Скульптура древнего египта

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 18:13, реферат

Краткое описание

Примерно с 3000 г. до н. э. египетская официальная религия признавала фараона сыном солнечного бога Ра и таким образом самим богом. В египетском пантеоне существовало множество других богов и богинь, под властью которых находилось все: от явлений природы, подобно воздуху (бог Шу), до явлений культуры, подобных письменности (богиня Саф). Многие боги были представлены в виде животных или полулюдей-полуживотных.

Файлы: 1 файл

Религия Древнего Египта.docx

— 15.36 Кб (Скачать)

Рейман  Анастасия 2 класс

Религия Древнего Египта

Примерно  с 3000 г. до н. э. египетская официальная  религия признавала фараона сыном  солнечного бога Ра и таким образом  самим богом. В египетском пантеоне существовало множество других богов  и богинь, под властью которых  находилось все: от явлений природы, подобно воздуху (бог Шу), до явлений  культуры, подобных письменности (богиня Саф). Многие боги были представлены в  виде животных или полулюдей-полуживотных.

Обычно  египтяне придавали наибольшее значение богам, связанным с Нилом (Хапи, Сотис, Себек), солнцем (Ра, Ре-Атум, Гор), и богам, помогающим мертвым (Осирис, Анубис, Сокарис). В период Древнего Царства солнечный  бог Ра был главным богом. Ра должен был принести бессмертие всему государству  через фараона, своего сына. Солнце казалось египтянам, как и многим другим древним народам, явно бессмертным, ибо оно "умирало" каждый вечер, странствовало под землей и "заново рождалось" каждое утро. Солнце также  имело значение для успехов сельского  хозяйства в районе Нила. Таким  образом, поскольку фараон отождествлялся с солнцем-богом, нерушимость и  процветание государства были обеспечены. Эта религия не была индивидуалистически  ориентированной; кроме царской  семьи, никто не мог надеяться  на загробную жизнь и мало кто  верил, что Ра способен обратить внимание или оказать услугу обычному человеку.

Жрецы составляли только небольшую часть  обширного персонала, обслуживающего храм, включающего охранников, писцов, певцов, служителей жертвенников, уборщиков, чтецов, пророков и музыкантов. В  период расцвета храмовой архитектуры, около 1500 г. до н. э. храмы обычно окружались несколькими массивными сооружениями, а вдоль широкой аллеи, которая  вела на их территорию, стояли рядами сфинксы, выполнявшие роль стражей. Все могли  входить в открытый двор, но только немногие жрецы высшего ранга  могли проникать во внутреннее святилище, где в раке, хранящейся в лодке, находилась статуя бога. Ежедневные церемонии  в храмах включали в себя воскуривание жрецами благовоний на территории храма, затем пробуждение, умывание, умащивание благовониями и одевание статуи божества, жертвоприношение жареной пищи, затем  повторное опечатывание святилища  до следующей церемонии. Вдобавок к  этим ежедневным храмовым церемониям во всем Египте регулярно проводились  праздники и фестивали, посвященные  различным божествам. Фестиваль  часто устраивался в связи  с завершением какого-либо сельскохозяйственного  цикла. Статуя божества могла быть вынесена из святилища и торжественно пронесена по городу, а возможно, ей приходилось и наблюдать за празднеством. Иногда исполнялись пьесы, описывающие отдельные события из жизни божества.

Могилы  и похоронные обряды

Древние Египтяне верили, что мертвым могут  понадобиться такие предметы, какими они пользовались при жизни, отчасти  потому, что люди, по их представлениям, состояли из тела и души, поэтому  продолжение жизни после смерти должно было касаться и тела. Это  должно было означать, что тело следовало  хорошо подготовить для оживления  и что для него должны были быть приготовлены полезные и ценные вещи. Отсюда необходимость мумифицирования  и снабжение могил всеми необходимыми вещами, способными сохранить тело в безопасности. Сохранение тела и  обеспечение его предметами первой необходимости соответствовали, таким  образом, религиозным верованиям в  то, что жизнь не кончается. (Некоторые  из древних могильных надписей убеждали умерших, что смерть в конце концов - всего лишь иллюзия: "Не умершим  ты ушел; ты ушел живым".)

Сначала тела сохранял сухой климат пустыни, но постепенно развивалась техника, которая обеспечивала поразительно сложную консервацию. Полное мумифицирование  органов и заполнение впадин тканью, пропитанной нашатырем, специями и  маслом. Натрий, специи и масло прикладывались также снаружи, и тело заворачивалось в холст. Внутренние органы сохранялись  с четырех кувшинах, как говорилось, охраняемых четырьмя сыновьями Гора. Сердце не вынималось, подобно другим органам, потому что оно было местопребыванием духовного начала; поэтому его  клали на чашу весов с зале Суда, чтобы вынести приговор умершему. Но около 1500 года до н. э. полная мумификация  стала доступна не только для членов семьи фараона, хотя она все еще  оставалась недостижимой для низших классов.

У фараонов обычно были самые большие могилы и пирамиды, потому что они обладали достаточной властью и богатством, чтобы их строить, и потому, что  народ с достаточной готовностью  расходовал такие силы во имя бога-царя. Трудно подсчитать объем трудов и  средств, которые уходили на строительство  пирамид. Греческий историк Геродот  оценил, что для возведения единственной пирамиды Хуфу в Гизе 100000 рабочих  работали 20 лет. Те, кто мог себе это  позволить, делали вклады, чтобы оплатить убранство могилы и услуги жрецов, которые после следили бы за хорошим  самочувствием духов умершего. Эти  жрецы проводили постоянные церемонии в молельне склепа. Эти услуги, разумеется, не были доступны для бедных. Большинство бедняков подвергалось минимальной мумификации, и многие из них хоронились в ямах.

Внутри  могил находились рисунки и барельефы  сцен загробной жизни, обычно изображающие чествование умершего знатными особами  или то, как о нем заботятся  слуги, или то, как он объезжает  свои многочисленные земли и владения. Эти изображения служили нескольким целям. Создавая необходимое эстетическое обрамление, они одновременно были своеобразными магическими "дублерами" для умершего. Если бы жрецам не удалось  исполнить погребальный обряд до конца, все, что могло пригодиться, в отношении слуг, еды, предметов  обихода, социального статуса, было изображено для нужд умершего. Более  того, чтобы положение умершего в  загробной жизни было более значимым, его потомки должны были с большей  готовностью приглядывать за могилой  и поминать умершего. Бессмертию, как  форме вечной памяти среди родственников  и друзей, придавалось особое значение.

Еще более  важной, чем могила или физическая сохранность, была забота о душе, которая  обеспечивалась точным соблюдением  всего погребального ритуала. Если он проводился с нарушениями, это  могло отразиться на вечном состоянии  умершего. Главной процедурой этой похоронной церемонии было открывание рта умершего и прикосновение  к нему с помощью заостренного плотницкого топорика. В это время  Ба (душа) выходит через рот, и  считалось, что это должно возродить  все телесные способности для  новой жизни. Верили также, что в  ином мире это будет способствовать соединению Ба и Ка.

Другая  часть погребальной церемонии была связана с почитанием Осириса. Имя  Осириса могло быть присоединено к имени умершего или умерший  мог быть изображен с чертами  Осириса в надежде, что это  дает ему некоторые преимущества на предстоящем суде.

Информация о работе Скульптура древнего египта