопс. Так называют его и в наше время.
Большую роль в формировании египетской культуры и государства сыграл ранний период египетской истории – время с 4000 до 3000гг до нашей эры и период раннего Царства 3000-2000гг до н. э.

Файлы: 1 файл

Скульптура Древнего Египта.docx

— 19.84 Кб (Скачать)

Скульптура  Древнего Египта.

Около 5 тысячелетий  назад в долине по нижнему течению  Нила появились первые небольшие  рабовладельческие государства. В  конце 1У тысячелетия до нашей  эры правители одного из них подчинили  себе всю страну, создав единое царство  с центром в городе Мемфисе, находившемся на левом берегу Нила, южнее того места, где сейчас расположен город  Каир. Около 2800 г до н. э. правителем этого государства стал фараон Хуфу. Впоследствии его имя историки переделали в Хеопс. Так называют его и в наше время.

Большую роль в  формировании египетской культуры и  государства сыграл ранний период египетской истории – время с 4000 до 3000гг до нашей эры и период раннего  Царства 3000-2000гг до н. э.

Главным объектом искусства становится человек. Грандиозные  архитектурные сооружения – пирамиды поражают обобщенностью и законченностью форм. Величайшая из них - пирамида Хеопса - имеет высоту 146,6 м и сложена  из 2300 каменных многотонных глыб.

Вокруг пирамиды фараона располагались гробницы вельмож и чиновников. “Город мертвых” был своеобразной дорогой в загробный  мир.

Древние египтяне верили в загробную жизнь и  старались снабдить уходящих в иной мир всем, что им требовалось при жизни. Египетская религия учила , что счастливая жизнь в загробном мире дается только знатным людям.

Египтяне считали, что у человека несколько душ, и вечная жизнь после земной смерти даруется богами тем людям, за душами которых хорошо ухаживают священники-жрецы. Гробница и рассматривалась как  пристанище одной из таких душ, которую  египтяне называли “Ка” (двойник умершего человека).

В то же время  египетская религия была собранием  различных культов, которые в  течение многих веков подвергались многочисленным изменениям. В Египте почиталось множество богов. Некоторые  из них были очень древними и походили больше на животных, чем на людей. Их изображения имеют собачьи головы, рога или другие признаки зверей.

Но существовали и общеегипетские божества, храмы которых строились по всей стране: Гор, Ра, Осирис, Исида и другие.

Согласно преданиям  Осирис, прежде чем стать богом, царствовал в Египте , и память о его благодеяниях заставила его отождествлять с принципом добра, тогда как его убийца отождествляет зло. Эта же легенда имела и другое религиозное, моральное объяснение: Осирис есть заходящее солнце, убиваемое или поглощаемое темнотой - мраком.

Исида – луна вбирает в себя и хранит, сколько  может, лучи солнца,

а Гор – восходящее солнце – мстит за отца, рассеивая  темноту.

Осирис часто  изображался в виде мумии, его  обычные атрибуты - крюк или кнут, символ власти, и эмблема Нила в  виде крестика с ушком наверху. Иногда Осирис изображается с головой быка. 
 
 
 

Изображение богини Исиды - это голова с коровьими  ушами, на которой возвышается здание- символ вселенной: она как бы стоит на богато украшенной чаше, символ влаги, без которой ничто не могло бы существовать на земле. Отличительные признаки Исиды – диск, двойная корона, означающая владычество над Верхним и Нижним Нилом, и рога на голове.

Бог Тот изображается с головой птицы ибиса, он олицетворяет божественный разум, который сотворил вселенную. Он также и бог письмен, и организатор мира, разогнавший мрак и рассеявший потемки души. Кроме того, когда эта птица ест, её клюв образует вместе с лапами равносторонний треугольник, поэтому ибис олицетворяет геометрию и все науки, основанные на ней, вот почему ибис посвящен богу Тоту – богу божественного разума. В обязанности этого бога входило наблюдение за уровнем подъема воды во время разлива Нила. Иногда бога Тота изображают держащим зубчатую линейку- символ разлива Нила.

Египетские фараоны  часто отождествлялись с восходящим солнцем и получали тогда титул  сыновей Амон-Ра. Следуя традиции, во время праздников и торжественных  шествий в священной лодке  несли статую бога, покрытую драгоценностями, украшениями, в сопровождении толп девушек и женщин. Египтяне утверждали, что солнце и луна только в лодке  плавают вокруг земли.

Почти каждому  египетскому богу придавали, таким  образом, формы, и каждому из них  было посвящено таким образом какое - нибудь животное.

До нас дошло  всего несколько каменных табличек (их называют палетками) с изображениями  первых фараонов. Сами египтяне с глубочайшим  уважением относились к первым, ранним векам своей истории. Их воображение  населяло эти времена великими мудрецами  и могущественными царями.

Как уже говорилось ранее рядом с пирамидами в  “городе мертвых” находились гробницы знати. В экспозиции Эрмитажа выставлены каменные Рельефы из гробниц, в прошлом  -ярко раскрашенные.

