Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2015 в 13:03, курсовая работа
Лирической героине Марины Цветаевой всегда уделялось большое внимание в исследованиях. И во многих из них рассматривалась близость лирического героя и личности поэта – «не отделяя одно от другого, а сливая воедино, – как всегда бывает в жизни»1; «в своих стихотворениях она словно проигрывает сценарий собственной судьбы»2; «в стихах она запечатлевает всех, кого любит, кем захвачена; ее лирическая героиня тождественна с ней»3 – это отмечают такие исследователи, как А.А. Саакянц, Ирина Шевеленко, Генрих Горчаков, И.В. Кудрова, Ю. В. Шатин и другие. Рассматривалось отношение лирической героини к миру (С. Ельницкая4), к веку (Ю.В. Шатин5), к самой себе.
Однако и в смерти лирическая героиня видит очевидную скуку: «Мне в гробу ещё обидно / быть как все», а могила – «западня», которая не сохранит ничего от страстной жизни: «Застынет всё, что пело и боролось, / сияло и рвалось», «Знаю! — Всё сгорит дотла! / И не приютит могила / Ничего, что я любила, / Чем жила». Лирическая героиня слишком жива для смерти:
Быть нежной, бешеной и шумной,
— Так жаждать жить! —
Очаровательной и умной, —
Прелестной быть!
[1:192]
Её возмущает, «что в могиле мы все равны!».
Мотив борьбы, схватки, наиболее ярко проявляется в стихотворении «Дикая воля»:
Я люблю такие игры,
Где надменны все и злы.
Чтоб врагами были тигры
И орлы!
Чтобы пел надменный голос:
«Гибель здесь, а там тюрьма!»
Чтобы ночь со мной боролась,
Ночь сама!
Я несусь, — за мною пасти,
Я смеюсь, — в руках аркан…
Чтобы рвал меня на части
Ураган!
Чтобы все враги — герои!
Чтоб войной кончался пир!
Чтобы в мире было двое:
Я и мир!
[1:136]
Желание битвы и последующего обладания всем миром – это та же страстная жажда «всех дорог». Силу лирической героини доказывает заведомо известная сила её противников: это хищники – «тигры и орлы», стихии – «ураган», и «ночь сама», за образом которой прочитывается смерть. Лирической героине Цветаевой для полноценной жизни нужна борьба как таковая, в то время как лирическая героиня Ахматовой находит поединок только в любви, и этой победы ей достаточно.
Отрицание скуки жизни проявляется и в отказе от банальной женской судьбы:
В майское утро качать колыбель?
Гордую шею в аркан?
Пленнице — прялка, пастушке — свирель,
Мне — барабан.
Женская доля меня не влечёт:
Скуки боюсь, а не ран!
Всё мне дарует, — и власть и почёт
Мой барабан.
[1:146]
Это стихотворение можно сравнить с ранними «В Люксембургском саду» и «Только девочка», чтобы увидеть эволюцию лирической героини:
Я женщин люблю, что в бою не робели,
Умевших и шпагу держать, и копьё, —
Но знаю, что только в плену колыбели
Обычное — женское — счастье моё!
[1:53]
В моей руке не быть мечу,
Не зазвенеть струне.
Я только девочка, — молчу.
Ах, если бы и мне
Взглянув на звёзды знать, что там
И мне звезда зажглась
И улыбаться всем глазам,
Не опуская глаз!
[1:143]
Теперь она уже отвергает сценарий такого «обычного» счастья, и находит смелость поднять глаза, а вместо меча в её руке появляется Лира: «Нежную руку кладу на меч: / На лебединую шею Лиры». «Скуки боюсь, а не ран!» — это могло бы быть её девизом. Лирической героине нужно быть «всех впереди», вести за собой, покорять сердца, только в этом настоящая жизнь. Сила её в отрицании обыденного счастья, в стремлении жить полной, страстной жизнью, для неё «жить» — это активное действие. В отрицании скуки Цветаева тоже напоминает символистов: скука – это позор, признак обыденной, нетворческой жизни (например, стихотворение Блока «Сытые»: «В разгаре девственной мечты / Они скучали, и не жили, /И мяли белые цветы»).
Барабанщиком лирическая героиня видит себя на земле, её задача – вести за собой в битву – звуками и стихами:
Бог! Можешь спать в своей ночной лазури!
Доколе я среди живых —
Твой дом стоит! — Я лбом встречаю бури,
Я барабанщик войск твоих.