Характер изображений  и их композиционное решение дают представление о разработанном  каноне. Так в рельефе из гробницы Нимаатра фигура восседающего в торжественной позе за столом вельможи в несколько раз превосходит по величине фигуры слуг, подающих ему различную снедь. Они размещены рядами, фризами, в несколько “этажей” и движутся в плоскости изображения. Трехмерное тело сведено к силуэту, четко очерченному контуром.

Скульптор умело  объединяет части фигуры, увиденные  с разных точек зрения: голова и  ноги - в профиль; глаза, плечи и  грудь – в фас. Такое изображение  людей характерно для египетского  искусства.

Второй памятник –каменный рельеф из гробницы Мирираанха - выполнен в иной технике: изображение не выпуклое, а врезанное в камень.

В гробницах  помещались статуи умерших. Семейная группа из гробницы  
 
 
 
 
 

Уджаанхджеса воспроизводит облик вельможи и его жены.

Композиция выполнена  в строгих рамках принятого канона: фронтальность более крупной  фигуры Уджаанхджеса, плотно сдвинуты ноги, руки, лежащие на коленях, торжественно застылая поза и взгляд, обращенный прямо. Лаконично и обобщенно трактованные фигуры связаны с блоком камня. Это известняк, покрытый сверху гипсом и раскрашенный в соответствии с каноном: мужская фигура - в коричневый цвет, женская – в желтый.

Замечательный скульптурный памятник египетской коллекции  Эрмитажа – статуя фараона Аменемхета Ш, правившего в Египте в период ХХ1-ХУШ вв. до н.э. Это время объединения страны, роста городов, расцвета культуры. В официальной скульптуре, в статуях фараонов , наряду с идеализацией и каноническими чертами, ощущается стремление мастеров передать индивидуальность особенностей модели, интерес к выявлению портретных черт. Эти тенденции прослеживаются в гранитной статуе фараона Аменемхета Ш. Фигура фараона дана в традиционной позе.

Характерный головной убор – немес - с изображением урея – священной змеи, охраняющей царя, - а также три его имени, начертанные в картуше (украшении в виде полуразвернутого свитка) на троне, напоминают, что перед нами владыка всего Египта. В лице фараона отмечены присущие именно этому человеку черты: узкие, глубоко посаженые глаза, большие скулы. Плотно сжатые тонкие губы, выступающий вперед подбородок придают лицу властное и суровое выражение. Сделанная из гранита, статуя, тем не менее, отчетливо передает мельчайшие детали одежды и головного убора, что говорит о высоком мастерстве скульптора.

В Эрмитаже находится  ряд значительных скульптурных произведений бытовых и культовых, в частности  статуя богини Мут – Сохмет. Дочь верховного бога Ра, богиня войны и палящего зноя. Сохмет изображалась львиноголовой. В этом образе отражено стремление подчеркнуть могущество человека, сопоставив его с силой зверя. Согласно мифу, разгневанная на людей, переставших подчиняться её одряхлевшему отцу и творивших зло, богиня решила испепелить их жаром засухи. И лишь заступничество сжалившихся богов спасло людей от полного истребления.

По их совету разлили ночью подкрашенное в  красный цвет пиво, которое, приняв за кровь, выпила богиня. Миф порожден был реальностью: от засухи избавляют  египтян красные, в период разлива, воды Нила.

Грозная богиня держит в руках “анх” - знак символизирующий жизнь.

Монументальная  статуя Сохмет, исполненная в годы правления Аменхотепа Ш (его имя обозначено на троне) находилась среди подобных ей скульптур в крупнейшем храме того времени – Карнакском.

Хочется остановиться еще на одной скульптурной группе – Статуе Аменемхеба с женой и матерью. Царский писец и градоначальник Фив был по тем временам великий человек. Скульптор, благодаря виртуозной обработке гранита передал мягкость и упругость форм человеческого тела, сохранив при этом многие традиционные черты (фронтальность, статичность, торжественность поз, связь с блоком камня и т.п.). Что особенно поражает - так это женские фигуры: и мать, и жена изображены в одинаковом возрасте. Это говорит о том, что древние египтяне верили в то, что в загробном мире людей ожидает вечная молодость и покой.

Характерно и  изображение древнего египетского  архитектора, автора и первого строителя  пирамид – Имхотепа, жившего около ХХУШ в. до н. э.

Имхотеп знаменит ступенчатой пирамидой и заупокойным храмом фараона Джоссера в Саккаре. Небольшая по величине скульптура из черного базальта, завораживает изяществом и значительностью. Та же статичная, торжественная поза сидящего человека, свиток папируса на коленях, представляют нам человека, играющего очень важную роль в государстве.

Как и сооруженная  им пирамида, так и скульптура архитектора  донесли до нас неповторимую красоту, сказочность и величие Древнего Египта.

Информация о работе Скульптура Древнего Египта