[1:486]
Нетворческая жизнь – синоним той скуки, которая отрицается с самых ранних стихов. Творчество, как и любовь, даёт возможность раскрыться, «расцвести душой», почувствовать вкус к жизни. Только стихи могут сохранить живую душу, которую не сохранит могила. Ей нужна слава, память в веках. В ранних стихах Ахматовой творчество призвано хранить память о любви, оно «делает любовь бессмертной»28, но при этом оно противостоит любви. Для лирической героини Цветаевой в этой жизни одинаково ценно всё, что находит отклик в её сердце, для неё жизнь, любовь, творчество неразделимы. Лирическая героиня сама осознаёт свою силу, смелость, и не боится, а осуждает тех, кто не понимает, насколько для неё равноценны все явления жизни (например, В.Я. Брюсова):
Всё таить, чтобы люди забыли,
Как растаявший снег и свечу?
Быть в грядущем лишь горсточкой пыли
Под могильным крестом? Не хочу!
Каждый миг, содрогаясь от боли,
К одному возвращаюсь опять:
Навсегда умереть! Для того ли
Мне судьбою дано всё понять?
(…)
Для того я (в проявленном — сила)
Всё родное на суд отдаю,
Чтобы молодость вечно хранила
Беспокойную юность мою.
[1:174]
«Жажда всех дорог» — то чудо, которое она требовала у Бога, неосуществимое в быстротечной жизни, осуществляется в стихах. Та страсть, которая не может быть проявлена в жизни, уходит в творчество. И если лирическая героиня Гиппиус отчаялась найти это чудо в жизни — «Но плачу без слез о неверном обете, / О неверном обете... / Мне нужно то, чего нет на свете, / Чего нет на свете», то лирическая героиня Цветаевой смело заявляет:
Я найду в своих стихах
Всё, чего не будет в жизни.
Жизнь подобна кораблю:
Чуть испанский замок — мимо!
Всё, что неосуществимо,
Я сама осуществлю.
[1:179]
Творчество есть реакция на жизнь, и потому оно вбирает в себя всё – от края до края, всю полноту мира, который видит перед собой лирическая героиня:
Что другим не нужно — несите мне:
Всё должно сгореть на моём огне!
Я и жизнь маню, я и смерть маню
В лёгкий дар моему огню.
[1:424]
Стихи рождаются от переполненности жизнью, от впечатлений, даже незначительных на первый взгляд: «Вечер в детской, где с куклами сяду, / На лугу паутинную нить, / Осужденную душу по взгляду... / Всё понять и за всех пережить!». Это напоминает ахматовские строки: «Когда б вы знали, из какого сора / Растут стихи, не ведая стыда», «Сердитый окрик, дегтя запах свежий, / Таинственная плесень на стене... / И стих уже звучит, задорен, нежен, / На радость вам и мне».
На стихи уходит вся энергия, вся страсть, и это нелегкое испытание для поэта – переживать любую мелочь всем сердцем:
Вы, идущие мимо меня
К не моим и сомнительным чарам, —
Если б знали вы, сколько огня,
Сколько жизни, растраченной даром,
И какой героический пыл
На случайную тень и на шорох…
— И как сердце мне испепелил
Этот даром истраченный порох.
[1:179]
Лирическая героиня живёт со страстью, зачастую доходя до края, желая и жизни, и смерти. Она признает себя грешной из-за такой чрезмерности, но не отказывается от неё, и при этом не боится Страшного Суда: для неё он как праздник – «Сегодня праздник мой, сегодня – Суд», где Бог глядит «как друг», что «добр и стар», который поймет, «что с эдаким в груди / Кремлевским колоколом – лгать нельзя». Она отдаётся жизни без остатка:
Буду грешить — как грешу — как грешила: со страстью!
Господом данными мне чувствами — всеми
пятью!
[1:243]
Жизнь для лирической героини и есть страсть, любовь, песня. Соединение этих начал отражается в коротком стихотворении:
Песня поётся, как милый любится:
Радостно! — Всею грудью!
Что из того, что она забудется —
Богу пою, не людям!
Песня поётся, как сердце бьётся —
Жив, так поёшь…
[1:440]
Без этого пороха, огня, горения, а не тления, лирическая героиня отказывается принимать жизнь. А источник своей неистощимой силы, энергии, лирическая героиня называет в следующих строках:
Я знаю: не сердце во мне, — сердцевина
На всём протяженье ствола.
Продольное сердце, от корня до краю
Стремящее Рост и Любовь.
[2:17]
Лирическая героиня живёт не разумом, не духом (она совсем не святая), а сердцем, из которого и произрастают все чувства и стихи. Сердце – апофеоз жизни, оно настолько огромно и сильно, что занимает всё тело, отсюда – такая любовь и такое желание жизни, которое придает всему существу лирической героини необыкновенную силу.
Лирическую героиню Марины Цветаевой действительно можно назвать сильной; с самых ранних стихотворений она отвергает скучную, обыденную жизнь, лишенную риска и приключений – для неё такая жизнь сравнима со сном и смертью ещё при жизни. Её жизнь должна быть полна испытаний, борьбы, чувств, страстей – и потому лирическая героиня не может выбрать единственный путь, ей хочется испробовать себя в разных ипостасях. Обыденная жизнь, одинаковая изо дня в день для неё неприемлема, и смерть оказывается предпочтительней – но могила не сохранит памяти о лирической героине, её сущность, то, какой она была в жизни. Только стихи сохранят её душу, отдающую всю себя жизни, любви, творчеству, в стихах она может найти любое чудо, создать это чудо сама. Важнейшие темы лирики Цветаевой – любовь, творчество, жизнь – тесно связаны с мотивом огня, который символизирует страсть. Лирическая героиня понимает, что жить с такой страстью безгрешной – невозможно, но Бог для неё не судья, а понимающий друг. Иной способ жизни для неё немыслим – лучше умереть раньше, «на заре», но прожить яркую, страстную жизнь. Такой жизни требует её душа, её сердце, которые навечно запечатлены в стихах Марины Цветаевой.
В дальнейших исследованиях можно рассмотреть эмигрантский и поздний период творчества Цветаевой и проследить изменения в характере силы лирической героини.
1 Саакянц А.А. Марина Цветаева. Жизнь и творчество / М.: Эллис Лак, 1999. – 816 с.
2 Шатин Ю.В. Цветаева М. В полемике с веком / Новосибирск: Наука, 1991. – С. 3-19
3 Саакянц А. А. – там же.
4 Ельницкая С. Статьи о Марине Цветаевой / М.: Дом-музей Марины Цветаевой, 2004. - 304c.
5 Шатин Ю.В. Цветаева М. В полемике с веком / Новосибирск: Наука, 1991. - С. 3-19
6 Генрих Горчаков О Марине Цветаевой глазами современника / США: "Antiquari",1993 г. – 233 с.
7 Саакянц А.А. – там же.
8 Саакянц А.А. – там же.
9 М. И. Цветаева Ответ на анкету / М.: Художественная литература, 1988. – 639 с.
10 Саакянц А.А. Марина Цветаева. Жизнь и творчество / М.: Эллис Лак, 1999. – 816 с.
11 Саакянц А.А. – там же.
12 Лотман Ю.М. – цит. по Валгина Н.С. Теория текста / М.: Логос, 2003. – 280 с.
13 Саакянц А.А. – там же.
14 Белкина М.И. Скрещение судеб / М.: Изограф, 2005. – 784 с.
15 Немировский А.А. «Высоко несу свой высокий сан...» (о соционическом типе Марины Цветаевой) // Психология и соционика межличностных отношений, 2003, № 5.
16 Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. / М.: Сов. Энцикл., 1962—1978.
17 Бродский И.А. Поэт и проза.
18 Загребельная М. Кальвинизм в поэзии Марины Цветаевой».
19 Недоброво Н.В. Анна Ахматова – цит. по Спивак Р.С. «Антропология сильной личности в ранней лирике А.Ахматовой: сборник «Вечер»
20 Спивак Р.С. «Антропология сильной личности в ранней лирике А.Ахматовой: сборник «Вечер» // Вестник Пермского университета, 2010, 2(8)
21 Тальников Д. Анна Ахматова цит. по Спивак Р.С., там же
22 Чуковский К.И. Анна Ахматова цит. по Спивак Р.С., там же
23 Брюсов В.Я. – цит. по Саакянц А.А. Марина Цветаева. Жизнь и творчество / М.: Эллис Лак, 1999. – 816 с.
24 Спивак Р.С. «Антропология сильной личности в ранней лирике А.Ахматовой: сборник «Вечер» // Вестник Пермского университета, 2010, 2(8)
25 Саакянц А.А. Марина Цветаева. Жизнь и творчество / М.: Эллис Лак, 1999. – 816 с.
26 Спивак Р.С. «Антропология сильной личности в ранней лирике А.Ахматовой: сборник «Вечер» // Вестник Пермского университета, 2010, 2(8)
27 В.Н. Куликова Сонет Д.К. Бальмонта «Ласточки» / http://balmontoved.ru/almanah-
28 Спивак Р.С. «Антропология сильной личности в ранней лирике А.Ахматовой: сборник «Вечер» // Вестник Пермского университета, 2010, 2(8)
Информация о работе Сильная лирическая героиня в раннем творчестве М.И. Цветаевой